Интеграция как способ повышения мотивации у учащихся эстетического и художественного цикла на примере урока музыки
Цель: Выявление связи музыки с другими уроками
Задачи: способствование развитию воображения, развитие эмоциональной отзывчивости на произведения живописи и музыки; творческого мышления; вокально-хоровых навыков, ориентация по странам рождения композиторов, воспитание любви к искусству.
Музыка + ИЗО
Существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину, образ или портрет. В 8 классе была тема урока «Импрессионизм в музыке». Я показала картины Э.Дега «Голубые танцовщицы», где появился новый стиль написания картин и новый сюжет. Объяснила, что картины стали писать пастелью и обратила внимание учеников на то, как меняется цветовая гамма этих картин. Цвета плавно переходят из одного в другой. Со временем новые сюжеты стали появляться и в музыке, а вместе с ними и новые приёмы звукоизвлечения. Затем предложила прослушать муз.произведение К.Дебюсси «Послеполуденный отдых Фавна» и подумать: какие цвета представляются при прослушивании этого произведения. У каждого ученика в воображении появлялся свой цвет, но у каждого этот цвет менялся от бледного и еле заметного до яркого насыщенного глубокого тона, а затем краски опять стали светлее.
Второй вариант взаимодействия музыки и ИЗО- это творческая работа: нарисуйте с помощью музыкальных знаков (ноты, скрипичный и басовый ключи, паузы, нотный стан) девочки-цветок, мальчики-машину.
Таким образом доступно показана связь ИЗО с музыкой .
Музыка +география
Есть уроки, где не обойтись без знаний из области географии. Благодаря знаниям о местонахождении той или иной страны можно лучше понять особенности фольклорной музыки и национальных инструментов. Так на уроке музыки однажды задала ряд вопросов:
- Покажите на нарте, в какой стране, по вашему предположению, не существует урока музыки?
-Покажите на карте страну, где разрешено слушать классическую музыку только музыкантам-профессионалам?
-Покажите на карте континент, где музыка до сих пор осталась как часть религиозного обряда?
Другой пример: зная где находится республика Якутия ( на крайнем Севере), ученики смогли понять почему музыкальный инструмент варган так развит на этой территории.
Таким образом ученики узнают на карте местонахождение страны и её музыкальные особенности.
Музыка+физ-ра
На уроках музыки не обойтись без ритмики. В начальной школе я использую физ.минутки, на которых ученики выполняют ритмические упражнения под музыку. Наклоны головой, шаги вправо, влево, приседания, повороты вокруг себя, поднятия рук вверх.
Благодаря этому развивается ритмический слух и координация.
Так же использую игру «Музыкальная картошка». Ученики встают в круг и под музыку друг другу передают мячик. Как только музыка прекращается, передавать мячик нельзя.
Таким образом вырабатывается реакция на музыку.
Предлагаю под музыку пошевелить только одной частью тела: танцует только рука, только нога, плечи, голова, глаза.
Вырабатывается координация.
Включение в уроки музыки других учебных предметов способствует более глубокому эмоциональному восприятию музыкального произведения. Уроки интегрированного типа подводят учащихся к осознанию того, что музыка рождается не на пустом месте, а возникает из реальной жизни. Во время анализа произведений, и в процессе восприятия важно сохранить эмоциональное отношение самого ученика к произведению, не перегружая его терминологией, сухими фактами. Предметы, используемые на уроке должны формировать эстетическое восприятие произведений, совершенствовать у школьников искусствоведческие знания, навыки художественно-образного мышления, воображения, эмоциональной отзывчивости.
«Нет рубежей между искусствами, музыка объединяет в себе поэзию и живопись. И имеет свою архитектуру». М.К. Чюрленис