Стригункова МД
МБОУ «СОШ№ 59»
г.Курск
«Интеграция как средство развития познавательного интереса обучающихся на уроках английского языка»
Интеграция открывает огромные возможности перед преподавателями. Трудно представить современный урок без современных методов обучения. И это понятно, потому что роль новых технологий, всех перспективных методов обучения направлена на процесс интеллектуального, творческого и нравственного развития школьников.
Цели данной технологии:
Повышение мотивации обучения.
Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам.
Задачи:
Воспитывать у учащихся познавательную активность;
Вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное;
Умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера;
Повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ;
Развивать интеллектуальные и творческие способности детей.
Факторы, влияющие на эффективность интегрированных уроков:
Содержание, методы, приемы;
Приемлемое сочетание предметов для интеграции.
Использование данной технологии позволяет:
- значительно сэкономить время на уроке;
- повысить уровень наглядности в ходе обучения;
- внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;
- разнообразить формы работы;
- активизировать внимание;
- повысить творческий потенциал личности.
Интеграция между учебными предметами является одним из возможных путей совершенствования учебного процесса, направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами. Наиболее распространенной является интеграция английского языка с литературой, ИЗО, музыкой, историей, географией, и даже физикой и химией. Англииский язык, как никакой другой, интегрируется со всеми предметами.
Хорошо прослеживается связь английского языка с литературой при знакомстве с биографией писателя, с определенной эпохой и при анализе текстов: обучающиеся «познают истину», работая в творческих группах, что позволяет им погрузиться в историко-литературную атмосферу разных веков.
-Группа текстологов читает и анализирует тексты знакомится с тематикой творчества .
- Группа литературоведов знакомится с произведениями писателей .
- Группа архивариусов знакомится с биографическими данными писателя. В конце урока обучающиеся дают письменный ответ на вопрос: «Что же дала вам эта встреча с писателем ? Вы «познали истину»? Какую?»
Одним из источников эстетического воздействия на детей являются произведения живописи. Использование картин, иллюстраций дает возможность вырабатывать целенаправленное суждение, развивать ассоциативное мышление, знакомиться с различными видами искусства.
Единство человека и природы показано через ассоциацию между ними на примерах различных экологических тестов , где человека видят через природу, а природу – через человека. На уроках применяю иллюстрации, на которых, если внимательно приглядеться, можно увидеть лица и другие предметы.
В подготовке и проведении интегрированных уроков могут принять участие два учителя или более. При таком подходе урок традиционно называется бинарным. По теме «Имя числительное» - урок по русскому языку, математике , английскому языку. В процессе работы обучающиеся не только обобщают знания, полученные на уроках русского языка, математики , английского языка по данной теме, но и знакомятся с историей числительных, с древнерусскими именами, старинными русскими мерами длины, историей марафонской дистанции и даже с загадкой Российского флага,узнают, почему число «13» считается несчастливым.
Интересными получаются уроки по роману Дж. Свифта «Приключения Лемюэля Гулливера». Можно провести интегрированный (бинарный) урок английский язык - изобразительного искусство – география «Фантастический остров».С помощью учителя географии обучающиеся знакомятся с определением понятия «остров», учителя английского языка- с творчеством Дж. Свифта и отвечают на вопрос: «Фантастика Свифта научная или ненаучная? Почему?» и, как результ, создают свой фантастический остров с помощью преподавателя изобразительного искусства.
Союз предметов английского языка, литературы, русского языка, изобразительного искусства открывает возможность установить постоянные плодотворные связи. Бинарный урок технология - английский способствует знакомству с традиционными блюдами англо-язычных стран, рецептом и технологией их приготовления. (самопознание, самоорганизация, самообучение).
Мультимедиа позволяет учащимся готовить к урокам рефераты, доклады, сообщения, обобщающие схемы, проекты. На урок, связанный с изучением творчества писателя, можно идти лишь с его портретом. Но использование ИКТ- технологий( демонстрация видеоролика, показ фрагмента фильма, звуковые файлы, презентация, слайд-шоу) является хорошим подспорьем в работе педагога-лингвиста.
Применяемые на уроках английского языка технологии исследовательской и проектной деятельности, проблемного обучения, ИКТ-технологии являются эффективным познавательным средством, формирующим и стимулирующим разнообразные умения обучающихся.
На уроке английского языка языка по теме «Причастие» обучающимся можно предложить работу в группах:
1 группа – исследователи (работают с художественным текстом, взятым из учебной литературы, например, повесть А.П. Чехова «Душечка»)
2 группа – творцы (составляют миниатюру, рекламу по опорным словосочетаниям, заранее подготовленным учителем)
3 группа – корректоры (исправляют ошибки, связанные с неверным употреблением причастий )
4 группа – лингвисты (составляют идиомы из отдельных слов )
5 группа – художники (иллюстрируют фразеологизмы)
Работа в группах позволяет раскрыться каждому обучающемуся, проявить свой творческий потенциал.
Использование интеграции в учебном процессе является актуальной темой современного школьного образования.
В результате интегрированного обучения обучающиеся учатся:
- применять знания, полученные на других уроках;
- самостоятельно работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера;
- самостоятельно подбирать материал для сообщений;
- устанавливать временные связи исторических событий с биографией и творчеством писателя или поэта;
- самостоятельно анализировать, отбирать главное;
- создавать схемы, алгоритмы, тексты, кроссворды по изученному материалу, используя возможности компьютера.
Сложностей при внедрении данной технологии, безусловно, много. Но как говорит В.Ф.Шаталов: «Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Самое главное – учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить интерес в познании себя, жизни, мира…»
Список использованной литературы
Берулава М.Н. Интеграция содержания образования .– М.: Педагогика, 1993. – 172 с.
Петрова И.И. Педагогические основы межпредметных связей. - М. : Высш. шк., 1985. – 79 с.
Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический аспект. М.: Педагогика, 2007. – 264 с.
Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. М.: Учитель, 2003.
4