Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Баянгольский детский сад «Журавленок»
Внедрение ФГОС
в практику работы музыкальных руководителей ДОУ
« Осуществление принципа интеграции образовательной области
« Музыка» с другими образовательными областями»
Составил
Музыкальный руководитель 1 кв. категории
Цыденова Ольга Борисовна
с. Баянгол
2017г
Внедрение ФГОС в практику работы музыкальных руководителей ДОУ
« Осуществление принципа интеграции образовательной области
« Музыка» с другими образовательными областями»
В связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания всей работы с детьми. Основу Стандартов составляет системный подход:
- установление единства принципов организации образовательной работы с детьми;
- преемственность целей, задач, методов, средств, форм воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Основополагающий принцип, предложенный Федеральным Государственным Образовательным Стандартом – принцип интеграции образовательных областей. Музыка – интегрированный предмет, известно давно. Использование музыки в различных видах образовательной деятельности говорит об эффективности усвоения учебного материала воспитанниками на высоком уровне.
Интеграция образовательной области «Музыка» с другими областями происходит за счет применения различных методов и приемов работы.
Интеграция образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» проходит
-
за счет развития игровой деятельности детей (подвижные, театрализованные, дидактические);
-
приобщения к музыкальной культуре, и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Образовательная область «Познавательное развитие»
-
за счет сенсорного развития;
-
формирования элементарных математических представлений;
-
формирования целостной картины мира это и знакомство с музыкальными произведениями, знакомство с театрализованной деятельностью.
Образовательная область « Речевое развитие»
«Развитие речи»
-
за счет развития свободного общения с взрослыми и детьми (культура общения);
-
расширения словарного запас детей (умения вести диалог, отвечать на вопросы)
«Чтение художественной литературы»
-
за счет формирования интереса к художественному слову (потешки, стихи, сказки).
-
развития художественного восприятия и эстетического вкуса (чтение наизусть стихов, потешек)
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
« Приобщение к искусству»
-
Приобщение к народному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному);
-
Формирование элементарных представлений о различных видах искусства.
« Изобразительная деятельность»
Образовательная область «Физическое развитие»
« Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»
-
воспитания культурно-гигиенических навыков (опрятность);
-
формирования начальных представлений о здоровом образе жизни (знание частей тела, бережное отношение к здоровью).
«Физическая культура»
Интегрированная образовательная деятельность – это творческое дело педагога, ее можно организовать по-разному интересно, она эффективно и всесторонне развивает личность ребёнка, а сочетание различных видов деятельности способствует более лёгкому и быстрому запоминанию данного материала. Например.
Праздник - «День знаний»
Данная тема объединила в себе такие образовательные области как «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
В течение тематической недели дети с удовольствием слушали стихотворения про школу, про 1 сентября С. Маршака «Первый день календаря», прослушали такие музыкальные произведения как «Вместе весело шагать», «Учат в школе» Шаинского, с ними были проведены беседы «О школьных принадлежностях», «1 сентября - День Знаний», «Ребята идут в школу».
Были разучены такие песни как « К нам праздник пришел» С. Юдина,Песня "Детский сад "Сл. и муз. О. Шапоренко, которые были исполнены на итоговом мероприятии «День знаний».
Главной задачей данной тематической неделей было– создать у детей радостное праздничное настроение, вызвать эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру.
«Моя Бурятия» - национально - региональный компонент для старшего дошкольного возраста.
Данная тема объединила в себе такие образовательные области как « Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
В течение этой тематической недели дети знакомились с родным краем, с традициями и обычаями бурятского народа, они прослушали гимн Бурятии. Детям была показана презентация с местными достопримечательностями, природой Бурятии. Воспитатели групп и музыкальный руководитель исполнили детям гимн села Баянгол. Была организованная выставка детских работ под названием « Моя Бурятия».
Задачей данной тематической недели заключалась в том, чтобы расширять представления детей о Родине, в которой они живут, развивать познавательные интересы детей; воспитывать любовь к родному селу и к Бурятии.
Например, тема проекта «Все начинается с Мамы» объединяет в себе такие образовательные области, как «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» , «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», а также виды детской творческой деятельности как: художественно-творческая, игровая, познавательно-исследовательская. Единой организационной формой был тематический утренник под названием « Все начинается с мамы»
В течение тематической недели дети с удовольствием слушали произведения о маме (В.Осеевой, Ю.Яковлева, Е.Благининой и др.), им показывали картины, иллюстрацию, фотографии, дети сами рисовали портреты своих мам, была организована выставка портретов «Наши мамочки», дети рассказывали о мамах, слушали музыкальные произведения, посвященные мамам (например, красивое муз/произведение Ф.Шуберта «Ave Maria»), был организован концерт для мам.
В такие дни дети не только погружаются в атмосферу совместной коллективной работы, подготовки к празднику, но и учатся ценить и уважать своих родных и близких.
«Новый год». Данная тема объединила в себе такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
В содержание этой образовательной деятельности было включено всё, что дети узнали, выучили, запомнили за месяц: и о зимних природных явлениях, и как лесные звери зимуют. Дети пели песни, отгадывали загадки, танцевали, играли, и вся их исполнительская и игровая деятельность посвящена Новому году. Дети слушали «Вальс снежных хлопьев» муз. П. Чайковского, весело танцевали с нежными салютами, включались в игры, хороводы и т.д. Нам было важно закрепить у детей: любовь к природе родного края; доброжелательное отношение друг к другу; умение взаимодействовать в группе. Но самое главное – это вызывать у детей положительные эмоции.
Или другой пример: тематическая неделя посвященная Дню защитников Отечества, которая объединила в себе такие образовательные области, как «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие».
Для итогового тематического праздника велась большая предварительная работа: чтение сказок (былин), рассматривание иллюстраций, картин, были проведены беседы с детьми, рисование, прослушивали музыкальные произведения такие как « Кавалерийская» муз. Д. Кабалевского, песня « Моя армия» сл. И. Резник, муз. Э.Ханок под которую была показана презентация под названием « Моя армия» .
Были разучены песни « Бравые солдаты» сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко, « Наша Родина сильна» сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко,
« Стоит у руля капитан» сл. и муз. З. Роот.
Задачей данной тематической неделей было сформировать у детей представление о празднике посвященному дню защитника отечества
Дать понятия о различных родах войск Российской Армии. (Их форма, знаки отличия.) Здесь мы воспитывали чувство гордости за свою армию и любовь к Родине. Вся эта деятельность отражена в рабочей программе по образовательной области «Музыка» на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И.М Каплуновой, И.А Новоскольцевой. Программа предусматривает использование в образовательной деятельности интересного и яркого наглядного материала: иллюстрации и репродукции, дидактический материал, игровые атрибуты, музыкальные инструменты, аудио и видеоматериалы, «живые игрушки» - дети и воспитатели, одетые в костюмы. Один из важнейших принципов музыкального воспитания - партнёрство. Группа детей, музыкальный руководитель, воспитатель становятся единым целым – вместе слушать, петь, рассуждать, играть. Принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует ещё более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве. Принцип интеграции всех других образовательных областей (театрализованная ритмопластика, художественное творчество, развитие речи и др.) Результат внедрения данной технологии:
-
учебный процесс становится более интересным, разнообразным и эффективным (у детей расширяется кругозор, происходит обогащение музыкальными впечатлениями, формируется устойчивый интерес к музыкальной деятельности)
-
Обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка: эстетическое (чувство прекрасного, эмоциональная отзывчивость, любовь к народному творчеству); умственное (развивается память, внимание, кругозор, воображение, речь, мышление); нравственное (формируется дружелюбие, активность и самостоятельность.
С введением ФГОС выявились и затруднения с внедрением в практику у музыкальных руководителей. Отсутствие опыта разработки основной общеобразовательной программы ДОУ, части, формируемой участниками образовательного процесса, а также материально – техническая база. Также встает вопрос о грамотной организации воспитательно - образовательного процесса дошкольника.
Составляющими данного вопроса являются содержание образовательной программы ДОУ, условия ее реализации, создание предметно – развивающей среды, компетенция педагогов в качественной реализации задач и принципов стандартов. Постепенный переход должен сопровождаться методическими службами, куда входят старший воспитатель, заведующий по УВР, специалисты ДОУ и творческие педагоги.
Неподготовленность педагогов к переходу на ФГОС вызвала необходимость в разработке системы последовательных мер по их подготовке. Это информационная поддержка педагогов, поддержка нормативного обеспечения внедрения ФГОС. Проведение различных мастер – классов, методические объединения, обучающие семинары и семинары – практикумы.
Интеграция – действенное средство всестороннего развития ребенка. При интегрированном подходе успешно решаются задачи воспитания и образования; определяются духовные ценности, отношение к самому себе и людям, к обществу, в котором он развивается, к природе, формируются особенности поведения и сознания. Такая форма и есть творческое, живое погружение в Культуру, в самом широком понимании этого слова. У детей воспитывается устойчивый интерес к искусству, расширяются и углубляются знания об окружающем мире, формируется опыт нравственного поведения, опыт общения, развивается эмоционально-волевая сфера, создаются условия для творческих проявлений, для эмоционального и социального развития.