СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеграция образовательных областей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интеграция образовательных областей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Баянгольский детский сад «Журавленок»









Внедрение ФГОС

в практику работы музыкальных руководителей ДОУ


« Осуществление принципа интеграции образовательной области

« Музыка» с другими образовательными областями»






Составил

Музыкальный руководитель 1 кв. категории

Цыденова Ольга Борисовна






с. Баянгол

2017г

Внедрение ФГОС в практику работы музыкальных руководителей ДОУ

« Осуществление принципа интеграции образовательной области

« Музыка» с другими образовательными областями»

В связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания всей работы с детьми. Основу Стандартов составляет системный подход:

- установление единства принципов организации образовательной работы с детьми;

- преемственность целей, задач, методов, средств, форм воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Основополагающий принцип, предложенный Федеральным Государственным Образовательным Стандартом – принцип интеграции образовательных областей. Музыка – интегрированный предмет, известно давно. Использование музыки в различных видах образовательной деятельности говорит об эффективности усвоения учебного материала воспитанниками на высоком уровне.

Интеграция образовательной области «Музыка» с другими областями происходит за счет применения различных методов и приемов работы.

Интеграция образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» проходит

  • за счет развития игровой деятельности детей (подвижные, театрализованные, дидактические);

  • приобщения к музыкальной культуре, и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

  • за счет формирования основ безопасности (правила поведения в саду, на занятии, при передвижении)

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • за счет сенсорного развития;

  • формирования элементарных математических представлений;

  • формирования целостной картины мира это и знакомство с музыкальными произведениями, знакомство с театрализованной деятельностью.

Образовательная область « Речевое развитие»

«Развитие речи»

  • за счет развития свободного общения с взрослыми и детьми (культура общения);

  • расширения словарного запас детей (умения вести диалог, отвечать на вопросы)

«Чтение художественной литературы»

  • за счет формирования интереса к художественному слову (потешки, стихи, сказки).

  • развития художественного восприятия и эстетического вкуса (чтение наизусть стихов, потешек)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

« Приобщение к искусству»

  • Приобщение к народному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному);

  • Формирование элементарных представлений о различных видах искусства.

« Изобразительная деятельность»

  • Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства (показ репродукций с музыкальным сопровождением)

Образовательная область «Физическое развитие»

« Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»

  • воспитания культурно-гигиенических навыков (опрятность);

  • формирования начальных представлений о здоровом образе жизни (знание частей тела, бережное отношение к здоровью).

«Физическая культура»

  • накопления и обогащения двигательного опыта детей под музыку (овладение основными движениями);

  • формирования у воспитанников потребности в двигательной активности.

Интегрированная образовательная деятельность – это творческое дело педагога, ее можно организовать по-разному интересно, она эффективно и всесторонне развивает личность ребёнка, а сочетание различных видов деятельности способствует более лёгкому и быстрому запоминанию данного материала. Например.

Праздник - «День знаний»

Данная тема объединила в себе такие образовательные области как «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

В течение тематической недели дети с удовольствием слушали стихотворения про школу, про 1 сентября С. Маршака «Первый день календаря», прослушали такие музыкальные произведения как «Вместе весело шагать», «Учат в школе» Шаинского, с ними были проведены беседы «О школьных принадлежностях», «1 сентября - День Знаний», «Ребята идут в школу».

Были разучены такие песни как « К нам праздник пришел» С. Юдина,Песня "Детский сад "Сл. и муз. О. Шапоренко, которые были исполнены на итоговом мероприятии «День знаний».

Главной задачей данной тематической неделей было– создать у детей радостное праздничное настроение, вызвать эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру.

«Моя Бурятия» - национально - региональный компонент для старшего дошкольного возраста.

Данная тема объединила в себе такие образовательные области как « Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

В течение этой тематической недели дети знакомились с родным краем, с традициями и обычаями бурятского народа, они прослушали гимн Бурятии. Детям была показана презентация с местными достопримечательностями, природой Бурятии. Воспитатели групп и музыкальный руководитель исполнили детям гимн села Баянгол. Была организованная выставка детских работ под названием « Моя Бурятия».

Задачей данной тематической недели заключалась в том, чтобы расширять представления детей о Родине, в которой они живут, развивать познавательные интересы детей; воспитывать любовь к родному селу и к Бурятии.

Например, тема проекта «Все начинается с Мамы» объединяет в себе такие образовательные области, как «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» , «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», а также виды детской творческой деятельности как: художественно-творческая, игровая, познавательно-исследовательская. Единой организационной формой был тематический утренник под названием « Все начинается с мамы»

В течение тематической недели дети с удовольствием слушали произведения о маме (В.Осеевой, Ю.Яковлева, Е.Благининой и др.), им показывали картины, иллюстрацию, фотографии, дети сами рисовали портреты своих мам, была организована выставка портретов «Наши мамочки», дети рассказывали о мамах, слушали музыкальные произведения, посвященные мамам (например, красивое муз/произведение Ф.Шуберта «Ave Maria»), был организован концерт для мам.

В такие дни дети не только погружаются в атмосферу совместной коллективной работы, подготовки к празднику, но и учатся ценить и уважать своих родных и близких.

«Новый год». Данная тема объединила в себе такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

В содержание этой образовательной деятельности было включено всё, что дети узнали, выучили, запомнили за месяц: и о зимних природных явлениях, и как лесные звери зимуют. Дети пели песни, отгадывали загадки, танцевали, играли, и вся их исполнительская и игровая деятельность посвящена Новому году. Дети слушали «Вальс снежных хлопьев» муз. П. Чайковского, весело танцевали с нежными салютами, включались в игры, хороводы и т.д. Нам было важно закрепить у детей: любовь к природе родного края; доброжелательное отношение друг к другу; умение взаимодействовать в группе. Но самое главное – это вызывать у детей положительные эмоции.

Или другой пример: тематическая неделя посвященная Дню защитников Отечества, которая объединила в себе такие образовательные области, как «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие».

Для итогового тематического праздника велась большая предварительная работа: чтение сказок (былин), рассматривание иллюстраций, картин, были проведены беседы с детьми, рисование, прослушивали музыкальные произведения такие как « Кавалерийская» муз. Д. Кабалевского, песня « Моя армия» сл. И. Резник, муз. Э.Ханок под которую была показана презентация под названием « Моя армия» .

Были разучены песни « Бравые солдаты» сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко, « Наша Родина сильна» сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко,

« Стоит у руля капитан» сл. и муз. З. Роот.

Задачей данной тематической неделей было сформировать у детей представление о празднике посвященному дню защитника отечества

Дать понятия о различных родах войск Российской Армии. (Их форма, знаки отличия.) Здесь мы воспитывали чувство гордости за свою армию и любовь к Родине. Вся эта деятельность отражена в рабочей программе по образовательной области «Музыка» на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И.М Каплуновой, И.А Новоскольцевой. Программа предусматривает использование в образовательной деятельности интересного и яркого наглядного материала: иллюстрации и репродукции, дидактический материал, игровые атрибуты, музыкальные инструменты, аудио и видеоматериалы, «живые игрушки» - дети и воспитатели, одетые в костюмы. Один из важнейших принципов музыкального воспитания - партнёрство. Группа детей, музыкальный руководитель, воспитатель становятся единым целым – вместе слушать, петь, рассуждать, играть. Принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует ещё более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве. Принцип интеграции всех других образовательных областей (театрализованная ритмопластика, художественное творчество, развитие речи и др.) Результат внедрения данной технологии:

  • учебный процесс становится более интересным, разнообразным и эффективным (у детей расширяется кругозор, происходит обогащение музыкальными впечатлениями, формируется устойчивый интерес к музыкальной деятельности)

  • Обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка: эстетическое (чувство прекрасного, эмоциональная отзывчивость, любовь к народному творчеству); умственное (развивается память, внимание, кругозор, воображение, речь, мышление); нравственное (формируется дружелюбие, активность и самостоятельность.

С введением ФГОС выявились и затруднения с внедрением в практику у музыкальных руководителей. Отсутствие опыта разработки основной общеобразовательной программы ДОУ, части, формируемой участниками образовательного процесса, а также материально – техническая база. Также встает вопрос о грамотной организации воспитательно - образовательного процесса дошкольника.

Составляющими данного вопроса являются содержание образовательной программы ДОУ, условия ее реализации, создание предметно – развивающей среды, компетенция педагогов в качественной реализации задач и принципов стандартов. Постепенный переход должен сопровождаться методическими службами, куда входят старший воспитатель, заведующий по УВР, специалисты ДОУ и творческие педагоги.

Неподготовленность педагогов к переходу на ФГОС вызвала необходимость в разработке системы последовательных мер по их подготовке. Это информационная поддержка педагогов, поддержка нормативного обеспечения внедрения ФГОС. Проведение различных мастер – классов, методические объединения, обучающие семинары и семинары – практикумы.

Интеграция – действенное средство всестороннего развития ребенка. При интегрированном подходе успешно решаются задачи воспитания и образования; определяются духовные ценности, отношение к самому себе и людям, к обществу, в котором он развивается, к природе, формируются особенности поведения и сознания. Такая форма и есть творческое, живое погружение в Культуру, в самом широком понимании этого слова. У детей воспитывается устойчивый интерес к искусству, расширяются и углубляются знания об окружающем мире, формируется опыт нравственного поведения, опыт общения, развивается эмоционально-волевая сфера, создаются условия для творческих проявлений, для эмоционального и социального развития.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!