Интеграция предмета «физика» с различными предметами, изучаемыми в средней школе. Интегрированное обучение безусловно является одним из действенных способов формирования метапредметных компетенций учащихся. Кроме того, интеграция различных предметов позволяет в некоторой степени оказать помощь учащимся в профессиональном самоопределении. Физика как одна из естественных наук Физика – основа техники, поэтому широко используется для исследований в биологии, географии, истории, экологии. В наши дни общество достаточно информировано о достижениях науки и техники через средства массовой информации (телевидение, радио), используя возможности информационно-компьютерных систем (в частности, сети Интернет). Эту информацию нужно использовать, применяя на уроках и во внеурочной деятельности. Целый ряд сведений из области биологии, химии, экологии, географии получают учащиеся на уроках физики, и, наоборот, приходя на выше названные уроки, получают информацию физическую. Такая взаимосвязь позволяет активизировать деятельность учащихся. Явления природы взаимосвязаны. Большую роль в формировании целостной картины мира на уроках физики играет составление и решение задач. Задачи связаны с изучаемой темой, способствуют более прочному и глубокому усвоению физических закономерностей, должны научить практическому применению этих закономерностей в биологии, географии, истории, экологии. Целесообразно излагать учебный материал с использованием компьютерных технологий, видеотехники, плакатов и иллюстраций, географических и исторических карт, таблиц и наглядных пособий, но важно и не перегрузить урок наглядными пособиями, чтобы он не потерял физической сущности. Интеграция физики с предметами биологии, географии, истории, экологии и др. призвана формировать у учащихся любовь к природе, обогащать образное мышление, развивать фантазию, что является необходимым фактором успешного усвоения учебного предмета. Физика и математика Одной из важнейших задач обучения физике является формирование у учащихся представлений о современной физической картине мира, которая является частью научной картины мира. Формирование представлений о современной физической картине мира возможно лишь на межпредметной основе или интеграции предметов, т.к. каждый предмет вносит вклад в решение этой проблемы. Методологической основой интеграции учебных дисциплин является положение о единстве материального мира и взаимосвязи природы, общества и мышления. Взаимосвязь учебных предметов физики и математики отражает взаимосвязь наук физики и математики, которая определяется наличием у них общей предметной области. Эта взаимосвязь выражается в общности идей и методов, которую можно условно разделить на три вида: - физика ставит задачи и создает необходимые для их решения математические методы, которые в дальнейшем служат базой для развития математической теории. Например теория дифференцированного исчисления Ньютона для решения задач о движении тел. - развитая математическая теория используется для анализа физических явлений, что часто приводит к созданию новой физической теории, которая в свою очередь приводит к развитию физической картины мира и к возникновению новых физических проблем. Например, теория Максвелла о теории электромагнитного поля привела к электродинамической картине мира, а та в свою очередь к созданию специальной теории относительности. - физическая теория в своем развитии опирается на математический аппарат, который развивается и совершенствуется по мере его использования в физике. Например, производная в решении физических задач. Формы и реализации интегрированных занятий могут быть следующими: - опора в процессе изучения нового материала по физике на знания и умения учащихся, полученные при изучении математики; - проведение интегрированных уроков; - решение задач межпредметного содержания; - выполнение комплексных экспериментальных работ; - проведение комплексных экскурсий. Физика и ИКТ Построение учебного процесса в современной школе невозможно без использования информационно-коммуникационных технологий. Можно выделить следующие составные элементы данного учебно-воспитательного процесса: учебные и факультативные занятия по предметам школьного цикла с применением ИКТ, проектная деятельность учителей и учащихся с включением дистанционного компонента работы, научно-исследовательская работа учащихся по профильным направлениям с использованием ИКТ. Для всех учащихся одинаково действуют следующие принципы: 1. Мотивация и создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших). 2. Освоение компьютерной грамотности и использование информационных технологий в учебном процессе, в том числе ресурсов сети Интернет. 3. Формирование способности учащихся к рефлексии своего опыта. 4. Формирование научного типа мышления у учащихся. 5. Формирование стиля общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения. 6. Развитие способностей и умений учащихся самостоятельно добывать знания, систематизировать и применять их на практике. Оптимально проводить интегрированные уроки по предметам школьного цикла с использованием электронных учебных пособий и мультимедийных систем. Интеграция предполагает слияние двух дисциплин: информатики и профильного предмета. Это позволяет достичь следующих целей: -повысить интерес учащихся к обоим предметам; -пробудить интерес к познавательной и исследовательской деятельности; -инициализировать различные виды деятельности: познавательную, практическую, эвристическую, поисковую и личностно-ориентированную. Определяющим фактором успешности использования электронных учебных пособий на уроках является овладение учителями — предметниками информационными технологиями и методикой использования ИКТ в профессиональной деятельности. Использование виртуальных мультимедийных лабораторий, электронных учебников и других программных продуктов на интегрированных урока не только делает школьный курс информатики «реальным», т. е. отражающим современное состояние развития ИКТ, но и методически обоснованным для использования в учебном процессе средней школы. Нами накоплен подобный опыт работы, систематизированы имеющиеся в кабинете и школьной библиотеке электронные ресурсы, используемые в учебном процессе, осуществлена подборка Интернет-сайтов по изучаемым темам, систематизирован материал, представленный учащимися (презентации) по классам и темам. На следующем этапе работы предполагается более полная интеграция с другими дисциплинами во внеурочной работе с использованием метода проектов. Логическим дополнением здесь выступает введение дистанционного компонента интегрированного обучения, позволяющего не только расширить рамки учебного процесса, но и перейти к научно-исследовательской деятельности учащихся по профилям. Основа работы учащихся в научном проектировании — многосторонняя интеграция физико-математических и естественных дисциплин с информационными технологиями как инструментом решения и анализа сложных задач. Под моим руководством учащиеся принимают участие в научно-социальной программе «Шаг в будущее» («Вторая жизнь аккумуляторов», «Создание пилотного учебного пособия с техническим содержанием», «Игра в фишки как способ повышения познавательного мотива учащихся», «Исследование уровня сформированности творческого мышления старшеклассников») Физика и литература Межпредметные связи содействуют формированию у учащегося цельного представления о явлениях природы, помогают им использовать ранее приобретенные знания при изучении различных предметов. Так с учащимися основной школы на уроках и к урокам мы совместно подбираем из разных литературных произведений описание явлений и затем их объясняем. Если в текстах автор указывает числовые данные, то составляем и решаем задачи. Чаще всего данные приведены в неосновных единицах, обращаемся для перевода в основные единицы системы СИ к справочному материалу, историческим справкам. В кабинете у нас возможен доступ к Интернет-ресурсам, поэтому данную работу учащиеся делают с удовольствием и достаточно быстро. При изучении физических явлений также подбирается соответствующий материал с пословицами, поговорками, загадками. Таким образом, отгадывая загадки, анализируя описанное явление, мы проводим физические разминки. Такие занятия положительно влияют на усвоение основного школьного курса физики, а также способствуют развитию умений решать качественные задачи творческого характера. Это развивает у них мышление, внимание, наблюдательность. Осуществление внутрипредметной и межпредметной интеграции помогает развитию креативности и профессиональной ориентации обучающихся, способствует росту профессионального мастерства педагога. Практика показывает, что традиционная методика преподавания физики не может в современное время обеспечить необходимой результативности обучения. Одним из эффективных путей решения этой задачи является интеграция физики на разных ступенях обучения. Используемые источники информации: Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. Москва. Просвещение. 1988 Семке А.И. Занимательные задачи по физике 7 класс. М. НЦ ЭНАС.2004 Семке А.И. Занимательные задачи по физике 8 класс. М. НЦ ЭНАС.2004 Т.Г. Браже. Интеграция предметов в современной школе// Литература в школе. 2008. №5. С.150. Шевченко Л.А. Об интеграции на уроках русского языка// Русский язык в школе. 2008. №5
|