СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеграция общего и дополнительного образования в образовательной организации

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основе интеграции - образовательная ситуация, где у ребенка формируется определенная учебная компетентность. Педагог в учебной или внеучебной предлагает различные способы, методы и формы получения знаний, помогает ребенку самоопределиться со средствами обучения, наиболее интересными, понятными, эффективными для ребенка. 

Просмотр содержимого документа
«Интеграция общего и дополнительного образования в образовательной организации»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Каракульская средняя общеобразовательная школа»











Конкурсная работа



Интеграция общего и дополнительного образования

в МОУ «Каракульская СОШ»





Номинация: ««Интеграция общего и дополнительного образования для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов федеральных государственных образовательных стандартов общего образования с учетом концепций преподавания учебных предметов (предметных областей)»





















Автор: Вайгель Татьяна Павловна,

заместитель директора по воспитательной работе с детьми



с.Каракульское, 2021

Оглавление

1.

Введение…………………………………………………………………..

3

2.

Характеристика готовности МОУ «Каракульская СОШ» к усовершенствованию модели интеграции общего и дополнительного образования детей……………………………………...…………….…...



4

3.

Традиционные и инновационные формы интеграции общего и дополнительного образования в МОУ «Каракульская СОШ»….……..


6

4.

Ожидаемые показатели эффективности интеграции общего и дополнительного образования………………….………………………..


8

5.

Приложения……………………………………………………………….

10













































Введение

Федеральные и региональные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», входящие в национальный проект «Образование», ставят перед общим и дополнительным образованием детей новые задачи. К 2024 году в рамках реализации проектов образовательные организации должны решить поставленные задачи: проект «Современная школа» – «внедрение в российских школах новых методов обучения и воспитания, современных образовательных технологий»; проект «Успех каждого ребенка» – «формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех учащихся»; проект «Цифровая образовательная среда» – «создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней».1

В свете данных задач возрастает роль дополнительного образования детей, которое более мобильное, гибкое, не ограниченное стандартами. Оно расширяет возможности общего образования, способствует через реализацию дополнительных общеобразовательных программ достигать результаты освоения обучающимися основной образовательной программы в рамках реализации ФГОС любого уровня.

Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования в рамках образовательного учреждения способна быстро и точно реагировать на образовательные запросы семьи, создавать устойчивую культуросообразную среду развития, формировать осознанную гражданскую позицию, способствовать профессиональному самоопределению личности.

В основе интеграции - образовательная ситуация, где у ребенка формируется определенная учебная компетентность. Педагог в учебной или внеучебной предлагает различные способы, методы и формы получения знаний, помогает ребенку самоопределиться со средствами обучения, наиболее интересными, понятными, эффективными для ребенка. Проанализировав первый полученный результат, самоопределившись в выборе способов, форм, технологий обучения ребенок может сформулировать (построить) цель своей деятельности, направленный на заданный результат – развитие какой-либо учебной компетенции. Полученный результат ребенок закрепляет, анализирует и улучшает в кружках, секциях, студиях, клубах образовательного учреждения. Представление результата может быть как на классном, так и на школьном, муниципальном уровнях и во всех сферах образовательной деятельности. Представление результата (продукта) на более высоком уровне способствует развитию деятельности ребенка, его самоопределению, формированию и развитию компетенции. Для получения результата используются следующие виды деятельности ребенка:

  • репродуктивная – приобретение, расширение знаний, запоминание и воспроизведение;

  • поисковая – анализ, сравнение, обобщение полученных знаний;

  • исследовательская – решение поставленных (найденных) проблем, построение гипотез;

  • творческая – самостоятельная, инициативная деятельность, импровизация.

Таким образом, образовательные организации, сумевшие выстроить траекторию интеграции общего и дополнительного образования, успешно решают задачи национального проекта «Образование» и позволяют каждому ребенку выстроить собственную модель образования, реализовать свои мечты.

Характеристика готовности к усовершенствованию модели интеграции общего и дополнительного образования детей

В Муниципальном общеобразовательном учреждении «Каракульская средняя общеобразовательная школа» (далее – МОУ «Каракульская СОШ») реализуются формы, в которых сегодня осуществляется интеграция общего и дополнительного образования детей. На основании анализа практики можно констатировать: данные формы, так же, как и сам процесс интеграции, складывались в основном стихийно. В настоящее время можно выделить следующие стихийно сложившиеся формы интеграции общего и дополнительного образования детей:

1. Форма интеграции в рамках взаимодействия урочной и внеурочной деятельности.

2. Форма интеграции в рамках взаимодействия урочной, внеурочной деятельности и работы объединений дополнительного образования детей.

3. Форма интеграции, в рамках которой к образовательной организации присоединяется учреждение, которое реализует дополнительное образование детей (МКУК «Каракульская ЦКС, в/ч 2135 н/п Каракульское, ).

Анализируя данные формы, можно сделать вывод: стихийно возникшие в образовательном пространстве МОУ «Каракульская СОШ» формы интеграции общего и дополнительного образования детей зачастую носили сугубо административный, ситуативно-организационный характер.

Итак, учитывая все вышесказанное, мы понимаем, что интеграция общего и дополнительного образования детей не может произойти сама собой, для того, чтобы данный процесс состоялся как система и был эффективен, необходимо спроектировать соответствующую модель.

Согласно «Словарю по педагогике, «образовательная модель – последовательная система, включающая …общие цели образования, содержание образования, проектирование учебных планов и программ, частные цели руководства деятельностью обучаемых, модели группирования учеников, методы контроля и отчетность, способы оценки процесса обучения»2

Основные модели интеграции общего и дополнительного образования детей:

  • первая модель характеризуется тем, что набор кружков, студий, секций, по сути случаен, поскольку определяется не столько потребностями детей, сколько имеющимися в школе возможностями.

  • Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой структуры школы и дополнительного образования, хотя как единая управляемая система она ещё не функционирует.

  • Третья модель строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими образовательными организациями дополнительного образования детей.

  • Четвёртая модель представляет собой организацию дополнительного образования детей в общеобразовательной школе, работающей в системе полного дня.

В МОУ «Каракульская СОШ» на данный момент реализуется первая (или вторая???) модель интеграции, которая характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатываются. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант дополнительного образования в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов.

Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Тем не менее в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, «экспедиции», хобби-центры и т. п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ.

  • Анализ существующих практик. Как показал анализ практик, интеграция общего и дополнительного образования сегодня рассматривается в двух направлениях. Первое направление, наиболее развитое, предусматривает интеграцию общего и дополнительного образования в общеобразовательной организации. Как показывает исследование Кайгородовой О.В., стратегия развития интеграции общего и дополнительного образования детей в условиях конкретного образовательного учреждения реализуется в двух взаимосвязанных планах: 1) содержательной интеграции общего и дополнительного образования, т.е. поэтапном переходе от совокупности отдельных программ по видам деятельности к усилению их связей между собой и с программами общего образования, расширению разнообразия комплексных проектов, выращиванию на этой основе синтетических программ; 2) организационной интеграции, т.е. направленного роста кооперации в школьном сообществе – переходе от совокупности отдельных объединений по видам деятельности к увеличению числа объединений разновозрастных объединений (в т.ч. на базе студий и творческих мастерских) и становлению самоуправляющихся объединений. 1

  • В соответствии с Концепцией дополнительного образования МОУ «Каракульская СОШ», сложившаяся в школе система дополнительного образования имеет положительную тенденцию развития, о чём свидетельствуют факты:

  • количество кружков дополнительного образования с 2019 г. увеличилось более чем на 100 % (с 3 объединений в 2019 г. до 8 объединений в 2021 г.);

  • соотношение количества детей, посещающих кружки дополнительного образования, на базе школы с 2019 г. увеличилось на 43 % (43 обучающихся в 2019 г.) и составляет на сегодняшний день 81 ученик – 74 %;

  • количество педагогов дополнительного образования с 2019 г. (1 педагог имел соответствующее образование) увеличилось более чем на 100 %; на данный момент 4 педагога прошли курсы повышения квалификации, при этом соответственно расширились направления по реализации дополнительного образования.

Сегодня МОУ «Каракульская СОШ» осуществляет свою деятельность в соответствии с реализацией образовательных программ четырёх направленностей: технической, физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, социально-педагогической. При этом наиболее стабильными и популярными направлениями дополнительного образования являются:

  • социально-педагогическое (42 %),

  • физкультурно-спортивное (20 %),

  • художественно-эстетическое (17 %),

  • техническое (11 %).

Традиционные и инновационные формы интеграции общего и дополнительного образования в МОУ «Каракульская СОШ»

Интегративный подход в МОУ «Каракульская СОШ» также реализуется:

  • при создании образовательных программ, позволяющих выйти на межпредметный и надпредметный уровни содержания, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентности учащихся, например: «Дополнительные главы к основному курсу математики», «Подготовка к олимпиадам (ЕГЭ, ГИА) по математике», «Информатика в играх и задачах», «Занимательная математика в начальных классах», «Я-исследователь», «Детская риторика», «Эстетика», «Интернет-технологии, создание Web-сайтов» и, соответственно, метапредметных умений: исследовательских, проективных, рефлексивных: «Я-Исследователь», «Моя будущая профессия» и др.

  • проведение педагогами школы, и руководителем школьного спортивного клуба «Триумф» занятий спортивно-оздоровительной направленности по формированию здорового образа жизни и профориентации.

На данный момент в школе проходит апробация инновационных форм, таких как организация деятельности интегративных школьных проектов и образовательных событий, реализуемых в рамках взаимодействия и совместной реализации программ общего образования, программ внеурочной деятельности и дополнительных образовательных программ. Данные формы позволяют обеспечить:

  • содержательную интеграцию (т.е. переход от программ по отдельным видам деятельности к комплексным проектам, где в основу деятельности могут быть положены базовые ценности и крупные дидактические единицы);

  • технологическую интеграцию (т.е. использование в реализации общеобразовательных программ общего образования и программ дополнительного образования обучающихся методов и технологий, нацеленных на развитие личностных, предметных и метапредметных результатов).

Образовательное событие изменение в образовательной среде, личностно значимое для школьника, включающего его в многочисленные связи в ходе реализации программ внеурочной деятельности и программ дополнительного образования.

Приведём примеры образовательных событий, которые стали традиционными для школы: фестивали («Фестиваль изобретений», «Фестиваль науки», ученические конференции в рамках предметной недели, «Фестиваль талантов», «Ученик года»,), экскурсии (экологические, туристические), Недели активного чтения. Хочется обратить внимание, на образовательные результаты через участие в образовательном событии.  Это не знания и навыки. И еще "образовательный результат" - не всегда и не обязательно "результат обучения", возможно он -  "результат вовлечения". Серьёзные образовательные результаты от вовлеченного участия в образовательных событиях  - именно в изменении ценностных установок и изменении поведения обучающихся. Эти результаты  отложенные, проявляются и заметны не сразу. Но они обладают свойством накопления, которые вместе со “знанием-пониманием” и составляют “картину мира” обучающегося: способность быть самостоятельным в принятии решений, умении договариваться о правилах с другими,  уважать то, чего ты можешь пока сам не понимать. В конечном итоге, мы говорим о собственной образовательной стратегии, вырабатываемой им. За этим стоит готовность  ученика ставить себе образовательные задачи и находить пути их решения, а также делать осознанный выбор.

Интегративный школьный проект - система взаимосвязанных общим содержанием видов деятельности - внеурочной, по дополнительным образовательным программам - организуемых на протяжении определенного учебного периода (как правило - в течение учебного года) с участием разновозрастных групп обучающихся.

Практика реализации интегративных проектов мала, но некоторые наработки имеются. Самым результативным был реализован проект «Эко-эхо: наш экологический стиль жизни» в рамках регионального конкурса «Территория добра». Проект интегративный. Основы экологических знаний были интегрированы в различные предметные курсы (география, биология, физика, химия, обществознание, а также в программы дополнительного образования и внеурочной деятельности «Экологический клуб «Почемучки» (Приложение 2).

Такие формы как интегративный проект и образовательной событие при соответствующем нормативно - правовом обеспечении объединяют обучающихся, занимающихся по программам общего и дополнительного образования и в различных видах внеурочной деятельности и вне образовательной организации, а также могут обеспечить интеграцию и основных образовательных программ и программами дополнительного образования.

С какими трудностями сталкиваемся, работая в данном направлении?

  • нехватка педагогических кадров в общеобразовательных учреждениях;

  • проблема создания интегрированных образовательных программ;

  • научно-методическое и нормативное обеспечение процессов интеграции;

  • обучение педагогических кадров вопросам интеграции дополнительного и основного общего образования;

  • ресурсное взаимодействие (нехватка учреждений дополнительного образования для сотрудничества со школой).

Ожидаемые показатели эффективности интеграции общего и дополнительного образования

В ходе мониторинга планируется положительная динамика по следующим показателям:

  • положительная динамика числа выпускников, поступивших в учреждения среднего и высшего профессионального образования;

  • положительная динамика количества обучающихся, являющихся на муниципальном и региональном уровне участниками олимпиад по предметам;

  • увеличение количества педагогических работников, прошедших повышение квалификации;

  • удельный вес обучающихся, готовых к успешной адаптация в социуме;

  • положительная динамика физического и психического здоровья школьников;

  • удельный вес родителей, вовлеченных в процесс воспитания и развития школьников;

  • сохранность контингента.

Кроме этого, прогнозируется формирование мотивации педагогов дополнительного образования к деятельности, направленной на повышение уровня профессионального мастерства и координации действий системы дополнительного образования; создание благоприятных условий для развития интеллектуального и творческого потенциала как учащихся, так и самих педагогов.



Литература

  1. Дополнительное образование детей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki. (Дата обращения 07.02.2019).

  2. Кайгородова, Ольга Валерьевна. Развитие процессов интеграции образовательных учреждений в системе педагогического образования. Калининград, 2009































Приложение1

Таблица 1. Примеры интеграции общего и дополнительного образования художественного направления:

общее образование


Уроки ИЗО (программа Б.Н. Неменского)

Раскрытие творческого потенциала;

интеллектуальное совершенствование

дополнительное образование

Кружок «Эстетика» (программа педагога)



При этом проделана следующая работа, учитывая Концепцию предметной области «Искусство»:

  • заключён договор о взаимном сотрудничестве школы с учреждениями культуры: МКУК «Каракульская ЦКС», клубной библиотекой;

  • проведены творческие конкурсы на различных уровнях для повышения мотивации обучающихся к художественному творчеству;

  • подготовлена и проведена школьная олимпиада по учебным предметам предметной области «Искусство»;

  • проведены интерактивные занятия, очные экскурсии в музей с. Октябрьское для ознакомления учащихся с этнокультурными и национальными особенностями региона, района.

Пример интеграции общего и дополнительного образования физкультурно-спортивного направления:

общее образование


Уроки физической культуры в 1-11 классах (Программа В.И. Лях)

Физическая и спортивная подготовленность;

формирование потребностей в занятиях ФК;

удовлетворение интересов, самореализацию, самоопределение обучающихся.

дополнительное образование

Школьный спортивный клуб "Триумф" (программа педагога)


К основе интеграции относим организацию образовательной среды в ШСК, усиливающей связь между программами общего и дополнительного образования. Фактор интеграции: пересечение форм организации, содержания и усовершенствования методического обеспечения деятельности обучающихся (пример: применение метода круговой тренировки на уроках физической культуры и тренировочных занятиях).

Результат: единство определения освоения обучающимися программ общего и дополнительного образования (пример-метапредметные и личностные результаты там и там, на основе усложненного содержания программ).

Основа: образовательная деятельность по предмету «Физическая культура», так как здесь закладываются основы физкультурного образования.

К значимой относим дополнительное образование и внеурочную деятельность (классные часы, диспуты, викторины, проектную деятельность и т.д.), что повышает интеллектуальный уровень обучающихся, их социальную культуру.

Приложение 2

Паспорт проекта

Название проекта (интегративного)

Эко-эхо: наш экологический стиль жизни

География проекта

Челябинская область, Октябрьский район, село Каракульское

Срок реализации проекта

17.09.2020-17.05.2021

Краткая аннотация

Проект об экологических привычках, об ответственном отношении к природе, об экологическом следе: каким он будет, зависит от нас. Проект рассчитан на широкую аудиторию и будет интересен как школьникам (12+), так и взрослым. 

Описание

Основы экологических знаний интегрированы в различные предметные курсы (география, биология, физика, химия, обществознание и др.).

Реализация проекта осуществляется в рамках следующих направлений:

  1. Организационные мероприятия;

  2. Эколого-просветительские мероприятия;

  3. Практические природоохранные мероприятия;

  4. Исследовательская работа;

Распределение обязанностей среди участников для выполнения практико-ориентированных этапов (заданий):

  1. Журналисты - беседы с населением, учащимися;

  2. Фотокорреспонденты - сбор материалов для стенда и для отчёта по результатам выполнения проекта; выпуск плакатов, листовок;

  3. Сценаристы - подбор, составление плана работы;

  4. Рабочие (все) - уборка территории от мусора.


Механизмы реализации

Сетевое взаимодействие, межведомственное партнерство, публичность и открытость разноуровневых информационно-коммуникационных проектов по развитию экокультуры школьников и населения в целом.

Целевая установка

Формирование естественнонаучной грамотности и эколого-ориентированного мировоззрения, экологической культуры обучающихся.

Задачи проекта

  1. Научиться выделять проблему и искать способы ее решения для экологической и социальной обстановки в селе;

  2. С помощью инициативной группы ребят разработать перспективный план реализации проекта «Эко-эхо: наш экологический стиль жизни»;

  3. Пропагандировать и углублять экологические знания учащихся и взрослых;

  4. Агитировать жителей на уборку и благоустройство своего села;

Практико-ориентированные мероприятия

Итог

Экологические привычки (анкетирование, анализ, рекомендации-буклет)

Предназначены и вручены классным руководителям в помощь для проведения классных часов экологического содержания

Рассчитай свой экологический след

Практическое занятие, которое содержало понятие «экологический след», из чего складывается, и как рассчитать свой экологический след.

Акции по весеннему благоустройству территории посёлка, а именно: школы, детской площадки, Памятника, часовни, Родника, центральных улиц села, соснового бора.

На данный момент совместными усилиями мы навели порядок, продолжаем очищать запланированные территории, впереди-высаживать деревья, кустарники и цветы, проводить экологические мероприятия: трудовые десанты, смотры, конкурсы и осуществляем массу других полезных и важных дел. Посадка саженцев и разбивка клумб на территории школы.

Сбор макулатуры

Собрано263кг, победитель: 4 класс, собрано 99 кг, призёры 7 класс и 4 класс соответственно 96 кг и 68 кг.

Конкурс эко-листовок «Экология и мы»

Расклеивание на социально-значимых организациях села: почта, магазины, поликлиника, администрация Каракульского сельского поселения

Празднование Дня Земли

Выступление школьной агитбригады «Капелька»

Освещение работы по проекту на официальном сайте школы

Размещение на сайте материалов проекта: фотоотчёты, просветительские материалы экологического содержания

Планируемые результаты

  • Формирование целостной картины мира у обучающихся, так как предмет или явление рассматривается с разных сторон.

  • Формирование познавательного интереса, так как включены представления из различных предметных областей.

  • Вовлечение каждого ребенка в активный познавательный процесс при переходе от одного вида деятельности к другому.

  • Формирование таких качеств обучающегося, как любознательность, инициативность, самостоятельность, ответственность, целенаправленность, которые обеспечат ему успешное освоение учебных предметов школе.

  • Формирование коллективных взаимоотношений (умение договариваться, распределять обязанности, организовывать коллективный труд).

  • Сотрудничество обучающихся, педагогов с родителями, в результате образуется временное детско-взрослое сообщество.

  • Создание в ходе проекта стенгазет, листовок;

  • Осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее.



Элементы экологических знаний, получаемых в учебной деятельности

Тема

Предмет

Класс

Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде

Окружающий мир

4

Экологическое мышление, здоровый, безопасный и экологически целесообразный образ жизни, риски и угрозы современного мира

Физическая культура

4

Человек и природа в повествовании и рассказах

Литература

5

Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу. Человек - часть природы

Обществознание

7

Утилизация отходов. Экологические проблемы, связанные с утилизацией отходов. Понятие об экологии жилища

Технология

7

Экологические факторы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам

Биология

7

Значение химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф

Химия

8

Влияние деятельности человека на окружающую среду. Экология и экологическая безопасность. Загрязнение атмосферы, вод, почв

Физическая культура и ОБЖ

8

Природа, население, хозяйство различных территорий России. Экологические проблемы. Территории с неблагоприятной экологической ситуацией. Охрана природы и особо охраняемы природные территории

География

8







1 (Паспорт национального проекта «Образование», утверждённого президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. №16 (https://edu.gov.ru/national-project/)).


2 Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ» // http://www.studfiles.ru/preview/1607273/page:3/ – Дата обращения – 16.03.2016.