СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки в рамках реализации программ среднего профессионального образования. Технология интегрированного обучения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки в рамках реализации программ среднего профессионального образования. Технология интегрированного обучения

Просмотр содержимого документа
«Интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки в рамках реализации программ среднего профессионального образования. Технология интегрированного обучения»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное Учреждение Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж» Интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки  в рамках реализации программ среднего профессионального образования.  Технология интегрированного обучения    Меденец Наталья Александровна, преподаватель информатики и ИКТ, высшей квалификационной категории

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

Учреждение Краснодарского края

«Краснодарский педагогический колледж»

Интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки в рамках реализации программ среднего профессионального образования. Технология интегрированного обучения

Меденец Наталья Александровна, преподаватель информатики и ИКТ,

высшей квалификационной категории

Мир един, он пронизан бесчисленными внутренними связями, так что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других…

Мир един, он пронизан бесчисленными внутренними связями, так что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других…

Показатели федерального проекта «Современная школа» «Во всех образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования внедрены методики преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО, реализуемым на базе основного общего образования, предусматривающие интенсивную общеобразовательную подготовку обучающихся с включением прикладных модулей , соответствующих профессиональной направленности, в т.ч. с учетом применения технологий дистанционного и электронного обучения »

Показатели федерального проекта «Современная школа»

«Во всех образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования внедрены методики преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО, реализуемым на базе основного общего образования, предусматривающие интенсивную общеобразовательную подготовку обучающихся с включением прикладных модулей , соответствующих профессиональной направленности, в т.ч. с учетом применения технологий дистанционного и электронного обучения »

Циклы учебного плана ОПОП педагогического направления  Общеобразовательный цикл Общий гуманитарный и социально-экономический цикл Математический и общий естественнонаучный цикл Профессиональные модули

Циклы учебного плана ОПОП

педагогического направления

Общеобразовательный цикл

Общий гуманитарный и социально-экономический цикл

Математический и общий естественнонаучный цикл

Профессиональные модули

Ведущие принципы интегративной организации образования:  Принцип единства интеграции и дифференциации (Я. Коменский, В.Н. Зверева)  Антропоцентрический характер интеграции  (Джон Дьюи)  Культуросообразность интеграции образования (Я. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, С.Т. Шацкий, В.С. Библер, В.П. Зинченко, Е.В. Бондаревская)

Ведущие принципы

интегративной организации образования:

  • Принцип единства интеграции и дифференциации

(Я. Коменский, В.Н. Зверева)

  • Антропоцентрический характер интеграции

(Джон Дьюи)

  • Культуросообразность интеграции образования

(Я. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи,

С.Т. Шацкий, В.С. Библер, В.П. Зинченко, Е.В. Бондаревская)

Виды интеграции: ИНТЕГРАЦИЯ различных подходов к обучению методов изучения дисциплин по содержанию

Виды интеграции:

ИНТЕГРАЦИЯ

различных подходов к обучению

методов изучения дисциплин

по содержанию

Уровни интеграции содержания учебного материала: : интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования Внутрипредметная Межпредметная Метапредметная

Уровни интеграции содержания учебного материала:

:

  • интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов
  • интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов
  • синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин
  • синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин
  • синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования
  • синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования

Внутрипредметная

Межпредметная

Метапредметная

Концепция интегрированного обучения   Почему  межпредметная интеграция - важное условие реализации познавательных потребностей обучающихся, развития личностных качеств обучающихся в целом и такого качества, как познавательная активность в частности?  Объективной основой интеграции научного знания является единство картины мира .  Кроме того, наблюдается общность методов исследования , применяемых личностью в сфере присвоения знаний.  Философской основой межпредметной интеграции является принцип системности

Концепция интегрированного обучения

Почему межпредметная интеграция - важное условие реализации познавательных потребностей обучающихся, развития личностных качеств обучающихся в целом и такого качества, как познавательная активность в частности?

  • Объективной основой интеграции научного знания является единство картины мира .
  • Кроме того, наблюдается общность методов исследования , применяемых личностью в сфере присвоения знаний.
  • Философской основой межпредметной интеграции является принцип системности

Концепция интегрированного обучения   Методологической основой интеграции является ее мировоззренческая роль, раскрывающая философские основы развития общества и личности, их отношений с природой. Оптимизация знаний как выражение системных процессов в науке позволяет учащимся глубже понять разнообразные явления природы, формировать социально значимые качества личности ученика. Психолого-физиологическую основу интеграции заложил И. П. Павлов, который считал, что физиологическим механизмом усвоения знаний является образование в коре головного мозга сложных систем временных связей -ассоциаций. Педагогическая целесообразность интеграции вытекает из дидактического принципа систематичности обучения .

Концепция интегрированного обучения

Методологической основой интеграции является ее мировоззренческая роль, раскрывающая философские основы развития общества и личности, их отношений с природой. Оптимизация знаний как выражение системных процессов в науке позволяет учащимся глубже понять разнообразные явления природы, формировать социально значимые качества личности ученика.

Психолого-физиологическую основу интеграции заложил И. П. Павлов, который считал, что физиологическим механизмом усвоения знаний является образование в коре головного мозга сложных систем временных связей -ассоциаций.

Педагогическая целесообразность интеграции вытекает из дидактического принципа систематичности обучения .

Преимущества интегрированных уроков способствуют повышению мотивации учения; в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи;  углубляют представление о предмете, расширяют кругозор обучающихся; интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения обучающихся в различных предметах.

Преимущества интегрированных уроков

  • способствуют повышению мотивации учения;
  • в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи;
  • углубляют представление о предмете, расширяют кругозор обучающихся;
  • интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения обучающихся в различных предметах.
Интегрированный урок Когда возможна интеграция предметов?   объекты исследования должны совпадать или быть достаточно близкими  используются одинаковые,  близкие методы исследования учебные предметы строятся на  общих закономерностях и теоретических концепциях

Интегрированный урок

Когда возможна интеграция предметов?

объекты исследования должны

совпадать или быть достаточно близкими

используются одинаковые,

близкие методы исследования

учебные предметы строятся на

общих закономерностях

и теоретических концепциях

Взаимодействие учителей паритетное, с равным долевым участием каждого из них паритетное, с равным долевым участием каждого из них один из учителей может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом один из учителей может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя

Взаимодействие учителей

  • паритетное, с равным долевым участием каждого из них
  • паритетное, с равным долевым участием каждого из них
  • один из учителей может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом
  • один из учителей может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом
  • весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя
  • весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя
Подготовка  к интегрированному уроку При планировании интегрированных уроков важно: определить цель урока и ведущий предмет; выбрать средства, которые помогут реализовать цель; найти оптимальную форму урока; разработать систему заданий для обучающихся, список используемой литературы, информационных ресурсов; продумать домашнее задание.

Подготовка к интегрированному уроку

При планировании интегрированных уроков важно:

  • определить цель урока и ведущий предмет;
  • выбрать средства, которые помогут реализовать цель;
  • найти оптимальную форму урока;
  • разработать систему заданий для обучающихся, список используемой литературы, информационных ресурсов;
  • продумать домашнее задание.
Возможности качественного решения задачи обучения и воспитания : 1. Переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира. При этом следует помнить, что такой переход возможен только при наличии определенной базы знания внутрипредметных связей, иначе перенос может быть поверхностным и механическим. 2. Увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов активизирует мыслительную деятельность, заставляет искать новые способы познания учебного материала, формирует исследовательский тип личности.

Возможности качественного решения задачи обучения и воспитания :

1. Переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира. При этом следует помнить, что такой переход возможен только при наличии определенной базы знания внутрипредметных связей, иначе перенос может быть поверхностным и механическим.

2. Увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов активизирует мыслительную деятельность, заставляет искать новые способы познания учебного материала, формирует исследовательский тип личности.

Возможности качественного решения задачи обучения и воспитания : 3. Интеграция ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих школьнику одновременно проследить весь процесс выполнения действий от цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы. 4. Интеграция увеличивает информативную емкость урока. 5.Интеграция позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных дисциплин. 6. Интеграция является средством мотивации учения, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность, способствует снятию перенапряжения и утомляемости. 6. Интеграция является средством мотивации учения, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность, способствует снятию перенапряжения и утомляемости .

Возможности качественного решения задачи обучения и воспитания :

3. Интеграция ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих школьнику одновременно проследить весь процесс выполнения действий от цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы.

4. Интеграция увеличивает информативную емкость урока.

5.Интеграция позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных дисциплин.

6. Интеграция является средством мотивации учения, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность, способствует снятию перенапряжения и утомляемости.

6. Интеграция является средством мотивации учения, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность, способствует снятию перенапряжения и утомляемости .

Возможности качественного решения задачи обучения и воспитания : 7. Интеграция учебного материала способствует развитию творческого мышления, позволяет применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни. 8. В полной мере реализовать все вышеназванное помогают интегрированные уроки информатики с другими учебными предметами, которые отличаются от обычных уроков большой информативностью и поэтому требуют четкой организации познавательной деятельности. Такие уроки должны быть предельно четкими, компактными, продуманными на всех этапах. Такие уроки снижают утомляемость головного мозга, создают комфортные условия, повышают успешность обучения, позволяют избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает в разряд не любимых.

Возможности качественного решения задачи обучения и воспитания :

7. Интеграция учебного материала способствует развитию творческого мышления, позволяет применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни.

8. В полной мере реализовать все вышеназванное помогают интегрированные уроки информатики с другими учебными предметами, которые отличаются от обычных уроков большой информативностью и поэтому требуют четкой организации познавательной деятельности. Такие уроки должны быть предельно четкими, компактными, продуманными на всех этапах. Такие уроки снижают утомляемость головного мозга, создают комфортные условия, повышают успешность обучения, позволяют избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает в разряд не любимых.

Что дает интегрированный урок учителю? Рождение нового уровня мышления – глобального, интегрированного, а не замкнутого в своей узкой специализации. Освобождает учебное время для изучения другого явления. Исключает дублирование учебного материала. Усиление межпредметных связей.

Что дает интегрированный урок учителю?

  • Рождение нового уровня мышления – глобального, интегрированного, а не замкнутого в своей узкой специализации.
  • Освобождает учебное время для изучения другого явления.
  • Исключает дублирование учебного материала.
  • Усиление межпредметных связей.
 Методика подготовки  интегрированного занятия:   Определить образовательные области, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию целостного представления об объекте изучения. Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна. Учитывать программные требования. Определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования. Выявить основной принцип построения системы интегрированных занятий (например, тематический) и распределить задачи и содержательный материал занятий в соответствии с ним. Использовать разнообразные виды деятельности. Использовать большое количество разнообразного наглядного материала. Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированных занятий.

Методика подготовки интегрированного занятия:

  • Определить образовательные области, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию целостного представления об объекте изучения.
  • Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна.
  • Учитывать программные требования.
  • Определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования.
  • Выявить основной принцип построения системы интегрированных занятий (например, тематический) и распределить задачи и содержательный материал занятий в соответствии с ним.
  • Использовать разнообразные виды деятельности.
  • Использовать большое количество разнообразного наглядного материала.
  • Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированных занятий.
  Учет условий при планировании и организации интегрированных уроков:   Обязательный учет содержания учебной программы. В интегрированном уроке объединяются блоки из различных предметов и дисциплин, поэтому важно правильно определить главную цель урока. При разработке уроков необходимо выделить главное и использовать знания из смежных областей, устранять дублирование, использовать опережающее дифференцированные знания. При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения, определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности. Интеграция способствует снятия напряжения, перегрузки, утомленности за счет переключения на разнообразные виды деятельности. При планировании и проведении интегрированного урока педагогами требуется тщательная координация действий. Необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между преподавателем и обучающимися на уроке.

Учет условий при планировании и организации интегрированных уроков:

  • Обязательный учет содержания учебной программы.
  • В интегрированном уроке объединяются блоки из различных предметов и дисциплин, поэтому важно правильно определить главную цель урока.
  • При разработке уроков необходимо выделить главное и использовать знания из смежных областей, устранять дублирование, использовать опережающее дифференцированные знания.
  • При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения, определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности.
  • Интеграция способствует снятия напряжения, перегрузки, утомленности за счет переключения на разнообразные виды деятельности.
  • При планировании и проведении интегрированного урока педагогами требуется тщательная координация действий.
  • Необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между преподавателем и обучающимися на уроке.

Что дает интегрированный урок обучающемуся?

  • Активизация мыслительной деятельности.
  • Интенсификация учебного материала.
  • Расширение сферы получаемой информации.
  • Подкрепление мотивации в обучении.
  • Умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных точек зрения, рассматривать их в единстве взглядов.
  • Снижение перегрузок. Интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для обучающегося и преподавателя в процессе обучения.
  • Снижение перегрузок. Интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для обучающегося и преподавателя в процессе обучения.
  • Снижение перегрузок. Интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для обучающегося и преподавателя в процессе обучения.
  • Снижение перегрузок. Интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для обучающегося и преподавателя в процессе обучения.
  • Снижение перегрузок. Интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для обучающегося и преподавателя в процессе обучения.
  • Снижение перегрузок.
  • Интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для обучающегося и преподавателя в процессе обучения.
Механизмы реализации: Профильная профессиональная направленность; Практическая подготовка, включение прикладных модулей; Применение передовых технологий преподавания, в том числе, технологий дистанционного и электронного обучения.

Механизмы реализации:

  • Профильная профессиональная направленность;
  • Практическая подготовка, включение прикладных модулей;
  • Применение передовых технологий преподавания, в том числе, технологий дистанционного и электронного обучения.
Особенностями интенсивного обучения являются: Совместная деятельность преподавателя и обучающегося, при которой реализуется их интеллектуальный и эмоциональный потенциал; Наличие в процессе интенсивного обучения коллективной познавательной деятельности обучающихся. Условия эффективности интенсивного обучения : Соответствие возможностей преподавателя целям и задачам конкретной технологии (игра, тренинг, упражнение); Наличие у преподавателя профессионального опыта участия в групповом взаимодействии; Личностная направленность преподавателя.

Особенностями интенсивного обучения являются:

  • Совместная деятельность преподавателя и обучающегося, при которой реализуется их интеллектуальный и эмоциональный потенциал;
  • Наличие в процессе интенсивного обучения коллективной познавательной деятельности обучающихся.

Условия эффективности интенсивного обучения :

  • Соответствие возможностей преподавателя целям и задачам конкретной технологии (игра, тренинг, упражнение);
  • Наличие у преподавателя профессионального опыта участия в групповом взаимодействии;
  • Личностная направленность преподавателя.
Технология обучения ориентируется на гарантированное достижение целей и идею полного усвоения « Интенсивные  технологии  обучения »  можно понимать как совокупность принципов, этапов, способов, инструментов и систем последовательного управления процессами обучения с целью передачи большего объёма учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний. Интенсификация образовательного процесса – передача большого объема учебного содержания без снижения качества его освоения при неизменной продолжительности обучения за счет теоретически обоснованного отбора методов и технологий обучения ! Перенос активности преподавателя на активность самих обучающихся

Технология обучения ориентируется на гарантированное достижение целей и идею полного усвоения « Интенсивные технологии обучения » можно понимать как совокупность принципов, этапов, способов, инструментов и систем последовательного управления процессами обучения с целью передачи большего объёма учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний.

Интенсификация образовательного процесса – передача большого объема учебного содержания без снижения качества его освоения при неизменной продолжительности обучения за счет теоретически обоснованного отбора методов и технологий обучения

! Перенос активности преподавателя на активность самих обучающихся


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!