МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «БАРГУЗИНСКИЙ РАЙОН»
МБОУ «БАРГУЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Научно-методическая конференция памяти А.Х.Филиппова
«Интеграция урочной и внеурочной деятельности по истории в рамках реализации ФГОС ООО»
Автор: Кашеня Г.В.
учитель истории и обществознания МБОУ «Баргузинская СОШ»
Баргузин 2015
Введение.
«Надо отрешиться от мысли, что для хорошей школы нужны, прежде всего, хорошие методы в стенах класса. Для хорошей школы, прежде всего, нужна научно организованная система всех влияний». А.С.Макаренко. |
В российском образовании происходят системные изменения, направленные на обеспечение условий для качественного образования и воспитание всесторонне развитой, конкурентоспособной, здоровой личности. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые во многом определяют основные направления государственной образовательной политики. Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло свое отражение в федеральных государственный образовательных стандартах нового поколения, определяющих такие требования к результатам образования, которые обеспечат готовность выпускника к эффективной самореализации в условиях современного общества и производства.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования. Сущностную основу навыков учебной деятельности составляет совокупность универсальных учебных действий, которые должны быть работаны как в ходе урочной, так и во внеурочной работе учащихся. Считается, что основополагающую роль в процессе преподавания любого школьного предмета играет урочная деятельность. Эффективная урочная деятельность в школе призвана сформировать базовый уровень, необходимый для дальнейшего личностного роста и повышения качества знаний учащегося. Именно, в рамках урочной деятельности учащийся должен овладеть компетенциями, необходимыми для дальнейшего личностного роста и социализации в обществе. Однако на современном этапе развития педагогической теории и практики стало очевидным, что не меньшую роль для успешного освоения образовательной программы принадлежит внеурочной деятельности.
Цель работы: показать эффективность интеграции урочной и внеурочной деятельности в рамках изучения курса всеобщей истории.
Глава 1. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС.
Стандарты нового поколения включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы учреждения и направлены на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Успешная реализация основной образовательной программы учреждения невозможна без интеграции, взаомодополнения урочной и внеурочной деятельности учащихся.
Урочными занятиями считаются занятия, осуществляемые педагогами и учащимися в рамках отведенного времени и определенного контингента школьников. Эти занятия включены в школьное, классное расписание.
Структурная единица этих занятий - урок по-прежнему считается основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от класно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. В настоящее время существует большое количество работ теретического и практического характера, в котрых авторы описывают возможностии результаты интегративной деятельности в сфере применения урочной и внеурочной форм развития личности учащегося. Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального образовательного стандарта в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий направленных на их развитие.
Урочная и внеурочная деятельность взаимно дополняют друг друга. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (личностных, предметных, метапредметных). Важное место в организации внеурочной деятельности учащихся является создание условий духовного становления личности, подготоки ребенка к предстоящему жизненному самоопределению ребенка, формированию у него активной гражданской позиции, готовности к самостоятельному нравственному выбору, становление системы ценностей и способности реализовать их в практической деятельности.
Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как кружки, секции, конференции, школьные научные общества, конференции, поисковые и научные исследования, экскурсии, диспуты и другие.
Урочные и внеурочные занятия обучающихся в педагогическом процессе взаимосвязаны и взаимозависимы, позволяющие успешно интегрировать различные виды и формы занятий.
Глава II.Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельность на уроках истории.
Создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету – основная задача учебно-воспитательного процесса. Добиться формирование всесторонне развитой личности можно только во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности, являющейся важнейшим средством для осуществления индивидуального подхода к учащимся и учета их познавательной потребности.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью в процессе изучения истории и обществознания. В своей педагогической деятельности я использую различные формы внеурочной деятельности: библиотечные уроки, конкурсы, викторины, игры, экскурсии, участие в предметных неделях, олимпиадах, научно-практических конференциях. Очень большое внимание уделяю проектно-исследовательской деятельности. Сущность технологии проектной деятельности школьников заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения проблем, способствующая развитию познавательного интереса к предмету, умению систематизировать материал, выдвигать идеи и т.п.
Эффективность проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности учащихся в рамках изучения истории Древнего мира доказывается на практике. Так была осуществлена интеграция урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации межепредметного проекта «Семь чудес света». Работа над проектом объединала учащихся 5 «а» класса, учителей - предметников, работающих в этом классе, а также родителей ребят. Данный проект выбран был неслучайно. Информация, полученная на уроках в ходе изучения древнейших цивилизаций, очень заинтересовала учащихся, и у них возникло желание более углубленно рассмотреть пройденный материал и после звонка. Целью проекта явилось более углубенное изучение выдающихся памятников истории и рассмотрение их с позиции различных предметов: истории, географии, литературы, ИЗО, музыки, математики, биологии. Вовлечение в проект проходило на основе добровольного выбора, однако нужно отметить, что все 26 учащихся класса с интересом приняли участие в реализации проекта. Реализация проекта проходила в несколько этапов:
Февраль | Выбор темы исследования. Деление класса на группы по семи чудесам. Поиск нужной информации. Анализ и обобщение собранного материала. |
Март | Изучение требований по оформлению проектной работы. Создание банка идей по проекту. Разработка первоначальных моделей, эскизов, математических задач. |
Март | Оформление путеводителя «Семь чудес света». Создание презентации «Древние чудеса света». Создание сборника «Чудеса света в стихах и поэмах» и сборника задач. Изготовление макетов. Запись проекта на диски. |
Апрель | Защита проекта в классе и в школе. Самооценка собственной деятельности. |
Наш проект «Семь Чудес света» долгосрочный. Он рассчитан на четыре года. В 5 классе ребята изучали «Древние чудеса света», в следующем году познакомятся с «Новыми чудесами ». В седьмом классе рассмотрят «Семь чудес России», а в восьмом классе - «Чудеса Бурятии и нашего района».
Данный проект дает возможность поставить и решить в ходе учебного процесса целый ряд педагогичеких задач. Во-первых, соблюсти принцип межпредметных связей, котрый постоянно рекомендуется выдерживать, но на практике это бывает трудновыполнимо. В работе над проектом учащиеся не только повторяют, но и дополняют свои знания по культуре древнего мира. Углубляюся знания об исторических событиях, мифах и легендах древности, изучаются ритуалы, бытовая жизнь далеких эпох, их вязь с настоящим. Все это расширяет кругозор детей, на столь подробную проработку данного материала на уроках истории часто не хватает времени.
Таким образом, проект решает задачу и общекультурного, и эстетического развития учащегося.
Заключение.
Таким образом, организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного поцесса в школе.
Системная работа по интеграции урочной и внеурочной деятельности создает условия для более полного осуществленияпрактических, воспитательных, общеобразовательных и развиающих целей обучения.
Список литературы
1.Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
2.Казаренков В. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников
Интернет-ресурсы:
http://mon.gov.ru
http://standart.edu.ru/
http://ru.wikipedia
http://www.eurekanet.ru