СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеграция урочной и внеурочной деятельности как форма приобщения младших школьников к истокам народной культуры родного края

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная публикация описывает  опыт работы в 3-4 классах по приобщению детей к истокам народной культуры на уроках и во внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Интеграция урочной и внеурочной деятельности как форма приобщения младших школьников к истокам народной культуры родного края»

ИНТЕГРАЦИЯ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КАК ФОРМА ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ РОДНОГО КРАЯ


Организация работы в начальной школе в современных условиях должна включать знакомство с народной культурой, ее истоками, традициями и обычаями, потому что одним из требований федерального образовательного государственного стандарта начального общего образования является, цитирую, сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализацию права на изучение родного языка, возможность получения основного общего образования на родном языке, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации

Ориентация современной системы начального образования на интенсивное развитие личности, на гуманистические ценности привела педагогов к необходимости поиска путей обеспечения духовного роста личности школьника. Одним из таких путей является восстановление утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Известно, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда человек начинает их осваивать с самого детства, когда он находит в них себя и когда традиции становятся его личными ценностями. В целях приобщения младших школьников к истокам народной культуры реализуется программа инновационной деятельности «Приобщение младших школьников к истокам народной культуры через проектную деятельность в рамках реализации ФГОС», в которой я являюсь учителем-экспериментатором.

Актуальность данного направления обусловлена тем, что в современном мире развития информационных технологий взрослые и дети не так часто вспоминают народную культуру, редко посещают музеи, выставки народного творчества, многие не знают и не могут различить народные промыслы. Поэтому важным вопросом остается то, как сделать процесс приобщения детей младшего школьного возраста к народной культуре более целенаправленным и эффективным.

2 слайд С 2019 года в программу начальной школы введен новый учебный предмет «Родной (русский) язык», основной целью которого является формирование у школьников познавательного интереса и любви к русскому языку и через него - к родной культуре, осознания школьниками исторической преемственности поколений и своей ответственности за сохранение культуры народа. В процессе изучения русского (родного) языка как инструмента познания русской культуры и приобщения к русской культуре во 2 классе для учащихся было предложено поработать над творческими проектами «Старинное русское слово». Каждый ученик изучал значение своего слова, например санки, самовар, бублик, лапти, кафтан и т. д., оформлял вместе с родителями в печатном или письменном виде. При этом необходимо было подобрать фольклорный материал, связанный с этим словом (потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, песни) и представить фотографию или рисунок этого предмета. Данная работа вызвала большой эмоциональный отклик у детей. Затем каждый год мы проводили защиту проектов (3 класс- «Старинное русское слово» (изба, предметы быта), 4 класс (профессии, игры), что помогло не только значительно расшить словарный запас, но и приобщить наших учеников к русской народной культуре. Все это способствует успешному овладению знаниями элементов народной культуры и применению этих знаний в своей деятельности.

Для активизации внимания, интереса учащихся важно использовать разнообразные формы организации урока: уроки - «инсценировки», уроки-концерты, творческие проекты, презентации, конкурсы.

3 слайд. В рамках внеурочной деятельности обучающиеся 3-го класса реализовали проект «К народным истокам». Все мы знаем, что наш город Арзамас всегда славился валенками. А в селе Красном открылся Музей валяния «Арзамасский валенок», где издавна занимались производством обуви из овечьей шерсти. Нашим детям стало интересно, как появляется валенок, почему он до сих пор ценится.

Производство настоящих валенок очень трудоемко.  Чтобы стать частью своего народа, надо знать его историю, учить родной язык, народные обычаи, культуру. Данный проект помог детям узнать о традициях русского народа, истории русских валенок, ближе познакомится с устным народным творчеством.

4 слайд. Ученики 3Б класса отправились на экскурсию в музей валенок, чтобы поближе познакомиться с этим искусством и даже попробовать себя в этом деле. Детям был дан мастер-класс по валянию валенок. Ребята познакомились со всеми этапами создания валенок и даже сделали себе самые настоящие валеночки, только сувенирные.

5 слайд. Мастер-класс вызвал у детей много эмоций, и они решили поделиться своим опытом и уже имеющимися знаниями с ребятами 3В класса.

6 слайд. Они задумались: «А из чего еще можно сделать такие сувенирные валенки?» И решили своими руками слепить их из солёного теста. А какой простор для фантазии по их украшению! Ведь валенки считаются модным аксессуаром XXI века.

7 и 8 слайд. На этом мы не остановились. И пошли дальше делиться своим опытом с 3А классом, которые изготовили валенки из картона и бумаги и стали их дизайнерами. Таким образом, реализация проекта позволила повысить детскую компетентность, узнать об истории и особенностях Арзамасского валяния валенок; помогла сформировать уважение к традициям родного края, чувства гордости за Арзамасский край, в котором до сих пор занимаются производством валенок.

9 слайд Мы не забыли обратиться к русским народным песням.

Приобщение к истокам народной культуры способствует личностному развитию младшего школьника и формирует гражданско-патриотические, духовно-нравственные качества младшего школьника на основе традиций православной культуры, через историю малой родины, традиции родной арзамасской земли. Это является частью программы внеурочной деятельности, которая реализуется у нас на протяжении последних двух лет.

10 слайд «Радость моя!»– так обращаются к горячо любимому человеку, когда нам отвечают взаимностью. Вот такое счастье было в душе преподобного Серафима Саровского, который так трогательно называл каждого, кто приходил к нему. На одном из занятий дети знакомятся с жизненным подвигом этого святого на основе его высказываний, сопоставляют их содержание с информацией учителя и учатся совершать добрые дела.



11 слайд В другой раз учащиеся познают свой родной край, его природу, достопримечательности, историю через творчество поэтов-арзамасцев, которые признаются в любви к родным уголкам в своих стихах.

12 слайд Потом в творческой мастерской дети сами создают улочку старинного городка из картона и бумаги, применяя исследовательские навыки и творческие способности при конструировании и украшении русской избы. У учащихся формируется интерес к истории своего города, расширяются представления об истории малой родины; происходит воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию Отечества.

Таким образом, на конкретных фактах, примерах младшие школьники учатся любить Россию, её героев и историю; именно внеурочные занятия привлекают 100% учащихся. Они выразили желание разработать новые проекты, которые не только сформируют навыки исследовательской деятельности, но и будут способствовать духовно-нравственному развитию личности младшего школьника.

Таким образом, мы видим, что народная культура несет в себе большой воспитательный потенциал. Различные формы организации приобщения учащихся к русской культуре, включая урочную и внеурочную деятельность: дополнительные занятия, экскурсии, поездки в места традиционного бытования народных художественных промыслов, важны для творческого развития младших школьников, расширения их кругозора. Ведь именно народные традиции, обычаи, являясь неотъемлемой частью народной культуры, служат эффективным средством нравственного и патриотического воспитания современных школьников.

Приобщение к народному искусству способствует раскрытию творческого потенциала каждого ребенка. При этом использование различных форм учебной деятельности будет способствовать углубленному проникновению в содержание народной культуры, создаст атмосферу преемственности традиций в культуре народов России.






















Литература


  1. Кашекова И.Э. Специфика приобщения детей к ценностям народной культуры по программе «Мир художественных образов» [Электронный журнал] // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2016. – №4. – URL:http://www.art-education.ru/electronic-journal/specifika-priobshcheniya-detey-k-cennostyam-narodnoy-kultury-po-programme-mir

  2. Князева О.Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» [Электронный ресурс]/ О.Л. Князева. - URL: http://dou-17.unosmirnih.ru/files/obr_prog/obr_pr_knyzeva.pdf

  3. Севрюкова Н.В. Приобщение учащихся к народному искусству России в учебно-воспитательном процессе: детский сад-школа. [Электронный журнал] // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. -2017. - №2- URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/priobshchenie-uchashchihsya-k-narodnomu-iskusstvu-rossii-v-uchebno-vospitatelnom

  4. Электронный ресурс https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/185108-opyt-raboty-na-temu-priobschenie-detej-k-isto




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!