Интеграционный учебно-воспитательный проект
Формирование исторической памяти обучающихся на уроках истории, введения в Новейшую историю России, истории Новосибирской области, проектно-исследовательской деятельности, занятиях военно-патриотического клуба и классных часах учителем истории, руководителем военно-патриотического клуба и классным руководителем Щученко А.В., в рамках представления опыта работы Методическая разработка учителя истории, как инструмент формирования гражданско-патриотических ценностей и ключевых компетенций обучающихся.
Срок реализации проекта: сентябрь 2023 г.-май 2024 г.
Основная идея проекта: современные поколение детей - последнее поколение, которые могут видеть реальных участников Великой Отечественной войны. Данный период нашей истории окончательно переходит в категорию далёких исторических событий – непосредственных участников, которых вскоре не останется. Поэтому очень важно пробудить у детей живой интерес к тем далёким, но очень важным событиям нашей истории. Суть проекта: в урочной и внеурочной деятельности учитель должен рассказать и показать детям о героическом подвиге нашего народа в дни битвы под Москвой. На протяжении реализации проекта учащиеся будут вовлечены в мероприятия информационно-просветительского и военно-спортивного характера: просмотры кинофильмов о Великой Отечественной войне, встречи с ветеранами войны и тружениками тыла, участие в военно-спортивных соревнованиях и экскурсиях, изучение подвигов советских людей и полководческого таланта прославленных военноначальников.
Целевая аудитория: в основном обучающиеся 9 кл. на отдельные события привлекаются 6-7 кл.
География проекта: г. Барабинск
Актуальность: актуальность проекта обусловлена тем, что в настоящее время геополитические противники России пытаются фальсифицировать итоги второй мировой войны и принизить вклад нашей страны в разгром фашизма. Современная российская молодёжь в информационной войне должна давать отпор всем желающим опорочить историческую правоту России в прошлом и настоящем. К числу наиболее актуальных проблем относится пробуждение интереса детей к изучению истории малой Родины, на фоне эпохальных событий Великой Отечественной войны.
Цель: создать условия для формирования у обучающихся патриотических ценностей на основе исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны, для отражения попыток фальсификации, то есть принижения вклада нашего народа в победу над фашистской Германией, через привлечения детей к различным видам патриотических событий.
Задачи направлены на изучение:
этапов Великой Отечественной войны,
подвига нашего народа в тылу и на фронтах,
ратного пути земляков-барабинцев,
оружия Победы, партизанского движения,
подвигов пионеров и комсомольцев на основе пробуждения интереса обучающихся к истории Великой Отечественной войны.
Главной особенностью проекта: является продолжительность, интеграция нескольких предметов и то, что он является частью большого и продолжительного проекта: с мая 2021 г. по май 2025 г.приуроченного к 80-летию Победы.
Социальные партнеры:
Организации партнёры | Формы сотрудничества |
Районная Организация Ветеранов-пенсионеров Войны, Труда, Военной Службы и Правоохранительных Органов Барабинского района Новосибирской области | Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла |
Барабинское отделение Региональной Общественной Организации Ветеранов Пограничников имени Героя России Разумовского Д.А. | Встречи с участниками локальных военных конфликтов |
Барабинская городская центральная библиотека | Библиотечный урок «Детская литература о Великой Отечественной войне» |
Военно-патриотические клубы г. Барабинска | Проведение совместных патриотических событий |
Музейный комплекс г. Куйбышева | Проведение экскурсий по экспозициям о Великой Отечественной войне |
Историко-краеведческий музей имени Н. Я. Савченко г. Татарск | Проведение экскурсий по экспозициям о Великой Отечественной войне |
«Барабинский краеведческий музей» (МКУК БКМ) | Проведение экскурсий по экспозициям о Великой Отечественной войне |
Центр культуры и досуга г. Барабинска | Использование материальной базы партнёра (снаряжения, формы периода Великой Отечественной войны, кинозала) |
Линейный отдел (ЛО) МВД России на станции Барабинск | Встречи с участниками локальных военных конфликтов и СВО |
Материально-техническое обеспечение, необходимое для реализации проекта: для решения задач проекта используются возможности социальных партнёров и учебного заведения: макеты оружия, спортивные снаряды и видео и аудио аппаратура.
Конечные (ожидаемые) результаты проекта. Реализация подобного проекта в 2016-2017 г.г. позволяет надеяться на достижения качественных и количественных результатов: Главный результат проекта: увеличилось количество детей желающих принять участие в активных формах событий - экскурсий, военно-спортивных соревнованиях и обсуждениях просмотренных фильмов. Обучающиеся чётко уяснили для себя основные события Московской битвы. Таким образом, создаются условия для формирования у обучающихся патриотических ценностей на основе исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны, для отражения попыток фальсификации, то есть принижения вклада нашего народа в победу над фашистской Германией через привлечения детей к различным видам патриотических событий.
Результаты проекта являются достаточно отдалёнными и наиболее полно проявятся после обретения полной социальной зрелости нынешними 5-7классниками. Положительные воспоминания школьного детства, связанные с участием в патриотических акциях, позволяют на это надееяться.
Обоснованность поставленных в проекте целей и задач, их соответствие актуальным тенденциям развития российского общества и современным идеям воспитания подрастающего поколения; соответствие содержания, формы проведения, методов и приемов особенностям заявленной аудитории; эффективность используемых в проекте форм и методов решения поставленных задач – определяется положительным опытом реализации подобного проекта в 2016-2017 г.г., как части большого проекта (2016-2020 г.г.) посвящённого 75-летию Победы
Наличие перспектив дальнейшего развития проекта: данная форма работы по формированию патриотических ценностей обучающихся, позволяет постоянно привлекать детей (с учётом возрастных особенностей) к различным событиям, посвящённым Великой Отечественной войне. Проект имеет понятную и логичную структуру, что даёт возможность распространения опыта в других организациях, муниципальных образованиях.
Основные этапы проекта: сентябрь 2023 г.-май 2024 г.
№ | предмет | дата | тема | класс | какие задачи решает учитель истории |
1 | история | сентябрь | Поход в Россию и крушение Французской империи | 9 | учитель акцентирует внимание обучающихся на общность воинских традиций и патриотических ценностей русской армии 19 в. и периода Великой Отечественной войны, что способствует формированию чувства гордости за воинские подвиги наших предков, рождает духовную связь поколений |
2 | Разговоры о важном | сентябрь | К 100-летию со дня рождения Зои Космодемьянской | 6-7,9 | учитель акцентирует внимание обучающихся на духовно-нравственные основы подвига Зои Космодемьянской и других молодых людей в годы Великой Отечественной войны, раскрывает природу морального превосходства наших людей над немецко-фашистскими захватчиками, что заставляет современных детей задуматься о своём месте в сложное для нашей страны время |
3 | введение в Новейшую историю России | октябрь | Битва на Курской дуге | 9 | учитель акцентирует внимание обучающихся на полководческом таланте наших генералов и подвигах рядовых солдат, пробуждая чувство гордости за подвиги предков |
4 | введение в Новейшую историю России | октябрь | Блокада Ленинграда | 9 | учитель акцентирует внимание обучающихся на беспримерном подвиге жителей и защитников Ленинграда, что заставляет задуматься об огромных жертвах нашего народа в годы Великой Отечественной войны |
5 | введение в Новейшую историю России | декабрь | Специальная военная операция | 9 | учитель акцентирует внимание обучающихся на подвигах наших солдат, исторической правоте России, что заставляет многих ребят принять активное участие в помощи бойцам СВО |
6 | занятие впк | январь | К 80-летию прорыва блокады Ленинграда | 6-7,9 | учитель акцентирует внимание обучающихся на воинскую доблесть наших солдат, спасших Ленинград от блокады, ответственности военных преступников за злодеяния в годы Великой Отечественной войны и в современное время на Донбассе, что рождает чувство исторической правоты нашего народа и неотвратимости победы России |
7 | занятие впк | февраль | ордена и медали периода Великой Отечественной войны | 6-7,9 | учитель акцентирует внимание обучающихся на ордена и медали носящие имена русских полководцев различных периодов истории, что заставляет задуматься об единой исторической судьбе народов России и духовной связи всех защитников Родины |
8 | история НСО | февраль | Барабинск в годы Великой Отечественной войны | 9 | учитель акцентирует внимание обучающихся на вклад жителей Барабинска в победу над врагом, что рождает чувство гордости за свою малую Родину |
9 | История НСО | март | Барабинцы – герои Советского Союза | 9 | учитель акцентирует внимание обучающихся на массовом героизме советских солдат в годы Великой Отечественной войны, в том числе призванных из Барабинского района, что рождает чувство гордости за подвиги земляков |
10 | проектно-исследовательская деятельность | апрель | Исследовательский проект «Против фальсификации истории: сравнительная характеристика Курского сражения и сражения под Эль-Аламейном». | 9 | учитель акцентирует внимание обучающихся на постоянные попытки западных историков и политиков принизить роль Советского Союза в разгроме фашистской Германии, посеять среди российской молодёжи сомнения в правоте нашего народа, что рождает праведный гнев и желание больше узнать о событиях Второй мировой войны |
11 | занятия впк | май | военно-историческая интеллектуальная игра « Великие сражения Великой войны» | 6-7,9 | военно-историческая интеллектуальная игра позволяет пробудить интерес обучающихся к военной истории России |
| |
12 | занятия впк | май | Музыкально-поэтическая композиция «Поклонимся великим тем годам…» | 6-7, 9-10 кл. | музыкально-поэтическая композиция оказывает огромное влияние на эмоциональную сферу детей, заставляет переживать трагические страницы отечественной истории |
13 | Россия – мои горизонты | май | Профессия военного (ВДВ, спецназ ГРУ) | 6, 9 кл. | рассказ о профессии военного помогает обучающимся задуматься о выборе жизненного пути, напоминает о священном долге – защите Родины |