Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад Общеразвивающего вида №4»
Конспект познавательной образовательной деятельности
«Наша Масленица»
Подготовила воспитатель: Стародумова И.Г.
Г. Майкоп 2022 г.
Конспект интегрированной ООД «Наша Масленица».
Цель: дать детям представление о народном празднике – Масленица.
Задачи:
1. Знакомить детей с историей, традициями, русского народа.
2.Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями.
3.Знакомить с русским народным фольклором, используя заклички, народные игры.
4. Развивать все виды памяти.
5. Продолжать обогащать и активизировать словарный запас.
6. Воспитывать уважение и патриотическое отношение к истории русских традиций, любовь к родному краю.
7. Воспитывать нравственные чувства через русское народное творчество.
8. Закреплять навыки разрезания бумаги по намеченным линиям. Развивать умение дополнять образ деталями.
Материал: Чучело Масленицы, иллюстрации, оборудование для игр, цветня бумага, ножницы, клей, фломастеры.
Ход занятия.
Дети сидят полукругом на ковре, на столах все приготовлено для изготовления поделки.
Воспитатель: Этот праздник к нам идёт
Раннею весною,
Сколько радостей несёт
Он всегда с собою!
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем, есть их вместе.
Что за праздник – объеденье!
В этот день печем блины,
Их помажем мы вареньем,
До чего ж они вкусны!
Что же это за праздник?
Дети: Выслушать ответы детей.
Воспитатель: В какое время года мы празднуем Масленицу?
Дети: Весной.
Воспитатель: Масленица – один из самых любимых народных праздников. Празднуют его в конце февраля, начале марта. Масленица имела и другое название – проводы зимы. Масленицу называют так, потому что хозяйки пекут вкусные блины и ели их всю неделю. На блины приглашали гостей.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем зиму провожать!
Раз, два, три,
Вот весна идет, смотри!
Вы ей двери отворите,
Дружно в гости позовите!
Воспитатель показывает иллюстрации, как встречают Масленицу.
- Что вы видит на картинках?
Дети: Выслушать ответы детей.
Воспитатель: Издревле люди к празднику сооружали чучело Масленицы, и катали его на санях по улице. Посмотрите, и у нас есть чучело Масленицы.
Дорогая наша Масленица!
Дуня белая, Дуня румяная!
Коса длинная трехаршинная!
Лента алая, двуполтинная!
Платок беленький, новомодненький,
Ух, красавица!
Встретим мы тебя хорошенько!
С блинчиками!
- Ребята, а сколько дней длится Масленица?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Каждый день Масленицы имеет свое название и свои забавы.
Понедельник – встреча. В этот день наряжали большую куклу и ставили на площади. И пекли блины.
Вторник – заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому и поздравляли всех, устраивали поездки на лошадях.
Среда – лакомка. В этот день люди лакомились блинами с разными начинками.
Давайте мы с вами сейчас поиграем в игру «Собери блины». ( Круг поделен на неравные кусочки, детям надо собирать их так, чтобы получился ровный и красивый блин). Игра проводится в форме соревнования.
Четверг – разгуляй. В этот день было больше всего развлечений, все веселились.
Давайте поиграем в игру «Перетяни канат». Игра проводится в форме соревнования.
Пятница – Тещины вечерки. В этот день зятья угощали своих тещ блинами.
Суббота – заловкины посиделки. Молодожены приглашали к себе в гости родных и угощали всех блинами.
Воскресенье – последний день Масленицы. Называется он прощенное воскресенье. В этот день были проводы Масленицы. Разводили костер и сжигали чучело Масленицы. А ещё ходили друг к другу и просили прощения. Так и заканчивалась шумная Масленичная неделя.
-А кто мне может сказать, почему на Масленицу пекли блины?
Дети: Потому что они похожи на солнышко.
Воспитатель: Вы все знаете, что когда светит солнце всем веселее, настроение улучшается, хочется радоваться и смеяться. Давайте сегодня для себя сделаем поделку солнышко. (Воспитатель показывает поделку)
Дети проходят и садятся за столы.
Воспитатель: Посмотрите у вас на столе в подносе лежат два круга, из этого вы сделаете само солнце. А как вы думаете, для чего вам нужна полоска желтой бумаги?
Дети: Что бы сделать лучики для солнца.
Воспитатель: Кто расскажет, как можно сделать лучики?
Дети: Выслушать ответы детей.
Воспитатель рассказывает последовательность выполнения поделки.
Разрезаем желтый лист бумаги по линиям – это будут лучики у солнца.
Складываем полоски пополам, но не сгибаем и склеиваем.
Наклеиваем лучики на обратную сторону одного из кругов.
Приклеиваем палочку.
Сверху приклеиваем второй круг.
Фломастерами рисуем солнцу глаза.
Наше солнышко готово, можно с ним встречать праздник Масленицы!
В конце занятия всех детей угощаю блинами.
5