Руководитель: БРИКУНОВА С.С.
2020-2021 уч.г.
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Министерства образования и науки РФ, пр. №1599 от 19.12. 2014 г.
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) учреждения.
- Учебного плана и локальных актов образовательного учреждения.
- Приказа Министерства культуры РФ от 16 ноября 2015 г. № 2803 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов музеев, включая возможность ознакомления с музейными предметами и музейными коллекциями, в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов».
-постижение художественно-образного языка искусства – способов художественно-творческой деятельности, включая средства художественной выразительности;
-активное вовлечение родителей в творческий процесс и превращение их в союзников детей и педагога;
-обеспечение социальной адаптации, психофизиологической и педагогической реабилитации детей с ОВЗ;
-поощрение и стимулирование индивидуальных интересов и способностей, поддержка художественных способностей;
-создание атмосферы педагогической помощи, психологической поддержки и эмоционального благополучия на занятиях на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;
-развитие сенсорных способностей и обогащение сенсорного опыта, активизация обследования различных свойств и качеств предметов; дифференциация различных оттенков, различных форм и пропорциональных соотношений;
-формирование и развитие образной сферы человека, как особой психической функции, которая выражает идею глубинного контакта субъекта с наиболее скрытыми областями своего внутреннего мира, с реальностью человеческого бытия в единстве внешних и внутренних его измерений и, как следствие, средством преобразования ребенка, воспитания эстетических чувств, развития его вкусов, способностей, художественных предпочтений;
-развитие стремления к творческому самовыражению средствами художественной деятельности через инициацию познавательной активности, внутренней мотивации и сотворчества;
-знакомство с историей и современными направлениями развития искусства, дизайна и архитектуры; обогащение опыта посещения детьми музеев.
-формирование технических навыков работы с художественными материалами и инструментами;
-обучение безопасным, в соответствии с ТБ, способам и приемам работы с колющими и режущими предметами;
-развитие целеполагания; планирования (умение составлять план действий и применять его для решения задач); прогнозирования (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия);
-развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности;
-коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
-развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
-расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта.
Программа занятий рассчитана на 1год. Количество часов в неделю -.., за год -... Занятия в группе предусмотрены для девочек и мальчиков в возрасте от 12 до 14 лет в классе и музее.
Содержательные линии | Минимальный уровень (обязательный) | Формы организации | Виды деятельности |
1. Подготовительный период обучения 2. Обучение восприятию произведений искусства. 3. Обучение выражению произведений искусства. (Занятие в школе. Экскурсия в музее. Занятие в творческой мастерской. Работа в творческой тетради дома.) | - Знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними; -знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.; -знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»; -умение пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки; -знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации; -знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Семикаракоры; -умение воспринимать произведения искусства; -знание о музейной коммуникации: -умение ориентироваться в визуальной схеме (при помощи карточек) -умение различать демонстрационные атрибуты и художественные материалы художника. -организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы; -следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; -владение некоторыми приемами лепки; -умение рисовать по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой; -применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; -адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета; -узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных произведений художников. - выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится» /«не нравится»); - организация (под руководством учителя) совместной работы в группе; - выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на них; - комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывание своих предложений и пожеланий; - проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и результатам их работы. | - Индивидуальная (каждый кружковец должен сделать свою работу); - Групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание); - Коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции кружковцы работают все вместе, не разделяя обязанностей). Экскурсии в музей, соревнования, праздники, смотры-конкурсы, викторины, беседы, занятия в творческой мастерской, игры. -Рассматривание объектов искусства, -рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисован по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование; -лепка объемного и плоскостного изображения с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции; -выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации; -проведение бесед о содержании рассматриваемых картин в музее, репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства. | Игровая, досугово-развлекательная, художественное творчество, социальное творчество, трудовая, общественно-полезная. Занятия включают в себя теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть представлена в виде учебных занятий, демонстрацией педагогом приёмов работы, экскурсий, выставок, презентаций, которые могут сопровождаться объяснением материала, показом и демонстрацией наглядных пособий, обменом опыта и мнения, а также при помощи бесед, индивидуальных консультаций учащихся. Практическая часть представлена в виде практического закрепления, самостоятельной работы разной направленности. Диагностические процедуры (3 за уч. год) |
№пп | Тема занятия | Кол час | Дата | Продукт деятельности |
| Год | | | |
1 | Подготовительный период обучения. (Занятие в школе) Заочное знакомство с Ростовским областным музеем изобразительных искусств. Фонды музея. Научная организация фондовой работы. Диагностические процедуры. | | | Знание перспектив обучения в объединении, структуре программы обучения, инструментов для работ, правилах организации рабочих мест; правилах поведения в музее; о понятии «искусство»; для чего существуют музеи, чем различаются музеи между собой, какие музеи есть в нашей области, особенностей коллекции музея, принципах расположения экспонатов (времени создания, странам). |
2 | Обучение восприятию произведений искусства. (Экскурсия в музее) Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров. | | | Умение воспринимать произведения искусства, музейную коммуникацию: (-знакомство с экспонатами, -знание технологии рассматривания экспонатов: живопись, скульптуру (с какого расстояния, с каких точек зрения); -любование произведением искусства, озвучивание своих впечатления; (принцип восприятия искусства - Ощущения-впечатления-переживания). -Побуждение к обратной связи путем построения занятий в виде открытых и закрытых вопросов. Умение ориентироваться в визуальной схеме (при помощи карточек); различать демонстрационные атрибуты и художественные материалы художника. Знание об источниках вдохновения художника. |
3 | Обучение выражению произведений искусства. (Занятие в творческой мастерской) Выполнение рисунка «Мои первые впечатления». | | | Умение детей выражать через рисунок свои наблюдения, работать по шаблонам и трафаретам; применять приемы и способы передачи образов в рисунке; создавать декоративые работы со своими впечатлениями от посещения музея. Знание приемов рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой). |
4 | Работа в творческой тетради дома Составление словарика музейных терминов. | | | Умение находить информацию и составлять словарик музейных терминов, предложенных педагогом. |
5 | Подготовительный период обучения. (Занятие в школе) Виды изобразительного искусства. Как и о чем создаются картины. Пейзаж-как изображение природы. | | | Знание о материалах, которые использует художник (краски, карандаши и др.), о красоте и разнообразии природы, человека, зданий, предметов, выраженных средствами изобразительного искусства; о художниках, создающих произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И .Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин. |
6 | Обучение восприятию произведений искусства. (Экскурсия в музее) Пейзаж. Краски времен года. | | | Знание понятий: «цвет», «спектр», «краски», «пейзаж» Умение различать цвета предметов, передавать его в рисунке с помощью красок; различать демонстрационные атрибуты и художественные материалы художника; ориентироваться в визуальной схеме (при помощи карточек). |
7 | Обучение выражению произведений искусства. (Занятие в творческой мастерской) Выполнение рисунка «Краски осени». | | | Умение детей выражать через рисунок свои наблюдения; создавать декоративные работы со своими впечатлениями от посещения музея. Знание о творчестве пейзажистов, летние, осенние, зимние весенние пейзажи; настроении картин; художественном образе, средствах выразительности, цветовой гамме, теплых и холодных оттенках цвета. |
8 | Работа в творческой тетради дома Рисование собственных наблюдений «Природа за окном». Составление словарика музейных терминов. | | | Умение видеть окружающую действительность, изображать простые предметы в рисунке карандашом; находить информацию и составлять словарик музейных терминов, предложенных педагогом. |
9 | Подготовительный период обучения. (Занятие в школе) Виды портретов. Икона. Парсуна. Парадный портрет, непарадный портрет. | | 27.11 | Знание о жанрах искусства: портрет как отображение человека, его характера, внутреннего мира, видах портретов: икона, парсуна, парадный портрет, непарадный портрет. |
10 | Обучение восприятию произведений искусства. (Экскурсия в музее) Портреты М.А. Врубеля, Е.С. Кругликовой, Н.Н. Беккера, С.В. Малютина, А.С. Голубкиной. | | | Знание о выразительных средствах, деталях, жестах, поз, мимике в портретных и жанровых изображениях для выразительности образа и раскрытия характера, настроения персонажа. Умение ориентироваться в визуальной схеме (при помощи карточек). |
11 | Обучение выражению ю произведений искусства. (Занятие в творческой мастерской) Мастер-класс по созданию парадного портрета в технике «коллаж» «Живые портреты». | | | Знание о разных техниках изготовления портретов, нового способа передачи идей на бумаге, используя в качестве средства вырезки, а не традиционные карандаши и краски. Умение детей выражать через «колллаж» свои наблюдения. Знание и умение применять правила техники безопасности с клеем, ножницами. |
12 | Работа в творческой тетради дома Рисование собственных наблюдений. «Потрет любимой мамы». Составление словарика музейных терминов. | | | Умение рисовать образ лица, находить информацию и составлять словарик музейных терминов, предложенных педагогом. |
13 | Подготовительный период обучения. (Занятие в школе) Красота предметов в произведениях живописи. Натюрморт. Диагностические процедуры. | | | Знание о жанре искусства: натюрморт как изображение предметов окружающего мира, красоте предметов в произведениях живописи. Умение различать натюрморт. |
14 | Обучение восприятию произведений искусства. (Экскурсия в музее) Натюрморт. Жизнь предметов. | | | Умение различать цвета, оттенки, формы и пропорциональные соотношения, фактуру, материалы творческой деятельности художников; ориентироваться в визуальной схеме (при помощи карточек). |
15 | Обучение выражению произведений искусства. (Занятие в творческой мастерской) Выполнение рисунка «Фрукты». | | | Умение высказывать детьми собственные предпочтения, ассоциации, проявлять интерес к созерцанию красоты в окружающем природном мире и искусстве, выполнять рисунки или раскрашивать их красками. |
16 | Работа в творческой тетради дома Рисование собственных наблюдений «Овощи на столе». Составление словарика музейных терминов. | | | Умение рисовать любые предметы, находить информацию и составлять словарик музейных терминов, предложенных педагогом. |
17 | Подготовительный период обучения. (Занятие в школе) Как и о чем создаются скульптуры. | | | Знание о жанре искусства: скульптура, видах скульптур (монументальная и станковая). Умение различать статую, бюст, статуэтку, группу из нескольких фигур. |
18 | Обучение восприятию произведений искусства. (Экскурсия в музее) Скульптуры В. Ватагина, А. Опекушина, В. Мухиной. | | | Знание о материалах, используемых скульпторами (мрамор, гранит, глина, пластилин), объеме– основы языка скульптуры. Умение видеть красоту человека, животных, выраженных средствами скульптуры. |
19 | Обучение выражению произведений искусства. (Занятие в творческой мастерской) Лепка из пластилина фигур людей. | | | Умение высказывать детьми собственные предпочтения, ассоциации, проявлять интерес к созерцанию красоты в окружающем мире и искусстве; лепить по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передавать в лепке содержание несложных произведений в соответствии с темой. Владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание). |
20 | Работа в творческой тетради дома Лепка фигур героев мультфильмов. Составление словарика музейных терминов. | | | Умение находить информацию и составлять словарик музейных терминов, предложенных педагогом; лепить; ориентироваться в визуальной схеме (при помощи карточек). |
21 | Подготовительный период обучения. (Занятие в школе) Особенности анималистического жанра. | | | Умение видеть специфику изображения животных; понимать и различать понятия анимали́стика (жанр изобразительного искусства, главным мотивом и основным объектом которого являются животные в живописи, фотографии, скульптуре, графике, в декоративном искусстве). Знание особенностей работы художника с натурой; связи между выбором художником метода изображения и отношением художника к модели. |
22 | Обучение восприятию произведений искусства. (Экскурсия в музее) Анималистический жанр. Братья наши меньшие. | | | Знание о подлинниках и копиях произведений искусства. Умение воспринимать образы животных, созданных различными средствами искусства. |
23 | Обучение выражению произведений искусства. (Занятие в творческой мастерской) Выполнение рисунка животных. | | | Умение рисовать по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передавать в рисунке содержание несложных произведений в соответствии с темой; применять приемы работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета. |
24 | Работа в творческой тетради дома Рисование домашнего животного семьи. Составление словарика музейных терминов. | | | Умение находить информацию и составлять словарик музейных терминов, предложенных педагогом; рисовать животных. |
25 | Подготовительный период обучения. (Занятие в школе) Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства. | | | Знание об истоках этого искусства и его роли в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы); материалах используемых художниками-декораторами; о разнообразии форм в природе как основе декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Умение ориентироваться в визуальной схеме (при помощи карточек). |
26 | Обучение восприятию произведений искусства. (Экскурсия в музее) Произведения декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Семикаракорская керамика. | | | Знание о сказочных образах в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве, о произведениях народных художественных промыслов в России с учетом местных условий, о произведениях мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись, семикаракорская керамика). |
27 | Обучение выражению произведений искусства. (Занятие в творческой мастерской) Выполнение рисунка чайника с использованием мотивов Семикаракорской керамики. | | | Умение выполнять рисунки чайника или других предметов с использованием мотивов Семикаракорской керамики; рисовать по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передавать в рисунке содержание несложных произведений в соответствии с темой; применять приемы работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета. |
28 | Работа в творческой тетради дома Выполнение рисунка «Чайная пара». Составление словарика музейных терминов. | | | Умение находить информацию и составлять словарик музейных терминов, предложенных педагогом; рисовать посуду. |
29 | Подготовительный период обучения. (Занятие в школе) Произведения художников в технике «Марина». | | | Умение понимать и различать виды техники «Марина» (жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид, а также сцену морского сражения или иные события, происходящие на море; является разновидностью пейзажа); ориентироваться в визуальной схеме (при помощи карточек). |
30 | Обучение восприятию произведений искусства. (Экскурсия в музее) И.К. Айвазовский. 6000 картин на морскую тему. | | | Знание о пейзаже и его видах, особенностях передачи настроения, о представителях этого жанра — англичанине Уильям Тёрнер и российском художнике И.К. Айвазовском. Умение выделять средства выразительности (композиционное и цветовое решение), используемые художниками; главного смыслового центра произведения и его образных особенностей. |
31 | Обучение выражению произведений искусства. (Занятие в творческой мастерской) Рисование собственных наблюдений. Картина «Закат на море». | 1 | | Умение выполнять рисунки моря; рисовать по образцу, по памяти, представлению, воображению образов; передавать в рисунке содержание несложных произведений в соответствии с темой; применять приемы работы карандашом, гуашью, акварельными красками. |
32 | Работа в творческой тетради дома Выполнение рисунка «Морская буря». Составление словарика музейных терминов. | | | Умение детей выражать через рисунок свои наблюдения; находить информацию и составлять словарик музейных терминов, предложенных педагогом. |
33 | Итоговое занятие (Занятие в школе) Школьная выставка «Открываем наш «Музей искусств». Диагностические процедуры. | | | Умение проявлять самостоятельность собственных предпочтений, интересов, рассуждений относительной рассматриваемых образов; оформлять выставки из собственных картин, репродукций и различных предметов «Музея искусств». |