СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИНТЕГРИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (искусство и изобразительная деятельность) ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖКА МУЗЕЙНОЙ ПЕДАОГИКИ «Я И МУЗЕЙ»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Интегрированную рабочую программу включенмы разделы:подготовительный период обучения, обучение восприятию предметов искусства, обучение выражению произведений искусства, работа в творческой тетради дома. Программа рахзработана для обучающихся с ОВЗ 12 - 14 лет, занятия  - в классе и музее.

Просмотр содержимого документа
«ИНТЕГРИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (искусство и изобразительная деятельность) ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖКА МУЗЕЙНОЙ ПЕДАОГИКИ «Я И МУЗЕЙ»»


ИНТЕГРИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(искусство и изобразительная деятельность)

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

КРУЖКА МУЗЕЙНОЙ ПЕДАОГИКИ

«Я И МУЗЕЙ»


Составитель. МОШКИНА Т.Н.

Руководитель: БРИКУНОВА С.С.

2020-2021 уч.г.



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе

- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012 №273-ФЗ;

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Министерства образования и науки РФ, пр. №1599 от 19.12. 2014 г.

- Адаптированной ос­но­в­ной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) учреждения.

- Учебного плана и локальных актов образовательного учреждения.

- Приказа Министерства культуры РФ от 16 ноября 2015 г. № 2803 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов музеев, включая возможность ознакомления с музейными предметами и музейными коллекциями, в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов».

- Дополнительной образовательной программы кружка «Музейная педагогика» кандидата педагогических наук - Брикуновой С. С., младшего научного сотрудника Ростовский областного музея изобразительных искусств - Дудниковой Л. Н.




Цель. Создание культуротворческой образовательной среды как условие художественно-эстетического развития детей с ментальными нарушениями средствами музейной педагогики, обеспечивающее успешную социализацию, социокультурную реабилитацию и развитие творческого потенциала личности.


Задачи. -Постижение духовных ценностей через восприятие и рефлексию произведений искусства, проживание опыта поколений, заложенного в произведениях искусства и культурных традициях, приобретение учащимися личностного опыта переживаний эмоционально-ценностных состояния;

-постижение художественно-образного языка искусства – способов художественно-творческой деятельности, включая средства художественной выразительности;

-активное вовлечение родителей в творческий процесс и превращение их в союзников детей и педагога;

-обеспечение социальной адаптации, психофизиологической и педагогической реабилитации детей с ОВЗ;

-поощрение и стимулирование индивидуальных интересов и способностей, поддержка художественных способностей;

-создание атмосферы педагогической помощи, психологической поддержки и эмоционального благополучия на занятиях на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;

-развитие сенсорных способностей и обогащение сенсорного опыта, активизация обследования различных свойств и качеств предметов; дифференциация различных оттенков, различных форм и пропорциональных соотношений;

-формирование и развитие образной сферы человека, как особой психической функции, которая выражает идею глубинного контакта субъекта с наиболее скрытыми областями своего внутреннего ми­ра, с реальностью человеческого бытия в единстве внешних и внутренних его измерений и, как следствие, средством преобразования ребенка, воспитания эстетических чувств, развития его вкусов, способностей, художественных предпочтений;

-развитие стремления к творческому самовыражению средствами художественной деятельности через инициацию познавательной активности, внутренней мотивации и сотворчества;

-знакомство с историей и современными направлениями развития искусства, дизайна и архитектуры; обогащение опыта посещения детьми музеев.

-обучение технологиям различных видов рукоделия, изобразительной деятельности;

-формирование технических навыков работы с художественными материалами и инструментами;

-обучение безопасным, в соответствии с ТБ, способам и приемам работы с колющими и режущими предметами;

-развитие целеполагания; планирования (умение составлять план действий и применять его для решения задач); прогнозирования (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия);

-развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности;

-коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

-развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

-расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта.


Программа занятий рассчитана на 1год. Количество часов в неделю -.., за год -... Занятия в группе предусмотрены для девочек и мальчиков в возрасте от 12 до 14 лет в классе и музее.



Содержание программы


Содержательные линии

Минимальный уровень

(обязательный)

Формы организации

Виды деятельности

1. Подготовительный период обучения

2. Обучение восприятию произведений искусства.

3. Обучение выражению произведений искусства.



(Занятие в школе.

Экскурсия в музее.

Занятие в творческой мастерской.

Работа в творческой тетради дома.)


- Знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

-знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;

-знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;

-умение пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки;

-знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

-знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Семикаракоры;

-умение воспринимать произведения искусства;

-знание о музейной коммуникации:

-умение ориентироваться в визуальной схеме (при помощи карточек)

-умение различать демонстрационные атрибуты и художественные материалы художника.

-организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

-следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

-владение некоторыми приемами лепки;

-умение рисовать по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;

-применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

-адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;

-узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных произведений художников.

- выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится» /«не нравится»);

- организация (под руководством учителя) совместной работы в группе;

- выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на них;

- комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывание своих предложений и пожеланий;

- проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и результатам их работы.

- Индивидуальная (каждый кружковец должен сделать свою работу);

- Групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);

- Коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции кружковцы работают все вместе, не разделяя обязанностей).

Экскурсии в музей, соревнования, праздники, смотры-конкурсы, викторины, беседы, занятия в творческой мастерской, игры.


-Рассматривание объектов искусства,

-рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисован по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование;

-лепка объемного и плоскостного изображения с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;

-выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;

-проведение бесед о содержании рассматриваемых картин в музее, репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.


Игровая, досугово-развлекательная, художественное творчество, социальное творчество, трудовая, общественно-полезная.

Занятия включают в себя теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть представлена в виде учебных занятий, демонстрацией педагогом приёмов работы, экскурсий, выставок, презентаций, которые могут сопровождаться объяснением материала, показом и демонстрацией наглядных пособий, обменом опыта и мнения, а также при помощи бесед, индивидуальных консультаций учащихся.

Практическая часть представлена в виде практического закрепления, самостоятельной работы разной направленности.


Диагностические процедуры (3 за уч. год)



Календарно-тематическое планирование


пп

Тема занятия

Кол час

Дата

Продукт деятельности


Год




1




Подготовительный период обучения.

(Занятие в школе)

Заочное знакомство с Ростовским областным музеем изобразительных искусств.

Фонды музея. Научная организация фондовой работы.

Диагностические процедуры.



Знание перспектив обучения в объединении, структуре программы обучения, инструментов для работ, правилах организации рабочих мест; правилах поведения в музее;

о понятии «искусство»; для чего существуют музеи, чем различаются музеи между собой, какие музеи есть в нашей области, особенностей коллекции музея, принципах расположения экспонатов (времени создания, странам).

2

Обучение восприятию произведений искусства.

(Экскурсия в музее)

Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров.




Умение воспринимать произведения искусства, музейную коммуникацию:

(-знакомство с экспонатами,

-знание технологии рассматривания экспонатов: живопись, скульптуру (с какого расстояния, с каких точек зрения);

-любование произведением искусства, озвучивание своих впечатления; (принцип восприятия искусства - Ощущения-впечатления-переживания).

-Побуждение к обратной связи путем построения занятий в виде открытых и закрытых вопросов.

Умение ориентироваться в визуальной схеме (при помощи карточек); различать демонстрационные атрибуты и художественные материалы художника.

Знание об источниках вдохновения художника.

3

Обучение выражению произведений искусства.

(Занятие в творческой мастерской)

Выполнение рисунка «Мои первые впечатления».





Умение детей выражать через рисунок свои наблюдения, работать по шаблонам и трафаретам; применять приемы и способы передачи образов в рисунке; создавать декоративые работы со своими впечатлениями от посещения музея.

Знание приемов рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой).

4

Работа в творческой тетради дома

Составление словарика музейных терминов.



Умение находить информацию и составлять словарик музейных терминов, предложенных педагогом.

5

Подготовительный период обучения.

(Занятие в школе)

Виды изобразительного искусства. Как и о чем создаются картины. Пейзаж-как изображение природы.




Знание о материалах, которые использует художник (краски, карандаши и др.), о красоте и разнообразии природы, человека, зданий, предметов, выраженных средствами изобразительного искусства; о художниках, создающих произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И .Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин.

6

Обучение восприятию произведений искусства.

(Экскурсия в музее)

Пейзаж. Краски времен года.



Знание понятий: «цвет», «спектр», «краски», «пейзаж»

Умение различать цвета предметов, передавать его в рисунке с помощью красок; различать демонстрационные атрибуты и художественные материалы художника; ориентироваться в визуальной схеме (при помощи карточек).

7

Обучение выражению произведений искусства.

(Занятие в творческой мастерской)

Выполнение рисунка «Краски осени».



Умение детей выражать через рисунок свои наблюдения; создавать декоративные работы со своими впечатлениями от посещения музея. Знание о творчестве пейзажистов, летние, осенние, зимние весенние пейзажи; настроении картин; художественном образе, средствах выразительности, цветовой гамме, теплых и холодных оттенках цвета.

8

Работа в творческой тетради дома

Рисование собственных наблюдений

«Природа за окном».

Составление словарика музейных терминов.



Умение видеть окружающую действительность, изображать простые предметы в рисунке карандашом; находить информацию и составлять словарик музейных терминов, предложенных педагогом.

9

Подготовительный период обучения.

(Занятие в школе)

Виды портретов. Икона. Парсуна. Парадный портрет, непарадный портрет.


27.11

Знание о жанрах искусства: портрет как отображение человека, его характера, внутреннего мира, видах портретов: икона, парсуна, парадный портрет, непарадный портрет.


10





Обучение восприятию произведений искусства.

(Экскурсия в музее)

Портреты М.А. Врубеля, Е.С. Кругликовой, Н.Н. Беккера, С.В. Малютина, А.С. Голубкиной.




Знание о выразительных средствах, деталях, жестах, поз, мимике в портретных и жанровых изображениях для выразительности образа и раскрытия характера, настроения персонажа.

Умение ориентироваться в визуальной схеме (при помощи карточек).

11



Обучение выражению ю произведений искусства.

(Занятие в творческой мастерской)

Мастер-класс по созданию парадного портрета в технике «коллаж» «Живые портреты».




Знание о разных техниках изготовления портретов, нового способа передачи идей на бумаге, используя в качестве средства вырезки, а не традиционные карандаши и краски.

Умение детей выражать через «колллаж» свои наблюдения.

Знание и умение применять правила техники безопасности с клеем, ножницами.

12

Работа в творческой тетради дома

Рисование собственных наблюдений.

«Потрет любимой мамы». Составление словарика музейных терминов.



Умение рисовать образ лица, находить информацию и составлять словарик музейных терминов, предложенных педагогом.

13

Подготовительный период обучения.

(Занятие в школе)

Красота предметов в произведениях живописи.

Натюрморт. Диагностические процедуры.



Знание о жанре искусства: натюрморт как изображение предметов окружающего мира, красоте предметов в произведениях живописи.

Умение различать натюрморт.

14

Обучение восприятию произведений искусства.

(Экскурсия в музее)

Натюрморт. Жизнь предметов.




Умение различать цвета, оттенки, формы и пропорциональные соотношения, фактуру, материалы творческой деятельности художников; ориентироваться в визуальной схеме (при помощи карточек).

15


Обучение выражению произведений искусства.

(Занятие в творческой мастерской)

Выполнение рисунка «Фрукты».




Умение высказывать детьми собственные предпочтения, ассоциации, проявлять интерес к созерцанию красоты в окружающем природном мире и искусстве, выполнять рисунки или раскрашивать их красками.

16

Работа в творческой тетради дома

Рисование собственных наблюдений

«Овощи на столе». Составление словарика музейных терминов.



Умение рисовать любые предметы, находить информацию и составлять словарик музейных терминов, предложенных педагогом.

17

Подготовительный период обучения.

(Занятие в школе)

Как и о чем создаются скульптуры.



Знание о жанре искусства: скульптура, видах скульптур (монументальная и станковая). Умение различать статую, бюст, статуэтку, группу из нескольких фигур.

18

Обучение восприятию произведений искусства.

(Экскурсия в музее)

Скульптуры В. Ватагина, А. Опекушина, В. Мухиной.




Знание о материалах, используемых скульпторами (мрамор, гранит, глина, пластилин), объеме– основы языка скульптуры. Умение видеть красоту человека, животных, выраженных средствами скульптуры.

19

Обучение выражению произведений искусства.

(Занятие в творческой мастерской)

Лепка из пластилина фигур людей.



Умение высказывать детьми собственные предпочтения, ассоциации, проявлять интерес к созерцанию красоты в окружающем мире и искусстве; лепить по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передавать в лепке содержание несложных произведений в соответствии с темой. Владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание).

20

Работа в творческой тетради дома

Лепка фигур героев мультфильмов. Составление словарика музейных терминов.



Умение находить информацию и составлять словарик музейных терминов, предложенных педагогом; лепить; ориентироваться в визуальной схеме (при помощи карточек).

21

Подготовительный период обучения.

(Занятие в школе)

Особенности анималистического жанра.





Умение видеть специфику изображения животных; понимать и различать понятия анимали́стика (жанр изобразительного искусства, главным мотивом и основным объектом которого являются животные в живописи, фотографии, скульптуре, графике, в декоративном искусстве). Знание особенностей работы художника с натурой; связи между выбором художником метода изображения и отношением художника к модели.

22

Обучение восприятию произведений искусства.

(Экскурсия в музее)

Анималистический жанр. Братья наши меньшие.



Знание о подлинниках и копиях произведений искусства. Умение воспринимать образы животных, созданных различными средствами искусства.

23

Обучение выражению произведений искусства.

(Занятие в творческой мастерской)

Выполнение рисунка животных.




Умение рисовать по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передавать в рисунке содержание несложных произведений в соответствии с темой; применять приемы работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета.

24


Работа в творческой тетради дома

Рисование домашнего животного семьи.

Составление словарика музейных терминов.



Умение находить информацию и составлять словарик музейных терминов, предложенных педагогом; рисовать животных.

25

Подготовительный период обучения.

(Занятие в школе)

Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства.



Знание об истоках этого искусства и его роли в жизни человека (ук­ра­шение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы); материалах используемых художниками-декораторами; о разнообразии форм в природе как ос­но­ве декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Умение ориентироваться в визуальной схеме (при помощи карточек).

26

Обучение восприятию произведений искусства.

(Экскурсия в музее)

Произведения декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Семикаракорская керамика.



Знание о сказочных образах в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве, о произведениях народных художественных промыслов в России с учетом мес­тных условий, о произведениях мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись, семикаракорская керамика).

27

Обучение выражению произведений искусства.

(Занятие в творческой мастерской)

Выполнение рисунка чайника с использованием мотивов Семикаракорской керамики.




Умение выполнять рисунки чайника или других предметов с использованием мотивов Семикаракорской керамики; рисовать по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передавать в рисунке содержание несложных произведений в соответствии с темой; применять приемы работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета.

28

Работа в творческой тетради дома

Выполнение рисунка «Чайная пара». Составление словарика музейных терминов.



Умение находить информацию и составлять словарик музейных терминов, предложенных педагогом; рисовать посуду.

29

Подготовительный период обучения.

(Занятие в школе)

Произведения художников в технике «Марина».



Умение понимать и различать виды техники «Марина» (жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид, а также сцену морского сражения или иные события, происходящие на море; является разновидностью пейзажа); ориентироваться в визуальной схеме (при помощи карточек).

30

Обучение восприятию произведений искусства.

(Экскурсия в музее)

И.К. Айвазовский. 6000 картин на морскую тему.




Знание о пейзаже и его видах, особенностях передачи настроения, о представителях этого жанра — англичанине Уильям Тёрнер и российском художнике И.К. Айвазовском. Умение выделять средства выразительности (композиционное и цветовое решение), используемые художниками; главного смыслового центра произведения и его образных особенностей.

31

Обучение выражению произведений искусства.

(Занятие в творческой мастерской)

Рисование собственных наблюдений. Картина «Закат на море».

1


Умение выполнять рисунки моря; рисовать по образцу, по памяти, представлению, воображению образов; передавать в рисунке содержание несложных произведений в соответствии с темой; применять приемы работы карандашом, гуашью, акварельными красками.

32



Работа в творческой тетради дома

Выполнение рисунка «Морская буря». Составление словарика музейных терминов.



Умение детей выражать через рисунок свои наблюдения; находить информацию и составлять словарик музейных терминов, предложенных педагогом.

33

Итоговое занятие

(Занятие в школе)

Школьная выставка «Открываем наш «Музей искусств».

Диагностические процедуры.



Умение проявлять самостоятельность собственных предпочтений, интересов, рассуждений относительной рассматриваемых образов; оформлять выставки из собственных картин, репродукций и различных предметов «Музея искусств».