Интегрированное мероприятие
«Математика и литература - две пересекающиеся плоскости»
для 8 класса
«Гуманитарные науки... только тогда будут удовлетворять человеческую мысль, когда в движении своём они встретятся с точными науками и пойдут с ними рядом...»
А.П.Чехов
В. Добрый день, дорогие ребята! Рада приветствовать Вас на нашей игре.
В. Прошу Вас разделиться на команды и придумать им названия (учащиеся распределяются по командам по собственному желанию).
Главное—научиться новому и получить при этом удовольствие.
Прошу команды представиться.
Команды представляются. (На доске записываются названия)
В. Часто можно услышать такую фразу: « Что эта математика! Сухая наука. Выучил формулу - и решай задачи! Не то, что литература. Вот где красота и гармония». Да, так говорят многие. Но они забывают о том, что именно математика подарила нам такие слова как гармония, симметрия, пропорция. Каждому искусству присуще стремление к стройности, соразмерности, гармонии. Природа совершенна, и у нее есть свои законы, выраженные с помощью математики и проявляющиеся во всех искусствах. Как можно говорить о сухости математиков, если многие из них были поэтами, писателями. Как можно говорить о сухости математики, если многие известные поэты и писатели увлекались ею и сами составляли математические задачи в стихах и не только.
Сегодняшняя игра поможет увидеть связь литературы и математики на примерах великих учёных-математиков и поэтов. Мы узнаем, кто из знаменитых математиков писал стихи, а кому из великих поэтов и писателей была не чужда математика. Сегодняшняя игра поможет увидеть связь литературы и математики на примерах великих учёных-математиков и поэтов. Мы узнаем, кто из знаменитых математиков писал стихи, а кому из великих поэтов и писателей была не чужда математика.
1 конкурс «Аукцион»
Математики в литературных произведениях предостаточно. Итак, где же искать эту математику? Назовите произведения, содержащие имена числительные в названии. За каждое названное произведение 1 балл.
(«Три мушкетера» — А.Дюма, «Два капитана» — А.Грин, «Десять негритят» — А.Кристи, «Тысяча и одна ночь» — сборник арабских сказок, «Двенадцать стульев» — И. Ильф и Е. Петров, «Три сестры» - А.П.Чехов, «Квартет» - басня И.А.Крылова, «Белоснежка и семь гномов» - сказка Братьев Гримм, «Двенадцать месяцев» - С.Я. Маршак, «Три толстяка» - Юрий Олеша).
2 конкурс «Забавная математика»
Во многих художественных произведениях встречаются математические задачи. Грамотное использование математических фактов делает художественное произведение достоверным и реальным.
Используя приведенную информацию, решите задачи. За правильное решение задачи 2 балла, неполный ответ – 1 балл.
1 аршин = 4 четвертям = 16 вершкам.
1 аршин = 71,12 см
1 четверть = 17,78 см
1 вершок = 4,4 см
1 сажень = 216 см
1)П. Ершов «Конёк – горбунок»
«Что ж он видит? – Прекрасивых
Двух коней золотогривых
Да игрушечку – конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами».
Каков рост и длина ушей горбунка?
(Рост Горбунка 13,2 см, длина ушей 71 см). Поистине сказочное животное.
2)И.С. Тургенев «Муму»
«Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья».
Зная соотношения между старорусскими мерами длины и современными, вычислить рост Герасима.
(12 * 4,4 см = 52,8 см).
И что же мы получили? Рост младенца в среднем составляет 51-53 см. Какой же Герасим тогда богатырь? Оказывается, раньше, говоря о росте взрослого человека, указывали лишь число вершков, на которое он превышал два аршина.
Проведем повторное вычисление:
2*71 см = 142 см (это 2 аршина)
142 +52,8= 194,8 см (2 аршина и 12 вершков).
Получается, рост Герасима был 1 м 98 см, а это действительно высокий человек.
3)Герой стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» вспоминает о том, как в полноводье спасал зайцев:
«Вижу один островок небольшой -
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину».
Каковы же размеры островка в современных единицах длины и площади?
(1 аршин =71,12 см, 1 сажень =216 см. S= 0,7112 *2,16 =1,536192 м2).
Островок и в самом деле был небольшим.
4)Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».
Пуд = 40 фунтов = 16,38 кг
Гоголевский Тарас Бульба «…вскочил на своего Черта, который бешено, отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст». Сколько кг весил Тарас Бульба?
(16,38*20 = 327,6 кг). Храбрый казак не мог весить 327 килограммов. Это обычная для Гоголя гипербола.
3 конкурс «Математические понятия в поэзии»
Составьте соответствие между стихотворением и математическим понятием. Команда получает 1 балл за правильно найденное понятие.
№ | Стихотворение | Математическое понятие |
| Спросил меня голос в пустыне дикой: — Много ли в море растет земляники? — Столько же, сколько селедок соленых Растет на березах и елках зеленых. С.Я. Маршак | А)Доказательство от противного |
| Чтоб более меня читали, Я стану менее писать. П.Вяземский | Б)Правильный пятиугольник |
| Что Клав меня лечил, слух этот, друг мой, лжив: Когда б то было так, то как же б я был жив? П.Сумароков | В)Предел функции |
| Мефистофель Я в некотором затрудненье Мне выйти в сени не дает Фигура под дверною рамой. Фауст Ты испугался пентаграммы? Каким же образом тогда Вошел ты чрез порог сюда? Как оплошал такой пройдоха? Мефистофель Всмотритесь. Этот знак начертан плохо. Наружный угол вытянут в длину И оставляет ход, загнувшись с края. Иоганн Вольфганг Гете | Г)Пустое множество |
Стихотворение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Математическое понятие | | | | | |
4 конкурс «Счастливый случай»
Команды отвечают на вопросы по очереди. За правильный ответ – 2 балла.
Известный русский поэт был большим любителем математики и в своих вольных переездах из одного места службы в другое всегда возил с собой учебник математики. (Михаил Юрьевич Лермонтов)
Кто из великих русских писателей составлял задачи по арифметике? ( Л.Н. Толстой) Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой проявлял особый интерес к математике и её преподаванию. Он много лет преподавал начала математики в основанной им же знаменитой Яснополянской школе, написал оригинальную «Арифметику» и «Руководства для учителя».
«В математике есть своя красота, как в поэзии». Кто произнес эти слова, даже не любя математику? (А.С. Пушкин)
Какая русская мера длины дала название двум сборникам стихов Марины Цветаевой? (Верста. Сборники «Вёрсты I», «Вёрсты II», 1921-1922 гг.)
Викто́р Мари́ Гюго́ заметил однажды, что разум человеческий владеет тремя ключами, позволяющими людям знать, думать, мечтать. Два из них - буква и нота. А каков третий ключ? (Цифра.)
Не только геометрическая кривая, но и сильное преувеличение для создания художественного образа. (Гипербола)
Не только результат умножения, но и плод труда писателя или поэта. (Произведение)
Какое число получило имя Шахерезады? (1001 - число Шахерезады)
Рекордсменом среди писателей с результатом 27000 является Л.Н. Толстой, а на втором месте - А.С. Пушкин с 24000. По какой номинации? (По запасу используемых слов)
Какая «литературная величина» произведения бывает и положительной, и отрицательной? (Герой, персонаж литературного произведения.)
В каком числе столько же букв, сколько и цифр? (100).
Какую линию можно найти в литературном произведении? (Сюжетную линию)
Минутка полезной информации
«Математические увлечения М.Ю.Лермонтова»
"В начале 1841 г. Тенгинский полк стоял в Анапе. Скучающие офицеры, в том числе и Лермонтов, собирались друг у друга. Раз речь зашла о каком-то человек, который мог в уме решать самые сложные математические задачи.
- Что вы скажете на это, Лермонтов? - обратился к нему один из офицеров, старик с Георгиевским крестом. - Говорят, что вы тоже хороший математик? - Ничего тут удивительного нет, - отвечал поэт. - Я тоже могу представить вам, если хотите, весьма замечательный опыт математических вычислений. - Сделайте одолжение. - Задумайте какое угодно число. - Ну, хорошо, задумал, - рассмеялся старик, очевидно, сомневавшийся. - Но как велико должно быть задуманное число?
- А это безразлично. Но на первый раз, для скорости вычисления, ограничьтесь числом из двух цифр.
- Хорошо, я задумал, - сказал офицер, подмигнув стоявшим вокруг него, и сообщил задуманное им число сидевшей рядом даме.
- Благоволите прибавить к нему, - начал Лермонтов, - еще 25 и считайте мысленно или посредством записи.
Старик попросил карандаш и стал записывать на бумажке.
- Теперь не угодно ли прибавить еще 125. Старик прибавил.
- Засим вычтите 37. Старик вычел.
- Еще вычтите то число, которое вы задумали сначала. Старик вычел. – Теперь остаток умножьте на пять. Старик умножил.
– Засим полученное число разделите на 2. Старик разделил.
– Теперь посмотрим, что у вас должно получиться... Кажется, если не ошибаюсь, число 282,5? Офицер даже привскочил – так поразил его ответ.
– Да совершенно верно: 282,5. Я задумал число 50. - И он снова проверил вычисление. - Действительно, получается 282,5.
– Фу, да вы не колдун ли?
– Колдун не колдун, а математике учился, - улыбнулся Лермонтов. – Но позвольте... - старик, видимо, сомневался; не подсмотрел ли Лермонтов его цифры, когда он проводил вычисления. - Нельзя ли повторить?
Старик записал задуманное число, никому не показав, положил под подсвечник и стал вычислять в уме даваемые поэтом числа. И на этот раз остаток был угадан. Все заинтересовались. Старик только развел руками. Хозяйка дома попросила повторить еще раз опыт, и еще раз опыт удался.
По крепости пошел разговор. Где бы поэт ни показался, к нему стали обращаться с просьбами угадать вычисленное число. Несколько раз он исполнял эти просьбы, но, наконец, ему надоело, и он через несколько дней, тоже на одном из вечеров, открыл секрет, заключавшийся в том, что задуманное число, какое бы оно ни было, заставляют вычесть из суммы того же числа и некоторых других подсказанных чисел, так что диктующему легко подсчитать результат.
((х+25+125-37-х)*5:2=(113*5):2=282,5
5 конкурс «Задачи в стихах»
Каждая команда получает одну задачу, если одна из команд не решат задачу, то задача переходит к другой команде. Команда получает 1 балл за правильно решенную задачу.
«Есть кадамба-цветок.
На один лепесток
Пчелок пятая часть опустилась.
Рядом тут же росла
Вся в цвету сименгда,
И на ней третья часть поместилась.
Разность их ты найди,
Ее трижды сложи,
На кутай этих пчел посади.
Лишь одна не нашла
Себе места нигде,
Все летала то взад, то вперед и везде
Ароматом цветом наслаждалась.
Назови теперь мне, подсчитавши в уме,
Сколько пчелок всего здесь собралось?»
ответ: 15 пчел.
Над озером тихим,
С полфута размером, высился лотоса цвет.
Он рос одиноко. И ветер порывом
Отнес его в сторону. Нет
Воле цветка над водой,
Нашел же рыбак его ранней весной
В двух футах от места, где рос.
Итак, предложу я вопрос:
Как озера вода
Здесь глубока?
ответ: 3,75 фута
«Путник! Здесь прах погребен Диофанта,
И числа поведать могут, о чудо, сколь долг был век его жизни.
Часть шестую его представляло счастливое детство.
Двенадцатая часть протекла еще жизни –
Пухом покрылся тогда подбородок. 3
Седьмую в бездетном браке провел Диофант.
Прошло пятилетье.
Он был осчастливлен рожденьем прекрасного первенца сына,
Коему рок половину лишь жизни счастливой и светлой
Дал на земле по сравненью с отцом.
И в печали глубокой старец земного удела конец воспринял,
Переживши года четыре с тех пор, как сына лишился.
Скажи, скольких лет жизни достигнув,
Смерть воспринял Диофант?»
выгравировано на надгробии Диофанта
ответ: 84 года
Математика в стихах, или учение с увлечением
(Болельщики читают стихи)
***
МЕДИАНА – обезьяна,
У которой зоркий глаз,
Прыгнет точно в середину
Стороны против вершины,
Где находится сейчас.
***
ВЫСОТА похожа на кота,
Который, выгнув спину,
И под прямым углом
Соединит вершину
И сторону хвостом.
Вам стишок читаю новый,
Кто запомнит – молодец.
***
У ОТРЕЗОЧКА любого
Есть начало и конец.
Вдруг на небе из-за серых тёмных туч
Показался долгожданный солнца ЛУЧ,
У которого, открою вам секрет,
Есть начало, а конца, ребята, нет
Всё, что в жизни нашей свято,
Мы не вправе отрицать.
***
У ПРЯМОЙ же нет, ребята,
Ни начала, ни конца.
У человека два плеча,
А в сутках день да ночка.
***
УГЛОМ назвали два луча –
С началом в общей точке.
Там, где труд не знает лени,
Хорошо идут дела!
Там, где числа и деленья,
Получается ШКАЛА.
Длина каждого деления –
Единица измерения.
***
ДРОБЬ ОТ ЧИСЛА хотим найти,
Не надо никого тревожить.
Нам надо данное число
На эту дробь умножить.
***
БИССЕКТРИСА- это крыса,
Которая бегает по углам
И делит угол пополам
Подведение итогов
Настало время нам взглянуть на путь,
Который пройден был,
И вскинуть взор к вершине,
Которую стремимся мы достичь. (Слово предоставляется жюри).
А теперь ответим на вопрос. Есть ли связь между математикой и литературой?
Связь между ними очень сильная. Математика не была такой красноречивой, теоремы не были конкретными, понятными, составленными так безукоризненно, без поэзии. Стихи не были, бы так грамотно написаны, рифма утеряла бы смысл, без точности математики. Математику и литературу можно назвать двумя дополняющими друг друга противоположностями. Это две грани одного и того же процесса – творчества.