СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированное обучение детей с ОВЗ

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интегрированное обучение детей с ОВЗ»



Интегрированное обучение детей с ОВЗ

Одной из позиций оценки качества образования является оценка индивидуальных достижений обучающихся. Сегодня не удивительно то, что дети с задержкой психического развития (ЗПР) есть если не в каждом классе, то уж в каждой общеобразовательной школе – это точно. И со временем, наблюдается, только рост количества таких учеников. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стала актуальной в моей практике, так же как и в современной системе образования. В 8 классе, где я начала работать, в едином потоке с обучающимися по ООП обучались дети с задержкой психического развития и умственной отсталостью. В этом году у меня очень слабый класс: двое учащихся имеют заключение ПМПК в котором   одному   рекомендована   общеобразовательная   программа   для   детей   с   задержкой психического развития и проведение итоговой аттестации за 9 класс общеобразовательной программы в форме государственного выпускного экзамена и с умственной отсталостью и двое оставленные на повторное обучение в этом классе. У них настолько сильно запущен учебный материал, настолько много пробелов в знаниях, что при всём желании справиться с этим почти невозможно.

Возник неизменный вопрос: а как их учить? Для начала я разделила понятия ЗПР (задержка психического развития) и умственная отсталость – это совершенно разные вещи! Слово «задержка» говорит само за себя: при ней ребёнок лишь задержался в освоении некоторых школьных дисциплин, в развитии каких-либо психических функций. И отличаются дети с ЗПР от умственно отсталых тем, что при хорошей педагогической, медицинской, психологической  (а при необходимости – и других видах) помощи они могут «догнать» своих сверстников и учиться дальше «как все». (В идеале, нарушения должны исчезнуть уже к 5 классу, но в последнее время это случается гораздо позже, а часто  они остаются и до 9 класса.)

Поэтому главной моей задачей – создать для них такие условия, которые помогут им наверстать  то, что по каким-либо причинам упущено.

  Первое, что я сделала: в  сети интернет нашла  информацию об особенностях детей с ЗПР и тщательно её изучила. Для чего это нужно? Чтобы знать, что стоит требовать от ребёнка, а что ему будет не под силу. Чтобы создавать для него ситуации успеха, которые придадут ему силы и желание учиться дальше, преодолевать трудности (которых у него – вагон и маленькая тележка).

Второе, что я сделала: прошла курсы по теме «Коррекционная педагогика и особенности образования и воспитания детей с ОВЗ»

Необходимо знать, что в деятельность учителя, работающего в условиях интегрированного обучения детей с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью, входит:





1) диагностика уровня развития ребенка на основе изучения заключения ПМПК, характеристики из предшествующего ОУ, детских работ, бесед с родителями, наблюдений за ребенком, диагностики уровня знаний по предметам и ориентировки в окружающем мире, особенностей общения со сверстниками и взрослыми; по возможности, проведение предварительной коррекционной работы;

2) составление на основе диагностических данных индивидуального образовательного маршрута ребенка:

3) отслеживание динамики развития ребенка:

При отсутствии положительной динамики развития детей с ЗПР в условиях интегрированного обучения учащиеся в установленном порядке направляются на ПМПК для решения вопроса о форме дальнейшего обучения;

4) взаимодействие со специалистами и родителями:

5) охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов, создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности в ее фронтальной и индивидуальной формах;

6) реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса через проведение уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, классных часов, праздников, экскурсий и т.п. Каждая из названных форм имеет свою структуру, методику проведения, целевые установки.

После проведения педагогической диагностики составляю: индивидуальный маршрут (Приложение 1), календарно-тематический план на основе учебных планов общеобразовательной школы, коррекционно-развивающей школы VII вида и специальной (коррекционной) школы VIII вида, поурочный план интегрированного обучения для детей общеобразовательного класса и детей с ЗПР.

В поурочном планировании, детей с ЗПР в общеобразовательном классе массовой школы, важно отдельно отражать план деятельности на уроке (занятии) для каждого интегрированного ребенка. При составлении общего плана для класса я включаю в него блоки-заданий для детей с ЗПР, нуждающихся в силу особенностей развития, в дифференцированном и индивидуальном подходе, дополнительном внимании (эти задания выделяю в планировании особым значком). На уроке стараюсь проводить дифференцированное закрепление нового материала и проведение опроса, давать разноуровневое домашнее задание. Тема урока записывается общая. С точки зрения дифференциации, выделяя в одном классе различные группы, к которым предъявляются в начале разные требования по содержанию, темпу обучения, я не забываю, что в результате все дети, в данном случае с ЗПР, должны овладеть базовым уровнем подготовки по предмету. Таким образом, моя задача при планировании – отразить в ходе урока (занятия) траекторию деятельности детей с ЗПР

 Как учить ребёнка с задержкой в условиях класса? Ответ и прост, и сложен одновременно: применяя индивидуальный и дифференцированный подход. Что это значит?   Необходимо уделять для него  на уроке отдельное  время и особое внимание. Например, объяснить задание или тему ещё раз, когда остальные дети уже приступили к выполнению упражнения и работают самостоятельно. Объяснять ему непонятный материал или новую тему несколько раз, другими словами, с большим количеством примеров, более подробно, с использованием наглядных материалов.

Давать несколько другие задания, которые ему в данный момент под силу (например, на карточках). Спрашивать на уроках после ответов сильных учеников, чтобы у него была возможность увидеть и услышать образец ответа. Разрешать ему при ответе, при выполнении заданий пользоваться вспомогательными материалами: таблицами, памятками, алгоритмами, схемами, планами и пр. В общем, это означает для учителя большую предварительную, подготовительную работу, но только так возможно получение результата в обучении детей с подобными проблемами.

В системе обучения использую различные виды помощи: стимулирующие; направляющие; обучающие и др.

Помощь может быть фронтальной (наглядные пособия, схемы, таблицы) и индивидуальной.

Стимулирующая помощь. Необходимость в такой помощи возникает тогда, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа завершена, но выполнена неверно. В первом случае я помогаю ребенку организовать себя, мобилизовать внимание, ободряя его, успокаивая, вселяя уверенность в способности справиться с задачей. Спрашиваю у ребенка, понял ли он задание, и если выявляется, что нет, повторно разъясняю его. В другом случае указываю на наличие ошибки в работе и необходимость проверки предложенного решения.

Направляющая помощь. Данный вид помощи должен быть предусмотрен для случаев, когда возникают затруднения в определении средств, способов деятельности, планировании – в определении первого шага и последующих действий. Эти затруднения могут быть обнаружены им в самом процессе работы или уже после того, как работа закончена, но сделана неправильно. В этом случае направляет ребенка на правильный путь, помогает ему сделать первый шаг, определить план действий.

Обучающая помощь. Необходимость обучающей помощи возникает в тех случаях, когда другие ее виды оказываются недостаточными, когда надо непосредственно указать или показать, что и как следует делать для того, чтобы решить предложенную задачу или исправить допущенную в ходе решения ошибку.  

При интегрированном обучении для детей с ОВЗ разрабатываются индивидуальные учебные планы на основе базисного учебного плана специального (коррекционного) образовательного учреждения соответствующего вида и отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету учебного плана на основе примерных программ, рекомендованных для обучения ребенка, и на основании федеральных государственных образовательных стандартов.

Дети 7-го вида занимаются по адаптированным общеобразовательным программам.

Для детей 8-го вида составляю отдельные рабочие программы (по УМК В.В.Воронковой).

Если спросить меня «СЛОЖНО?», отвечу «Да, сложно, НО выполнимо, необходимо и интересно!»

Как писал Галилео Галилей: «Мы ничему не можем научить человека. Мы можем только помочь ему открыть это в себе»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!