Ход занятия
1. Организационный ( мотивация к учебной деятельности) (1 мин.) | Здравствуйте, ребята! ( входит другой учитель: Извините, вам передали письмо) Друзья мои, на конверте написано, что письмо адресовано вам. Прочтите его, пожалуйста. ( Письмо разделено на части, по одной на команду) Что же вы молчите? Что за информация к вам пришла? Закодированное письмо? Очень интересно. | Дети открывают письмо. Письмо закодировано. Дети не могут его прочитать. | Способствует созданию состояния психо-эмоциональной стабильности, внешней мотивации. Личностные: Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. |
2 этап Актуализация и пробное учебное действие 5 минут | Что же нужно для того, чтобы прочитать письмо? Какие у вас предположения, в чем может заключаться код? Давайте узнаем, что же здесь закодировано. (Работа в группах 2 минуты) Что же у нас получилось? Ничего не разобрать. По-моему надо расставить части по другому порядку, чтобы понять информацию. Письмо: «Дорогие друзья! Мы учимся в 4 классе и живём в Америке. Мы знаем, что ваш Курский край богат чудесами. Расскажите нам, пожалуйста, о них. Только есть условие: информация должна быть закодирована. Заранее, спасибо. Ваши американские друзья!» Расскажем? Как же мы построим нашу работу? С чего начнем. Каким материалом мы воспользуемся? Дальше? Таким образом, какова цель нашего занятия? Чему мы будем учиться? | Разгадать его код. Каждой цифре соответствует буква алфавита. Каждая команда читает свой отрывок письма. Дети расставляют части, получается письмо. Да, с большим удовольствием! Сбор информации. Материалами, которые мы собрали на занятии внеурочной деятельностью «Я-курянин» Кодировка информации. Собрать и закодировать информацию о чудесах Курского края. Собирать и кодировать информацию. | Обеспечивает высокий уровень вовлеченности учащихся в учебную деятельность и развитие их интеллектуальных качеств. Личностные: формировать потребность в самовыражении, самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Коммуникативные: Познавательные: поиск и выделение информации; умение строить речевое высказывание; анализ объектов с целью выделения признаков Регулятивные: планирование своих действий; различение способа и результата действий; |
Этап 3. ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ и построение проекта выхода из затруднения 2 минуты | Но в письме нет указаний, каким образом должна быть закодирована информация. А как, какими способами можно закодировать? Если каждая группа выберет свой способ, то нашим друзьям…. будет крайне сложно раскодировать информацию. Как вы думаете, в связи с темами, которые мы проходили в последнее время на уроках математики, какой способ кодировки логичнее нам выбрать? | Таблица, схема, диаграмма, кодированный текст, изображение и.т.д. будет крайне сложно раскодировать информацию. Диаграмма: столбчатая или линейная. | |
5 этап Реализация построенного проекта | Итак, путем жеребьевки каждая команда получит тему информации. Далее вы выбираете соответствующую информацию и кодируете её в диаграмме. Повторим алгоритм построения столбчатой или линейной диаграммы. Не забываем правила работы в группе. На работу каждой группы отводится 8 минут. | Алгоритм: 1. Изучить информацию. 2.Выявить главные взаимосвязи величин. 3. Построить прямой угол, указать величины. 4. Выбрать удобный единичный отрезок. 5. Построить диаграмму. Участвуют в работе все члены группы. Выслушивается мнение каждого, вырабатывается общая позиция. Мысль, уважение к чужому мнению, стремление к правильному выполнению поставленной задачи. | Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения; формирования границ собственного знания и «незнания». Коммуникативные: формулирование собственного мнения (позиции); использование речи для регуляции своего действия, построение монологического высказывания. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; учёт правила в планировании и контроле способа решения; различение способа и результата действия. Познавательные: установление причинно-следственных связей. |
Физминутка. | | | |
6 этап Представление реализованного проекта. | Итак, каждая группа представляет свою диаграмму. Остальные группы раскодируют её. Чего мы добьёмся такой работой? Учащиеся представляют свои диаграммы, ученики фронтально «читают» информацию . | Проверим, правильно ли построена диаграмма, закодирована информация. | Личностные: формировать потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Коммуникативные: Познавательные: поиск и выделение информации; умение строить речевое высказывание; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез; выбор оснований и критериев для сравнения; классификация объектов; подведение под понятие; выдвижение гипотез; их обоснование; сравнение. Регулятивные: планирование своих действий; различение способа и результата действий; внесение необходимых корректив в действие. |
7 этап Рефлексия учебной деятельности | Какую цель мы ставили перед собой в начале занятия? Достигнута эта цель? Чему мы учились при этом? Итак, мы собираем нашу работу и готовим конверт к отправке нашим американским друзьям. Оцените наше занятие с точки зрения его эффективности, полезности. Приём «Мишень»: чем ближе к 10, тем полезнее для вас была наша работа. | Собрать и закодировать информацию о чудесах Курского края. Высказывания учеников. Собирать ,кодировать и читать информацию . Ученики организованно крепят в мишень кружочки синего цвета. | Личностные: - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, - формирование границ собственного «знания « и «незнания». Регулятивные: - восприятие оценки учителя, - адекватная самооценка. Познавательные: - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, - анализ, - синтез, - установление причинно-следственных связей. |
| | | |
Приложение 1
Закодированное письмо.
«Дорогие друзья!
Мы учимся в 4 классе. Мы живём в Америке. Мы знаем, что Курский край богат чудесами. Расскажите нам о них. Условие: информация должна быть закодирована. Спасибо, ваши друзья!»
5, 16, 18,16, 4, 10, 6 5,16,21, 9,30,33!
14, 29 21,25, 10,14, 19, 33 3 25, 6, 20,3, 7, 18, 20, 16, 14
12, 13,1,19,19,6
14, 29 8,10,3,7,14 3 1,14,6,18,10,12,6
14, 29 9,15,1,6,14 25,20,16 12,21, 18,19,12,10,11 12,18,1,11 2,16,4,1,20 25,21, 5,6,19,1,14,10
18,1,19,19,12,1,8,10,20,6 15,1,14 16 15,10,23
21, 19,13,16,3,10,6 10,15,22,16,18,14,1,24,10,33 5,16,13,8,15,1 2,29,20,30 9,1,12,16,5,10,18,16,3,1,15,1
19,17,1,19,10,2,16 3,1,26,10 5,16,21, 9,30,33!
а | б | в | г | д | е | ё | ж | з | и |
| | | | | | | | | |
й | к | л | м | н | о | п | р | с | т |
| | | | | | | | | |
у | ф | х | ц | ч | ш | щ | ъ | ы | ь |
| | | | | | | | | |
э | ю | я | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Д | о | р | г | и | е | у | з | ь | я |
5 | 16 | 18 | 4 | 10 | 6 | 21 | 9 | 30 | 33 |
м | ы | у | ч | с | в | т | ц | ё | к |
14 | 29 | 21 | 25 | 19 | 3 | 20 | 24 | 7 | 12 |
л | а | ж | ш | й | б | н | ж | х | ф |
13 | 1 | 8 | 26 | 11 | 2 | 15 | 8 | 23 | 22 |
| | | | | | | | | |
Приложение 2.
Банк информации
1. КМА – Курская магнитная аномалия - самый мощный на Земле железорудный бассейн. Один из крупнейших по запасам богатой железной руды район в мире[1]. Расположен в пределах Курской, Белгородской и Орловской областей.
Наиболее известные месторождения:
Лебединское ( Белгородская область);
Михайловское (Курская область);
Яковлевское ( Белгородская область);
Добыча руды осуществляется открытым способом при помощи взрывания, экскавации и транспортировки горной массы автомобильным и железнодорожным транспортом.
Общие запасы руды:
Лебединское ( Белгородская область) – 4 миллиарда тонн
Михайловское (Курская область) – 11 миллиарда тонн
Яковлевское ( Белгородская область) – 9 миллиардов тонн
2. Коренная пустынь.
Ку́рская Коренна́я Рождества́ Пресвято́й Богоро́дицы пу́стынь — мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный в местечке Свобода Золотухинского района Курской области. Основан в 1597 году на месте явления Курской Коренной иконы «Знамение». Мы знаем, что эта святыня является путеводительницей для православных людей всей России. После революции икона была вывезена в Америку и там тоже стала одной из главнейших святынь. Теперь с 2009 года настоящую святыню привозят к нам в Курск для почитания и поклонения на родине.
Данные по количеству людей, пришедших поклонится иконе «Знамение. Курская коренная».
2017 год – 20 тыс человек
2018 год – 45 тыс человек
2019 год – 68 тыс человек
2020 год – 84 тыс человек
2021 год – 100 тыс человек
3.Мемориал «Курская дуга»
Курская дуга — мемориальный комплекс, расположенный вдоль проспекта Победы города Курска. Объекты комплекса служат цели увековечивания подвига советского народа в Курской битве времён Великой Отечественной войны. Открытие состоялось к 55-летию Курской битвы 5 июля 1998 года.
В мемориальный комплекс входят Триумфальная арка, храм Георгия Победоносца, памятник Георгию Жукову, братская могила и Аллея военной техники.
Триумфальную арку высотой 24 метра возвели в 2000 году.
Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца построили по проекту курских архитекторов Валерия Михайлова и Павла Пахомова в 2008 году. Высота кирпичного трехъярусного храма — 47 метров.
В мемориальном комплексе находится один из немногих памятников четырежды Герою Советского Союза Георгию Жукову. Его высота – 6 метров. Бронзовую скульптуру военачальника лепили по оригинальным снимкам из личного архива семьи Жукова.
Комплекс «Курская дуга» знакомит с образцами военной техники 1941–1945 годов. Здесь представлены легендарные «Катюша», танк Т-34, а также ствольная артиллерия и самоходная артиллерийская установка.
Высота техники в среднем около 3 метров.
Гранитное надгробие «Неизвестному солдату Курской земли» установлено на братской могиле, здесь похоронены расстрелянные фашистами красноармейцы — их обнаружили во время строительства комплекса. В память о героях Великой Отечественной войны на мемориале «Курская дуга» горит Вечный огонь.
4. Курский соловей.
Есть на земле Курской необыкновенное чудо, о котором известно всему свету. Это – курский соловей. Его пение считается уникальным, потому что отличается от других собратьев-соловьёв. «Неповторимо», «оригинально», «единственно в своём роде», заставляет «и плакать в умилении, и восторгаться». Так мастерство «певчего бриллианта Природы России», «всемирно известного голосистого земляка» курян оценивали издавна известные учёные, орнитологи, писатели. В народе же соловья величают «души правитель».
У соловья самый богатый "репертуар" из всех певчих птиц. Но, если подмосковный соловей издает около 10 разнообразных "куплетов" (колен) своей песни, южный соловей – 12 колен, то курский соловей способен на большее. Именно в курских лесах нередко трели этой маленькой, невзрачной птички состоят почти из 40 колен.
5. Курская Антоновка
В 30-80 годах XX века Курская область славилась на весь Советский Союз своими садами. Под Курском, около Обояни, Льгова и Щигров работали плодопитомнические совхозы. Наибольшей популярностью среди профессиональных селекционеров и ценителей ароматных вкусностей пользовался сорт яблони антоновка.
Предположительно… антоновка начала распространятся из Курской губернии ещё в XIX веке.
Поговаривают…, что в стародавние времена курская антоновка доставлялась к царскому двору.
Хороша антоновка, как в свежем виде, так и для мочки, а также приготовления мармеладов и пастилы. Антоновка выделяется среди других сортов зимостойкостью, нетребовательностью к почве и урожайностью (до 500 кг с дерева).
Сравните:
Лобо . С одной яблони при правильном уходе собирают до 200 кг .
Яблоня Кандиль - до 160 кг урожая
«Орлик». Урожайность увеличивается ежегодно и достигает к 20 годам 80–120 кг с одного дерева.
Антоновка основной зимний сорт средней полосы России (Курской, Орловской, Тульской области…).
6. Стрелецкая степь.
Центрально-Чернозёмный госуда́рственный приро́дный биосфе́рный запове́дник и́мени профе́ссора В. В. Алёхина — государственный природный заповедник, расположенный на территории Курской области.
Границы заповедника неоднократно менялись. Заповедник расположен в юго-западной части Среднерусской возвышенности в пределах лесостепной зоны средней полосы, на территории Медвенского, Мантуровского, Горшеченского районов Курской области. Площадь — 5287,4 га. Количество кластеров: 6 (Стрелецкий участок площадью 2046 га, Казацкий участок площадью 1638 га, Баркаловка (2 участка) — 368 га, Букреевы Бармы (2 участка) — 259 га, Зоринский — 495,1, Пойма р. Псёл (2 участка) — 481,3 га.
С 16 века заповедными степями владели стрельцы, охраняющие рубежи русского государства в крепости Курск и получившие эти земли за верную сторожевую службу.
Стрелецкая степь располагается на плакоре, с северной стороны граница проходит по Петрину логу. Склоны занимают 14%. На участке преобладают целинные типичные черноземы, лишь в Стрелецкой степи можно встретить почвы с метровой толщей плодородного гумусового слоя.
Стрелецкая степь, является красочной разнотравной степью с широколистными злаками, настоящей лабораторией под открытым небом. На сравнительно небольшой территории произрастает 860 видов различных трав, кустарников и деревьев! Обитает 7 видов растений, занесенных в Красную книгу РФ (пион тонколистный, касатик безлистный, рябчики русский и шахматный, ковыли перистый, опушеннолистный и красивейший). На одном квадратном метре – 87 видов растений. Такая высокая видовая насыщенность редко встречается в центральных областях России. В.В. Алехин назвал Стрелецкую и Казацкую степи «Курской ботанической аномалией». Всё это богатство характерно только для косимой степи (покос – это имитация скусывания трав дикими копытными животными, которых к настоящему времени не осталось). Имеются и другие режимы заповедания: пастбищный, где выпасается домашний крупно-рогатый скот; некосимый, который в наших условиях зарастает древесно-кустарниковой растительностью и пирогенный, когда участок степи выжигается.