СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Интегрированные уроки как средство формирования метапредметных навыков учащихся"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Интегрированные уроки как средство формирования метапредметных навыков учащихся"»

«Интегрированные уроки как средство формирования метапредметных навыков учащихся»

Сейчас много говорят об инновациях, однако то, что мы видим на форумах образовательных инициатив, РМОи тд. подчас на инновацию не тянет. Что инновационного в театральном кружке или осмысленном чтении?

А между тем, в комментариях к ФГОС второго поколения много сказано, даже «подсказано» о настоящих инновационных методах и способах их применения на практике. Например, интегрированные уроки, как средство формирования метапредметных навыков учащихся. Прежде чем представить вам методическую часть рассматриваемого вопроса, поделюсь опытом проведения интегрированного урока, чтобы вам было проще представить что же это в действительности.

Будучи учителем английского языка, я временно замещала учителя истории и обществознания, что дало мне возможность попробовать интегрировать два предмета на одном из занятий. Тема по обществознанию касалась национального вопроса, проблем сосуществования на одной территории разных народностей и путей прихода к взаимной толерантности. Ребята в классе были как раз выходцами из разных мест: с Кавказа, с Азии, Украины. Для каждого из них вопрос этот был знаком не понаслышке, тема близка. Урок начался с показа довольно острого ролика на эту тему, внимание и интерес учеников были неподдельны. Но ролик был на английском языке! Перед учащимися имелись карточки с используемой лексикой. На предыдущем уроке английского мы кратко познакомились с ней, теперь же, видя эти слова перед собой и слыша с экрана, ребята понимали большую часть. После просмотра началось обсуждение, на русском языке. Далее, снова английский – новые карточки с отрывками из англоязычных СМИ по теме. Читали, переводили, комментировали 41 на русском. На финальном этапе урока ребята были эмоционально готовы поделиться сокровенным, эпизодами из своей жизни, мнением, но учитель поставил условие: снова переходим на английский (хотя бы частично). Третьи карточки содержали необходимые для выражения слова и фразы «я думаю…», «по моему мнению..», «согласен/не согласен..» и другие. Абсолютно все ученики высказались, не стеснялись даже те, кто обычно предпочитал отмалчиваться. На следующем уроке я уделила 10 минут в начале для проведения рефлексии интегрированного урока. По мнению учеников, такая форма проведения двух уроков одновременно им очень понравилась. Секрет успеха, думаю, в теме, близкой ребятам, плюс - новое всегда интересно и интригует. А также в запрограммированной мной ситуации успешности, даже те, кто был очень слаб в английском смог понять смысл обсуждаемого, применить сложный для него английский язык для выражение собственных мыслей.

Итак, интеграция - объединение разных частей в одно целое, их взаимопроникновение. Интегрированные уроки являются средством формирования метапредметных навыков учащихся. Они строятся на интегративных технологиях и способствует развитию метапредметных УУД и системного подхода к обучению. Достигается целостное восприятие действительности, расширение учащимися сферы получаемой информации, подкрепление мотивации в обучении.

Выделяется два вида интегрированных уроков: межпредметный и бинарный уроки. Межпредметный урок: - эта форма занятий, которая применяется на всех ступенях обучения. Его особенности – изучаемый учебный материал иллюстрируется сведениями из других предметов, обеспечивая при этом синхронность обучения по пересекающимся линиям (темам) нескольких предметов, которые разделены по времени на месяцы, годы. Межпредметный урок может вести один учитель. Чаще всего эта форма учебных занятий объединяет учебные дисциплины и так близкие между собой:

• Русский язык и литература

• Физика и математика

• Химия и биология

• История и общество Бинарный урок – это учебное занятие, объединяющее содержание двух или нескольких предметов. Его особенности – изложение, исследование темы одного предмета находит продолжение в другом. Урок ведут двое и более преподавателей, по необходимости.

Закономерности интегрированных уроков:

 весь урок подчинён авторскому замыслу,

 урок объединяется основной мыслью (стержень урока),

 урок составляет единое целое, этапы урока - это фрагменты целого, этапы и компоненты урока находятся в логико- структурной зависимости, отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу, цепочка сведений организована как "данное" и "новое". Взаимодействие учителей может строиться по-разному. Оно может быть: паритетным, с равным долевым участием каждого из них, один из учителей может выступать ведущим, а другой - ассистентом или консультантом; весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.

Этапы интегрированного урока:

1-й этап. Проводится анализ учебного материала двух и более дисциплин, с целью определения общей темы, которая будет основой такого урока.

2-й этап. Совместное тщательное планирование педагогами хода урока, в котором чётко будет определена роль каждого из них.

Необходимо знать, что такой урок должен состоять из дополняющих друг друга, но не дублирующих частей из разных предметов. Хорошо, если будут разработаны задания, которые дадут учащимся возможность, используя изученный материал на двух и более предметах, творчески применить знания, навыки и умения, решить доступные им проблемы на основе взаимодействия, увидеть результаты своего труда и в итоге получить от занятия радость и удовлетворение.

3-й этап. Подведение итогов. Оценивание и оформление результатов деятельности учащихся.

Для примера обратимся к рассказу В.П. Астафьева « Васюткино озеро» .

Тема урока « Выживание в тайге главного героя рассказа В.П. Астафьева « Васюткино озеро». « Не удивляйтесь и не думайте, что все озера уже известны и что у каждого есть свое название. Много, очень много в нашей стране безымянных озер и речек. Потому что велика наша Родина, и сколько по ней не броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное», - написал В.П. Астафьев. На данном уроке литературы прослеживается взаимосвязь с географией, биологией и ОБЖ. Мальчик Васютка заблудился в тайге. Выясняем с учащимися, какой лес называют тайгой? Где в России расположена тайга? Как живут люди в тайге и чем занимаются?

Исходя из проблемных вопросов вытекает два направления в работе : как выжил мальчик в тайге и каков животный и растительный мир заполярной тайги в рассказе? Данные вопросы привели к созданию двух проектов:

 Животный и растительный мир заполярной тайги в рассказе В.П. Астафьева « Васюткино озеро».

 Памятка для человека, заблудившегося в лесу: «Как выжить, оказавшись в лесу одному?» Если ты заблудился:

• Не паникуй, успокойся,

• Осмотри место, где находишься,

• Собери хворост, дрова для костра,

• Разожги костёр, приготовь пищу,

• Подготовь из веток, травы место для вероятного ночлега Спокойно ожидай спасателей.

Другой пример: урок литературы по теме «Сатира на советскую действительность в повести «Собачье сердце». Метапредметом на данном уроке будет понятие «разруха». В форме диалога объясняем это понятие, отвечая на вопросы: Что такое разруха? Как вы понимаете это слово? В каких ситуациях его употребляют? Как избежать разрухи? Следующим этапом будет работа с учебником истории по теме «Советская действительность 20-х годов 20 века». Ребята должны дать оценку следующему суждению: В 20-х годах в Советской России, после Гражданской войны, в хозяйственной жизни…повсеместно разруха. Политика Нэпа имела крайне противоречивый характер. Разрушенное за годы войны производство восстанавливалось медленно. Страна голодала. Рост уровня жизни тормозили высокие цены, нехватка товаров первой необходимости. Жилищный вопрос, несмотря на проводимые «уплотнения буржуазии», не только не был решён, но и обострился.

Понятие «разруха» ребята переносят в историческое время. Здесь предлагается ученикам объяснить, как понималась «разруха» в 20-е годы. В повести «Собачье сердце» Булгаков даёт ответ на вопрос, поставленный в начале урока: Как избежать разрухи? Он критически оценивает ситуацию в обществе. Как продолжатель традиций русской сатиры, мастерски высмеивает сложившийся порядок.

Результатом данной работы учащихся будет эссе « Как победить разруху в головах»? Учащиеся приобретают опыт работы с понятием и использовании его на разном материале: историческом, художественном, философском.

Еще примеры интегрированных уроков: Проект «Осуществление межпредметных связей английского языка и технологии в рамках изучения темы «Гостеприимство (Table Manners) для учащихся 5х классов Интегрированный урок английского языка и технологии «Table manners». -тема «Гостеприимство» раздела «Кулинария» на уроках технологии 5 класса - тема «The British way of life. Table manners» на уроке английского языка 5 класса

• Интегрированный урок английского языка и физкультуры «London Zoo».

• Интегрированный урок предметов: литература, история, ИЗО по теме: «Поклонимся великим тем годам».

• Интегрированный урок математики и географии.

Пример задачи:

• “Из Москвы и Киева, расстояние между которыми 860 км, одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Скорость московского поезда 60 км/ч, а киевского 50 км/ч. Какое расстояние будет между поездами через 5 ч их движения?”

• Вопросы географии:

• Чтобы изобразить расстояние от Москвы до Киева отрезком в тетради, какой масштаб удобно выбрать? (1 см соответствует 100 км.)

Итак, я познакомила вас с понятием и методикой проведения интегрированных уроков, мы продолжим рассматривать вопросы по данной теме на ШМО и пед советах. На данном этапе нам предстоит решить вопрос о сроках реализации методического проекта применяя интегративных технологий на базе нашей школы-интерната.

Список используемой литературы:

1. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М.: Просвещение,

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

3. Новые педагогические информационные технологии в системе образования. Под редакцией доктора педагогических наук проф. Е. С. Полат. М., ACADEMA, 2002.

Интернет-ресурсы: 1. Инфоурок 2. Первое сентября 3. Мультиурок 4. nsportal.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!