СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный подход в обучении как средство интенсификации эмоционального восприятия музыкального произведения»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный подход в обучении

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный подход в обучении как средство интенсификации эмоционального восприятия музыкального произведения»»

Визитная карточка Ф.И.О. учителя Соловых Инна Николаевна Место работы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Должность  «Средняя школа №23 имени Петра Андреевича Акинфиева Учитель музыки высшей категории города Димитровграда Ульяновской области» Профессиональное кредо «Завлечь детей в удивительный мир музыки, влюбить детей в музыку»

Визитная карточка

Ф.И.О. учителя

Соловых Инна Николаевна

Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Должность

«Средняя школа №23 имени Петра Андреевича Акинфиева

Учитель музыки высшей категории

города Димитровграда Ульяновской области»

Профессиональное кредо

«Завлечь детей в удивительный мир музыки, влюбить детей в музыку»

Тема « Интегрированный подход в обучении как средство интенсификации эмоционального восприятия музыкального произведения»

Тема

« Интегрированный подход в обучении как средство интенсификации эмоционального восприятия музыкального произведения»

Актуальность  Интеграция предметов в современной школе - одна из форм обучения, активизирующая процесс усвоения содержания учебного предмета, и предоставляющая возможность расширять, углублять и соотносить сведения, полученные на нескольких уроках на изучаемую тему, стимулирующая интерес к музыке.  При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением разных знаний: литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.

Актуальность

  • Интеграция предметов в современной школе - одна из форм обучения, активизирующая процесс усвоения содержания учебного предмета, и предоставляющая возможность расширять, углублять и соотносить сведения, полученные на нескольких уроках на изучаемую тему, стимулирующая интерес к музыке.
  • При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением разных знаний: литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.

Уровни интеграции содержания учебного материала    тематическая общность между произведениями различных видов искусств; жанрово- композиционное сходство; аналогия в области средств художественной выразительности;  взаимодействие в лексико- терминологическом плане.

Уровни интеграции содержания учебного материала

  • тематическая общность между произведениями различных видов искусств;
  • жанрово- композиционное сходство;
  • аналогия в области средств художественной выразительности;
  • взаимодействие в лексико- терминологическом плане.
Педагогическая идея Интегрированный метод в обучении создаёт условия для развития познавательной мотивации к изучению предмета «Музыка», что способствует: эмоциональному и активному восприятию картины мира, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики мышления, коммуникативных способностей, становлению эстетической культуры учащихся.

Педагогическая идея

Интегрированный метод в обучении создаёт условия для развития познавательной мотивации к изучению предмета «Музыка», что способствует:

  • эмоциональному и активному восприятию картины мира,
  • осмыслению и нахождению причинно-следственных связей,
  • развитию логики мышления, коммуникативных способностей,
  • становлению эстетической культуры учащихся.

Деятельностный аспект Приемы интегрированного обучения: по передаче учебной информации: по освоению учениками нового материала: метод активизации познавательной деятельности словесный иллюстрационно- объяснительный творческо-поисковый наглядный метод проблемного изложения практический

Деятельностный аспект

Приемы интегрированного обучения:

по передаче учебной информации:

по освоению учениками нового материала:

метод активизации познавательной деятельности

словесный

иллюстрационно- объяснительный

творческо-поисковый

наглядный

метод проблемного изложения

практический

Теоретический аспект  интегрированного урока Формы обучения Лекция Формы работы Экскурсия Групповая Коллективная Путешествие Индивидуальная Исследование Художественная импровизация Мультимедиа-урок Поисково-исследовательская Практикум Беседа

Теоретический аспект интегрированного урока

Формы обучения

Лекция

Формы работы

Экскурсия

Групповая

Коллективная

Путешествие

Индивидуальная

Исследование

Художественная импровизация

Мультимедиа-урок

Поисково-исследовательская

Практикум

Беседа

Деятельностный аспект Критерии оценивания эффективности применения метода интегрированного подхода на уроках музыки: знание основных жанров вокальной и инструментальной музыки; определение лексико-терминологического взаимодействия при характеристике образного содержания произведения ; знание и умение применять средства музыкальной и художественной выразительности; аргументированность суждений; применение навыков сравнительного анализа и самостоятельного обобщения материала на основе полученных знаний; определение тематической общности различных видов искусств; выполнение творческих заданий. Данные критерии разработаны по методике Масловой Л.П. «Диагностика на уроках музыки».  Формы диагностики: тестовые задания творческие работы устные ответы.

Деятельностный аспект

Критерии оценивания эффективности применения метода интегрированного подхода на уроках музыки:

  • знание основных жанров вокальной и инструментальной музыки;
  • определение лексико-терминологического взаимодействия при характеристике образного содержания произведения ;
  • знание и умение применять средства музыкальной и художественной выразительности;
  • аргументированность суждений;
  • применение навыков сравнительного анализа и самостоятельного обобщения материала на основе полученных знаний;
  • определение тематической общности различных видов искусств;
  • выполнение творческих заданий.

Данные критерии разработаны по методике Масловой Л.П. «Диагностика на уроках музыки».

Формы диагностики:

  • тестовые задания
  • творческие работы
  • устные ответы.

Адресная направленность Опыт применения интегрированного подхода в обучении доступен учителям музыки с любым стажем работы и может быть совместим со всеми образовательными технологиями преподавания, направленными на формирование высоко духовно- нравственной личности. Трудоёмкость личного вклада связана с необходимостью разработки и определения тем, на материале которых будет осуществляться развитие умений применять метод интегрированного подхода, форм организации учебных исследований и их практическое применение.

Адресная направленность

  • Опыт применения интегрированного подхода в обучении доступен учителям музыки с любым стажем работы и может быть совместим со всеми образовательными технологиями преподавания, направленными на формирование высоко духовно- нравственной личности.
  • Трудоёмкость личного вклада связана с необходимостью разработки и определения тем, на материале которых будет осуществляться развитие умений применять метод интегрированного подхода, форм организации учебных исследований и их практическое применение.
Межпредметное взаимодействие музыки с гуманитарными дисциплинами Музыка Литература История Изобразительное искусство Технологии межпредметных связей заключается в следующем: в урок включается эпизодически материал из других предметов гуманитарного цикла, при сохранении целей, задач и самостоятельности данного предмета с программой, в условиях сохранения структуры урока .

Межпредметное взаимодействие музыки с гуманитарными дисциплинами

Музыка

Литература

История

Изобразительное искусство

Технологии межпредметных связей заключается в следующем: в урок включается эпизодически материал из других предметов гуманитарного цикла, при сохранении целей, задач и самостоятельности данного предмета с программой, в условиях сохранения структуры урока .

« В музыкальном театре. Опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Цель. Сформировать представление об оперном жанре на примере оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» .  Задачи: 1.Продолжить знакомство с творчеством М.И.Глинки. 2.Определить смысловое содержание музыкально- литературных понятий: поэма, увертюра, опера. 3.Закрепить полученные знания. Тип урока: актуализация знаний, сообщение нового содержания, систематизация учебного материала.

« В музыкальном театре. Опера

М.И.Глинки «Руслан и Людмила».

Цель.

Сформировать представление об оперном жанре на примере

оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» .

Задачи:

1.Продолжить знакомство с творчеством М.И.Глинки.

2.Определить смысловое содержание музыкально-

литературных понятий: поэма, увертюра, опера.

3.Закрепить полученные знания.

Тип урока: актуализация знаний, сообщение нового содержания, систематизация учебного материала.

Вступление к поэме «Руслан и Людмила». У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит. Увертюра - вступление к опере, балету, где в сжатой форме даётся краткое содержание всего музыкального спектакля. Опера – доказательство того, что музыка и литература взаимодополняют и обогащают друг друга

Вступление к поэме «Руслан и Людмила».

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Увертюра - вступление к опере, балету, где в сжатой

форме даётся краткое содержание всего музыкального

спектакля.

Опера – доказательство того, что музыка и литература взаимодополняют и обогащают друг друга

«Взаимодействие музыки и изобразительного искусства в оперном жанре. Опера-былина «Садко» Н.А.Римского – Корсакова». Цель урока: формирование восприятия образов героев русского эпоса через художественную сопричастность картин И.Айвазовского и И.Репина к музыкальной коллористике оперы «Садко».

«Взаимодействие музыки и изобразительного

искусства в оперном жанре. Опера-былина «Садко»

Н.А.Римского – Корсакова».

Цель урока: формирование восприятия образов героев русского эпоса через

художественную сопричастность картин

И.Айвазовского и И.Репина

к музыкальной

коллористике

оперы «Садко».

«Богатырская тема в творчестве русских композиторов» Цель урока: определение характерных особенностей музыки и изобразительного  искусства в создании образа русского величия. «Импрессионизм в музыке и живописи» Цель урока: выявление образно- ассоциативных связей в творческом диалоге композитора и художника. Знакомство с новым понятием «импрессионизм». Импрессионизм (в пер. с французского)- впечатление.

«Богатырская тема в творчестве русских

композиторов»

Цель урока:

определение характерных особенностей

музыки и изобразительного

искусства в создании

образа русского величия.

«Импрессионизм в музыке и живописи»

Цель урока: выявление образно-

ассоциативных связей

в творческом диалоге

композитора и художника.

Знакомство с новым понятием

«импрессионизм».

Импрессионизм (в пер. с французского)-

впечатление.

 «Сказочные образы в музыке и живописи .  Опера «Снегурочка». Цель урока: воплощение художественных образов оперы через музыку, литературу, живопись. В этом произведении соединились три основные линии: музыкальная - в творчестве - композитора Н.А.Римского – Корсакова; изобразительная - в картине В.М.Васнецова.  литературная – в пьесе русского драматурга А.Н.Островского .

«Сказочные образы в музыке и живописи .

Опера «Снегурочка».

Цель урока: воплощение художественных образов оперы через музыку, литературу, живопись.

В этом произведении соединились три основные

линии:

  • музыкальная - в творчестве - композитора Н.А.Римского – Корсакова;
  • изобразительная - в картине В.М.Васнецова.
  • литературная – в пьесе русского драматурга А.Н.Островского

.

Тема: «Опера А. Бородина «Князь Игорь» Цель: раскрытие музыкальных образов оперы через выявление взаимосвязей музыки и исторических событий. Задачи: Проанализировать образ Князя Игоря в музыкальном и историческом аспекте. Развивать логическое и образное мышление . Воспитывать чувство патриотизма.  А. Бородин

Тема: «Опера А. Бородина «Князь Игорь»

Цель: раскрытие музыкальных образов оперы через выявление взаимосвязей музыки и исторических событий.

Задачи:

  • Проанализировать образ Князя Игоря в музыкальном и историческом аспекте.
  • Развивать логическое и образное мышление .
  • Воспитывать чувство патриотизма.

А. Бородин

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Димитровград 2022

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Димитровград 2022