Визитная карточка
Ф.И.О. учителя
Соловых Инна Николаевна
Место работы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Должность
«Средняя школа №23 имени Петра Андреевича Акинфиева
Учитель музыки высшей категории
города Димитровграда Ульяновской области»
Профессиональное кредо
«Завлечь детей в удивительный мир музыки, влюбить детей в музыку»
Тема
« Интегрированный подход в обучении как средство интенсификации эмоционального восприятия музыкального произведения»
Актуальность
- Интеграция предметов в современной школе - одна из форм обучения, активизирующая процесс усвоения содержания учебного предмета, и предоставляющая возможность расширять, углублять и соотносить сведения, полученные на нескольких уроках на изучаемую тему, стимулирующая интерес к музыке.
- При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением разных знаний: литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
Уровни интеграции содержания учебного материала
- тематическая общность между произведениями различных видов искусств;
- жанрово- композиционное сходство;
- аналогия в области средств художественной выразительности;
- взаимодействие в лексико- терминологическом плане.
Педагогическая идея
Интегрированный метод в обучении создаёт условия для развития познавательной мотивации к изучению предмета «Музыка», что способствует:
- эмоциональному и активному восприятию картины мира,
- осмыслению и нахождению причинно-следственных связей,
- развитию логики мышления, коммуникативных способностей,
- становлению эстетической культуры учащихся.
Деятельностный аспект
Приемы интегрированного обучения:
по передаче учебной информации:
по освоению учениками нового материала:
метод активизации познавательной деятельности
словесный
иллюстрационно- объяснительный
творческо-поисковый
наглядный
метод проблемного изложения
практический
Теоретический аспект интегрированного урока
Формы обучения
Лекция
Формы работы
Экскурсия
Групповая
Коллективная
Путешествие
Индивидуальная
Исследование
Художественная импровизация
Мультимедиа-урок
Поисково-исследовательская
Практикум
Беседа
Деятельностный аспект
Критерии оценивания эффективности применения метода интегрированного подхода на уроках музыки:
- знание основных жанров вокальной и инструментальной музыки;
- определение лексико-терминологического взаимодействия при характеристике образного содержания произведения ;
- знание и умение применять средства музыкальной и художественной выразительности;
- аргументированность суждений;
- применение навыков сравнительного анализа и самостоятельного обобщения материала на основе полученных знаний;
- определение тематической общности различных видов искусств;
- выполнение творческих заданий.
Данные критерии разработаны по методике Масловой Л.П. «Диагностика на уроках музыки».
Формы диагностики:
- тестовые задания
- творческие работы
- устные ответы.
Адресная направленность
- Опыт применения интегрированного подхода в обучении доступен учителям музыки с любым стажем работы и может быть совместим со всеми образовательными технологиями преподавания, направленными на формирование высоко духовно- нравственной личности.
- Трудоёмкость личного вклада связана с необходимостью разработки и определения тем, на материале которых будет осуществляться развитие умений применять метод интегрированного подхода, форм организации учебных исследований и их практическое применение.
Межпредметное взаимодействие музыки с гуманитарными дисциплинами
Музыка
Литература
История
Изобразительное искусство
Технологии межпредметных связей заключается в следующем: в урок включается эпизодически материал из других предметов гуманитарного цикла, при сохранении целей, задач и самостоятельности данного предмета с программой, в условиях сохранения структуры урока .
« В музыкальном театре. Опера
М.И.Глинки «Руслан и Людмила».
Цель.
Сформировать представление об оперном жанре на примере
оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» .
Задачи:
1.Продолжить знакомство с творчеством М.И.Глинки.
2.Определить смысловое содержание музыкально-
литературных понятий: поэма, увертюра, опера.
3.Закрепить полученные знания.
Тип урока: актуализация знаний, сообщение нового содержания, систематизация учебного материала.
Вступление к поэме «Руслан и Людмила».
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Увертюра - вступление к опере, балету, где в сжатой
форме даётся краткое содержание всего музыкального
спектакля.
Опера – доказательство того, что музыка и литература взаимодополняют и обогащают друг друга
«Взаимодействие музыки и изобразительного
искусства в оперном жанре. Опера-былина «Садко»
Н.А.Римского – Корсакова».
Цель урока: формирование восприятия образов героев русского эпоса через
художественную сопричастность картин
И.Айвазовского и И.Репина
к музыкальной
коллористике
оперы «Садко».
«Богатырская тема в творчестве русских
композиторов»
Цель урока:
определение характерных особенностей
музыки и изобразительного
искусства в создании
образа русского величия.
«Импрессионизм в музыке и живописи»
Цель урока: выявление образно-
ассоциативных связей
в творческом диалоге
композитора и художника.
Знакомство с новым понятием
«импрессионизм».
Импрессионизм (в пер. с французского)-
впечатление.
«Сказочные образы в музыке и живописи .
Опера «Снегурочка».
Цель урока: воплощение художественных образов оперы через музыку, литературу, живопись.
В этом произведении соединились три основные
линии:
- музыкальная - в творчестве - композитора Н.А.Римского – Корсакова;
- изобразительная - в картине В.М.Васнецова.
- литературная – в пьесе русского драматурга А.Н.Островского
.
Тема: «Опера А. Бородина «Князь Игорь»
Цель: раскрытие музыкальных образов оперы через выявление взаимосвязей музыки и исторических событий.
Задачи:
- Проанализировать образ Князя Игоря в музыкальном и историческом аспекте.
- Развивать логическое и образное мышление .
- Воспитывать чувство патриотизма.
А. Бородин
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Димитровград 2022