СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по литературе и биологии "Русский лес". Учащиеся поделены на группы: биологи, литературоведы и исследователи. В ходе урока дети анализируют стихотворения русских поэтов о лесе, читают наизусть, готовят сообщения о животных и растениях, разрабатывают мини-проекты (обложка Красной книги, экологическая реклама, правила поведения в лесу в знаках).

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок»

Интегрированный урок (литература + биология) по теме «Русский лес»

Природа не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И. Тютчев

(написать на доске)

Цели урока: познакомить учащихся с изображением природы (русского леса) в русской поэзии 19 века, с многообразием растительного мира средней полосы; развивать интерес к изучению природы, к поэзии; воспитывать любовь к природе, стремление охранять ее.

Ход урока

I. Оргмомент.

Учитель литературы: Сегодня у нас не совсем обычный урок. Прежде всего потому, что вести его мы будем вдвоем с Ольгой Александровной. То есть урок у нас будет интегрированный.

Что же означает слово “интегрировать”? (Интеграция (лат) – объединение в целое каких-либо частей, процесс сближения; интегрировать (лат) – объединять, связывать в целое какие-либо отдельные части…)

Другими словами наш урок объединяет два учебных предмета: литературу и биологию.

Ребята, а определить тему нашего урока вам помогут стихотворные строки, а кто написал эти строки, вы должны сами догадаться…

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. (Федор Иванович Тютчев)

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. (Иван Алексеевич Бунин)

"Шагай!" - поманила
Лесная дорожка.
И вот зашагал
По дорожке Алёшка!...
Ведь летом в лесу
Интересно, как в сказке:
Кусты и деревья,
Цветы и лягушки,
И травка зелёная
Мягче подушки!... (Борис Заходер)

Итак, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Русский лес)

Учитель биологии: Ребята, сегодня на уроке мы с вами пополним наши знания о многообразии растительного мира, его распространении и значении в природе и жизни человека. Для этого мы отправимся в увлекательное путешествие в мир леса.

Учитель литературы: А спутником нашим будет поэзия. Мы познакомимся и повторим прекрасные произведения русских поэтов 19 века.

II. Обобщение знаний о растениях. Беседа по вопросам.

Учитель биологии: А чтобы наше путешествие состоялось, вам необходимо ответить на несколько вопросов.

  • Как называется наука, изучающая растения? (Ботаника).

  • Почему растения считают живым организмом?

  • Каково значение растений в природе?





III. Путешествие в мир растений и поэзии.

Учитель литературы: Прочитаем эпиграф нашего урока. Это строки из стихотворения известного поэта 19 в. Федора Ивановича Тютчева.

– Как вы понимаете эти строки? (В этих четырёх строчках сконцентрировано то истинное отношение к Природе, которое и должно быть присуще  каждому человеку. Поэтому это стихотворение и сегодня не потеряло своей актуальности. Если внимательно вглядываться вокруг, природа – наш друг, если мы будем любить ее, она нам вернет сполна своей красотой и добротой.)

Учитель биологии: Итак, отправляемся вместе путешествовать по лесу. И в этом, ребята, вы наши главные помощники. Кто-то из вас сегодня готовил сообщения. Это группа биологов и литературовед Илья. Кто-то подготовил выразительное чтение стихотворений. Это наши группы чтецов и искателей. Но наше путешествие будет не таким простым. У каждой группы на столах лежат листочки с заданиями. Мы с Екатериной Ивановной тоже постарались и приготовили для вас вопросы для обсуждения. Ну что, отправляемся в путь!!??

Учитель литературы: Русские поэты в своих стихотворениях воспели неброскую красоту родной природы. Поэзия 19 века – это неисчерпаемая сокровищница пейзажной лирики. Подобно художникам, поэты несколькими штрихами рисуют выразительные картины природы. Сейчас я предлагаю ненадолго окунуться в творчество Апполона Николаевича Майкова и послушать сначала нашего литературоведа, он расскажет немного о жизни и творчестве поэта, а затем чтецов.

Волошин Илья

(Аполлон Николаевич Майков русский поэт, родился в Москве в 1821 году в старинной дворянской семье с богатыми культурными традициями. Аполлон Николаевич очень любил природу, восхищался её красотой. Он увлекался живописью, но посвятил свою жизнь поэзии.)

- Итак, слушая отрывок из стихотворения А.Н. Майкова “Пейзаж”, мы совершим с вами вместе с поэтом прогулку в осенний лес. Слово чтецам. Вы внимательно слушаете стихотворение. Кроме того, текст стихотворения у вас тоже есть. Здесь нас ждет первая остановка и первое задание, которое вам нужно будет выполнить (Бутанаева Даша, Бутанаева Полина)

На фоне музыка Свиридова.

Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда, брести;
Двойной глубокой колеею
Идешь - и нет конца пути...
Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист; -
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устлал дорогу...
Идешь, как будто по водам, -
Нога шумит... а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет,
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные, спят...

Учитель литературы: Первые четыре строки говорят о любви поэта к природе, к уединению. Его душа отдыхает в лесу от мирской суеты и наблюдает. У автора душа настоящего художника, ведь он дальше описывает словами такую яркую картинку, использует такие яркие краски и точные образы, что читателю и самому хочется туда попасть. Грустная, но прекрасная пора осени навевает много разных чувств.

Итак, ваша задача – ответить на вопросы к этому стихотворению и занести ответы в таблицу.

- С каким чувством автор описывает осень? (Любовь и грусть)

- В каких строках звучит грусть? Почему грусть?

- Стихотворение начинается со слова «люблю». Что же любит поэт?

- Какими красками рисует поэт картину осеннего леса, его обитателей? - Подберите слова из стихотворения, которые подтверждают красочность леса. 

- Какие цвета вы бы добавили, если бы вас попросили нарисовать осенний лес?

- Найдите изобразительно-выразительные средства (Cравнения, олицетворения)

- Определите стихотворный размер.

Таким образом, мы вместе с Майковым как бы совершаем путешествие по лесу. Рассматриваем все его глазами, слышим все его ушами. Мы, читатели, становимся не сторонними наблюдателями пейзажа, а его участниками. И это благодаря тому, что автор очень любит то, что описывает. Он передает нам свои ощущения, свой душевный настрой. Он рисует картину своими поэтическими красками. И ему это удалось. Пейзаж приятен для глаз и для нашей души.

Дыхательная гимнастика.

Учитель биологии: Представьте, что на вашей ладони опавший осенний листок. Мы должны на него дуть медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос, медленный выдох чрез рот. Смотрим во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью. Приготовились, начали.

Повторяем 3 раза.

Учитель литературы: Русский лес прекрасен и в зимнюю пору… Давайте послушаем отрывок из стихотворения И.С. Никитина “Встреча зимы”. Но вначале слово литературоведу.

Волошин Илья

(Иван Саввич Никитин родился в1824 в Воронеже в зажиточной мещанской семье. Ему нередко приходилось бедствовать, но, несмотря на тяжелые жизненные условия, он все свободное время уделял чтению книг и поэтическому творчеству.)

(Туртигешева Аня, Максимов Иван)

Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал.

...В полдень дождь перестал
И, что белый пушок,
Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.

Есть раздолье у нас, -
Где угодно гуляй:
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, -
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!

- Каково главное ощущение, которое возникает при прочтении? (Сказочность, торжественность).

- Любил ли поэт русскую зиму? Почему вы так думаете?

- Какие две картины противопоставляет поэт? Как называется этот прием противопоставления? (Антитеза).

Учитель биологии: Ребята, в этих стихотворениях поэты нарисовали живую картину природы нашей средней полосы. Давайте и мы вслед за поэтами ещё раз войдем ненадолго в лес. Сейчас мы предоставим слово биологам. После их сообщений вы опять должны поработать в группах и выполнить задания у вас на листочках.

(Тихонов Д., Мячина В.)

Учитель биологии: работа по вопросам.

Учитель литературы: Сейчас я предлагаю рассмотреть еще одну картину.

- Какое время изображено на картине?

- Как вы догадались?

- Что приносит нам лес летом?

- Может кто-то узнал картину? (Аркадий Александрович Пластов “Летом”)

Учитель биологии: Но лес – это не только растения, это еще и его обитатели. Кого можно встретить в лесу? (Ответы детей).

Учитель литературы: Ребята, группа искателей получила домашнее задание, найти стихотворения русских поэтов, посвященных лесным животным. Слово предоставляется 3 группе.

Николай Рубцов (Гуренок Богдан) Про зайца

Эдуард Асадов (Кизина Маша) Медвежонок

Александр Яшин — Орел (Милевский Артем)


Учитель литературы: С каким чувством поэты изображают жителей леса в своих произведениях?

IV. Обобщение знаний. Беседа об охране растений.

Учитель биологии: Сегодня мы убедились, как многообразен мир леса. Как он ценен и для человека, и для животных, и для самой природы. Мы с вами часть природы и должны бережно относиться к ней.

В последнее время многие растения стали редкими, более 500 видов растений занесено в Красную книгу Российской Федерации.

Животные

Первое издание вышло в 2004 году и включало 132 вида животных. Второе издание вышло в 2014 году и включает 142 вида животных.

Растения и грибы

Первое издание вышло в 2002 году. Второе издание вышло в 2012 году и включает 188 видов растений и грибов.

- Как мы с вами можем помочь природе?

Работа над проектами.

Учитель биологии:

-Сегодня на уроке мы создадим проект «Помогая природе – помогаем себе». Каждая группа создаст свой мини-проект.

1 группа - работает над экологической рекламой.

2 группа – составляет правила поведения в природе в знаках.

3 группа - создает обложку Красной книги.

Защита проектов.

Итог урока (оценки за урок).

VIII. Рефлексия.

Учитель литературы: У вас на партах лежат листочки трех цветов: зеленые, желтые и красные, если вам урок понравился и у вас хорошее настроение в конце урока, возьмите зеленый листок, если что-то не совсем получилось, что-то было непонятно – желтый листочек, если вам было грустно, есть над чем поработать – красный листочек. Предлагаю украсить нашу березу листьями.

Учитель литературы: Мы с вами сегодня на уроке совершили прогулку в осенний, зимний, летний лес. Я видела, что увиденные пейзажи тронули ваши души, восхитили ваше воображение.

В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.

Мы искренне желаем вам как можно чаще встречаться с красотой в жизни и оставить красивый и памятный след на земле

Учитель биологии: Пусть это будет след любви и доброго отношения к природе. Ведь “Нет ничего изобретательнее, чем природа”, - говорил Цицерон, и мы с ним не можем не согласиться.

IX. Домашнее задание (за доской).

Домашнее задание по литературе: написать мини-сочинение “В осеннем/зимнем/ лесу”.

Домашнее задание по биологии: подготовить доклад о растении, занесенном в Красную книгу Республики Хакасия.

Спасибо за урок!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!