СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок биологии и географии "Жизнь организмов на разных материках"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок биологии и географии "Жизнь организмов на разных материках"»

Тема урока: Жизнь организмов на разных материках

Класс: 5

Предмет: Биология, География

УМК: Биология 5 класс, И.Н. Пономарёва,О.А.Корнилова, И.В. Николаев, изд. «Вентана-Граф»

Тип урока: интегрированный с использованием технологий групповой работы

Цель урока: создать условия для расширения представлений учащихся о многообразии животного и растительного мира различных материков нашей планеты

Задачи урока:

Образовательные: сформировать представления о растениях и животных, обитающих на разных материках планеты

Развивающие: развивать у учащихся умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, использовать дополнительные источники информации, работать в группе, делать выводы, оформлять результаты мыслительных операций

Воспитательные: формировать навыки работы в коллективе, воспитывать культуру учебного труда, воспитывать бережное отношение ко всему живому

Планируемый результат:

  1. Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; эстетическое отношение к живым объектам

  2. Метапредметные: работать с текстом и рисунками учебника, картами атласа, дополнительными источниками информации; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в интеллект-карте

  3. Предметные: выявить особенности природы материков с точки зрения биологии и географии; различать характерные черты флоры и фауны разных материков Земли

Методическое обеспечение урока: компьютер, проектор мультимедиа, физическая карта мира, географический атлас, карточки для групповой работы, пазлы материков (на каждую группу- 1 материк), цветные карандаши, листы формата А3

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


  1. Организационный момент

Приветствие учащихся, предлагает сесть на свои места

-Сегодня у нас не совсем обычный урок. Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие. В реальной жизни не каждому удаётся стать участником экспедиций, открытий. У нас с вами сегодня будет такая возможность. Я уверена, что каждый из вас сделает для себя новое открытие. Скажите, вы любите путешествовать?

Приветствуют учителя, рассаживаются.



  1. Актуализация знаний и целеполагание

Беседа, основанная на знаниях, полученных при изучении материала предыдущих уроков и их жизненного опыта

- Я сейчас загадаю вам загадку, а вы подумайте, о чем идет речь?

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все - и млад, и стар,

Что она - большущий шар.

- Перед вами планета Земля, это ее вид из космоса. Что мы на ней видим? (слайд1)

Ребята, а что изображено на этом слайде?(слайд 2) Как это связано с нашим уроком? Записываем тему сегодняшнего занятия.

Как вы думаете, везде ли на Земле одинаковые условия для жизни животных и растений? В чем причина разнообразия жизни на Земле? Ваши предположения?

Чтобы найти ответы на эти сложные вопросы отправимся на разные материки Земли. Примете моё предложение?

Тогда проверим, что вы знаете о материках Земли:

-Сколько материков на Земле? Назовите их

-Самый большой материк?

-Самый жаркий материк?

-Самый влажный материк?

-Самый маленький и сухой материк?

- Самый холодный материк?

- Какой материк мы еще не назвали?

Предлагаю по контурам узнать материки и подписать их.(слайд 3)

Задание «Собери карту материка из пазлов»

Задания: вы должны изучить материк и результатом вашей работы должно стать интеллект – карта







Отгадывают загадку «Земля»

(материки и океаны)

Формулируют тему и задачи учебного занятия





Отвечают на вопросы:

-6 (Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, С и Ю Америка)

- Евразия

- Африка

- Ю. Америка

-Австралия

-Антарктида

-С. Америка


Разбивка учеников на группы


  1. Освоение нового знания

Земля - уникальная планета. В настоящее время только на ней обнаружена жизнь. Как вы думаете, растения и животные, обитающие на разных материках, одинаковы или нет? А вы знаете, где выращивают рис и где обитает панда? Как называется материк, на котором мы живем?

На разных материках и на самом жарком, и на самом холодном, и нас самом маленьком живут разные организмы.

План изучения материка: (слайд 4)

  1. Прочитать текст параграфа

  2. Изучить рисунки

  3. Заполнить интеллект – карту (слайд 5)

  4. Подготовить краткий рассказ о необычном животном или растении материка, используя дополнительный материал

- Обсуждение работы в группах. Заслушиваются открытия путешествия на материк. Выступают руководители экспедиции от лица самих животных и растений (Мы живем на таком- то материке и т.д.,)

- Оценивается работа группы по критериям

  • Эмоциональность и выразительность.

  • Правильность ответа.

  • Полнота ответа.

  • Недостатки и неточности

Отвечают на вопросы







Работают в группе





Выступление руководителя группы. Оценивание.


  1. Физкультминутка

Потрудились – отдохнём

Встанем, глубоко вздохнём

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо, поворот.

Наклониться, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили

Всем улыбки подарили. (слайд 6)

Выполняют упражнения


  1. Закрепление изученного материала

Молодцы! Ребята, вы заметили, что для каждого материка свойственны свои природные особенности и особые местные виды, которые не встречаются в флоре и фауне других материков. Местные виды по биологически называются ЭНДЕМИКИ. Запишите в тетради новый термин ЭНДЕМИК- местный вид не встречается в флоре и фауне других материков.

Итак, наше путешествие подходит к завершению.

1. И теперь мы с вами можем отправить животных и растения в родные места. (слайд 7)

Тигр

 

Австралия

Жираф

 

Антарктида

Утконос

 

Юж. Америка

Леопард

 

Евразия

Овцебык

 

Африка

Ленивец

 

Сев. Америка

2. Игра «Угадай меня» (слайд 8 )

  • Культурное растение, в переводе означающее «основа питания человека». Напишите его. Рис.

  • Животное, никогда не пьющее воду, питается листьями эвкалипта. Кенгуру.

  • Под хвостом этого животного есть железа, которая содержит удивительно пахнущую жидкость, которую он выпрыскивает, подняв хвост, на противника. Скунс.

  • Растение — рекордсмен по толщине ствола, которое умеет «худеть» и «полнеть». Баобаб.

  • Это животное утратило способность летать, но зато хорошо плавает и ныряет в ледяной воде. Пингвин.

!Работа в парах. Проверь тетрадь соседа по парте и выстави оценку

2. Проверьте себя сами и если

- справились с заданием без ошибок – поставьте зеленый кружок,

- частично (больше правильных, чем неправильных ответов – поставьте синий кружок;

- много ошибок - красный кружок. (слайд 9)




Записывают в тетрадь определение


Работа в тетрадях















Взаимопроверка, оценивание


  1. Рефлексия

Сегодня каждый из вас успешно справился с заданием. Мы совершили интереснейшее путешествие и теперь понимаем, насколько многообразен и неповторим мир живых организмов.

Что мы сегодня изучали на уроке?

У вас на столах картинка животного (растения). Вам нужно определить на каком материке обитает и закончить предложение:

Сегодня на уроке я узнал____

Отразите впечатления от урока в тетради с помощью:

Тучка – не понравилось, скучно;

Солнышко и тучка – понравилось, но не все понятно или было не очень интересно;

Солнышко – все понравилось, было интересно (слайд 10)



Рисуют в тетради



  1. Домашнее задание

Прочитать параграф 22

Написать письмо о путешествии на материк (слайд 11)

Записывают ДЗ


  1. Дополнительный материал

Если останется время на уроке: игра «Я дома»

На слайдах презентации показаны животные и растения определенного материка, кроме одного представителя. Нужно определить кто лишний и указать на каком материке он обитает. (слайды12-14)


































Приложение 1

Контуры материков



Приложение

Интеллект - карта



































Приложение 3

Растения и животные Евразии.

Это самый большой материк на Земле. На нем находится Россия. Но сегодня мы познакомимся с яркими представителями других стран, например, Китая.

Здесь выращивают культурное растение, известное на весь мир, название которого в переводе означает: «основа питания человека». Это рис. (Рис. 2). Сейчас эту культуру научились возделывать во многих странах мира. Народы Азии обожествляют это растение, называя символом солнца и пищей богов. Поля с этим растением выглядят довольно необычно (Рис. 3). Они полностью залиты водой.

Рис. 2. Растение рис Рис. 3. Рисовое поле

Как выращивают рис

Рис не является растением, которое живет в воде естественным образом. Жители Азии обнаружили, что рис, растущий на поле, залитом водой, дает урожай в 20 раз больше, чем на сухом поле. Свидетельства, обнаруженные в ходе археологических раскопок в Китае, показывают, что рис там выращивают уже 8 тыс. лет. На затопленном поле вода изолирует ростки риса от тепла и холода. Вода на залитом поле, по-видимому, уничтожает все сорняки. Затопленное рисовое поле не нуждается в искусственных удобрениях. Оно может сохранять уровень натуральных удобрений в течение длительного времени, если ему немножечко помочь, например, сжечь остатки ростков на сухом поле и перемешать их с землей, разбросать выделения животных или остатки пищи. Разведение на затопленном поле рыбы или уток тоже удобряет почву.

Обработка поля. Крестьянин запрягает быков в плуг и пашет землю.  Процесс затопления поля включает перемешивание земли с водой и превращение её в однородную грязь. При перемешивании земли, рисовые зерна высаживают в специальные парники. Это делается для того, чтобы выделить сильные ростки и улучшить условия для начального роста. Прямое высаживание на поле не дает хороших результатов, поскольку зерна с трудом прорастают на затопленном поле. Мягкие проростки собирают, когда они достигают высоты около 10 см. Делают пучки стеблей риса и выходят с ними на затопленное поле для посадки. Их не нужно сажать в землю, их просто бросают в воду, и они укореняются сами. Каждый килограмм риса, который мы покупаем, полит в среднем 4 тыс. литрами воды. Китайцы научились большому искусству регулировать течение рек, чтобы поливать свои рисовые поля. Вода в каналах находится в постоянном движении и не застаивается. Рис можно выращивать год за годом на одном и том же поле без перерыва даже 2 тыс. лет подряд, что не характерно для других культур.

Животные Китая.

Одно из животных Китая – большая панда. Живет только здесь. Она относится к числу редких малоизученных животных. (Рис. 4).

Рис. 4. Большая панда

Большая панда

Большая панда была обнаружена в 1869 году, а поймана лишь через 68 лет. Одно время она даже считалась вымершей. Только в 1937 году поймали первую большую панду – юную самочку, которую назвали Сулинь. Но она недолго прожила в неволе и через год умерла. У охотников за пандами теперь было больше опыта. И вскоре они поймали еще одну самку, нареченную именем Мей-Мей.

Само слово "панда" происходит от местного названия этого зверя, что означает «пожиратель бамбука». Это животное питается только тонкими ростками бамбука. Большая панда, или бамбуковый медведь  — млекопитающее семейства медвежьих со своеобразной чёрно-белой окраской шерсти, обладающее некоторыми признаками енотов. Длина тела большой панды около 1,5 метра. Мех густой и очень красиво окрашен.


Растения и животные Африки

Животные Африки.

В Африке обитает самое высокое животное на свете – это жираф. Благодаря невероятно длинной шее, его рост достигает 6 метров. (Рис. 5). Такой рост и очень острое зрение позволяет ему замечать движущие объекты на расстоянии около 1 км. Не случайно жираф оказывается сторожем обитающим по соседству животным: антилопе, зебре, страусу. Кормится жираф листьями деревьев.

Рис. 5. Жираф

Африка – самый жаркий материк нашей планеты. Одно из самых знаменитых растений этого материка - баобаб. В стволе толщиной до 10м баобаб запасает воду. Его мягкая древесина, как губка, может накопить до 120 тонн воды. В засушливые годы дерево немного худеет, а после дождей опять полнеет. (Рис. 6). Каждый цветок баобаба живет только одну ночь и вянет на рассвете. Лакомясь пыльцой и нектаром цветков, летучие мыши и лемуры опыляют их. Ночью эти животные таинственно шуршат листвой на дереве. Недаром африканцы верили, что в каждом цветке баобаба живет дух.

Рис. 6. Баобаб

Растения и животные Северной Америки

Среди растений этого материка особенно интересны растущие хвойные деревья - секвойи. Это деревья гиганты: более 100 м в высоту и до 10 метров  в поперечнике. (Рис. 7). Они живут по нескольку тысяч лет. А шишка секвойи размером с большую дыню. 

Рис. 7. Секвойя

Животные Северной Америки.

Из животных Северной Америки назовем небольшого зверька, которого здесь знают абсолютно все. Он не от кого и не прячется. Это скунс. (Рис. 8). Широкими белыми полосами на почти черном теле издалека привлекает к себе внимание. Приблизиться к нему мало кто решается. При опасности он испускает такой отвратительный запах, что ни звери, ни люди не выдерживают, а поскорее убегают подальше.

Рис. 8. Полосатый скунс

Интересные факты о секвойе

У секвойи превосходная древесина, которая высоко ценится в столярном деле. Она почти не подвержена действию огня. Секвойя не только приспособлена к тому, чтобы выжить, перенося лесные пожары, но и нуждается в них. Без них секвойи не дожили бы до нашего времени. Секвойя любит солнце. Её молодые деревца не могут выжить в густой еловой поросли у подножья взрослых деревьев. Её семена трудно прорастают сквозь слой опавшей листвы и хвои. Пожар, не причиняя большого вреда лесным гигантам, выжигает подлесок и лежащую на земле хвою. 

Самое высокое дерево в мире - секвойя Гиперион, высота которого составляет 115.61 м.

Оружие скунса

Природа наделила этих животных оружием необычным, но очень эффективным: разворачиваясь «тылом», они брызжут желтой маслянистой жидкостью. Плотная струя летит на 4–5 метров! Основное вещество в «химическом оружии» скунса – этилмеркаптан. Человек чувствует его запах, даже если вдохнет его только 0,000000000002 г!

Растения и животные Южной Америки

Здесь на реке Амазонка встречается самое удивительное растение мира: кувшинка Виктория регия. Листья этой кувшинки бывают до 2 м диаметром. На таком листе может сидеть ребенок. (Рис. 9). Лист не идет ко дну даже после того, как на него положили 9 кг доску, на которую стала женщина массой 63 кг. Легко посчитать, что лист выдержал груз 72 кг.

Рис. 9. Кувшинка Виктория регия

В Южной Америке обитает самая большая в мире бабочка – серая агриппа (Рис. 10).

Размах её крыльев почти 30 см. Здесь живет и самый большой жук в мире: дровосек - титан. Его длина 18 см. Рис. 10. Серая агриппа

Растения и животные Австралии

Австралия - это самый маленький и самый сухой материк. Самые известные растения этого материка – эвкалипты. (Рис. 11). Есть и небольшие  кустарники.

Рис. 11. Эвкалипт

Сумчатые животные

Рис. 12. Кенгуру

Сумчатые животные - это древняя группа млекопитающих, появившаяся на Земле более 60 млн. лет назад. Их насчитывают около 250 видов, из которых 180 видов обитают в Австралии и на соседних с ней островах. Только одних кенгуру современных и вымерших известно около 50 видов. (Рис. 12). Австралия – царство сумчатых млекопитающих. Здесь водятся сумчатый волк, сумчатый крот, сумчатая мышь, сумчатый медведь. Разумеется, сумчатый волк, не состоит ни в каком родстве с живущим в наших краях волком. Все сумчатые рождают очень слабых и недоразвитых детенышей, которые более похожи на зародыши, чем на молодых зверят. Самый крупный из ныне живущих сумчатых – серый кенгуру.  Его длина – 3 метра, а масса – 80 кг. У него рождается крохотный детеныш, длина которого 3 см и масса всего лишь 2 г. Однако, это беспомощное существо способно проползти по животу матери к отверстию сумки, найти сосок и прикрепиться к нему. Кенгуренок слаб и не может сам сосать. Молоко впрыскивается ему матерью при помощи сокращения особой мышцы - сжимателя молочной железы. Детеныш кенгуру, почувствовав опасность, прыгает к матери в сумку. Он проделывает это, даже подрастая и становясь взрослым. Забавное это зрелище.

В Австралии живут разные виды кенгуру. От карликовых, размером с зайца, до гигантских, трехметрового роста. Эти звери носят своих детенышей в сумке, на животе.

Растения и животные Антарктиды

Рис. 13. Лишайник Рис. 14. Пингвин

К суровым условиям этого материка приспособились немногие живые существа. В прибрежных районах встречаются мхи и лишайники. (Рис. 13). Самое знаменитое животное Антарктиды – это пингвины. (Рис. 14). Летать эти птицы не могут, зато очень хорошо плавают и ныряют. В море они добывают себе еду. В основном, рыбу.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!