Тема урока: Жизнь организмов на разных материках
Класс: 5
Предмет: Биология, География
УМК: Биология 5 класс, И.Н. Пономарёва,О.А.Корнилова, И.В. Николаев, изд. «Вентана-Граф»
Тип урока: интегрированный с использованием технологий групповой работы
Цель урока: создать условия для расширения представлений учащихся о многообразии животного и растительного мира различных материков нашей планеты
Задачи урока:
Образовательные: сформировать представления о растениях и животных, обитающих на разных материках планеты
Развивающие: развивать у учащихся умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, использовать дополнительные источники информации, работать в группе, делать выводы, оформлять результаты мыслительных операций
Воспитательные: формировать навыки работы в коллективе, воспитывать культуру учебного труда, воспитывать бережное отношение ко всему живому
Планируемый результат:
Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; эстетическое отношение к живым объектам
Метапредметные: работать с текстом и рисунками учебника, картами атласа, дополнительными источниками информации; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в интеллект-карте
Предметные: выявить особенности природы материков с точки зрения биологии и географии; различать характерные черты флоры и фауны разных материков Земли
Методическое обеспечение урока: компьютер, проектор мультимедиа, физическая карта мира, географический атлас, карточки для групповой работы, пазлы материков (на каждую группу- 1 материк), цветные карандаши, листы формата А3
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Организационный момент | Приветствие учащихся, предлагает сесть на свои места -Сегодня у нас не совсем обычный урок. Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие. В реальной жизни не каждому удаётся стать участником экспедиций, открытий. У нас с вами сегодня будет такая возможность. Я уверена, что каждый из вас сделает для себя новое открытие. Скажите, вы любите путешествовать? | Приветствуют учителя, рассаживаются. | |
| Актуализация знаний и целеполагание | Беседа, основанная на знаниях, полученных при изучении материала предыдущих уроков и их жизненного опыта - Я сейчас загадаю вам загадку, а вы подумайте, о чем идет речь? Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все - и млад, и стар, Что она - большущий шар. - Перед вами планета Земля, это ее вид из космоса. Что мы на ней видим? (слайд1) Ребята, а что изображено на этом слайде?(слайд 2) Как это связано с нашим уроком? Записываем тему сегодняшнего занятия. Как вы думаете, везде ли на Земле одинаковые условия для жизни животных и растений? В чем причина разнообразия жизни на Земле? Ваши предположения? Чтобы найти ответы на эти сложные вопросы отправимся на разные материки Земли. Примете моё предложение? Тогда проверим, что вы знаете о материках Земли: -Сколько материков на Земле? Назовите их -Самый большой материк? -Самый жаркий материк? -Самый влажный материк? -Самый маленький и сухой материк? - Самый холодный материк? - Какой материк мы еще не назвали? Предлагаю по контурам узнать материки и подписать их.(слайд 3) Задание «Собери карту материка из пазлов» Задания: вы должны изучить материк и результатом вашей работы должно стать интеллект – карта | Отгадывают загадку «Земля» (материки и океаны) Формулируют тему и задачи учебного занятия Отвечают на вопросы: -6 (Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, С и Ю Америка) - Евразия - Африка - Ю. Америка -Австралия -Антарктида -С. Америка Разбивка учеников на группы |
| Освоение нового знания | Земля - уникальная планета. В настоящее время только на ней обнаружена жизнь. Как вы думаете, растения и животные, обитающие на разных материках, одинаковы или нет? А вы знаете, где выращивают рис и где обитает панда? Как называется материк, на котором мы живем? На разных материках и на самом жарком, и на самом холодном, и нас самом маленьком живут разные организмы. План изучения материка: (слайд 4) Прочитать текст параграфа Изучить рисунки Заполнить интеллект – карту (слайд 5) Подготовить краткий рассказ о необычном животном или растении материка, используя дополнительный материал - Обсуждение работы в группах. Заслушиваются открытия путешествия на материк. Выступают руководители экспедиции от лица самих животных и растений (Мы живем на таком- то материке и т.д.,) - Оценивается работа группы по критериям | Отвечают на вопросы Работают в группе Выступление руководителя группы. Оценивание. |
| Физкультминутка | Потрудились – отдохнём Встанем, глубоко вздохнём Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо, поворот. Наклониться, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили Всем улыбки подарили. (слайд 6) | Выполняют упражнения |
| Закрепление изученного материала | Молодцы! Ребята, вы заметили, что для каждого материка свойственны свои природные особенности и особые местные виды, которые не встречаются в флоре и фауне других материков. Местные виды по биологически называются ЭНДЕМИКИ. Запишите в тетради новый термин ЭНДЕМИК- местный вид не встречается в флоре и фауне других материков. Итак, наше путешествие подходит к завершению. 1. И теперь мы с вами можем отправить животных и растения в родные места. (слайд 7) Тигр | | Австралия | Жираф | | Антарктида | Утконос | | Юж. Америка | Леопард | | Евразия | Овцебык | | Африка | Ленивец | | Сев. Америка | 2. Игра «Угадай меня» (слайд 8 ) Культурное растение, в переводе означающее «основа питания человека». Напишите его. Рис. Животное, никогда не пьющее воду, питается листьями эвкалипта. Кенгуру. Под хвостом этого животного есть железа, которая содержит удивительно пахнущую жидкость, которую он выпрыскивает, подняв хвост, на противника. Скунс. Растение — рекордсмен по толщине ствола, которое умеет «худеть» и «полнеть». Баобаб. Это животное утратило способность летать, но зато хорошо плавает и ныряет в ледяной воде. Пингвин. !Работа в парах. Проверь тетрадь соседа по парте и выстави оценку 2. Проверьте себя сами и если - справились с заданием без ошибок – поставьте зеленый кружок, - частично (больше правильных, чем неправильных ответов – поставьте синий кружок; - много ошибок - красный кружок. (слайд 9) | Записывают в тетрадь определение Работа в тетрадях Взаимопроверка, оценивание |
| Рефлексия | Сегодня каждый из вас успешно справился с заданием. Мы совершили интереснейшее путешествие и теперь понимаем, насколько многообразен и неповторим мир живых организмов. Что мы сегодня изучали на уроке? У вас на столах картинка животного (растения). Вам нужно определить на каком материке обитает и закончить предложение: Сегодня на уроке я узнал____ Отразите впечатления от урока в тетради с помощью: Тучка – не понравилось, скучно; Солнышко и тучка – понравилось, но не все понятно или было не очень интересно; Солнышко – все понравилось, было интересно (слайд 10) | Рисуют в тетради |
| Домашнее задание | Прочитать параграф 22 Написать письмо о путешествии на материк (слайд 11) | Записывают ДЗ |
| Дополнительный материал | Если останется время на уроке: игра «Я дома» На слайдах презентации показаны животные и растения определенного материка, кроме одного представителя. Нужно определить кто лишний и указать на каком материке он обитает. (слайды12-14) | |
Приложение 1
Контуры материков
Приложение
Интеллект - карта
Приложение 3
Растения и животные Евразии.
Это самый большой материк на Земле. На нем находится Россия. Но сегодня мы познакомимся с яркими представителями других стран, например, Китая.
Здесь выращивают культурное растение, известное на весь мир, название которого в переводе означает: «основа питания человека». Это рис. (Рис. 2). Сейчас эту культуру научились возделывать во многих странах мира. Народы Азии обожествляют это растение, называя символом солнца и пищей богов. Поля с этим растением выглядят довольно необычно (Рис. 3). Они полностью залиты водой.
Рис. 2. Растение рис Рис. 3. Рисовое поле
Как выращивают рис
Рис не является растением, которое живет в воде естественным образом. Жители Азии обнаружили, что рис, растущий на поле, залитом водой, дает урожай в 20 раз больше, чем на сухом поле. Свидетельства, обнаруженные в ходе археологических раскопок в Китае, показывают, что рис там выращивают уже 8 тыс. лет. На затопленном поле вода изолирует ростки риса от тепла и холода. Вода на залитом поле, по-видимому, уничтожает все сорняки. Затопленное рисовое поле не нуждается в искусственных удобрениях. Оно может сохранять уровень натуральных удобрений в течение длительного времени, если ему немножечко помочь, например, сжечь остатки ростков на сухом поле и перемешать их с землей, разбросать выделения животных или остатки пищи. Разведение на затопленном поле рыбы или уток тоже удобряет почву.
Обработка поля. Крестьянин запрягает быков в плуг и пашет землю. Процесс затопления поля включает перемешивание земли с водой и превращение её в однородную грязь. При перемешивании земли, рисовые зерна высаживают в специальные парники. Это делается для того, чтобы выделить сильные ростки и улучшить условия для начального роста. Прямое высаживание на поле не дает хороших результатов, поскольку зерна с трудом прорастают на затопленном поле. Мягкие проростки собирают, когда они достигают высоты около 10 см. Делают пучки стеблей риса и выходят с ними на затопленное поле для посадки. Их не нужно сажать в землю, их просто бросают в воду, и они укореняются сами. Каждый килограмм риса, который мы покупаем, полит в среднем 4 тыс. литрами воды. Китайцы научились большому искусству регулировать течение рек, чтобы поливать свои рисовые поля. Вода в каналах находится в постоянном движении и не застаивается. Рис можно выращивать год за годом на одном и том же поле без перерыва даже 2 тыс. лет подряд, что не характерно для других культур.
Животные Китая.
Одно из животных Китая – большая панда. Живет только здесь. Она относится к числу редких малоизученных животных. (Рис. 4).
Рис. 4. Большая панда
Большая панда
Большая панда была обнаружена в 1869 году, а поймана лишь через 68 лет. Одно время она даже считалась вымершей. Только в 1937 году поймали первую большую панду – юную самочку, которую назвали Сулинь. Но она недолго прожила в неволе и через год умерла. У охотников за пандами теперь было больше опыта. И вскоре они поймали еще одну самку, нареченную именем Мей-Мей.
Само слово "панда" происходит от местного названия этого зверя, что означает «пожиратель бамбука». Это животное питается только тонкими ростками бамбука. Большая панда, или бамбуковый медведь — млекопитающее семейства медвежьих со своеобразной чёрно-белой окраской шерсти, обладающее некоторыми признаками енотов. Длина тела большой панды около 1,5 метра. Мех густой и очень красиво окрашен.
Растения и животные Африки Животные Африки.
В Африке обитает самое высокое животное на свете – это жираф. Благодаря невероятно длинной шее, его рост достигает 6 метров. (Рис. 5). Такой рост и очень острое зрение позволяет ему замечать движущие объекты на расстоянии около 1 км. Не случайно жираф оказывается сторожем обитающим по соседству животным: антилопе, зебре, страусу. Кормится жираф листьями деревьев.
Рис. 5. Жираф
Африка – самый жаркий материк нашей планеты. Одно из самых знаменитых растений этого материка - баобаб. В стволе толщиной до 10м баобаб запасает воду. Его мягкая древесина, как губка, может накопить до 120 тонн воды. В засушливые годы дерево немного худеет, а после дождей опять полнеет. (Рис. 6). Каждый цветок баобаба живет только одну ночь и вянет на рассвете. Лакомясь пыльцой и нектаром цветков, летучие мыши и лемуры опыляют их. Ночью эти животные таинственно шуршат листвой на дереве. Недаром африканцы верили, что в каждом цветке баобаба живет дух.
Рис. 6. Баобаб
Растения и животные Северной Америки Среди растений этого материка особенно интересны растущие хвойные деревья - секвойи. Это деревья гиганты: более 100 м в высоту и до 10 метров в поперечнике. (Рис. 7). Они живут по нескольку тысяч лет. А шишка секвойи размером с большую дыню.
Рис. 7. Секвойя
Животные Северной Америки.
Из животных Северной Америки назовем небольшого зверька, которого здесь знают абсолютно все. Он не от кого и не прячется. Это скунс. (Рис. 8). Широкими белыми полосами на почти черном теле издалека привлекает к себе внимание. Приблизиться к нему мало кто решается. При опасности он испускает такой отвратительный запах, что ни звери, ни люди не выдерживают, а поскорее убегают подальше.
Рис. 8. Полосатый скунс
Интересные факты о секвойе У секвойи превосходная древесина, которая высоко ценится в столярном деле. Она почти не подвержена действию огня. Секвойя не только приспособлена к тому, чтобы выжить, перенося лесные пожары, но и нуждается в них. Без них секвойи не дожили бы до нашего времени. Секвойя любит солнце. Её молодые деревца не могут выжить в густой еловой поросли у подножья взрослых деревьев. Её семена трудно прорастают сквозь слой опавшей листвы и хвои. Пожар, не причиняя большого вреда лесным гигантам, выжигает подлесок и лежащую на земле хвою.
Самое высокое дерево в мире - секвойя Гиперион, высота которого составляет 115.61 м.
Оружие скунса Природа наделила этих животных оружием необычным, но очень эффективным: разворачиваясь «тылом», они брызжут желтой маслянистой жидкостью. Плотная струя летит на 4–5 метров! Основное вещество в «химическом оружии» скунса – этилмеркаптан. Человек чувствует его запах, даже если вдохнет его только 0,000000000002 г!
Растения и животные Южной Америки Здесь на реке Амазонка встречается самое удивительное растение мира: кувшинка Виктория регия. Листья этой кувшинки бывают до 2 м диаметром. На таком листе может сидеть ребенок. (Рис. 9). Лист не идет ко дну даже после того, как на него положили 9 кг доску, на которую стала женщина массой 63 кг. Легко посчитать, что лист выдержал груз 72 кг.
Рис. 9. Кувшинка Виктория регия
В Южной Америке обитает самая большая в мире бабочка – серая агриппа (Рис. 10).
Размах её крыльев почти 30 см. Здесь живет и самый большой жук в мире: дровосек - титан. Его длина 18 см. Рис. 10. Серая агриппа
Растения и животные Австралии Австралия - это самый маленький и самый сухой материк. Самые известные растения этого материка – эвкалипты. (Рис. 11). Есть и небольшие кустарники.
Рис. 11. Эвкалипт
Сумчатые животные Рис. 12. Кенгуру
Сумчатые животные - это древняя группа млекопитающих, появившаяся на Земле более 60 млн. лет назад. Их насчитывают около 250 видов, из которых 180 видов обитают в Австралии и на соседних с ней островах. Только одних кенгуру современных и вымерших известно около 50 видов. (Рис. 12). Австралия – царство сумчатых млекопитающих. Здесь водятся сумчатый волк, сумчатый крот, сумчатая мышь, сумчатый медведь. Разумеется, сумчатый волк, не состоит ни в каком родстве с живущим в наших краях волком. Все сумчатые рождают очень слабых и недоразвитых детенышей, которые более похожи на зародыши, чем на молодых зверят. Самый крупный из ныне живущих сумчатых – серый кенгуру. Его длина – 3 метра, а масса – 80 кг. У него рождается крохотный детеныш, длина которого 3 см и масса всего лишь 2 г. Однако, это беспомощное существо способно проползти по животу матери к отверстию сумки, найти сосок и прикрепиться к нему. Кенгуренок слаб и не может сам сосать. Молоко впрыскивается ему матерью при помощи сокращения особой мышцы - сжимателя молочной железы. Детеныш кенгуру, почувствовав опасность, прыгает к матери в сумку. Он проделывает это, даже подрастая и становясь взрослым. Забавное это зрелище.
В Австралии живут разные виды кенгуру. От карликовых, размером с зайца, до гигантских, трехметрового роста. Эти звери носят своих детенышей в сумке, на животе.
Растения и животные Антарктиды
Рис. 13. Лишайник Рис. 14. Пингвин
К суровым условиям этого материка приспособились немногие живые существа. В прибрежных районах встречаются мхи и лишайники. (Рис. 13). Самое знаменитое животное Антарктиды – это пингвины. (Рис. 14). Летать эти птицы не могут, зато очень хорошо плавают и ныряют. В море они добывают себе еду. В основном, рыбу.