СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок "Буквы Е/И в окончаниях имен существительных в единственном числе"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Обучающая:

1.обучение составлению алгоритма выбора гласной е/и в окончаниях имен существительных в единственном числе;

2.отработка навыка применения данного алгоритма с использованием современных технологий;

3.проверка качества усвоения учащимися орфограммы.

Развивающие:

1.создание мотивационной основы для восприятия учебного материала;

2.развитие связной речи учащихся, мышления.

Воспитательные:

1.воспитание культуры общения,

2.уважения к собеседнику и учителям;

3.воспитание интереса к русскому языку и информатике.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок "Буквы Е/И в окончаниях имен существительных в единственном числе"»

Интегрированный урок по русскому языку в 5-м классе на тему "Буквы Е/И в окончаниях имен существительных в единственном числе"

Тип урока: Комбинированный (систематизация изученного и контроль качества знаний).

Форма: Интегрированный урок с применением компьютерной программы

Метод: Исследовательский, решение нетиповых ситуаций

Цели урока:

Обучающая:

1.обучение составлению алгоритма выбора гласной е/и в окончаниях имен существительных в единственном числе;

2.отработка навыка применения данного алгоритма с использованием современных технологий;

3.проверка качества усвоения учащимися орфограммы.

Развивающие:

1.создание мотивационной основы для восприятия учебного материала;

2.развитие связной речи учащихся, мышления.

Воспитательные:

1.воспитание культуры общения,

2.уважения к собеседнику и учителям;

3.воспитание интереса к русскому языку и информатике.

Оборудование:

схемы алгоритмов,

опорные таблицы “Морфологический разбор имени существительного”;

сигнальные карточки е/и,

“светофор”.

ХОД УРОКА
  1. Организация класса.

  2. Вступительное слово.

- Сегодня у нас не совсем обычный урок: попробуем соединить, казалось бы несоединимые предметы: русский язык и информатику.

Запишите число: Двадцать первое февраля

(на экране число с подчёркнутыми буквами и текст):

Март – первый весенний месяц. Назван он так в честь мифологического бога войны Марса, который вначале прославлялся древними римлянами как бог земледелия и скотоводства. Название сохранилось у многих народов. На Русь оно пришло из Византии.

- Прочитайте слово с выделенным окончанием и сформулируйте цель урока.

На экране читаем:

Цель урока – научиться при помощи алгоритма различать окончания е/и у существительных в единственном числе.

  1. Подготовка к восприятию алгоритма.

  1. По карточке “Получи “оценку”!”

  2. Задание классу: сравнить предложения, подчеркнуть орфограммы.

Набухли берёзовые почки, и на_лесной поляне показались подснежники.

Сердце дрогнуло и радостно замерло.

(После ответа на экране показываются предложения с буквами и знаками).

По карточке “Получи “оценку”!”. (Содержание карточки – на экране)

  1. Расскажи о существительном как о части речи.

(обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?, относятся к мужскому, женскому и среднему роду, бывают собственными и нарицательными, изменяются по родам, числам и падежам)

  1. Почему по-разному написаны слова:

Раздался тихий плач. Не плачь, малыш.

(В первом предложении плач-существительное мужского рода, во втором- глагол)

  1. Используя опорную схему: « Морфологический разбор имени существительного», разберите существительное на поляне как часть речи (устно).

После ответа.

- Знание морфологических признаков помогает выбрать правильное написание е/и

На экране: На поляне – 1 скл., П.п.

IY Восстановление алгоритма.

Правописание е/и в окончаниях имён существительных



Р.п. Д.п. П.п.

III скл (жизни) IIIскл ( в жизни) IIIскл (о жизни)

I скл ( из песни)

на –ия ( акации) на –ия ( акации) на – ия (об акации)

на – ий ( о санатории)

на –ие ( о растении)

В остальных случаях пишется буква е

  1. Поставь имя существительное ( на поляне) в именит. падеже ед.ч.

  2. Оканчивается ли слово на –ИЙ, -ИЯ, -ИЕ?

Узнай падеж

Родительный - И
Дательный - Е
Предложный – Е

(Существительное 1 скл., не оканчивается на –ий, –ие, -ия, в предложном падеже, значит пишется буква е)

V. Применение алгоритма в практической деятельности детей.

  1. - Вставить пропущенные буквы.

На экране:

вдоль дорог_
запах полын _
участвовать в соревновании_
быть на лекции _
идти по тропинк_ к станции_
говорил о воспитании_
по чудесной алле_
на территории_ Азии_

Дети по цепочке объясняют, почему выбрали букву.

Например: вдоль дороги/е.

  1. В этом слове есть орфограмма, так как есть выбор написания е/и. Ставлю существительное в именительный падеж единственное число – дорога.

  2. На –ий, -ия, -ие не оканчивается.

  3. Это существительное 1-ого склонения.

  4. Надо определить ещё падеж – это родительный.

  5. У существительных 1-го склонения в родительном падеже пишется –И, а не – Е

(На экране после объяснения появляется буква, которую надо написать.)

  1. - Сигнальными карточками е/и покажи, какую гласную надо написать в окончании существительного.

- С этими словами вы встретитесь, выполняя домашнюю работу.

  1. Дома: № 537

  2. Восстановите алгоритм в памяти. Приготовьтесь работать с перфокартами И Е

  • О волнении

  • В сопротивлении

  • По астрономии

  • О развлечении

  • Об ударении

  • На площади

  • На площадке

  • На лошадке

  • На берёзе

- Кому из писателей принадлежат слова:

(На экране):

Рыбе – вода,
Птице – воздух,
Зверю – лес и горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу – значит: охранять Родину.

(Дети отвечают, что эти слова принадлежат М.М. Пришвину.)

(На экране): портрет М.М. Пришвина

На экране текст о М. Пришвине.

Детство и юность Пришвина пр-шли в средней п –лосе Росси_. Его семья жила в усадьбе около деревн_. Здесь от деревн_ к деревн_ тянутся леса поля сады. Берега рек з_ росли плакучей ивой. С охотничьим ружьём и з_писной книжкой побывал Пришвин на Урал_ в Сибир_ в Карели_. Он открыл в природ_ много тайн и подарил их своим читателям.

- Внимательно прочитайте текст, приготовьтесь к самостоятельной работе.

Проверка качества знаний.

  1. Содержание самостоятельной работы демонстрируется на экране.

  2. Раздаются карточки и контрольные листы.

  3. На карточке в течение 1 минуты расставляются буквы и знаки.

  4. Работа по контрольным листам продолжается 8-9 минут

Самопроверка.

  1. На экране постепенно расставляются буквы и знаки.

  2. Дети видят свои ошибки, исправляют их на карточках. Получают задания поработать с лицевыми счетами ошибок.

YI Итог урока: Когда у существительных в единственном числе пишется буква –и, когда буква –е.

В конце урока дети получают в подарок игру “Собери весенний букет”

ДЫШИЛАН (ландыши)

КИФИАЛ (фиалки)

КИЛЬВАСИ (васильки)

Урок окончен. Поставлены оценки