СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок "Диалог о Кузбассе"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование представления о природном богатстве и разнообразии Кузбасса, о его историческом, культурном наследии.

Задачи:

-образовательная: закрепить знания школьников о природных, исторических и культурных достопримечательностях родного края;

-развивающая: формировать навыки внимательного слушания, умения вести диалог, формировать навыки работы с картой;

-воспитательная: воспитывать чувство любви к родному краю, его природе.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок "Диалог о Кузбассе"»

Тема: «Диалог о Кузбассе».

Цель: формирование представления о природном богатстве и разнообразии Кузбасса, о его историческом, культурном наследии.

Задачи:

-образовательная: закрепить знания школьников о природных, исторических и культурных достопримечательностях родного края;

-развивающая: формировать навыки внимательного слушания, умения вести диалог, формировать навыки работы с картой;

-воспитательная: воспитывать чувство любви к родному краю, его природе.

Оборудование: компьютер, презентация.

ХОД УРОКА

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Учитель приветствует обучающихся, фиксирует отсутствующих, проверяет готовность обучающихся к уроку.

Приветствуют учителя.

Проявляют готовность к уроку.

2.Мотивационно-целевой этап

(Слайд)

-Ребята, посмотрите на слайд. Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? (О Кузбассе, Кемеровской области, родном крае).

Сегодня у нас музейный урок состоится в форме диалога о Кузбассе. Мы побеседуем о нашей малой Родине, и узнаем, кто жил на наших землях до прихода русских землепроходцев, узнаем, что означает слово «Кузбасс», и в чем заключается отличительная особенность нашего края от других регионов страны.


-Ребята, а как вы понимаете слова «малая Родина»? («Малая Родина» - это место, где мы родились и живём).


- Как называют людей, живущих в нашем крае? (Кузбассовцы)

Значит, каждый о себе может гордо сказать: «Я – Кузбассовец!»


(Слайд)

-Каждый регион имеет свой главный город. А какой город является областным центром? (г. Кемерово)

Совершенно верно, областным центром является город Кемерово.

-Ребята, скажите, кто возглавляет Кемеровскую область? (губернатор Сергей Евгеньевич Цивилев)


(Слайд)

Главными символами области являются герб и флаг. Если мы внимательно посмотрим на герб и флаг, то мы увидим, что на гербе символически изображены богатства края: металлургическая, машиностроительная, горнодобывающая, угольная и сельскохозяйственная отрасли.


(Слайд)

Сейчас мы с вами прослушаем гимн Кемеровской области. Гимн утвержден 25 декабря 2002.

Автор слов - Юров Геннадий Евлампиевич - Почетный гражданин Кемерова, композитор - Лугов Евгений Михайлович - Народный артист РСФСР, музыкальная редакция - Хвилько Владимир Яковлевич - Заслуженный работник культуры РСФСР.


(Слайд)

Для прослушивания гимна Кемеровской области прошу всех встать (2 куплета и припев) Гимн Кемеровской области


Осознанное речевое высказывание в устной форме; поиск нужной информации; использование накопленных знаний по предметам история и окружающий мир.










3. Операционно-деятельностный этап

(Слайд)

Ребята, мы с вами живем в замечательном крае. Взгляните на карту своей малой Родины: здесь текут реки, разливаются озера, простирается могучая тайга, поднимаются заснеженные горы. Здесь созданы гигантские заводы, шахты, угольные разрезы, построено много городов.

Наша Кемеровская область граничит с Новосибирской, Томской областями, Красноярским и Алтайским краями и республикой Хакассия.

В сравнении с другими областями России наш край не особенно велик. А если сравнить его с иными странами? На территории Кузбасса могло бы поместиться две Дании или три Бельгии.


(Слайд)

Кемеровская область отличается самой высокой за Уралом плотностью населения – Кузбасс населяют около трех миллионов человек.

Если в дореволюционном Кузбассе было три города: Мариинск, Кузнецк, Тайга, то сейчас в состав Кемеровской области входят 20 городов. Ни в одной области России нет столько городов.

Причем 7 городов Кузбасса с численностью населения свыше 100 тыс. жителей (Кемерово, Новокузнецк, Прокопьевск, Белово, Киселевск, Ленинск-Кузнецкий, Междуреченск).


(Слайд)

-Кто мне скажет, чем отличается наш регион от других регионов России? В чем его уникальность?

Кузбасс – это уникальный регион по наличию полезных ископаемых и крупнейший угольный бассейн страны. Среди каменноугольных бассейнов мира ему нет равных по запасам и качеству углей.

А еще недра Кузбасса богаты рудами цветных металлов, из которых получают алюминий, цинк, свинец, серебро и др. металлы. Во многих городах и поселках Кемеровской области построены заводы по производству строительных материалов. Продукция этих заводов помогает строить людям новые дома, школы, игровые площадки, дороги, магазины.

Через наш край пролегает железная дорога, она обслуживает крупнейшие угольные разрезы, рудники и шахты Кузбасса, металлургические обогатительные фабрики, предприятия химической и машиностроительной промышленности, мощные тепловые электростанции и предприятия других отраслей промышленности.


(Слайд)

Просмотр видео «Главные факты о Кузбассе».


(Слайд)

Уникальна по своей красоте природа Кузбасса. У нас есть кристальные озера и чистые реки, живописные леса, удивительные водопады и таинственные пещеры с подземными источниками, альпийские зеленые луга и величественные вершины завораживающих гор.


(Слайд)

Сейчас мы посмотрим видео о природе Кузбасса и познакомимся с природным заповедником «Кузнецкий Алатау» (создан 27 декабря 1989 года)

Просмотр видео. «Кузнецкий Алатау - Природа - Телеканал 'Страна'»


(Слайд)

- На территории Кемеровской области проживают более 100 народов. В мире нет одинаковых людей. Да, мы все разные. Да, мы можем быть не похожими внешне, у нас могут быть разные взгляды на некоторые вещи, но есть то, что нас объединяет. Это - Наша Родина - Россия. Наш Кузбасс. Широки его просторы. Но главное его богатство - люди. Он объединяет в себе более 100 народов (наций, народностей, этнических групп).

– Ребята, какие проживающие на территории Кузбасса народы и национальности вы знаете? (русские, украинцы, белорусы, сибирские татары, чуваши, немцы и др.)


(Слайд)

Издавна населяют территорию Кемеровской области шорцы, телеуты, калмаки и сибирские татары. Шорцы наиболее многочисленны среди коренных народов области и проживаю, в основном, на юге по берегам рек Томи, Мрассу, Кондомы.

Вашему вниманию предлагается фрагмент из документального фильма. Ваша задача запомнить основные факты о происхождение, истории и культуре народа.

Просмотр фрагмент видео из фильма «Россия, любовь моя!».


(Слайд)

Раньше нашу область называли Кузнецкой землей. Откуда возникло такое название?

Дело в том, что шорцы издавна умели хорошо обрабатывать железо и изготавливать из него бытовые предметы и вооружение (наконечники стрел, шлемы). За умение выплавлять из руды железо землепроходцы назвали коренных жителей – шорцев кузнецами, а основанный в 1618 году острог – Кузнецкий - по имени местного народа. Таким названием русские первопроходцы выразили свое уважение к шорцам-кузнецам. От основанного острога Кузнецка (в будущем Кузнецкой крепости, а затем Новокузнецка) и произошло название «Кузнецкая земля».


- Тогда здесь логически возникает еще один вопрос: откуда же тогда возникло понятие «Кузбасс»?

-Ребята, вы знаете, что обозначает слово «Кузбасс»? (Кузбасс - это Кузнецкий каменноугольный бассейн)


(Слайд)

Название «Кузбасс» было предложено в 1842 году ученым, геологом Петром Александровичем Чихачевым. В ходе экспедиции он систематизировал данные об угольных месторождениях, произвел оценку запасов угля, сделал вывод о наличии в Кузнецкой котловине крупнейшего в мире угольного бассейна и ввел термин «Кузнецкий угольный бассейн - Кузбасс».

-Ребята, скажите, сколько лет Кузбассу исполнится в 2021 году? (300 лет)


(Слайд)

27 августа 2018 года был подписан Указ Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина «О праздновании 300-летия образования Кузбасса».

11 октября 2018 года, по инициативе Губернатора Сергея Евгеньевича Цивилева, был дан старт тысячедневному отсчету до юбилейной даты. 6 июля 2021 года состоится празднование 300-летия Кузбасса.


Просмотр видео о Михайле Волкове.

(Слайд)

Итак, 6 июля 1721 года рудознатец Михайло Волков нашел в 7 верстах от Верхотомского острога, в районе нынешнего города Кемерово, залежи каменного угля («Горелую гору»). Ныне эта гора находится в черте города Кемерово, на территории музея-заповедника «Красная Горка». Это открытие дало толчок к промышленному освоению кузнецкого угольного бассейна. 6 июля 2021 года состоится празднование 300-летия Кузбасса.


(Слайд)

Богатство Кузбасса позволили сделать его индустриально-промышленным. Это сыграло важнейшую роль в выделении Кемеровской области из состава Новосибирской 26 января 1943 года.

Познавательные: формируют представления о природном богатстве и разнообразии Кузбасса; об основных этапах развития родного края.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности, планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке.

Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество, вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с картой.

Личностные: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом, выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; проявляют интерес к новому учебному материалу; характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом.



























4. Подведение итогов. Рефлексия.


































(Слайд)

Сегодня Кузбасс это крупный промышленный центр России, это регион с интересным историческим прошлым, с уникальной природой, известной далеко за пределами нашей страны.

Если в карту Сибири всмотреться,

На ней обозначены контуры сердца.

И бьётся оно,

И отчизна внимает

Рабочему ритму

Кузнецкого края.

И в будни эпохи,

И в каждом из нас

Пульсирует гордое имя – Кузбасс.

Г. Юров.

Действительно, если посмотреть на карту Кемеровской области, то увидим, что ее контуры напоминают контуры сердца. И это неспроста, потому, что Кузбасс своим теплом, своей продукцией согревает, снабжает всю великую страну – Россию.


(Слайд)

В завершении нашего урока я предлагаю вам поиграть в игру: нужно расшифровать слово «Кузбасс». Каждую букву обозначьте отдельным словом. Постарайтесь отразить те чувства, которые вызвал наш урок.

К - красивый

У - удивительный, угольный, уникальный

З - замечательный, золотой, зелѐный

Б - богатый, благополучный, благоустроенный

А – автономный

С - современный

С - самостоятельный, славный.


Ребята, мне кажется, что наш диалог удался. Хочу вас всех поблагодарить за работу. Успехов вам в учебе! До новых встреч!


Развивают способности к самооценке.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!