СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок. Достоинства и недостатки

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок дает возможность для самореализации, способствует повышению мотивации учения.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок. Достоинства и недостатки»

Академия социального управления Эффективные методики подготовки обучающихся к международному мониторингу качества образования PISA Интегрированный урок. Особенности подготовки. Недостатки. Достоинства Работу выполнила: Швецова Валентина Владимировна, слушатель курса Руководитель:  Линникова Лидия Михайловна Октябрь 2020 года

Академия социального управления

Эффективные методики подготовки обучающихся к международному мониторингу качества образования PISA

Интегрированный урок. Особенности подготовки. Недостатки. Достоинства

Работу выполнила:

Швецова Валентина Владимировна,

слушатель курса

Руководитель:

Линникова Лидия Михайловна

Октябрь 2020 года

Интегрированный урок Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.  «Интеграция» может иметь два значения: создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения); нахождение общей платформы для сближения знаний (здесь интеграция – средство обучения).

Интегрированный урок

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

«Интеграция» может иметь два значения:

создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);

нахождение общей платформы для сближения знаний (здесь интеграция – средство обучения).

 Потребность в возникновении интегрированных уроков   1. Мир познается детьми в своем многообразии и единстве… 2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся… 3. Форма проведения интегрированных уроков не стандартна, интересна. 4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. 5. За счет усиления межпредметных связей высвобождаются учебные часы. 6. Интеграция дает возможность для самореализации…

Потребность в возникновении интегрированных уроков

1. Мир познается детьми в своем многообразии и единстве…

2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся…

3. Форма проведения интегрированных уроков не стандартна, интересна.

4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.

5. За счет усиления межпредметных связей высвобождаются учебные часы.

6. Интеграция дает возможность для самореализации…

Преимущества интегрированных уроков способствуют повышению мотивации учения; в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи;  углубляют представление о предмете, расширяют кругозор обучающихся; интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах

Преимущества интегрированных уроков

  • способствуют повышению мотивации учения;
  • в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи;
  • углубляют представление о предмете, расширяют кругозор обучающихся;
  • интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах
Проблемы интеграции в процессе обучения   Предметная разобщённость Трудность изложения интегрированного урока Учебный план

Проблемы интеграции в процессе обучения

  • Предметная разобщённость
  • Трудность изложения интегрированного урока
  • Учебный план
Взаимодействие учителей. паритетное, с равным долевым участием каждого из них; один из учителей может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом; весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.

Взаимодействие учителей.

  • паритетное, с равным долевым участием каждого из них;
  • один из учителей может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом;
  • весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.
Подготовка  к интегрированному уроку При планировании интегрированных уроков важно: - определить цель урока и ведущий предмет; - выбрать средства, которые помогут реализовать цель; - найти оптимальную форму урока; - разработать систему заданий для учащихся, список используемой литературы, информационных ресурсов, продумать домашнее задание.

Подготовка к интегрированному уроку

  • При планировании интегрированных уроков важно:
  • - определить цель урока и ведущий предмет;
  • - выбрать средства, которые помогут реализовать цель;
  • - найти оптимальную форму урока;
  • - разработать систему заданий для учащихся, список используемой литературы, информационных ресурсов,
  • продумать домашнее задание.
Виды интегрированных уроков комбинированные координированные Амальгамированные (проектные)

Виды интегрированных уроков

комбинированные

координированные

Амальгамированные (проектные)

Когда возможна интеграция предметов?   ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДОЛЖНЫ СОВПАДАТЬ ИЛИ БЫТЬ ДОСТАТОЧНО БЛИЗКИМИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ОДИНАКОВЫЕ, БЛИЗКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ СТРОЯТСЯ НА ОБЩИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ И ТЕОРЕТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ

Когда возможна интеграция предметов?

ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДОЛЖНЫ СОВПАДАТЬ ИЛИ БЫТЬ ДОСТАТОЧНО БЛИЗКИМИ

ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ОДИНАКОВЫЕ, БЛИЗКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ СТРОЯТСЯ НА ОБЩИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ И ТЕОРЕТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ

Интегрированный урок Интегрированный урок Урок повторения Урок формирования новых знаний Урок обучения умениям и навыкам

Интегрированный урок

Интегрированный урок

Урок повторения

Урок формирования новых знаний

Урок обучения умениям и навыкам

Урок формирования новых знаний Формы урока Урок-исследование Урок экскурсия Проблемный урок Мультимедийный урок

Урок формирования новых знаний

Формы урока

Урок-исследование

Урок экскурсия

Проблемный урок

Мультимедийный урок

Урок обучения умениям и навыкам Формы Урок-практикум Урок - сочинение Урок – деловая или ролевая игра Комбинированный урок Урок-путешествие

Урок обучения умениям и навыкам

Формы

Урок-практикум

Урок - сочинение

Урок – деловая или ролевая игра

Комбинированный урок

Урок-путешествие

Урок повторения ФОРМЫ Повторительно-обобщающий урок Игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина Театрализованный урок (урок-суд) Урок-анализ контрольных работ Урок-беседа

Урок повторения

ФОРМЫ

Повторительно-обобщающий урок

Игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина

Театрализованный урок (урок-суд)

Урок-анализ контрольных работ

Урок-беседа

Возможности качественного решения задачи  обучения и воспитания учащихся:   1. Переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет ученику переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира. При этом следует помнить, что такой переход возможен только при наличии определенной базы знания внутрипредметных связей, иначе перенос может быть поверхностным и механическим. 2. Увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов активизирует мыслительную деятельность школьника, заставляет искать  новые способы познания учебного материала, формирует исследовательский тип личности.

Возможности качественного решения задачи обучения и воспитания учащихся:

1. Переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет ученику переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира. При этом следует помнить, что такой переход возможен только при наличии определенной базы знания внутрипредметных связей, иначе перенос может быть поверхностным и механическим.

2. Увеличение доли проблемных ситуаций

в структуре интеграции предметов

активизирует мыслительную

деятельность школьника, заставляет искать

новые способы познания учебного материала,

формирует исследовательский

тип личности.

 Возможности качественного решения задачи  обучения и воспитания учащихся:   3. Интеграция ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих школьнику одновременно проследить весь процесс выполнения действий от цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы. 4. Интеграция увеличивает информативную емкость урока. 5.Интеграция позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных предметов.  6. Интеграция является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости.

Возможности качественного решения задачи обучения и воспитания учащихся:

3. Интеграция ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих школьнику одновременно проследить весь процесс выполнения действий от цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы.

4. Интеграция увеличивает информативную емкость урока.

5.Интеграция позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных предметов.

6. Интеграция является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости.

Возможности качественного решения задачи  обучения и воспитания учащихся: 7. Интеграция учебного материала способствует развитию творческого мышления учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни. 8. В полной мере реализовать все вышеназванное помогают интегрированные уроки информатики с другими учебными предметами, которые отличаются от обычных уроков большой информативностью и поэтому требуют четкой организации познавательной деятельности. Такие уроки должны быть предельно четкими, компактными, продуманными на всех этапах. Такие уроки снижают утомляемость головного мозга, создают комфортные условия для ребенка как личности, повышают успешность обучения, позволяют избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает в разряд не любимых.

Возможности качественного решения задачи обучения и воспитания учащихся:

7. Интеграция учебного материала способствует развитию творческого мышления учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни.

8. В полной мере реализовать все вышеназванное помогают интегрированные уроки информатики с другими учебными предметами, которые отличаются от обычных уроков большой информативностью и поэтому требуют четкой организации познавательной деятельности. Такие уроки должны быть предельно четкими, компактными, продуманными на всех этапах. Такие уроки снижают утомляемость головного мозга, создают комфортные условия для ребенка как личности, повышают успешность обучения, позволяют избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает в разряд не любимых.

Что дает интегрированный урок учителю? Рождение нового уровня мышления – глобального, интегрированного, а не замкнутого в своей узкой специализации. Освобождает учебное время для изучения другого явления. Исключает дублирование учебного материала. Усиление межпредметных связей.

Что дает интегрированный урок учителю?

  • Рождение нового уровня мышления – глобального, интегрированного, а не замкнутого в своей узкой специализации.
  • Освобождает учебное время для изучения другого явления.
  • Исключает дублирование учебного материала.
  • Усиление межпредметных связей.
Что дает интегрированный урок ученику? Активизация мыслительной деятельности. Интенсификация учебного материала. Расширение сферы получаемой информации. Подкрепление мотивации в обучении. Умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных точек зрения, рассматривать их в единстве взглядов. Снижение перегрузок. Интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения.

Что дает интегрированный урок ученику?

  • Активизация мыслительной деятельности.
  • Интенсификация учебного материала.
  • Расширение сферы получаемой информации.
  • Подкрепление мотивации в обучении.
  • Умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных точек зрения, рассматривать их в единстве взглядов.
  • Снижение перегрузок.
  • Интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения.
Интегрированный урок Процесс интеграции возник не на пустом месте. Это длительный этап становления, представляющий собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения, способствующей созданию нового целого «монолита» знаний.  Интеграция учебных предметов – далеко не механическая деятельность, а интегрированный учебный предмет не простая сумма отдельных учебных курсов. Этот процесс требует существенных изменений в содержании, структуре учебных предметов, усилений в них общих идей и теоретических концепций.

Интегрированный урок

  • Процесс интеграции возник не на пустом месте. Это длительный этап становления, представляющий собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения, способствующей созданию нового целого «монолита» знаний.
  • Интеграция учебных предметов – далеко не механическая деятельность, а интегрированный учебный предмет не простая сумма отдельных учебных курсов. Этот процесс требует существенных изменений в содержании, структуре учебных предметов, усилений в них общих идей и теоретических концепций.
Список литературы 1.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Издательство «Учитель», 2006г. 2.Е.А.Шмидт. Лекция «Интегрированный урок». ВГАПК РО, Волгоград, 2008г. 3.Д.Иванов. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М. «Чистые пруды», 2007г. 4.Т.Г.Браже. Интеграция предметов в современной школе М. «Просвещение», 1998г. 5.М.И.Балагурова. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира. «Открытый урок», 2003-2004 уч.год. 6.Коложвари И., Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок? //Народное образование 1996, № 1. 7.Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. //Литература в школе. № 5, 1996. 8.Данилюк А.Я. Учебный предмет как интегрированная система. // Педагогика, №4, 1997. 9.Данилюк А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании. //Педагогика. №2, 1998. 10.Монахова Г.А. Образование как рабочее поле интеграции //Педагогика, №5, 1997

Список литературы

  • 1.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Издательство «Учитель», 2006г.
  • 2.Е.А.Шмидт. Лекция «Интегрированный урок». ВГАПК РО, Волгоград, 2008г.
  • 3.Д.Иванов. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М. «Чистые пруды», 2007г.
  • 4.Т.Г.Браже. Интеграция предметов в современной школе М. «Просвещение», 1998г.
  • 5.М.И.Балагурова. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира. «Открытый урок», 2003-2004 уч.год.
  • 6.Коложвари И., Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок? //Народное образование 1996, № 1.
  • 7.Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. //Литература в школе. № 5, 1996.
  • 8.Данилюк А.Я. Учебный предмет как интегрированная система. // Педагогика, №4, 1997.
  • 9.Данилюк А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании. //Педагогика. №2, 1998.
  • 10.Монахова Г.А. Образование как рабочее поле интеграции //Педагогика, №5, 1997


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!