Интегрированный урок : физика, математика.
Учитель физики: Голик Анна Львовна
Учитель математики: Кучерова Наталья Юрьевна
Тема урока « ПРЕЛОМЛЕНИЕ СВЕТА»
Цели урока:
образовательная: углубить и систематизировать знания обучающихся об особенностях распространения света на границе раздела двух сред, с законами преломления света; применять знания геометрических понятий при обосновании теоретических основ законов преломления света и при решении задач геометрической оптики.
развивающая: способствовать формированию умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, развивать вычислительные навыки, познавательный интерес, умения работать в парах;
воспитательная: способствовать расширению кругозора, совершенствовать навыки общения, воспитывать культуру речи.
Коррекционная цель: развитие аналитической деятельности обучающихся в направлении от наглядно-действенного к абсолютно-умственному анализу.
ХОД УРОКА
Ι. Оргмомент
Проверка средств коррекции, наличия учебных принадлежностей
Девиз урока: «Наука есть не только знания, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием» историк Ключеский В.О. ( слайд №1)
ΙΙ. Актуализация опорных знаний
Устный опрос
Вопросы по физике:
1.Что изучает оптика?
2. Что понимают под световым лучом?
3. Понятие луча в геометрии.
4. Что является источником света?
5.Какие бывают источники света? Приведите примеры.
6. Что является приемником света?
7. Назовите основные законы геометрической оптики .
8. Сформулируйте закон прямолинейного распространения света.
9. Что является доказательством прямолинейного распространения света?
10. Сформулируйте закон отражения света.
Вопросы по математике:
11. Что такое угол?
12. Что такое перпендикуляр к прямой?
13. Что называется синусом острого угла прямоугольного треугольника.
14.Какие величины называются прямо пропорциональными, обратно пропорциональными.
15. Какой закон мы еще не озвучили?
ΙΙΙ. Постановка темы и цели урока
Обучающиеся- Закон преломления
Учитель физики: Преломления света- тема нашего сегодняшнего урока.(слайд №2)
ΙV. Мотивация: преломление света объясняет многие явления:
1. У каждого на парте стоит стакан с водой и в него вставлен карандаш. (слайд №3)
- Что вы наблюдаете?
Карандаш, опущенный в стакан с водой, кажется преломленным на границе между водой и воздухом.
- Как это можно объяснить?
Лучи света, падающие на карандаш, имеют в воде другое направление, чем в воздухе.
2. Пронаблюдаем явления, которое впервые было описано Евклидом в ΙΙΙ в. до н.э. В одной из его книг рассказывалось об опыте с кольцом. Мы вместо кольца возьмем монетку и опустив её на дно чашки, а не кубка так, чтобы края чашки не позволяли её видеть, затем не меняя положения глаз в чашку нальем воду и через некоторое время монета становиться видимой. Можно доказать, что h составляет 3/4Н (слайд №4)
Поэтому детям и людям маленького роста следует помнить, что при купании в море, водоеме, реке –глубина обманчива.
3. Мерцание звезд, нахождение звезд и Солнца выше их истинного положения на небе. (слайд №5)
4. Прозрачность некоторых рыбок. (слайд №6)
5. Оптический обман, миражи. (слайд №7)
6. Кусок обыкновенного стекла становится невидимым в воде.
V. Изучение нового материала
Учитель физики. Изучим, как меняется направление луча при переходе его из воздуха в воду.
Опыт: в стеклянный сосуд, где нет воды падает свет, луч распространяется прямолинейно. Нальем в сосуд воду до половины.
-Что мы видим?
На границе воздуха и воды луч света меняет свое направление. Тоже самое будет наблюдаться при переходе света из воздуха в стекло. Из воды или стекла в воздух, т.е. при переходе из одной среды в другую.
Изменение направления распространения света при его прохождении через границу раздела двух сред называется преломлением света.
Сделаем чертеж: (слайд №8)
⁄_α -угол падения
⁄_β –угол преломления
Ι часть Луч падающий, преломленный и перпендикуляр к границе раздела двух сред восстановленный в точке падения луча, лежат в одной плоскости.
Преломление света объясняется изменением скорости распространения света при его переходе из одной среды в другую.
Свет-это электромагнитная волна, скорость распространения света в вакууме 3·108 м/с, в веществе скорость света всегда меньше, чем в вакууме.
Из двух сред та, в которой скорость света меньше называется- оптически более плотной, а та в которой скорость света больше – оптически менее
плотной. (слайд №9)
n1, n2- показатели преломления сред.
Учитель математики. Обоснуем справедливость закона с точки зрения геометрии. Мы знаем, что синус острого угла-это отношение противолежащего катета к гипотенузе. То есть, чем больше противолежащий катет, тем больше угол, следовательно больше синус угла, а значит больше и скорость распространения света, а среда соответственно оптически менее плотная. Получаем: отношение синуса угла падения к синусу угла преломления равно обратному отношению показателей преломления сред. То есть скорость света в среде и оптическая плотность среды-есть обратно пропорциональные величины.
Значит справедлива 2 часть закона преломления.
ΙΙ часть отношение синуса угла падения к синусу угла преломления для двух данных сред есть величина постоянная; эту величину называют относительным показателем преломления n21, второй среды относительно первой: (слайд №10)
Этот закон Снеллиуса
В зависимости от того, из какой среды в какую переходит луч, угол преломления может быть больше или меньше угла падения.
n- относительный показатель второй среды относительно первой (обратное отношение показателей преломления сред).
-Могут ли совпадать угол падения и угол преломления?
( да, если свет падает под прямым углом на границу раздела двух сред, тогда угол падения и угол отражения равны нулю)
VΙ . Валеологическая пауза
Когда глаза устают, острота зрения неизбежно теряется. Глазам можно и нужно дать передышку, для этого желательно прекратить работу и пойти в темную комнату, либо в комнату со слабым освещением. Но не всегда такая комната есть в наличии. Самый универсальный и доступный способ- просто прикрыть глаза ладонями. Такое упражнение выполняется быстро и просто.
Закройте глаза и положите сверху на них раскрытые ладошки таким образом, чтобы нижняя область ладони опиралась непосредственно на скулу, а четыре заранее раскрытых пальца размещались на лбу. При этом важно. Чтобы ладонь не касалась самих глаз. Прежде чем наложить ладони желательно их согреть. Основная задача упражнения заключается в том, чтобы глаза ощутили тепло и провели некоторое время в темноте. Всего несколько минут достаточно, чтобы глаза отдохнули, а острота зрения восстановилась. Глаза работают в тандеме с мозгом, поэтому закрывая глаза ладошками, вы одновременно даете отдохнуть и мозгу. В этот момент желательно подумать о чем-то приятном.
VΙΙ. Закрепление.
В прозрачный сосуд опустить пластину из оргстекла (или стеклянную).
Постепенно наливать воду в сосуд. Наблюдать за пластиной через стенки прозрачного сосуда. Повторить опыт с пластиной, наливая масло в сосуд.
Объяснить наблюдаемое явление.
Учитель математики.
Решаем совместно с объяснением геометрические задачи.
Ответ: 40; 40; 80.
2. Геометрическая задача.
Угол падения равен 30°, угол между отраженным и преломленным лучами равен 140°. В какой среде луч распространялся в начале: оптически более плотной или менее плотной?
Ответ: угол преломления равен 100, из менее плотной в более плотную.
VΙΙΙ. Первичный контроль знаний
Тест (после его написания провести взаимопроверку)
1.В однородной прозрачной среде свет распространяется
1) прямолинейно, 2) криволинейно , 3) преломляется
2. На границе раздела двух сред свет частично
1) отражается, 2) преломляется, 3) отражается и преломляется
3. При переходе из вакуума в среду скорость света
1) уменьшается в п раз, 2) увеличивается в п раз, 3) не изменяется.
4. В каком случае угол падения равен углу преломления?
1) Только когда показатели преломления сред одинаковы.
2) Только тогда когда падающий луч перпендикулярен к поверхности раздела сред.
3) Когда показатели преломления сред одинаковы: падающий луч перпендикулярен к поверхности раздела сред.
5. Более оптически плотная та среда, в которой ...
1) скорость света меньше чем в вакууме.
2) скорость света больше чем в вакууме.
3) скорость света равна скорости света в вакууме.
Ответы:
1. 1; 2. 3; 3. 1; 4. 2; 5. 1.
6. Задача по геометрии по готовому чертежу определить угол падения, угол отражения, угол между падающим и отраженным лучами, если угол между падающим лучом и горизонтом 600 ? Ответ: 300, 300, 600.
ΙΧ. Коррекция знаний . Взаимопроверка.
Решение задач (слайд №11,12)
1.
Ответ:
Χ. Домашнее задание
По физике: § Эксперимент: поставить вертикально два зеркала под углом друг к другу и расположить между зеркалами предмет. Выяснить, зависит ли количество изображений предмета от угла между зеркалами?
По математике: задача на карточке. Угол падения равен 35°, угол между падающим и преломленным лучами равен 150°. В какой среде луч распространялся в начале: оптически более плотной или менее плотной? Ответ: более плотная среда в начале, т.к. угол преломления равен 65 больше 35.
ΧΙ. Рефлексия. Подведение итогов урока.
«Лист самооценки».
Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале.
1.Как я усвоил материал?
Получил прочные знания, усвоил весь материал - 9 - 10 баллов.
Усвоил новый материал частично - 7 - 8 баллов.
Мало, что понял, необходимо еще поработать - 4 – 6 баллов.
2.Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?
Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 9 – 10 баллов.
Допустил ошибки – 7 – 8 баллов.
Не справился 4 – 6 баллов.
3.Сформулируйте ваше мнение об уроке, ваши пожелания.
Критерии оценивания
«5» - от 18 до 20 баллов
«4» - от 14 до 16 баллов
«3» - от 8 до 12 баллов
«2» - 7 и ниже баллов