СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок физики и географии по теме: "Виды теплопередачи в природе"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок физики и географии по теме: "Виды теплопередачи в природе"»




ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 26 ГОРОДА ТОРЕЗА»

ДНР 86609, город Торез, улица Косарева, дом 3, тел. 0713081826
e-mail: [email protected] Идентификационный код 25705003 _____________________________________________________________________________





























Подготовили

Учитель физики: Студеникова В.В.

Учитель географии: Медяник Т.Г








ТОРЕЗ,2021



Интегрированный урок физики и географии по теме:

"Виды теплопередачи в природе"


Учитель физики: Студеникова В.В.

Учитель географии: Медяник Т.Г.

Класс: 8


Цель урока: показать связь между предметами физики и географии.


Задачи урока:

Образовательные:

  • Физика: обобщить и закрепить знания и умения учащихся по теме: «Виды теплопередачи».

  • География: повторить и закрепить знания и умения, приобретенные в 6 – 8 классах по теме «Атмосфера, гидросфера и природные явления, связанные с ними»

  • Общая: продолжить формирование у учащихся представлений о целостности окружающего мира при его физическом и территориальном многообразии.

  • Развивать умения и навыки применения знания законов физики в объяснении природных явлений.

Коррекционно–развивающие:

  • В игровой форме развивать у учащихся познавательный интерес к предметам физики и географии, к процессу обучения в целом.

  • Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности и зрительного восприятия через угадывание предмета в «Черном ящике» и решение кроссворда.

  • Развивать интеллектуальные умения и навыки логического соотнесения через задание «Четвертый лишний».

  • Развитие навыков самоконтроля, концентрации внимания и памяти через решение качественных задач.

  • Развивать навыки выявления причинно-следственных связей через беседу.

Воспитательные:

  • Способствовать развитию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.

  • Воспитывать физико-географическую и экологическую культуру, мотивацию к обучению.

Планируемые результаты:

- предметные: расширение знаний по применению законов физики в живой природе, знание физических терминов;

-метапредметные: умение работать с информацией, развитие интерес с предметами естественного цикла, выработать умение анализировать изучаемые процессы по законам физики и географии;

-личностные: воспитание этики командной работы и чувства товарищеской взаимовыручки, формирование культуры речи, воспитание ответственного отношения к природе, формирование умения использовать полученные знания на практике.

Тип урока: интегрированный (физика и биология) урок обобщения и систематизации изученного материала с технологией деятельностного подхода..


Оборудование: Мультимедиа, магнитофон.


Раздаточный материал: лист самоконтроля, кроссворды, рычажные весы, бусинки.

Конспект урока

I. Орг. момент.

Приветствие.

- Добрый день, ребята. Сегодня у нас необычный урок. В гостях у физики наука география. Вы разделены на 2 команды:

1 «Теплопередача»

2 «Природа»

- Исходя из названия ваших команд, сформулируйте тему урока. ( Ответы детей)

-Молодцы! Тема урока «Виды теплопередачи в природе». (СЛАЙД 1) Ведь тепловые явления играют значительную роль в формировании явлений природы.

II. Мотивация.

Про теплоту начнем рассказ,

Всё вспомним, обобщим сейчас.

Энергия! Работа до кипенья!

Чтоб лени наблюдалось испаренье!

Мозги не доведем мы до плавления,

Их тренируем до изнеможенья!

В учении проявим мы старание,

Идей научных видя обаяние!

- Ребята, наш урок разделен на станции(этапы). На каждой станции вы будете оценивать свои знания, а результаты вносить в лист самоконтроля, который лежит у вас на парте. (СЛАЙД 2) Внимательно посмотрите какие станции вас ожидают. Количество правильных ответов – это тот балл, который набирает каждый участник команды и выставляет его в лист самоконтроля. Баллы участников команд суммируются вашим капитаном и сообщаются учителям.

Выбор цели урока.

Тему урока мы определили. Теперь нам нужно поставить цели. На столах у вас лежат листочки, на которых есть предложенные цели. Вам нужно выбрать или же написать свою. Сделав это, вывесите ее на доску.

III Актуализация знаний (СЛАЙД 3-6)

- Давайте вспомним, что такое теплопередача (это способ изменения внутренней энергии тела при передаче энергии от одной части тела к другой или от одного тела к другому без совершения работы).

Виды теплопередачи ( теплопроводность, конвекция и излучение.)

IV. Основная часть урока

Станция «Физико–географический диктант «Закончи предложение»

МИНИ - инструктаж

- На этой станции вы набираете баллы каждый сам за себя по количеству правильных ответов на вопросы диктанта. Я вам буду их зачитывать, а так же они написаны у вас в листе самоконтроля. Начнем. (СЛАЙД 7)

  1. Физическая величина – степень нагретости тела … (температура)

  2. Газовая оболочка Земли … (атмосфера)

  3. Беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела …

(тепловое движение)

  1. Горизонтальное перемещение воздушных масс над поверхностью Земли …

(ветер)

  1. Каким способом на Землю поступает энергия Солнца? (излучением)

  2. Атмосферный вихрь с низким давлением в центре … (циклон)

  3. Энергия движения и взаимодействия молекул вещества…

(внутренняя энергия)

  1. Узкая зона соприкосновения воздушных масс с разными физическими свойствами – … (атмосферный фронт)

  2. Вид теплопередачи, при котором энергия переносится струями вещества …

(конвекция)

  1. Резкое изменение погоды преимущественно связано с прохождением … фронта. (холодного)

- Капитаны команд, подсчитайте баллы. Данные мы занесем в таблицу.


Станция «Попробуй объяснить! » (СЛАЙД 8)

Мини - инструктаж

-На этой станции вы работаете в группах (командах), и если команда отвечает правильно, то каждый участник зарабатывает по 2 балла за правильный и полный ответ, и 1 балл за неполный ответ.

Учитель физики: Во всех явлениях, происходящих в природе, энергия не возникает и не исчезает. Она только превращается из одного вида в другой, при этом ее значение сохраняется. Как называется этот закон природы?

Ответ учащихся: закон сохранения и превращения энергии.

Учитель физики: Например: солнечные лучи несут определенный запас энергии. Попадая на поверхность земли, лучи нагревают ее. Энергия солнечных лучей при этом превращается в энергию почвы и тел, находящихся на поверхности земли. Воздушные массы, нагревшись от поверхности земли, приходят в движение – появляется ветер. Какие превращения энергии происходят при этом?

Ответ учащихся: Происходит превращение внутренней энергии, которой обладают воздушные массы, в механическую энергию. (СЛАЙД 9)

Учитель географии: (дает задание учащимся)

Задание 1: по рисунку определить и объяснить образование ночного и дневного бриза. (2 балла) (СЛАЙД 10)






Демонстрация видеоклипа: «Схема образования дневного и ночного бриза»

Задание 2: На острове Барсакельмес на Аральском море гонимые ветром облака при подходе к острову разделяются на две части и обтекают его. Почему над морем идет дождь, а в районе острова сияет солнце?

Ответ: Над островом воздух сильно прогревается, нет рек и озер, поэтому мощные потоки горячего воздуха поднимаются вверх. (2 балла) (СЛАЙД 11)

Мини – итог

- Капитаны команд, подсчитайте баллы. Данные мы занесем в таблицу

V. Физминутка (СЛАЙД 12)

Станция «Черный ящик» (СЛАЙД 13)

На этой станции необходимо угадать предмет, который находится в «Черном ящике» с помощью наводящих вопросов.

В ящик спрятан предмет – барометр.

Наводящие вопросы: (СЛАЙД 14)

  1. В ящике неодушевленный предмет.

  2. Состоит из металлических и неметаллических деталей.

  3. Используется в различных областях науки и в повседневной жизни.

  4. Имеет шкалу и стрелку.

  5. С его помощью измеряют важную физическую величину.

  6. Предсказывает погоду.

Команда, первая отгадавшая предмет получает 2 балла.

Вопрос второй команде: А какую физическую величину измеряют с помощью этого прибора?

Ответ: атмосферное давление (это сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней предметы) (поощрительный 1 балл)

Мини – итог

-Капитаны команд, подсчитайте баллы. Данные мы занесем в таблицу

Станция «Четвертый лишний» (СЛАЙД 15)

В этом конкурсе из ряда слов необходимо убрать лишнее. Конкурс командный. (СЛАЙД 16)

Физика:

  • теплопроводность, теплоемкость, излучение, конвекция.

(теплоемкость, так как все остальные – виды теплопередачи)

  • термометр, анероид, астероид, компас.

(астероид – космическое тело, остальные физические приборы)

География:

  • Океанические течения: Гольфстрим, Перуанское, Калифорнийское, Западных ветров.

(Гольфстрим теплое течение, остальные – холодные)

За правильный ответ – 1 балл команде.

Мини – итог

-Набранные баллы вносятся в табло на доске.


Станция «Кроссворд»

Каждый участник получает кроссворд и за определенное время должен ответить на большее число вопросов. Количество правильных ответов – это тот балл, который набирает каждый участник команды и выставляет его в лист самоконтроля. Баллы участников команд суммируются капитаном и сообщаются учителю, вносятся в табло на доске.


VI. Итог урока

- Очень хорошо.Вы прошли все станции. Давайте подсчитаем общее количество баллов, набранное каждой командой.

Максимальное количество баллов – 26, значит:

10–14 – «3»

15–20 – «4»

21–26 – «5»

VII. Рефлексия:

  • Достигли ли вы целей урока, которые выбрали или поставили для себя сами в начале урока?

  • И в заключении я предлагаю Вам оценить свою работу на уроке. Для этого подойдите к столу, где стоят весы, возьмите из коробки белую бусинку, если вы удовлетворены  своей  работой, и положите на правую чашу весов, чёрную бусинку, если вы  не сделали  то,  что хотели, и положите её на левую чашу весов.































Дата ______________ Ф.И. учащегося ____________________________________

Лист самоконтроля

Интегрированный урок физики и географии по теме: "Виды теплопередачи в природе"

Цели: (выбери или впиши свою, и отметь галочкой слева)

  • Проверить свои знания по физике и географии.

  • Развивать интеллектуальные умения и навыки.

  • Расширить кругозор, представления об окружающем мире.

  • Получить удовольствие от урока

  • _____________________________________________________________________


Разминка «Закончи предложение»

  1. Физическая величина – степень нагретости тела: ___________________________

  2. Газовая оболочка Земли называется ______________________________________

  3. Беспорядочное движение частиц,

из которых состоят тела – это ___________________________________________

  1. Горизонтальное перемещение воздушных масс

над поверхностью Земли называется _____________________________________

  1. Каким способом на Землю поступает энергия Солнца? ______________________

  2. Атмосферный вихрь с низким давлением в центре – это _____________________

  3. Энергия движения и взаимодействия молекул

вещества называется __________________________________________________

  1. Узкая зона соприкосновения воздушных масс с разными физическими свойствами – _________________________________________________________

  2. Вид теплопередачи, при котором энергия

переносится струями вещества, называется ________________________________

  1. Резкое изменение погоды преимущественно связано

с прохождением ____________________ фронта.

Количество правильных ответов впишите в квадрат: 1

Конкурс 1 «Попробуй объяснить»: 2

Конкурс 2 «Черный ящик»: 3

Конкурс 3 «Четвертый лишний»: 4

Кроссворд: 5

Общее количество баллов: 6 Моя оценка ______


Достиг(ла) ли ты целей урока, которые выбрал(а) или поставил(а) для себя сами(а)в начале урока? ______________________________________________________

__________________________________________________________________________

Оцени свои чувства от урока и, уходя, прикрепи цветной магнит на мольберт:

  • Испытывал(а) трудности, чувствовал(а) себя не совсем уверенно (красный)

  • Было легко, чувствовал(а) себя уверенно (синий)

  • Ждал(а) звонка с урока. (желтый)

Спасибо! Всего доброго! Успехов тебе в этом не легком труде – учении!







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!