Мотивационный блок | Учитель географии размещает на смарт-доске хаотично расположенные фигуры с вопросами. Предлагает обучающимся вместе составить целое из этих частей-фигур (см. Приложение 1). Предлагает обучающимся определить тему урока и понять, почему на уроке присутствует учитель истории. Учитель истории организует диалог по формулированию целей и плана урока. | Отвечают на вопросы и воссоздают при помощи учителя античную карту Земли. Формулируют тему урока; определяют, что будут говорить о географических представлениях в контексте истории Намечают цель, которой они хотят достичь и план работы по ее достижению. | Личностные: Умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Познавательные: умение решать учебные задачи. Регулятивные: умение самостоятельно выделять и формулирование цель. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Предметные: умение работать с накопленными географическими знаниями. |
Информационный блок | Учитель истории с опорой на презентацию знакомит обучающихся с цивилизацией Древней Греции (см. Приложение 2, слайды 2-4), дает ей краткую характеристику. Задает вопрос: почему в Древней Греции интенсивно развивались географические знания? Зачем простым грекам нужны были карты? Учитель географии с опорой на презентацию (Приложение 2, слайды 5-8) знакомит обучающихся с картами ученых Древней Греции Анаксимандра и Гекатея Милетского и их вкладом в развитие географии Древней Европы. Учитель истории приглашает ученика с кратким докладом (подготовленным заранее) об Александре Македонском и его учителе Аристотеле. Работает с презентацией (Приложение 2, слайды 9-11) Учитель истории представляет краткую информацию о Древнем Риме (Приложение 2, слайды 12-13) и предлагает подумать, почему римляне также, как и греки, большое внимание уделяли географическим знаниям? Какова специфика их государства? Учитель географии с опорой на презентацию (Приложение 2, слайды 14-19) знакомит обучающихся с достижениями ученых Древнего Рима в области географии. | Анализируют информацию, делают выводы о том, что особенности экономики и образ жизни в Древней Греции требовали от них наличия географических знаний и географических карт. Анализируют информацию визуально и на слух, фиксируют данные в тетрадях в таблице (Приложение 3). Анализируют информацию и фиксируют ее. Делают выводы о том, что борьба за власть в Средиземноморье и постоянные военные конфликты побуждали римлян стремиться к более точным знаниям очертаний континента и пределов своих владений. Анализируют информацию и фиксируют ее в таблицах. | Личностные: формирование интереса к познанию. Познавательные: умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации, ее анализ. Коммуникативные: умение принимать участие в коллективном обсуждении. Регулятивные: способность осуществлять свою деятельность во взаимодействии с одноклассниками. Предметные: умения, сравнивать факты, уметь показывать по картам территории древних государств Европы; находить информацию о накопленных географических знаниях в Древней Греции и Древнем Риме; сравнивать простые исторические факты. Формулировать выводы. |
Аналитический блок | Организует работу в парах по применению полученной информации: решение кроссворда (Приложение 4) по изученному материалу (при этом обучающиеся сами определяют, нужна при этом им помощь учебника и тетради или они готовы к полностью самостоятельной работе). | Выполняют задания в парах. Формулируют затруднения, осуществляя взаимоконтроль и коррекцию. Демонстрируют учителям результаты своей работы. | Личностные: формирование интереса к познанию, к достижению истины. Познавательные: формирование способности решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы. Регулятивные: Умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, взаимодействовать с одноклассниками и учителями. Коммуникативные: вести конструктивный диалог. Предметные: формирование умения находить информацию о накопленных географических знаниях; формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования. |
Рефлексия | Направляют русло работы на завершающий этап Предлагает на выбор домашнее задание: составление заданий по теме (география) или написание исторической задачи по теме с ошибкой (история). | Осуществляют оценку того, что было намечено, и чего удалось достичь. Определяются с домашним заданием. | Личностные: оценивание собственной роли в учебном процессе. Познавательные: Способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы Регулятивные: способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения географии и истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми Коммуникативные: формирование готовности формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог. Предметные: формирование умения находить информацию о накопленных географических знаниях; сравнивать простые однородные исторические факты; формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования |