Сценарий интегрированного урока информатики и биологии
в 8 классе: практическая работа в электронных таблицах «Правильное питание человека»
Цели –результаты работы:
Закрепить знания, умения и навыки решения задач с использованием электронных таблиц;
Показать возможность применения электронных таблиц в биологии;
Раскрыть необходимость рационального режима питания, питания, сбалансированного по составу белков, жиров и углеводов.
Подготовительный этап
Известно, что в теле взрослого человека, массой около 70 кг, содержится примерно 40 кг воды, 15 кг белка, 7 кг жира, 3 кг минеральных солей и 0,7 кг углеводов. В организме человека постоянно происходят процессы обмена, одни вещества сгорают, окисляются, выводятся, и взамен них должны поступать новые. В процессе непрерывного обновления человеческого организма важную роль играет потребляемая пища.
Белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины – вот те основные вещества, которые необходимы для жизни. Современные представления о качественных и количественных потребностях человека в пищевых веществах получили отражение в концепции сбалансированного питания. Согласно этой концепции, для осуществления нормальной жизнедеятельности организм человека нуждается не в конкретных продуктах питания, а в необходимом количестве энергии и определенных комплексах питательных веществ, входящих в эти продукты.
Составить меню на день (завтрак, обед и ужин) из 10 наименований, используя выданный список продуктов (таблица 1). Масса порции каждого приведенного продукта равна 100 г.
Содержание питательных веществ в различных продуктах и блюдах, г
Таблица 1
Продукты | Белки | Жиры | Углеводы | Продукты | Белки | Жиры | Углеводы |
Гороховый суп | 7 | 6 | 35 | Печенье | 7 | 12 | 23 |
Суп с фрикадельками | 16 | 23 | 0 | Шоколад | 8 | 35 | 100 |
Рассольник | 6 | 11 | 27 | Сметана | 3 | 5 | 25 |
Солянка | 23 | 30 | 15 | Сыр | 25 | 27 | 0 |
Борщ | 10 | 12 | 35 | Огурцы свежие | 0,8 | 0 | 1,8 |
Щи | 5 | 11 | 14 | Помидоры | 0,8 | 0 | 3,1 |
Тушеное мясо с картофелем | 18 | 12 | 35 | Яблоки | 0,4 | 0 | 9,3 |
Котлеты | 7 | 12 | 45 | Апельсины | 0,6 | 0 | 6,1 |
Яичница с колбасой | 15 | 30 | 1 | Сосиски | 11 | 25 | 0 |
Гуляш | 15 | 10 | 6 | Колбаса копченая | 15 | 23 | 0 |
Шашлык | 20 | 17 | 0 | Колбаса докторская | 14 | 23 | 0 |
Пельмени | 20 | 12 | 40 | Курица | 18 | 13 | 1 |
Голубцы | 30 | 30 | 25 | Язык | 13 | 10 | 0 |
Рыба | 17 | 11 | 4 | Говядина | 20 | 10 | 0 |
Овощные блюда | 17 | 11 | 40 | Свинина | 13 | 40 | 0 |
Блинчики с мясом | 23 | 15 | 40 | Хлеб | 7 | 1 | 45 |
Овсяная, манная каша | 15 | 25 | 60 | Стакан молока | 3 | 6 | 10 |
Рисовая, гречневая каша | 6 | 14 | 45 | Стакан кефира | 3 | 10 | 6 |
Кофе с молоком | 5 | 0 | 30 | Бутерброд | 5 | 7 | 15 |
Таблица 2
Член семьи | Возраст | Вес |
Мама | 37 | 70 |
Папа | 40 | 80 |
Брат | 6 | 20 |
… | | |
Таблица №1 «Содержание питательных веществ в различных продуктах и блюдах, г», заготовка в электронных таблицах «Меню» (таблица №3).
Порядок проведения практической работы:
Задачей урока является расчет суточного рациона питания с учетом норм.
Технологическая карта выполнения практической работы (в презентации):
Подсчитать количество белков, жиров, углеводов и энергетическую ценность суточного рациона по меню, составленному дома:
Таблица 3
| А | В | С | D | E | F | G | H | I |
1 | Продукты | Масса | Белки в 100 г | Жиры в 100 г | Углеводы в 100 г | Белки | Жиры | Углеводы | Энергетическая ценность |
2 | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | |
... | | | | | | | | | |
Обучающиеся заполняют столбцы А и В (продукты и масса) таблицы №3 с учетом составленного дома меню, данные по столбцам C, D, E берут из таблицы №1.
| А | В | С | D | E | F | G | H | I |
1 | Продукты | Масса | Белки в 100 г | Жиры в 100 г | Углеводы в 100 г | Белки | Жиры | Углеводы | Энерг. ценность |
2 | Сосиски | 200 | 11 | 25 | 0 | =C2*B2/100 | =D2*B2/100 | =E2*B2/100 | |
3 | Хлеб | 50 | 7 | 1 | 45 | | | =E3*B2/100 | |
| … | | | | | | | | |
9 | Апельсин | 150 | 0,6 | 0 | 6,1 | =C9*B9/100 | =D9*B9/100 | =E9*B2/100 | |
10 | | | | | | | | | |
11 | Итого | | | | | =СУММ(F2:F9) | =СУММ(G2:G9) | =СУММ(H2:H9) | |
В этой и последующих таблицах в столбцах F, G, H, I приводятся формулы, которые обсуждаются с обучающимися по ходу работы.
Число продуктов в суточном рационе считать равным 10.
Количество белков, жиров, углеводов обучающиеся вычисляют в столбцах F, G, H по соответствующим формулам.
Для подсчета суточного потребления белков, жиров, углеводов в строке «Итого» находят суммы значений по столбцам F, G, H.
Специальные исследования показали, что при распаде 1г белков или углеводов освобождается около 17,2 кДж. Энергетическая ценность 1г жиров составляет 39,1 кДж. Таким образом, можно подсчитать энергетическую ценность составленного меню: в столбце I подсчитаем энергетическую ценность каждого из продуктов, а на пересечении строки «Итого» со столбцом I - энергетическую ценность всего суточного рациона (таблица №4).
Результаты вычислений (всего белков, жиров, углеводов, энергетическая ценность) сохраняют на диске и записывают в тетрадь.
Таблица 4
| А | В | С | D | E | F | G | H | I |
1 | Продукты | Масса | Белки в 100 г | Жиры в 100 г | Углеводы в 100 г | Белки | Жиры | Углеводы | Энерг. ценность |
2 | Сосиски | 200 | 11 | 25 | 0 | =C2*B2/100 | =D2*B2/100 | =E2*B2/100 | =17,2* (F2+H2)+ 39,1*G2 |
3 | Хлеб | 50 | 7 | 1 | 45 | =C3*B3/100 | =D3*B3/100 | =E3*B2/100 | =17,2* (F3+H3)+ 39,1*G3 |
| … | | | | | | | | |
9 | Апельсин | 150 | 0,6 | 0 | 6,1 | =C9*B9/100 | =D9*B9/100 | =E9*B2/100 | =17,2* (F9+H9)+ 39,1*G9 |
10 | | | | | | | | | |
11 | Итого | | | | | =СУММ(F2:F9) | =СУММ(G2:G9) | =СУММ(H2:H9) | =СУММ (I2:I9) |
Определение норм питания, подсчет суточной потребности в белках, жирах и углеводах.
Важнейшим компонентом питания являются белки. Несмотря на то, что белки составляют ¼ часть человеческого тела и около 2/3 его плотного остатка, организм обладает лишь незначительными белковыми резервами. Единственным источником образования белков в организме являются аминокислоты белков пищи. Вот почему белки незаменимы в питании человека.
Потребность растущего организма в белке зависит от возраста. В возрасте от 3 до 16 лет ребенок должен получать не менее 2,5 г белка на 1 кг веса. А взрослый человек нуждается в получении с пищей в среднем 1-1,2 г белка на 1 кг веса (если его работа не связана с тяжелым физическим трудом).
Установлено, что в суточном рационе в среднем белки должны составлять 14%, жиры – 18%, остальное – углеводы (68%).
Подсчитать суточную потребность вашего организма в белках, жирах, углеводах и энергии (каждый обучающийся просчитывает эти данные с учетом своего веса):
Добавить в таблицу №4 строки с номерами 12, 13, 14, 15 для расчета своих потребностей и заполнить ячейки столбцов F, G, H соответствующими формулами. Результаты вычислений сохраняют на диске и записывают в тетрадь.
| А | В | С | D | E | F | G | H | I |
1 | Продукты | Масса | Белки в 100 г | Жиры в 100 г | Углеводы в 100 г | Белки | Жиры | Углеводы | Энерг. ценность |
2 | Сосиски | 200 | 11 | 25 | 0 | =C2*B2/100 | =D2*B2/100 | =E2*B2/100 | =17,2* (F2+H2)+ 39,1*G2 |
3 | Хлеб | 50 | 7 | 1 | 45 | =C3*B3/100 | =D3*B3/100 | =E3*B2/100 | =17,2* (F3+H3)+ 39,1*G3 |
| … | | | | | | | | |
9 | Апельсин | 150 | 0,6 | 0 | 6,1 | =C9*B9/100 | =D9*B9/100 | =E9*B2/100 | =17,2* (F9+H9)+ 39,1*G9 |
10 | | | | | | | | | |
11 | Итого | | | | | =СУММ(F2:F9) | =СУММ(G2:G9) | =СУММ(H2:H9) | =СУММ (I2:I9) |
12 | | | | | | | | | |
13 | Потребности |
14 | Фамилия | Вес | | | | Белки | Жиры | Углеводы | Энергия |
15 | Антонов | 40 | | | | =2,5*B15 | =F15*18/14 | =F15*68/14 | =17,2*(F15+ H15)+39,1* G15 |
Обучающимся предлагается сравнить потребности организма со своим рационом, т.е. проанализировать данные строк 11 и 15 и выяснить для себя, что при выбранном рационе питания они или не дополучает питательные вещества или, получают их в избытке.
Дополнительное задание:
Обучающимся предлагается изменить свой суточный рацион так, чтобы он примерно соответствовал их потребностям (изменить данные в столбцах А и В).
Просчитать потребности в белках, жирах, углеводах и энергии для каждого члена вашей семьи, сравнить с суточным рационом.
Подведение итогов практической работы (демонстрация презентации)
Человек должен получать столько энергии, сколько затрачивает ее в течение дня, т. е. в организме должно соблюдаться энергетическое равновесие. Если человек получает недостаточно энергии по сравнению с затратами, он худеет. В тех случаях, когда приток энергии с пищей превышает энергетические затраты организма, неизбежно отложение жира. Как же избежать ожирения? Как определить энергетические потребности любого из нас и как построить рацион питания, соответствующий потребностям?
Потребность человека в энергии зависит, прежде всего, от индивидуальных особенностей организма (пола, возраста, роста, веса, уровня обменных процессов), от физической нагрузки, от занятий спортом. Должны быть приняты во внимание климатические условия. Все эти факторы влияют на количество энергии, расходуемой организмом.
Считают, что уровень основного обмена у здорового человека среднего возраста соответствует расходу 4,2 кДж в час на каждый килограмм веса тела. У детей при расчете на килограмм веса тела уровень основного обмена гораздо выше.
Файлы с выполненным заданием в конце урока ученики отправляют учителю одним из способов: по e-mail, по локальной сети, по внутренней почте СГ.
Оценки за урок выставляются после рассмотрения всех файлов учителем.
6