СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок «Иностранный язык + Музыка» как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

По данной теме выступала на РМО 23 августа 2021 года.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок «Иностранный язык + Музыка» как средство активизации познавательной деятельности учащихся»

Интегрированный урок «Иностранный язык + Музыка» как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Сегодня мы рассмотрим возможность интеграции предметов «Музыка» и «Иностранный язык».

Цель интегрированных уроков – создание условий для успешного формирования речевой, языковой, музыкальной и учебно-познавательной компетенций через повышение мотивации, развитие интеллекта и творческих способностей учащихся.

Иностранный язык является одним из сложных предметов школьного курса.

Главная трудность – большое количество лексических единиц, которые должен запомнить ребенок. Преодолеть подобные негативные явления помогает музыка. Выполняя развлекательную, коммуникативную, познавательную функции, музыкальная деятельность позволяет учащимся почувствовать себя комфортно, активизирует непроизвольное запоминание и развивает творческие способности.

Я имею замечательную возможность совмещать иностранный язык с музыкой и, наоборот, музыку с иностранным языком, т.к. сама преподаю данные предметы.

Отличительная особенность интегрированных уроков – их классическая этапность, с использованием разнообразных приемов. Кратко рассмотрим несколько из них.

«Музыкальное приветствие» используется на организационном этапе. Предлагаю разные варианты простых рифмованных приветствий на иностранном языке с несложной мелодией. Цель этой песенки – положительный настрой на урок и «пробуждение» голоса. Кроме того, эти небольшие фразы быстро запоминаются, расширяя словарный запас учащихся; постепенно оттачивается произношение.

Данный прием можно использовать на уроках иностранного языка и музыки. Мои детки уже привыкли к тому, что урок музыки я могу начать на иностранном языке.

После приветствия на иностранном языке. Мы можем спеть песенку

Пример песни «Guten Tag, hallo wie gehts» (включить)

«Работа над песней». Этот прием может использоваться на разных этапах интегрированного урока: актуализации знаний, введение новых лексических единиц и первичного их усвоения, повторения, контроля усвоения. Методика разучивания песен на иностранном языке схожа с методикой разучивания песен на уроке музыки: сначала – слушание песни в записи или в исполнении учителя, потом – проговаривание текста (отдельных фраз), далее – разучивание мелодии с текстом первого куплета в медленном темпе, с остановкой на сложных местах (которые мы обычно подчеркиваем на листе с текстом), и потом разучивание остальных куплетов.

На уроках музыки мы слушаем и поем песни на иностранных языках, когда изучаем такие разделы как «Музыка в современном мире», «Музыка народов России, Мира».

Например, в старших классах мы пели песню Вольфсхайма «Kein Zuruck» https://yandex.ru/video/preview/?text=вольфсхайм%20кайн%20цурюк&path=wizard&parent-reqid=1629634529459788-17800573815996274608-vla1-4657-vla-l7-balancer-prod-8080-BAL-3993&wiz_type=vital&filmId=10717537652694573766

песню немецкой группы Faun «Diese kalte Nacht» https://yandex.ru/video/preview/?textDiese%20kalte%20Nacht»%20песня&path=wizard&parent-reqid=1629638743439207-6121522710171229135-vla1-4317-vla-l7-balancer-prod-8080-BAL-3274&wiz_type=vital&filmId=7632692387182404143

песню Эльзы на немецком языке https://www.youtube.com/watch?v=oozATv7xEPA

Она также есть на 25 иностранных языках. https://yandex.ru/video/preview/?text=песня%20эльзы%20на%20разных%20языках&path=wizard&parent-reqid=1629728115106102-12881827526917937293-vla1-1487-vla-l7-balancer-prod-8080-BAL-8150&wiz_type=vital&filmId=16174716041067153812

Также на уроках музыки мы поем, готовясь к конкурсам иностранной песни.

В конце урока музыки, после изучения теории, я специально оставляю время для работы с песней. Конечно, мы сначала выбираем ту, которая понравится, переводим, работаем с текстом. Поет весь класс, даже те, кто не участвует в конкурсе. Для них это стимул к изучению иностранного языка.

Отбирая песенный материал в образовательных целях, необходимо учитывать особенности музыкального восприятия учащихся и придерживаться определенных критериев, т.к. далеко не всякий музыкальный материал может быть использован на уроках. 

Песенный жанр как один из важных жанров музыкального творчества, благодаря наличию вербального текста способен точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка. Песня в качестве страноведческого материала оказывает воздействие на эмоции человека и его образно-художественную память.

На уроках иностранного языка песни чаще всего используются:

  • для фонетической зарядки в начале урока;

  • для изучения, закрепления лексического и грамматического материала;

  • как стимул для развития речевых навыков, умений и креативности;

  • для физминутки, когда дети устали, и нужна разрядка для снятия напряжения и восстановления работоспособности.

ПРИМЕРЫ НЕМЕЦКИХ ПЕСЕН

- для изучения лексики: https://yandex.ru/video/preview/?text=песня%20дни%20недели%20на%20немецком%20для%20детей&path=wizard&parent-reqid=1629728459624515-2335670556233574809-sas2-0825-sas-l7-balancer-8080-BAL-7398&wiz_type=vital&filmId=11856397655461540708

- для изучения грамматики: https://yandex.ru/video/preview/?text=песня%20wer%20ist%20das&path=wizard&parent-reqid=1629728606195594-2921220441068590332-sas3-0677-e01-sas-l7-balancer-8080-BAL-6282&wiz_type=vital&filmId=2322105700240898425

- для физминутки: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=12282712834706299346&from=tabbar&p=1&parent-reqid=1629729293665050-8648330607132195317-vla1-2336-vla-l7-balancer-prod-8080-BAL-6674&text=песня+арам+зам+зам+на+немецком

Методические преимущества песен в обучении иностранным языкам как один из видов речевого общения является средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включает новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизировать именно на собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у школьников чувства языка, знанию его стилистических особенностей.

Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива. Благодаря музыке на уроках создается благоприятный психологических климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка.

Таким образом, с точки зрения методики, песня на иностранном языке может рассматриваться, с одной стороны, как образец звучащей иноязычной речи, отражающий особенности жизни, культуры и быта народа страны изучаемого языка, с другой стороны, будучи носителем культурологической информации, песня может формировать и духовную культуру учащегося, соединять в единое целое его разум и душу.

В заключение хотелось бы призвать педагогов отбросить все сомнения, пробовать, творить, интегрировать. Самым главным признанием вашего творчества будут горящие глаза детей, их бескрайняя радость от тех маленьких открытий, которые они совершат на ваших интегрированных уроках.