2этап: Деконструкция Основной этап. Открытие нового знания. | Учитель: Посмотрите ребята, где это мы с вами оказались? ( слайд. Иллюстрация деревни). Совершенно верно. Посмотрите внимательно, как выглядела русская деревня 17 века? Молодцы! А теперь давайте подойдем поближе и рассмотрим, как выглядит крестьянская изба. Мы приглашаем наших помощников-экскурсоводов. 1.Выступление экскурсовода: Как выглядела русская изба? В очерке тамбовского автора В.Д.Орловой «Быт жителей Тамбова в XVII- начале XX века» дано подробное описание жилых помещений крестьянских семей, посуды, женской и мужской одежды и обуви, пищи и, сделан вывод о том, что при господстве феодально-крепостнической системы условия жизни и быта тамбовских крестьян существенно не менялись. Из этнографических описаний быта крестьян Тамбовской губернии мы знаем о традиционном укладе и образе жизни членов сельской общины . Для жилых построек селений Тамбовской губернии в целом был характерен южнорусский тип архитектуры. Избы состояли из большого жилого помещения и пристроенных к нему сеней. Такая планировка была стандартной и чрезвычайно распространенной по всей губернии. Каждый угол избы имел свое название и назначение. В «переднем»углу, где находилась божница с иконами, семья обедала, отмечала праздники. Угол этот находился слева от входной двери Левый, противоположный, угол назывался задним. Здесь были полати, здесь семья спала. Правый, дальний, угол был печным. Тут стояла печь и загнет. И, наконец, правый от входной двери угол назывался«судным», здесь располагалась кухня. Это была половина хозяйки. Крестьяне жили в рубленых деревянных, обычно крытых соломой избах, топившихся по-черному. Этот способ отопления требовал меньше дров. Не следует думать, что жилое помещение было абсолютно задымлено. Дым уходил через волоковые окна. Так как они не были связаны с очагом, то с дымом не уходило тепло. Верхний слой русской печки в XVII веке мог быть округлым, лежать на такой печке могла разве что кошка. Более привычный в последующие века вариант горизонтального верха печи встречался реже. Хозяева дома могли спать в тепле на полатях - подвесном дощатом помосте, расположенном близко от печи и довольно низко от пола- ниже уровня дыма, скапливавшегося в помещении. Подвесной потолок отсутствовал. Были видны конек и стропила крыши. В абсолютном большинстве домов были земляные полы. Перед праздником их выравнивали и мазали жидкой глиной, чтобы было меньше пыли ,застилали ватолкой. У богатых хозяев пол из расколотых пополам бревен мог занимать лишь чистую часть жилья, не доходя до предпечья и порога. Традиционной мебелью для XVII века были столы, скамьи и лавки. Лавка скорее напоминала вагонную полку. Она крепилась к стене , под нее ставились короба и укладки с вещами. Спать на ней было вполне удобно, вниз подстилали ватолу. Скамья имела ножки, а иногда спинку. Её можно было ставить в любое место. Днем скамьи, лавки накрывались ткаными накидками. Большинство крестьян в то время вряд ли имели постельные принадлежности. На лавку клали набитый соломой тюфяк, под голову клали свернутую одежду, одеждой же накрывались. Персональное место для сна - люльку - имел только самый младший в семье. В темное время дом освещала лучина и гораздо реже свеча. Сундук считался принадлежностью богатого дома. У бедных все необходимое хранилось в плетеных коробах . В зимнее время в избе вместе с людьми ютились домашние животные, птица. Лишь у самых зажиточных крестьян в избе была светелка, вместо скамей -деревянный диван и стулья. В каждой крестьянской избе непременно имелась самодельная прялка, реже ткацкий станок. Учитель: Спасибо. Итак ,с чем из внутреннего убранства избы вы уже знакомы, о чем вы узнали или услышали впервые? Выступление экскурсовода: Пища, Кухонная утварь. Сельская пища не отличалась большим разнообразием. Известная поговорка «Щи да каша-пища наша» верно отражала содержание традиционной еды жителей деревни. из круп, употребляемых в пищу в Тамбовской губернии, наиболее распространено было просо. Из него варили кашу «сливуху» или кулеш, когда в кашу добавляли свиное сало. Постные щи заправляли растительным маслом, а скоромные щи забеливали молоком или сметаной. Основными овощами, употребляемыми в пищу, являлись капуста и картофель. Морковь, свеклу и другие корнеплоды до революции в селе выращивали мало. Огурцы появились на огородах тамбовских крестьян лишь в советское время. Повседневным напитком у крестьян была вода, в летнюю пору готовили квас. Крестьянин кормился от трудов своих. Народная пословица гласит:«Что потопаешь, то и полопаешь». Состав крестьянской пищи определялся натуральным характером его хозяйства, покупные явства были редкостью. Еда отличалась простотой, еще её называли грубой, так как требовала минимум времени на приготовление. Огромный объем работы по хозяйству не оставлял стряпухе времени на готовку разносолов, и обыденная пища не отличалась разнообразием. Только в праздничные дни, когда у хозяйки было достаточно времени, на столе появлялись иные блюда. Вообще, сельские женщины были консервативны в компонентах и приемах приготовления пищи. Отсутствие кулинарных экспериментов тоже являлось одной из черт бытовой традиции. Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, Утварь – это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи её на стол; различные ёмкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня, хранения и употребления табака и для косметических принадлежностей. Основной емкостью для готовки был горшок, устойчиво стоящий в печке. Хозяйка ставила и доставала тяжелые горшки с помощью ухвата, положенного на каток. Из-за того, что было нелегко физически, девочек довольно поздно учили стряпать. Так же имелись "блюдо" глиняное, два-три глиняных кувшина, белушка, ендова, крынки, жбан (скринка), калган, несколько деревянных ложек, которые хранились в пенчкере, чгун для щей, одно-два ведра, корыто, кадушка для капусты, чапельник, лабзень, поставец(цаплажка) и др. Даже такие необходимые предметы, как безмен и аршин, встречались далеко не у всякого. Посуда и кухонная утварь ставилась на грядке около стены напротив печи. Хозяйственный полевой инвентарь был так же не сложен. Он состоял из сохи, серпа, косы, а в богатых дворах еще и молотилки. Продукты, инстру менты носили в кисе. Учитель: Ребята, а как вы думаете, какие еще угощения могли появляться на столе у наших предков? Экскурсовод: Народный костюм. Народную одежду отличала традиционность, т.е. выверенная веками целесообразность. Её чертой было сохранение устойчивых традиций. Мужская летняя одежда состояла из холщевой рубахи и портов (Приложение 9). Рубаха имела спереди косой разрез, под мышками вшивались ластовицы – квадраты ткани. Подол, рукава и ворот вышивались. Отдельно пристегивался воротник, называвшийся ожерельем или сорочкой. Штаны, или порты завязывались тесемкой и часто были принадлежностью взрослого, женатого мужчины. Парни иногда до самой женитьбы щеголяли в одних рубахах. Верхняя одежда была более разнообразна: свиты, зипуны, кафтаны из грубой шерстяной материи или сукна, шубы. При этом кафтаны считались форменной одеждой для стрельцов и некоторых других родов войск. Летним мужским убором служила войлочная шляпа («валенка»), зимним-суконная или меховая шапка (Приложение 10). Женская нательная одежда состояла из длинной до пят рубахи с обязательным поясом. Появиться без пояса в доме и тем более на улице считалось неприличным. Верхняя одежда включала сарафаны, поневы (Приложение 20). Сарафаны в основном носили девушки (Приложение 2). Поневы –вид юбки из шерстяной ткани в крупную клетку темно-синего или черного цвета.Зимой женщины надевали телогреи, зипуны, кафтаны - коротаи, тулупы. Телогреи были холодные и теплые. Для крестьянок телогрея была парадной одеждой. В холода руки прятали в длинные рукава. Головной убор отличал замужнюю женщину от девушки. Девушка могла ходить простоволосой, надевая на голову повязки, перевязки, обручи-венцы. А мужняя женщина дома и на улице должна была обязательно закрывать голову. Дома надевался волосник, на улице- специальное головное полотенце-убрус. Носились кички, платки (Приложения 2,,11,12). На ноги женщины надевали лапти, а зимой сапоги или валенки. Мужская и женская одежда украшалась вышивкой или разноцветными узорами. Здесь тесно переплелись русские и мордовские традиции, создавая своеобразный южнорусский орнамент (Приложение 13). Он отличался геометрическими узорами в виде ромбов или квадратов. Преобладали красно-белые цвета. Широко распространенной тканью оставалась пестрядь. Ее ткали из льняных, хлопчатобумажных и шерстяных ниток разных цветов, радующих глаз пестротой. Из пестряди шили сарафаны, мужские и женские рубахи, юбки (Приложение14) Весь строй деревенской жизни, неизменность занятий и традиций долгое время сохраняли определенный набор одежды. Повседневная одежда снашивалась до дыр, а праздничная хранилась долгое время, передавалась из поколения в поколение, была предметом особых забот и надевалась редко(Приложение 15,16,17). Учитель: Спасибо нашим помощникам. А теперь давайте отдохнем. Физкультминутка. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек И – направо! И еще Через левое плечо! | Погружение учащихся в среду урока. Визуализация материала. При помощи иллюстрации материала на презентации Физическая активность учащихся (физ. минутка) | Ответ детей: в деревне. Невысокие деревянные избы, выстроенные из бревен, некоторые покосились от старости. Одна или две улицы, вдалеке ходит корова. Девочка набирает воду из колодца. Улиц не мощеные, старенький мостик через речку, мальчик ловит рыбу. (смотрят видеосюжет) 1.Она выстроена из брусьев, есть окна, ставни, на них красивый, резной узор. Она довольно большая. Причелины с резной кистью украшали крышу избы. Стёкла были только у знатных людей. Скамья, сундуки, прялка, стол, и т.д. Что такое красный угол, традиции связанные с этим местом. Полати и т.д. 2.Отвечают: хлеб, овощи (картофель вареный, капуста), рыба, квас, молоко, блины, мед, и т.д. Ответы, предположения. Участие в физ. минутке |