Тема интегрированного урока литературы + изобразительного искусства + истории: «Искусство древнего Египта»
Класс: 5.
Тема: Древний Египет.
Тема урока: Искусство древнего Египта.
Цель: ознакомление учащихся с искусством древнего Египта
- Познакомить учащихся с особенностями древнеегипетского искусства.
- Воспитывать эстетический вкус учащихся, понимание связи искусства с жизненными ценностями древнеегипетского общества,
- Уважительное отношение к памятникам истории и искусства, понимания связи прошлого и настоящего, развития современного мира.
- Развивать логическое мышление учащихся, умения выполнять проблемные задания, определять художественные достоинства произведений искусства, составление словаря урока, навыков смыслового чтения
Тип урока: изучения нового материала с интеграцией литературы, истории и ИЗО.
Методы: рассказ учителя, сообщения учащихся, выполнение проблемных заданий, групповых и индивидуальных заданий, самостоятельные работы учащихся: составление словаря, заполнение таблицы, работа с учебными пособиями.
Оборудование урока:
- Карта "Древний Египет"
- Иллюстрации альбома " Культура древнего мира"
- План древнеегипетского храма.
- Словарь урока.
- Презентация «Искусство древнего Египта»
Оформление доски:
Тема урока.
Задания: заполнить таблицу "Искусство древнего Египта"
Вид искусства
|
Произведение искусства
|
живопись
|
|
скульптура
|
|
архитектура
|
|
Ответить на вопросы:
- Какие виды искусства получили развитие в древнем Египте? Что повлияло на их развитие?
- Какие произведения древнеегипетского искусства вам запомнились? Какое впечатление они на вас произвели?
- Каким правилам (канонам) следовали египетские мастера?
- Какое произведение искусства Древнего Египта вы взяли бы в наше время? Почему?
Заполнить словарь урока, написать соответствующее определению понятие.
Опережающие задания:
- Подготовить сообщения по темам: "Пирамиды в Гизе", "Гробница Тутанхамона", "Большой сфинкс".
- Нарисовать рисунок по теме "Древний Египет" (предварительное задание).
ХОД УРОКА.
(Миф о создании мира)
Мотивационная беседа: Когда мы говорим о прошлом, о древности, перед нашими глазами возникают величественные памятники давно ушедших цивилизаций. Тем не менее, мы помним о них. Предположите, о чем мы будем сегодня говорить? Какова цель нашего разговора?
Учитель помогает сформулировать тему и определить цель урока. Запись в тетрадь.
(Запись темы)
Сегодня мы познакомимся с новыми словами, …..
Учитель истории: Древнеегипетское искусство отличается волнующей таинственностью. На берегах, сотворившего египетскую цивилизацию Нила, находятся памятники искусства, восхищающие современного человека. Кажется, непостижимым, что более 5 тысяч лет назад, люди владели секретами мастерства, позволившими создать грандиозные и величественные сооружения.
Все древнеегипетское искусство тесно связано с верованиями египтян. Жизнь после смерти существует, дух обязательно вернется в тело и обретет новую жизнь. Чтобы обеспечить умершему новую, уже вечную жизнь, нужно было сохранить его тело и снабдить в могиле всем необходимым, чтобы вечный дух мог вернуться в тело. Человек наделен несколькими душами. Одна из душ после смерти обитала в его статуе, изготовленной из камня с соблюдением портретного сходства. Статуя помещалась в гробницу. Жизнь в загробном мире была продолжением земного бытия. Творчество приобретало в представлении людей магическую силу. Изображения на стенах гробниц давали возможность пользоваться всеми благами, которые окружали человека при жизни. (экскурсия в виртуальный музей –Эрмитаж)
Учитель ИЗО: Огромную роль в Египте играла скульптура. Это вид искусства, объемное изображение человека или животного.
2 слайд Для древнеегипетской скульптуры были характерны: спокойствие, величественные, застывшие позы, однообразные жесты, бесстрастные лица – ничто не должно мешать узнать свое тело, свою статую. Статуи высекались по заранее прочерченной разметке, из прямоугольного блока камня, а затем тщательно прорабатывались детали. Скульптор соблюдал особые правила-каноны. Вот как восседает вельможа: его ноги сомкнуты, одна рука прижата к груди, другая - к коленям. Это не естественная поза живого человека.
3 слайд Фараоны, жрецы, вельможи изображены так, словно они заколдованы: вперед устремлены их взгляды, в одинаковой позе застыли тела.
4 слайд Учитель истории: Взгляните на статую писца Каи (середина 3 тыс. до н.э.). Он сидит с поджатыми ногами, на коленях у него развернутый свиток папируса. Внешне сдержанный, но внутренне напряженный, он, словно ловит каждое слово своего господина. Знамениты парные статуи царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (первая половина 3 тыс. до н.э.). Они восседают на кубических тронах. Тела окрашены согласно традиции: у Рахотепа в красновато-коричневый цвет, у Нофрет - в светло-желтый. Нофрет в белой облегающей одежде, коротком черном парике и цветном ожерелье. Ее круглое лицо, глаза, инкрустированные голубоватым кварцем, кажутся удивительно живыми.
Иными были изображения живых богов-фараонов.
5 слайд Их величие подчеркивалось огромными статуями, высеченными из скал. Спокойны, огромны, невозмутимы владыки всего живого - египетские фараоны. Самым загадочным изображением фараона был большой сфинкс -"отец ужаса".
Учитель ИЗО: Для египтян важно было не только создать достоверные, точно передающие облик человека скульптуры, но и окружить умерших всем, что может понадобиться им после смерти. Поэтому в древнем Египте получил развитие еще один вид искусства - живопись.
6 слайд В гробницах находилось множество предметов, связанных с загробной жизнью умершего. Древние статуэтки составляли целые группы - слуг, пахарей, прачек, пастухов, воинов, лодочников. Там же найдена разнообразная мебель, изысканные ювелирные украшения, сосуды для вина, масла, благовоний. Керамика насыщенных, ярких и глубоких тонов: бирюзовых, синих, зеленых.
7 слайд Учитель истории: В Египте получила развитие архитектура- искусство строить и украшать здания. Египтяне первыми в мире научились возводить красивые каменные постройки. Архитектура играла главную роль в искусстве Египта. Здесь зародились классические архитектурные формы: пирамида, обелиск, пилон, колонна. Самые знаменитые постройки египтян-пирамиды.
"Все на свете боится времени, лишь время боится пирамид", - сказал арабский историк.
Пирамиды строились десятилетиями.
8 слайд Это гробницы фараонов; гроб с телом царя – нетленной мумией, устанавливали в потайном помещении внутри пирамиды, входы в погребальную камеру и в саму пирамиду закладывали камнями. Фараон начинал строить для себя пирамиду с первых дней своего правления, но не каждый успевал закончить. Нельзя было жалеть золота, серебра, драгоценных камней, черного и эбенового дерева, слоновой кости для того, чтобы сделать будущий дом красивым и приятным.
( Текст описания)
Учитель ИЗО: Практическое задание сегодняшнего урока посвящено изучаемой теме, мы создадим коллаж "Древний Египет". Вам необходимо вырезать принесенные рисунки и, пользуясь плакатом, наклеить их вдоль изображенного Нила, который дал жизнь Египту и пустынями, не позволявшим расширить его границы.
Подведение итогов урока, рефлексия. Выставление оценок.
Литература:
- Михайловский Ф.А. " История древнего мира", учебное пособие для 5 класса.
- Михайловский Ф.А. "История древнего мира" книга для учителя.
- Вигасин, Годер, Свеницкая «История древнего мира», учебное пособие для 5кл.
- Годер Г.И. «Методическое пособие по истории древнего мира». М., "Просвещение", 1988г.
- Уколова В.И., Маринович Л.П. "История древнего мира", учебное пособие для 5 класса.
- "История искусств от древности до средневековья" М., "Русская энциклопедия", 1996г.
- Любимов Лев "Искусство древнего мира". Книга для чтения. М., "Просвещение", 1971г.
- М.Ю. Брандт Тесты по истории древнего мира, «Дрофа», М., 2000г.