СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок истории-искусства-литературы Искусство Древнего Египта

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема интегрированного урока литературы + изобразительного искусства + истории:  «Искусство древнего Египта»

Класс: 5.

Тема: Древний Египет.

Тема урока: Искусство древнего Египта.

Цель: ознакомление учащихся с искусством древнего Египта

  1. Познакомить учащихся с особенностями древнеегипетского искусства.
  2. Воспитывать эстетический вкус учащихся, понимание связи искусства с жизненными ценностями древнеегипетского общества,
  3. Уважительное отношение к памятникам истории и искусства, понимания связи прошлого и настоящего, развития современного мира.
  4. Развивать логическое мышление учащихся, умения выполнять проблемные задания, определять художественные достоинства произведений искусства, составление словаря урока, навыков смыслового чтения

Тип урока: изучения нового материала с интеграцией литературы, истории и ИЗО.

Методы: рассказ учителя, сообщения учащихся, выполнение проблемных заданий, групповых и индивидуальных заданий, самостоятельные работы учащихся: составление словаря, заполнение таблицы, работа с учебными пособиями.

Оборудование урока:

  1. Карта "Древний Египет"
  2. Иллюстрации альбома " Культура древнего мира"
  3. План древнеегипетского храма.
  4. Словарь урока.
  5. Презентация «Искусство древнего Египта»

Оформление доски:

Тема урока.

Задания: заполнить таблицу "Искусство древнего Египта"

Вид искусства

Произведение искусства

живопись

 

скульптура

 

архитектура

 

Ответить на вопросы:

  1. Какие виды искусства получили развитие в древнем Египте? Что повлияло на их развитие?
  2. Какие произведения древнеегипетского искусства вам запомнились? Какое впечатление они на вас произвели?
  3. Каким правилам (канонам) следовали египетские мастера?
  4. Какое произведение искусства Древнего Египта вы взяли бы в наше время? Почему?

Заполнить словарь урока, написать соответствующее определению понятие.

Опережающие задания:

  1. Подготовить сообщения по темам: "Пирамиды в Гизе", "Гробница Тутанхамона", "Большой сфинкс".
  2. Нарисовать рисунок по теме "Древний Египет" (предварительное задание).

ХОД УРОКА.

(Миф о создании мира)

Мотивационная беседа: Когда мы говорим о прошлом, о древности, перед нашими глазами возникают величественные памятники давно ушедших цивилизаций. Тем не менее, мы помним о них. Предположите, о чем мы будем сегодня говорить? Какова цель нашего разговора?

Учитель помогает сформулировать тему и определить цель урока. Запись в тетрадь.

(Запись темы)

Сегодня мы познакомимся с новыми словами, …..

Учитель истории: Древнеегипетское искусство отличается волнующей таинственностью. На берегах, сотворившего египетскую цивилизацию Нила, находятся памятники искусства, восхищающие современного человека. Кажется, непостижимым, что более 5 тысяч лет назад, люди владели секретами мастерства, позволившими создать грандиозные и величественные сооружения.

 

Все древнеегипетское искусство тесно связано с верованиями египтян. Жизнь после смерти существует, дух обязательно вернется в тело и обретет новую жизнь. Чтобы обеспечить умершему новую, уже вечную жизнь, нужно было сохранить его тело и снабдить в могиле всем необходимым, чтобы вечный дух мог вернуться в тело. Человек наделен несколькими душами. Одна из душ после смерти обитала в его статуе, изготовленной из камня с соблюдением портретного сходства. Статуя помещалась в гробницу. Жизнь в загробном мире была продолжением земного бытия.  Творчество приобретало в представлении людей магическую силу. Изображения на стенах гробниц давали возможность пользоваться всеми благами, которые окружали человека при жизни. (экскурсия в виртуальный музей –Эрмитаж)

 

Учитель ИЗО: Огромную роль в Египте играла скульптура. Это вид искусства, объемное изображение человека или животного.

2 слайд Для древнеегипетской скульптуры были характерны: спокойствие, величественные, застывшие позы, однообразные жесты, бесстрастные лица – ничто не должно мешать узнать свое тело, свою статую. Статуи высекались по заранее прочерченной разметке, из прямоугольного блока камня, а затем тщательно прорабатывались детали. Скульптор соблюдал особые правила-каноны. Вот как восседает вельможа: его ноги сомкнуты, одна рука прижата к груди, другая - к коленям. Это не естественная поза живого человека.

3 слайд Фараоны, жрецы, вельможи изображены так, словно они заколдованы: вперед устремлены их взгляды, в одинаковой позе застыли тела.

4 слайд Учитель истории: Взгляните на статую писца Каи (середина 3 тыс. до н.э.). Он сидит с поджатыми ногами, на коленях у него развернутый свиток папируса. Внешне сдержанный, но внутренне напряженный, он, словно ловит каждое слово своего господина. Знамениты парные статуи царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (первая половина 3 тыс. до н.э.). Они  восседают на кубических тронах. Тела окрашены согласно традиции: у Рахотепа  в красновато-коричневый цвет, у Нофрет - в светло-желтый. Нофрет в белой облегающей одежде, коротком черном парике и цветном ожерелье. Ее круглое лицо, глаза, инкрустированные голубоватым кварцем, кажутся удивительно живыми.

Иными были изображения живых богов-фараонов.

5 слайд Их величие подчеркивалось огромными статуями, высеченными из скал. Спокойны, огромны, невозмутимы владыки всего живого - египетские фараоны. Самым загадочным изображением фараона был большой сфинкс -"отец ужаса".

Учитель ИЗО: Для египтян важно было не только создать достоверные, точно передающие облик человека скульптуры, но и окружить умерших всем, что может понадобиться им после смерти. Поэтому в древнем Египте получил развитие еще один вид искусства - живопись.

6 слайд В гробницах находилось множество предметов, связанных с загробной жизнью умершего. Древние статуэтки составляли целые группы - слуг, пахарей, прачек, пастухов, воинов, лодочников. Там же найдена разнообразная мебель, изысканные ювелирные украшения, сосуды для вина, масла, благовоний. Керамика насыщенных, ярких и глубоких тонов: бирюзовых, синих, зеленых.

7 слайд Учитель истории: В Египте получила развитие архитектура- искусство строить и украшать здания. Египтяне первыми в мире научились возводить красивые каменные постройки. Архитектура играла главную роль в искусстве Египта. Здесь зародились классические архитектурные формы: пирамида, обелиск, пилон, колонна. Самые знаменитые постройки египтян-пирамиды.

   "Все на свете боится времени, лишь время боится пирамид", - сказал арабский историк.

    Пирамиды строились десятилетиями.

8 слайд  Это гробницы фараонов; гроб с телом царя – нетленной мумией, устанавливали в потайном помещении внутри пирамиды, входы в погребальную камеру и в саму пирамиду закладывали камнями. Фараон начинал строить для себя пирамиду с первых дней своего правления, но не каждый успевал закончить. Нельзя было жалеть золота, серебра, драгоценных камней, черного и эбенового дерева, слоновой кости для того, чтобы сделать будущий дом красивым и приятным.

( Текст описания)

Учитель ИЗО: Практическое задание сегодняшнего урока посвящено изучаемой теме, мы создадим коллаж "Древний Египет". Вам необходимо вырезать принесенные рисунки и, пользуясь плакатом, наклеить их вдоль изображенного Нила, который дал жизнь Египту и пустынями, не позволявшим расширить его границы.

Подведение итогов урока, рефлексия. Выставление оценок.

            Литература:

  1. Михайловский Ф.А. " История древнего мира", учебное пособие для 5 класса.
  2. Михайловский Ф.А. "История древнего мира" книга для учителя.
  3. Вигасин, Годер, Свеницкая «История древнего мира», учебное пособие для 5кл.
  4. Годер Г.И. «Методическое пособие по истории древнего мира». М., "Просвещение", 1988г.
  5. Уколова В.И., Маринович Л.П. "История древнего мира", учебное пособие для 5 класса.
  6. "История искусств от древности до средневековья" М., "Русская энциклопедия", 1996г.
  7. Любимов Лев "Искусство древнего мира". Книга для чтения. М., "Просвещение", 1971г.
  8. М.Ю. Брандт Тесты по истории древнего мира, «Дрофа», М., 2000г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!