СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок ИЗО и немецкого языка «Изобразительное искусство Эпохи Возрождения. Творчество Альбрехта Дюрера».

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок ИЗО и немецкого языка «Изобразительное искусство Эпохи Возрождения. Творчество Альбрехта Дюрера».»


Интегрированнный урок ИЗО и немецкого языка

Учитель изобразительного искусства Часовских О.В.

Учитель немецкого языка Миронова Е.М.

Тема: «Изобразительное искусство Эпохи Возрождения.

Творчество Альбрехта Дюрера».

ЦЕЛЬ:

  • Познакомить учащихся с искусством эпохи Возрождения, биографией и творчеством величайших художников

  • Развивать умения анализировать произведения ИЗО искусства, отличая особенности композиции, светотени, колорита.

  • Воспитывать интерес к искусству, развивать устную речь ребенка

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Учитель немецкого языка:

Пожалуйста, поднимите руки те, кто слышал хотя бы раз такие слова как Ренессанс, эпоха Возрождения. А знаете ли вы, чем отличается эпоха Возрождения от других эпох? Какое наследие оставили нам выдающиеся мастера той эпохи?

Найти ответы на данные вопросы поможет наш урок.

Возникновение новой культуры – культуры Возрождения было связано с расцветом итальянских городов. Большинство горожан были не только грамотными, но и хорошо образованными. В городах было открыто много школ.

Богатые горожане по – новому оценивали мир, в котором они жили. В отличие от феодалов они стремились нажить богатство не грабежом на войне и захватом земель, а торговлей, денежным делом.


Горожане высоко ценили время, зная что от него зависило накопление богатств, успех задуманных дел. Недаром на башнях ратуш, появились часы, напоминавшие что время ценность и его надо беречь. Тогда говорили: « Кто умеет использовать время, будет господином всего, что пожелает».

Богачи стремились получить как можно больше радостей в земной, а не в загробной жизни. Они соперничали друг с другом в великолепии дворцов и т.д.

Растущим городам требовалось все больше образованных людей.

ВОЗРОЖДЕНИЕ- это эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы.

Основные отличительные черты культуры Возрождения:

  • светский характер,

  • гуманистическое мировоззрение,

  • обращение к античности.

Культура Возрождения - это переход от средневековья к новому времени. Поэтому в ней так тесно переплелось старое и новое.

Временные границы этого периода в разных странах различны. В Италии Возрождением называют XIV – XVI века. Периоды развития искусства в Италии и других странах Европы не совпадают по времени, но имеют сходные особенности.

В Германии, Франции, Голландии этот процесс принято называть «северное Возрождение». Его особенность во взаимосвязи с местной готической культурой. Для искусства немецкого возрождения характерно широкое развитие графики – наиболее массового и доступного народу искусства.

Мастера Возрождения умели передавать тончайшие нюансы переживаний своих героев. Представителями данной эпохи являются такие мастера, как: Тициан, Микеланджело, Дюрер, Рафаэль и мн.др. Сегодня нам предстоит знакомство с творчеством одного из титанов Возрождения – Альбрехта Дюрера.

Проверочная работа по прошлому уроку (текст в учебнике)

Учитель изо:

А сейчас у вас будет возможность познакомиться с творчеством одного из представителей северного Возрождения Альбрехта Дюрера.

Личность Дюрера очень типична для эпохи Возрождения. Он был математиком и механиком, занимался архитектурой. До наших дней сохранились его трактаты, стихи, дневники. Дюрер был первым немецким художником, который издал свои сочинения в частности научный трактат «Четыре книги о пропорциях». Он писал : «Что такое прекрасное – этого я не знаю:? Как избыток, так и недостаток портят всякую вещь»,

Мы должны быть очень внимательны, чтобы безобразное не вплеталось постоянно само собой.»

  • Дюрер принадлежал к числу тех художников, которым выпала на долю особая судьба – одновременно чрезвычайно трудная и очень богатая возможностями для расцвета его таланта. Трудной она была потому, что годы его напряжённым и бурным с

  • периодом истории его родины; в это время в Германии происходил невиданный до тех пор в Европе взрыв социального протеста, охвативший разные слои общества. Это был протест против обветшавшего феодального уклада жизни, о жизни совпали

  • Дюрер был равно одарён как живописец, гравер и рисовальщик; но в его творчестве рисунок и гравюра занимают необычно большое, а в некоторых отношениях даже ведущее место. Наследие Дюрера-рисовальщика, насчитывающее более 900 листов, и по обширности, и по характеру, многообразию может быть сопоставлено только с наследием Леонардо да Винчи. Блестяще владевший всеми известными тогда графическими техниками от серебряного штифта и тростникового пера до итальянского карандаша, угля, акварели, Дюрер сам придавал такое большое значение рисунку, что подписывал и датировал свои листы.

  • Для Дюрера, как и для мастеров Италии, рисунок стал необходимым и важнейшим этапом работы над композицией. Одновременно для него это инструмент познания мира, его аналитического изучения – таковы прославленные акварели “Кусок дерна” и “Заяц” которые могли бы иллюстрировать научные кодексы. Ряд рисунков посвящён изучению характерного типажа – крестьян, нарядных кавалеров, нюрнбергских модниц. Рисование было частью каждодневной жизни мастера – отсюда такое множество беглых набросков, путевых зарисовок, полных трепета непосредственного творческого соприкосновения с натурой, открытости взгляда на мир, равно проступающей в пленительной естественности беглого наброска “Моя Агнес”. (слайд с акварелями Дюрера)

  • С самого начала творческого пути Дюрера важнейшее место в его живописном наследии занимает портрет. Уже в раннем портрете Освальда Креля (ок. 1499, Мюнхен, Старая пинакотека) Дюрер предстает как сложившийся портретист, блестяще передающий не только портретное сходство, но и яркий, определённый характер, внутреннюю энергию модели. Ведущее место среди ранних портретов Дюрера занимает автопортрет. Осознание самоценности себя как личности, тяга к самопознанию, водившие рукой 13-летнего мальчика (“Автопортрет”, 1484, Вена, Альбертина), получает дальнейшее развитие в трех живописных автопортретах. Если


Рисунки Дюрера

Дюрер был превосходным рисовальщиком, работая в этом жанре на протяжении всей своей жизни. Среди его рисунков - и моментальные наброски, и сложнейшие композиции, и подробные этюды к будущим картинам. Многие работы этого рода вполне можно рассматривать как самостоятельные произведения. Чаще всего художник рисовал пером и тушью, но не менее искусно владел и иными техниками - кистью и тушью, углем, мелом, серебряным карандашом.

Пожалуй, самым знаменитым рисунком Дюрера считаются "Руки молящегося", 1508.

Он выполнен кистью и тушью на синей бумаге и является этюдом к алтарному образу, заказанному художнику франкфуртским купцом Якобом Геллером.


Меланхолия

Замысел «Меланхолии» до сих пор не раскрыт, но образ могучей крылатой женщины впечатляет значительностью, психологической глубиной. Сотканный из множества смысловых оттенков, сложнейших символов и намеков, он пробуждает тревожные мысли, ассоциации, переживания. Это воплощение высшего существа, гения, наделенного интеллектом, владеющего всеми достижениями человеческой мысли того времени, стремящегося проникнуть в тайны вселенной, но одержимого сомнениями, тревогой, разочарованием и тоской, сопровождающими творческие искания. Сумрачное холодное небо, озаренное фосфорическим светом кометы и радуги, взлетающая над бухтой летучая мышь — предвестник сумерек и одиночества — усиливают трагичность образа.

Акварельная техника известна на Востоке с давних времен, но в Европе она получила широкое распространение только в XVIII веке. Дюрер, опережая время, сумел оценить возможности акварельной живописи гораздо раньше. Во время своей первой поездки в Италию разведенными в воде красками он написал несколько превосходных горных пейзажей. Именно эти произведения сегодня считают родоначальниками современной акварели. В своих работах Дюрер нередко использовал и акварель, и гуашь одновременно.

Анализ автопортретов

Выступление 1-го уч-ся (слайд № 18)

Самая ранняя из известных работ Дюрера. Этот автопортрет написан в 1484 году, когда художнику было всего 13 лет.

Первый автопортрет художник создал в тринадцатилетнем возрасте. У мальчика на этой картине пухлые губы, плавно очерченные щеки, но не по-детски пристальные глаза. Во взгляде есть некая странность: кажется, что он обращен внутрь самого себя. Ранние автопортреты художника прекрасно дополняются строками из его юношеского дневника: "Слишком ленивым должен быть разум, если он не отваживается открывать что-то новое, а постоянно движется в старой колее, подражает другим и не имеет в себе сил заглянуть мыслью вдаль".

Это отношение юного Дюрера к жизни и творчеству сохранится в нем навсегда.

Выступление 2-го уч-ся (слайд № 19)

Автопортрет (1498), Музей Прадо, Мадрид

Тщательно выписанные детали костюма показывают нам несравненное умение автора передавать мельчайшие подробности окружающего мира и заставляют вспомнить его собственные слова: "Чем точнее художник изображает жизнь, тем лучше смотрится его картина". Руки Дюрера сложены так, словно они лежат на столе. При этом они обтянуты перчатками - очевидно, для того, чтобы подчеркнуть, что это не руки простого ремесленника. Картина провозглашает социальную значимость живописца, его право на внутреннюю свободу и собственный взгляд на мир. Во времена Дюрера такой подход был новаторским.


Выступление 3-го уч-ся (слайд № 20)

Автопортрет написан в 1500 году. Мастер изобразил себя таким, каким хотел видеть, размышляя о великом призвании художника. Человек, отдавший свою жизнь служению прекрасному, должен быть прекрасен и сам. Поэтому Дюрер написал себя здесь в образе Христа. Современному зрителю это может показаться кощунством. Но немцы начала XVI века воспринимали все по-другому: для них Христос был идеалом человека, и поэтому каждый христианин обязан был стремиться уподобиться Христу. На черном поле этого автопортрета Дюрер вывел золотом две надписи: слева поставил дату и свою подпись-монограмму а справа, симметрично им, написал: "Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками". А рядом повторил год: "1500". Именно в 1500 году людьми того времени ожидался "конец света". В таком контексте эта работа Дюрера прочитывается как его завещание вечности.

(слайд № 21) Сравнение 3- х автопортретов, сделанных в разное время жизни художника.

Подведение итогов.