Конспект открытого интегрированного урока
по литературе в 5 классе
«…Всё весны дыханием согрето…»
(тема весны в литературе, музыке, живописи)
Учитель
Казакова Л.В.
Цели: создать целостное представление о ранней весне ( по стихотворению
Ф.И.Тютчева «Весенние воды»; картине И.Левитана «Март»; музыке
П.И.Чайковского «Март»); сопоставить особенности изображения
весны в этих произведениях; развивать речь учащихся, навыки
выразительного чтения; тренировать навыки анализа лирического
произведения; воспитывать любовь к искусству.
Задачи: познакомить с выдающимися произведениями искусства о весне;
выяснить особенности каждого из них; развивать кругозор учащихся,
умение видеть и понимать прекрасное.
Оборудование: доска, репродукция картины И.Левитана «Март»,
магнитофон, запись музыки П.Чайковского «Времена года»;
план анализа стихотворения; рисунки учащихся; портреты.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Объяснение нового материала
( эпиграф на доске) С природой одною он
жизнью дышал…
Е.А.Баратынский
1. Слово учителя.
Весна… Всякий человек по-своему любит это время года. Кому-то оно дорого птичьим гомоном, кому-то – шумным ледоходом. У многих весна вызывает прилив жизненных сил, неведомую радость, вселяет надежду.
Люди всегда восхищались весной. На уроках литературы мы с вами изучали пословицы и поговорки. Давайте вспомним пословицы о весне ( ответы с места).
Вешний день весь год кормит.
Весна красна цветами, а осень – пирогами.
Апрель с водою – май с травою.
- Как называют весну? ( красна – красивая)
Да, весна прекрасна. Этим временем года восхищались многие поэты и писатели, художники и музыканты, и каждый из них по-своему показывал весны в своих произведениях. Именно об этом мы и будем говорить сегодня на уроке. ( Цель )
Запись темы и эпиграфа.
-3-
2. Итак, поэзия.
Ребята! А какие стихотворения о весне вам уже известны? Давайте вспомним некоторые из них.
Выступления учащихся под музыку.
А сегодня мы познакомимся со стихотворением Ф. Тютчева «Весенние воды».
а) слово о поэте ( выступление подготовленного ученика)
Послушайте стихотворение и постарайтесь представить картину, нарисованную поэтом.
б) беседа с учащимися
- Что вы представили, слушая стихотворение?
- Какой период весны изобразил Тютчев? Докажите примерами из текста.
- Какая картина дана в стихотворении – спокойная или движущаяся?
Да, у Тютчева природа всегда в движении, и в этом – отличительная особенность его поэзии.
- А какая часть речи помогает ему в этом? Приведите примеры.
( глаголы: шумят, бегут, будят, блещут, гласят, идёт и др.)
- Какие устаревшие слова использует Тютчев?
( брег, гласят – старославянизмы) Они придают особую торжественность.
- А какие слова повторяются? Зачем?
( повтор усиливает эмоциональное воздействие)
- В какой цветовой гамме преимущественно выдержана картина? Назовите основные цвета.
- А какие предложения по интонации преобладают? Почему?
(восклицательные) Создают приподнятое настроение.
Весенние воды названы в стихотворении гонцами. Кто такие гонцы?
( те, кто послан с какой-нибудь вестью)
- А каким ещё словом можно назвать того, кто приносит весть?
( посланник)
- Как выдумаете, почему Тютчев употребил слово «гонцы»?
( несут срочное известие)
- Кто же выслал гонцов?
( весна)Она торопится всем объявить о своём приходе.
- Какой художественный приём использует поэт, говоря о весне?
(олицетворение)
- А есть ли ещё примеры олицетворения?
- Какие ещё образные средства помогают Тютчеву создать живую картину весеннего пробуждения природы?
(эпитеты: сонный брег молодая весна, румяный хоровод)
Запись в тетрадях
- Какие чувства вызывает приход весны у Тютчева? А у вас?
Прочитайте выразительно это стихотворение.
-4-
Вывод Тютчев написал о радостных чувствах, которые переполняют человека каждую весну.
3. Теперь о живописи.
Картина И.Левитана «Март» (1895)
Если поэт может переносить действие с одного места на другое, то художник пишет только то, что в состоянии охватить один человеческий взгляд. Он словно говорит: «Мгновение, остановись!»
Обратимся к картине И.Левитана «Март»
а) слово о художнике ( выступление подготовленного ученика)
б) беседа с учащимися
- Как мы называем картины, на которых изображена природа?
(пейзаж)
- Что изображено на картине?
- По чему видно, что это начало весны?
( не бегут ручьи, не слышно щебета птиц)
- Из чего видно, что это всё-таки уже весна?
(мягкий солнечный свет, всё ждёт тепла – стена дома залита солнечным светом, дремлет лошадка у крыльца – ей, наверное, тепло, начал подтаивать снег на крышах, оседают сугробы)
Картина тёплая, радостная.
- Есть ли люди на картине?
(нет)
Но ждёт у крыльца лошадка, дверь приоткрыта, на бревне у дома скворечник.
Эта картина хранится в Третьяковской галерее.
- Какие краски использует художник?
( голубой цвет у Левитана – цвет надежды на лучшее; коричневый – цвет земли, цвет тепла, он согревает душу. использованы оранжевый, светло-фиолетовый цвета)
- Какое настроение передаёт художник?
(жизнерадостное)
- Какие строки из стихотворения Тютчева созвучны этой картине? Прочитайте их.
Запись в тетрадях
Вывод От картины веет радостью, зритель согрет ожиданием тепла и солнца.
4. А теперь музыка.
Сегодня мы услышим музыку П.И.Чайковского из цикла «Времена года»
а) слово о композиторе ( выступление подготовленного ученика)
Звучит музыка.
-5-
- Что вы представили себе, слушая музыку?
- Какую весну изобразил Чайковский?
(раннюю)
- Какие образы представили вы?
- Каким чувством наполнен музыкальный пейзаж?
( радость обновления)
III. Закрепление
Сегодня мы познакомились с выдающимися произведениями литературы, живописи и музыки о ранней весне.
- Что их объединяет?
- Почему поэты, музыканты и художники обращались в своём творчестве к весне?
( восхищались ею)
Вывод Их произведения – гимн весне, обновлению жизни. Мы смогли увидеть взаимосвязь музыки, литературы и живописи.
IV. Итоги урока
1. Вы подготовили рисунки. Какие чувства испытываете вы с приходом весны? ( защита рисунков)
2. Обращение к эпиграфу.
3. Оценки
Дом. задание. Творческая работа « Какое из произведений ближе вашему восприятию и почему?» Выучить наизусть стихотворение о весне