Создание проблемной ситуации. Выдвижение гипотезы. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Учитель биологии: Прочитан рассказ Юрия Казакова. Урок, как уже заявлено, интегрированный. - Как вы думаете, какая общая тема объединила разные области знания? - О чем пойдет речь сегодня на уроке? - Какова тема сегодняшнего урока? | 1.Записывают число, вид работы. 2.Выдвигают гипотезу. 3.Формулируют и записывают тему урока. |
Сообщение темы, задач урока. | Цель: понять, какие механизмы управляют поведением человека в экстремальной ситуации; научиться оказывать помощь утопающему. Задачи: 1.Проанализировать поведение ребят в рассказе Ю Казакова «Тихое утро». 2. Дать оценку их действиям. 3. Проанализировать алгоритм мероприятий при спасении на воде. 4.Научиться оказывать помощь потерпевшему. | Под руководством учителя формулируют цель, задачи урока. |
Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала. Осмысление связей и отношений в объектах изучения. | Материалы для составления кластера (обеим группам предлагаются заготовки, по мере необходимости, дети дополняют кластер собственными определениями): - растерянный - неловкий -неуверенный -робкий -уверенный -восторженный -обиженный -высокомерный -чувство превосходства -раздражительный -издевательски - насмешливый Учитель литературы (после обсуждения результатов работы групп): -Кто из героев рассказа вызывает симпатию? -Можете ли вы сказать, что идет некое психологическое противостояние? С чем оно связано? -Давайте послушаем самого героя. Учитель литературы: -Что происходит со смелым, считавшим себя опытным и бывалым человеком Яшкой? Найдите в тексте слова, определяющие его психологическое состояние сейчас. («"Тонет! -- с ужасом подумал Яшка»;. «появилось то томительное чувство, которое испытываешь во сне»; «чувствуя слабость в ногах»; « попятился вверх упирался трясущимися руками и, совсем как во сне, неповоротливо и тяжело лез вверх»; «... Яшка судорожно шарил в карманах и в сумке в поисках хоть какой-нибудь бечевки и, не найдя ничего, бледный, стал подкрадываться к бочагу. Подойдя к обрыву, он заглянул вниз, ожидая увидеть страшное и в то же время надеясь, что все как-то обошлось»…) -Первое желание и движение человека в экстремальной ситуации - убежать. Работает инстинкт самосохранения. Так делают все животные…., но не человек. («Наконец, подгоняемый страшными звуками, которые издавал Володя, Яшка выскочил на луг и кинулся к деревне, но, не пробежав и десяти шагов, остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что убежать никак нельзя. Поблизости не было никого, и некому было крикнуть о помощи.») | 1.Работают в группе: составляют кластеры «Характеристика психологического состояния героя до происшествия», опираясь на текст произведения. 2.. Анализируют текст произведения, выдвигают гипотезы. Подтверждают текстом обоснованность собственной позиции. Делают промежуточный вывод о психологическом состоянии героев до возникновения экстремальной ситуации. 3. Представляют результаты групповой работы 4.Индивидуальное задание. Рассказ о событии от лица Яшки. |
Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений. | Учитель биологии: - Вряд ли Яшка слышал когда–либо о том, как правильно спасать человека на воде. Но он сделал это, сделал интуитивно. Перед вами памятка «Действия спасателя на воде». Определите, какие действия мальчика были правильными, и какие ошибки он допустил. | 1.Работают в парах с раздаточным материалом (Приложение 1) 2. Представляют результаты работы. 3. Выполняют реанимационные действия с манекеном. |
Анализ достижений учащихся. Рефлексия. | 1.Самоанализ и взаимооценивание по методу «Рефлекторная мишень». 2.Комментированное выставление отметок. | Блиц-опрос: Рассказ научил меня... Теперь я знаю, что в экстремальной ситуации…. Самый сложный момент – это… 2. Самоанализ и взаимооценивание по методу «Рефлекторная мишень». |