СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок (литература + психология). Тема: Ю.Казаков. Рассказ «Тихое утро»: человек в экстремальной ситуации.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: понять, какие психологические механизмы управляют поведением человека в экстремальной ситуации, научиться оказывать помощь утопающему.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок (литература + психология). Тема: Ю.Казаков. Рассказ «Тихое утро»: человек в экстремальной ситуации.»

Цель урока: понять, какие психологические механизмы управляют поведением человека в экстремальной ситуации; научиться оказывать помощь утопающему.

Задачи:. 1. Проанализировать поведение ребят в рассказе Ю. Казакова «Тихое утро».

2. Дать оценку их действиям.

3. Проанализировать алгоритм мероприятий при спасении на воде.

4.Научиться оказывать помощь потерпевшему

Планируемые результаты:

личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция.

коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

метапредметные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

познавательные УУД: расширение познавательного интереса учащихся; свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; анализ, умение доказывать свою позицию.

Тип урока: комбинированный, интегрированный (русский язык + биология).

Оборудование: презентация, манекен человека, раздаточный материал, учебник литературы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Создание проблемной ситуации. Выдвижение гипотезы. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель биологии:

Прочитан рассказ Юрия Казакова. Урок, как уже заявлено, интегрированный.

- Как вы думаете, какая общая тема объединила разные области знания?

- О чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Какова тема сегодняшнего урока?


1.Записывают число, вид работы.

2.Выдвигают гипотезу.

3.Формулируют и записывают тему урока.

Сообщение темы, задач урока.

Цель: понять, какие механизмы управляют поведением человека в экстремальной ситуации; научиться оказывать помощь утопающему.

Задачи:

1.Проанализировать поведение ребят в рассказе

Ю Казакова «Тихое утро».

2. Дать оценку их действиям.

3. Проанализировать алгоритм мероприятий при спасении на воде.

4.Научиться оказывать помощь потерпевшему.


Под руководством учителя формулируют цель, задачи урока.

Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Осмысление связей и отношений в объектах изучения.


Материалы для составления кластера (обеим группам предлагаются заготовки, по мере необходимости, дети дополняют кластер собственными определениями):

- растерянный

- неловкий

-неуверенный

-робкий

-уверенный

-восторженный

-обиженный

-высокомерный

-чувство превосходства

-раздражительный

-издевательски - насмешливый



Учитель литературы (после обсуждения результатов работы групп):

-Кто из героев рассказа вызывает симпатию?

-Можете ли вы сказать, что идет некое психологическое противостояние? С чем оно связано?


-Давайте послушаем самого героя.


Учитель литературы:

-Что происходит со смелым, считавшим себя опытным и бывалым человеком Яшкой? Найдите в тексте слова, определяющие его психологическое состояние сейчас.

(«"Тонет! -- с ужасом подумал Яшка»;. «появилось то томительное чувство, которое испытываешь во сне»; «чувствуя слабость в ногах»; « попятился вверх упирался трясущимися руками и, совсем как во сне, неповоротливо и тяжело лез вверх»;

«... Яшка судорожно шарил в карманах и в сумке в поисках хоть какой-нибудь бечевки и, не найдя ничего, бледный, стал подкрадываться к бочагу. Подойдя к обрыву, он заглянул вниз, ожидая увидеть страшное и в то же время надеясь, что все как-то обошлось»…)


-Первое желание и движение человека в экстремальной ситуации - убежать. Работает инстинкт самосохранения. Так делают все животные…., но не человек.

(«Наконец, подгоняемый страшными звуками, которые издавал Володя, Яшка выскочил на луг и кинулся к деревне, но, не пробежав и десяти шагов, остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что убежать никак нельзя. Поблизости не было никого, и некому было крикнуть о помощи.»)

1.Работают в группе: составляют кластеры «Характеристика психологического состояния героя до происшествия», опираясь на текст произведения.


2.. Анализируют текст произведения, выдвигают гипотезы. Подтверждают текстом обоснованность собственной позиции.

Делают промежуточный вывод о психологическом состоянии героев до возникновения экстремальной ситуации.


3. Представляют результаты групповой работы












4.Индивидуальное задание. Рассказ о событии от лица Яшки.





Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений.


Учитель биологии:

- Вряд ли Яшка слышал когда–либо о том, как правильно спасать человека на воде. Но он сделал это, сделал интуитивно.

Перед вами памятка «Действия спасателя на воде». Определите, какие действия мальчика были правильными, и какие ошибки он допустил.








1.Работают в парах с раздаточным материалом (Приложение 1)

2. Представляют результаты работы.


3. Выполняют реанимационные действия с манекеном.


Сообщение домашнего задания

Порассуждайте на тему: «Герои - кто они?» или «Как я поступил бы на месте Яшки?»

Результаты своих размышлений можете оформить в виде сочинения-миниатюры.


Записывают в дневники домашнее задание.


Анализ достижений учащихся. Рефлексия.

1.Самоанализ и взаимооценивание по методу «Рефлекторная мишень».

2.Комментированное выставление отметок.


  1. Блиц-опрос:

Рассказ научил меня...

Теперь я знаю, что в экстремальной ситуации….

Самый сложный момент – это…


2. Самоанализ и взаимооценивание по методу «Рефлекторная мишень».


































Помощь утопающему

Действия Яшки

Действия на воде.

Подплывать следует сзади, так, чтобы тонущий не видел, что его собираются спасать.

Если утопающий пытается захватить спасающего, нужно задержать дыхание и нырнуть под воду, подождав, пока хватка разожмется.

Если тонущий уже пошел ко дну, следует принять в расчет силу и направление течения, и нырять. Нашарив, следует ухватить утопающего покрепче и сильно оттолкнуться от дна, чтобы одним движением оказаться на поверхности.

Транспортировка в воде

1)Потянуть утопающего на спину, подхватить его подмышки или за голову возле ушей и тянуть за собой, работая ногами.

2) Пропустить одну руку утопающему под мышку, взять его за подбородок, фиксируя его над водой, и тянуть за собой, работая ногами и свободной рукой.


Что делать на суше?

Прежде всего ему нужно уложить его, удалить изо рта рвотные массы, ил и песок, и прослушать пульс и дыхание:

Если они в полном наличии и человек в сознании, следует уложить его так, чтобы голова была ниже ног, снять с него мокрую одежду, закутать его в теплый плед и предложить теплое питье.

Если они в наличии, но человек без сознания, следует привести его в сознание с помощью нашатырного спирта.

Если дыхания и пульса нет, нужно переходить к экстренным спасательным мерам


Удаление воды

Прежде всего, нужно избавиться от воды в легких. Для этого утопающего перебрасывают через колено, чтобы получилось висячее положение, и давят между лопаток, одновременно придерживая голову.

Если это не оказывает эффекта, нужно просунуть два пальца в рот пострадавшего и надавить на корень языка


Искусственное дыхание

Пострадавшего укладывают на спину, запрокидывают ему голову и начинают вдувать воздух в рот, зажав одновременно нос.В минуту должно делаться 12-14 вдуваний, пока рефлекс не запустится и не заработает самостоятельно.

Непрямой массаж сердца

При нем следует положить ладони на нижнюю часть грудной клетки одна на другую и ритмично надавливать на неё с частотой 50-70 нажатий в минуту.

Если оказание помощи производит один человек, на 5 толчков должен приходиться один вдох