2.Актуализация | У: Ребята, сейчас я вам включу одну мелодию, а вы закроете глаза и постараетесь представить время года, которое ассоциируется у вас с этой мелодией. (включение мелодии «Времена года. Осень, Антонио Вивальди) У: И сегодня на уроке продолжим разговор об осени и будем отвечать на вопрос: Осень «унылая пора или очей очарованье»? И это будет необычный урок, а урок чтения с изобразительным искусством. Мы будем декламировать стихотворения, рисовать, делать аппликации, познакомимся с репродукциями выдающихся русских художников. | Объяснение задания и включение мелодии | Слушают мелодию и стараются представить время года (осень) | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес, внимание, удивление. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. |
3.Работа над темой урока | У: Сейчас один из вас прочитает из учебника стихотворение Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной» (Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все — простор везде, — Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде… Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь — И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле…) | Показывает детям на какой странице стихотворение, задает наводящие вопросы | Ученик читает, остальные дети внимательно слушают Отвечают на вопрос (унылая) | Личностные УУД Развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства Предметные УУД Умения анализировать произведения искусства |
| У Ф.Тютчева «осень»– это какая пора: унылая или очей очарованье? Учитель: Подумайте одну - две минутки и назовите ключевые слова, которые характеризуют осень. Учитель: Вы совершенно правильно заметили главное качество осени – её разнообразие, многокрасочность. Осень бывает такая переменчивая! То тепло, то закружит ветер хоровод из листьев, то пойдёт дождь или снег. Следующее стихотворение С.Есенина «Закружилась листва золотая…». Прочитайте каждый сам. Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду. Я сегодня влюблен в этот вечер, Близок сердцу желтеющий дол. Отрок-ветер по самые плечи Заголил на березке подол. И в душе и в долине прохлада, Синий сумрак как стадо овец, За калиткою смолкшего сада Прозвенит и замрет бубенец. Я еще никогда бережливо Так не слушал разумную плоть, Хорошо бы, как ветками ива, Опрокинуться в розовость вод. Хорошо бы, на стог улыбаясь, Мордой месяца сено жевать… Где ты, где, моя тихая радость — Все любя, ничего не желать?) У: А в этом стихотворении какая осень? Учитель: Да, давно уже прошло лето. Но пришла не менее интересная пора – это разноцветная осень. Волшебница осень щедро одела каждое дерево в неповторимый наряд. Такую осень ещё называют золотой. Прочитаем еще одно стихотворение А.А. Фета «Ласточки пропали...» (Ласточки пропали, А вчера зарей Всё грачи летали Да, как сеть, мелькали Вон над той горой. С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно. Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят. Выйдешь - поневоле Тяжело - хоть плачь! Смотришь - через поле Перекати-поле Прыгает, как мяч.) У: Здесь осень какая? | Учитель спрашивает вопрос о стихотворении Спрашивает какая осень в стихотворении | Учащиеся называют слова, которые записываются или вывешиваются на доске: красивая, разноцветная, золотая, холодная, дождливая …) Дети отвечают на вопрос (дивная,очей очарованье) Отвечают на вопрос (грустная, унылая) | |
Физкультминутка | Учитель: А теперь немного отдохнём. Представьте себе, что вы «листочки», которые висят на дереве и мёрзнут на ветру. Повторяем за мной: Мы листики осенние На веточках сидим, Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял. Закружились, полетели И на землю тихо сели. | Показывает упражнения для детей | Повторяют упражнения за учителем | |
4.Беседа по теме | Учитель: Мы прослушали очень красивые стихотворения, но о природе пишут не только поэты, о ней пишут музыку композиторы, и красоту природы ещё изображают на своих картинах художники. У каждого из этих видов искусства – свой язык. Перед тем как мы начнём с вами беседу, (К) ответь на вопрос. Учитель: Как называется жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа? У: Правильно, молодцы. Учитель: Любил осень и замечательный русский художник-пейзажист 19 века Исаак Ильич Левитан. Он так же, как и поэты чьи стихи вы прочитали и многие другие ждал осени, как самого дорогого и мимолётного времени года. «Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста "осенних" картин, не считая этюдов. На них были изображены знакомые с детства вещи: одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю..." Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Давайте посмотрим некоторые репродукции этого художника: «Поздняя осень. Усадьба», «Солнечный день. Большая дорога», «Дубовая роща. Осень», «Осень», «Осень. Туман», «Долина реки», «Золотая осень» Учитель: Понравились вам эти пейзажи? В этих картинах художник по-разному выразили свое отношение к красоте осенней природы. Учитель: Что мы видим на картине? Какое настроение передаёт эта картина? (жизнерадостное) Какая цветовая гамма подобрана-теплая или холодная? Учитель: Замечательно. В своей картине «Золотая осень» художник показал нам уголок русской природы. Всё залито яркими лучами солнца. Это повышенное цветовое восприятие осенней красоты вносит в картину свежее жизнерадостное настроение. Вспоминаются сроки Н.Некрасова: Славная осень! Здоровый, ядрёный Воздух усталый силы бодрит… | Задает вопрос Беседует с детьми Спрашивает мнение детей о картинах художниках Задает вопросы по просмотренным картинам | Отвечают: Этот жанр называется пейзаж. Высказывают свое мнение Отвечают на вопросы | Коммуникативные УУД Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение Регулятивные УУД Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Умение контролировать и оценивать учебные действия |
5. Творческая работа по группам. | Учитель: По вашим глазам видно, что и у вас возникло желание поработать и самим показать красоту осени. У нас три творческих группы «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь» Учитель: Давайте, повторим правила работы в группе: 1. Варианты выполнения задания обсуждать шёпотом. 2. Распределить обязанности по выполнению задания между собой. 3. Считаться с мнением друг друга. 4. Оказывать друг другу помощь. 5. Соблюдать правила безопасного труда. Учитель: Сегодня мы работаем в технике «монотопия». Давайте представим, что наш листочек парит в воздухе или упал на землю. Возьмём кисточку, мокнём её в краску осени и зарисуем обратную сторону осеннего листочка. Приложим его к бумаге и прогладим ладонью. Учитель: Я раздаю каждой группе осенние листочки, на которых написано задание. 1 задание. «Изобразите позднюю осень. Одинокое осеннее дерево стоит в поле. На нём остались последние, не опавши листочки. С неба на землю опускается мелкий снежок» 2 задание. «Изобразите ясную осень. Стоят тёплые дни. Лёгкий ветерок шелестит листьями берёзовой рощицы. Под деревьями лежат ковром осенние листья».». 3 задание. «Изобразите осеннее дерево в пасмурный день. Дождевые тучи, вот-вот пойдёт дождь. Дует сильный ветер с одной стороны и срывает листья деревьев. Под деревом лежат ковром осенние листья». Учитель: Пока вы работаете, для вашего творческого настроения будет звучать музыка композиторов - Чайковского, Шопена, Вивальди. | Инструктаж о правилах работы в группе. Демонстрация работы в технике «монотопия» на доске. Раздает задания Включает музыку про осень | Слушают инструктаж Повторяют за учителем Выполняют задание по группам | Познавательные УУД Развитие способности смыслового восприятия в живописи, музыке и поэзии Коммуникативные УУД Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение |
6.Итоги уроки. Рефлексия | Учитель: Подведём итог урока. Чей пейзаж готов уж к сроку? Приносите, не ленитесь, красотою подивитесь. Мастеров здесь целый класс Полюбуемся на вас. Учитель: - Какие краски характерны для осени? - С произведениями какого художника мы познакомились? - Осень - это «унылая пора» или «очей очарованье»? | Обобщает пройденный материал, проверяет усвоение его детьми | Отвечают на вопросы, подводят итог урока (Золотые, яркие Исаака Ильича Левитана) Каждый высказывает свои предположения. | Регулятивные УУД: - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке; - учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы, исходя из имеющихся критериев. |