СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок литературного чтения и русского языка. Нравственные уроки жизни А. Погорельский Черная курица, или Подземные жители

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок литературного чтения и русского языка. Нравственные уроки жизни А. Погорельский Черная курица, или Подземные жители»

Интегрированный урок литературного чтения и русского языка. Нравственные уроки жизни

А. Погорельский "Черная курица, или Подземные жители"

Цели деятельности учителя: совершенствовать умения работать с текстом; раскрыть идейное содержание сказки через анализ текста; развивать навык выразительного чтения, расширить словарный запас; воспитывать грамотного и вдумчивого читателя.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся: работать с текстом, анализируют его, формулировать простые выводы с опорой на содержание авторской сказки; получат возможность научиться осознавать, что авторы используют мотивы волшебных сказок используют мотивы волшебных сказок в своём творчестве.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные: выполняют учебные действия в устной речи; осознают этапы организации учебной работы.

Познавательные: строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: адекватно воспринимают и передают информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности.

Личностные : ориентируются в системе личностных смыслов.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Перед вами лежат листы продвижения, вы сейчас впишите свое имя и оценку, которую бы вы хотели получить за урок.

оценки: «5»- 22 балла и более

«4»- 18-21 балл

«3» - 12-17 баллов

Приложение к уроку Лист продвижения


Планируемая оценка


Задание 1

(индивидуальный труд)

Задание 2

(индивидуальный труд)

Устная работа

на уроке (моя)

Всего баллов

Оценка









  1. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы

Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться.

Когда вы смотрели на меня, на своих одноклассников, на что вы обращали внимание? (-Когда мы смотрели друг на друга, мы обращали внимание на глаза, лицо, улыбку.)

-А чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека? (-Надо обращать внимание на поступки, речь, поведение, характер….как выглядит, во что одет.)

Сегодня, работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, вы узнаете больше друг о друге, потому что мы будем видеть друг друга, будем общаться. А что необходимо, чтобы состоялось общение?




- Мы вошли в мир волшебной повести.

Викторина «Самый внимательный читатель»

Сколько лет Алёше? (Не более девяти или десяти лет) какие книги в основном читал Алёша? (Рыцарские романы и волшебные повести) – Какое у него было любимое занятие в зимние вечера, по воскресеньям и праздникам? ( Мысленно переноситься в старинные давно прошедшие века).

О чём думал Алёша, когда смотрел на дырочки в заборе? (Он всё ждал, что когда-нибудь явится добрая волшебница, которая сквозь дырочки в заборе подаст ему игрушку или письмо от мамоньки или папеньки)

Как звали кухарку? (Тринушка)

Каким представлял Алёша директора? (Знаменитый рыцарь в блестящих латах и в шлеме с большими перьями)

Сколько яиц снесла Чернушка? (Нисколько)

Как попугай в подземном мире обозвал Алёшу? (Дурак)

Сколько рыцарей напало на Чернушку в первую ночь? (Два)

Сколько рыцарей было в зале, куда Чернушка привела Алёшу? (20)

Какую должность занимал Черная курица в подземном царстве? (Министр)

Что попросил Алёша у короля? (Чтобы, не учившись, он всегда знал урок, который ему задан)

  1. Объявление темы и постановка целей урока.

Продолжаем работу над сказкой А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Сегодня мы должны выяснить, каковы главные уроки сказки. Волшебное семечко освободило Алёшу от труда, и теперь не надо учить уроки. Заманчиво неправда ли? Но хорошо ли?

  1. Освоение нового материала.

Характеристика героя сказки. (Работа в паре)

Работаем по карточке № 2.

Запиши данные слова в таблицу

По одному на каждой строке

Добрый, ласковый, дерзкий, гордый, общительный, скромный, непослушный, застенчивый, упрямый, любознательный, жестокий, самолюбивый

САМОПРОВЕРКА ( со слайдом презентации)


Индивидуальный труд

До получения зернышка

После получения зернышка

Добрый

Ласковый

Общительный

Скромный

Застенчивый

Любознательный

Жестокий

Упрямый

Непослушный

Самолюбивый

Гордый

Дерзкий




- Что стало главной причиной изменения Алёши в худшую сторону? (Праздность)

- Прочитайте, что делал Алёша, когда все готовили уроки.

Вывод: праздность развращает человека, значит, труд является обязательным условием нравственной красоты человека.

- Какой эпизод считается самым драматичным в жизни Алёши? (Потеря волшебного семечка и предательство)

Прочитайте его по ролям.

В чём был неправ Алёша? Приносят ли ему радость успехи, к достижению которых он не прикладывает никаких усилий?

Вывод: Алёша забыл о самом главном: всё на свете даётся человеку трудом. Только знания добытые трудом, остаются крепко в голове, только их никто не может отнять, только они приносят пользу.

- Прочитайте третий сон Алёши.

Каков его смысл? (Чернушка учит мальчика хранить тайну. Не быть неблагодарным.

Беседа по вопросам хрестоматии.

- Почему Чернушка называет неблагодарность «худшим свойством»?

К чему привела неблагодарность Алёшу? ( Он предал маленьких жителей)

Попробуйте объяснить слова Чернушки: «Пороки обыкновенно входят через дверь, а выходят в щёлочку»? (Дурные привычки легко приобрести, но трудно от них избавиться.)

- Перечитайте разговор учителя с Алёшей.

Какие уроки мы можем извлечь из этого разговора? (Не для того дан ум, чтобы употребили его во зло)

- Как автор относиться к своему герою? (Автор любит своего героя. Он хочет, чтобы из Алёши вырос настоящий человек)

- Вспомните, для кого была написана сказка? ( А.Погорельский написал её для своего племянника – будущего писателя Алексея Константиновича Толстого.)

- Толстой не раз вспоминал сказку своего наставника.

Много лет спустя Антоний Погорельский в письме к племяннику А.Толстому признался, что история, изложенная в сказке, не вымысел, а правда. Алёша из сказки – это он сам. «Предательства своего, глупости, гордыни и самонадеянности я и по сей день себе не простил.

Физкультминутка.

- Как закончилась сказка? (Алёша заболел, выздоровел, вернулся к жизни, к себе самому, прежнему.)

- Что оказалось для Алёши самым сильным и мудрым урокам? (Умение быть благодарным и прощать.)

4. Закрепление пройденного.

- В чём мудрость сказки? (Всё достаётся только собственным трудом, тогда это ценится, приносит радость и счастье.)

- Какие уроки жизни получил Алёша и вы, прочитав и поняв эту сказку? (Надо уметь отвечать за свои поступки, надо развивать скромность и трудолюбие, нельзя ставить себя выше других людей.)

- Имеет ли человек право считать себя лучше других?

Пройдут годы, и если трудолюбие, скромность, доброта к другим людям и строгость к себе останутся вашими верными друзьями значит, вы не забыли волшебную историю, которая случилось много лет назад в Петербурге.

  1. Задания по русскому языку Подготовка к ВПР.

Стр.114 Любимая, милая, Тринушка! Вскричал он, обливаясь слезами. Разобрать, как существительное

Стр.115 Лишь только кухарка удалилась в дом, Чернушка слетела с кровли и подбежала к Алёше. (Найти глаголы).

Стр. 133 Исторический урок особенно беспокоил Алёшу: ему задано было выучить наизусть несколько страниц из всемирной истории, а он не знал ещё ни одного слова. (Разобрать, прилагательное и существительное

  1. Итог урока. Рефлексия деятельности.

- Назовите авторов, которые писали произведения о ваших сверстниках, живших 100 и более лет назад. Интересно вам было читать их произведения? Почему? Какое произведение вам особенно понравилось? Вашим сверстникам?

Оценивание результатов и их озвучивание

Кто был самым активным на уроке?

( определяют)

Поднимите руку, у кого оценка совпала в начале урока и в конце?

У кого оценка в конце урока выше? Ниже?