МБОУ «Дмитриевская средняя общеобразовательная школа »
Сакмарский район Оренбургская область
Интегрированный урок литературного чтения и технологии на краеведческой основе.
Тема: Погружение в историю. Слова обозначающие предметы трудовой деятельности женщин : пряха, кудель, чески, пряжа, веретено, прялка (электрическая, механическая).
Автор:
учитель высшей категории
Петлевская Наталия Михайловна
2024
П. Жилгородок
Тема: Погружение в историю. Слова обозначающие предметы трудовой деятельности женщин : пряха, кудель, чески, пряжа, веретено, прялка (электрическая, механическая).
Цель: познакомить с краеведческими основами промысла, изучить слова, используемые в процессе прядения, сблизить сообщество – дети, родители, бабушки и дедушки, показать преемственность поколений в реальной жизни.
Планируемые результаты:
Метапредметные: учащиеся научатся определять последовательность событий, строить устные сообщения, формировать ответ на основе пережитого и увиденного, ориентироваться в тексте, находить необходимую информацию, формировать потребность быть чуткими и внимательными к родным людям, узнают о промысле края, в котором живут (расширение темы «Народные промыслы» в технологии ).
Личностные: умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей, обеспечить ценностно-смысловую ориентацию учащихся, а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Подготовительная работа:
Дети: пишут сочинения о бабушке, готовят открытки, разучивают стихи, песню.
Учитель: видео – фрагмент «Оренбургский пуховый платок», вещи для демонстрации деятельности и эксперимента: прялка, веретено, пучок шерсти – пуха, спицы, зубчики, паутинки, вата, бинт, кусочки хлопчатобумажной ткани. Маршрутные листы.
Ход занятия. (60 мин).
1 Организационный момент. Приветствие гостям и бабушкам.
- Все расселись по местам,
Никому не тесно.
По секрету вам скажу,
Будет интересно!
2. Введение в тему урока «Погружение в историю». Давайте разгадаем кроссворд и узнаем, что мы сегодня изучим.
На доске карточки:
1. «Старший мужчина в семье» -первая буква.
2. Буква согласного звука, который не выговаривают дети.
3.Последняя буква алфавита.
4.Синоним слова « изба» - первая буква.
5.Первая буква алфавита.
Учитель: Что обозначает это слово? Может это родственник слова, обозначающий предмет, который лежит на вашем столе. Пряжка – пряха. (Версии детей.)
Работа по теме урока: Давайте уточним наши выводы: групповая работа.
1 группа | 2 группа | 3 группа |
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» стр 5. Что делали девицы? | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». С.90 учебника. Чем занималась жена рыбака? | Русская народная сказка. «Гуси-лебеди». с. 50 учебника. Что делали Баба – Яга, потом девочка, а затем и мышка. Какие предметы использовали? С 214. |
Вывод: пряха, прясть пряжу -синонимы, а пряжка – это застежка.
Учитель: Прясть пряжу с помощью кудели и веретена. А как? А кто может нам помочь уточнить этот вопрос?
Дети : Бабушки.
Учитель: Сегодня в гости к нам пришли наши любимые, смелые, умелые бабушки. Будем знакомиться. Внуки представляют бабушку по плану и вручают бейджик.
Устное высказывание ученика по плану: Имя бабушки, профессия и хобби. Лучшие качества бабушки. |
Стихи – приветствие бабушкам.
1. Очень бабушку мою –
Маму мамину люблю!
У неё морщинок много,
А на лбу – седая прядь.
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
2.Может быть, и я такою
Буду доброю, седою,
Будут у меня внучатки,
И тогда, надев очки,
Одному свяжу перчатки,
А другому башмачки
3. Бабушкины руки
Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно.
Она во всех затеях
Со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки,
Мне всё приятно в ней.
Но бабушкины руки
Люблю всего сильней.
Ах, сколько руки эти
Чудесного творят!
Латают, вяжут, метят,
Всё что-то мастерят.
Так вкусно жарят гренки,
Так густо сыплют мак,
Так грубо трут ступеньки,
Ласкают нежно так…
Учитель: Да, руки наших бабушек точно золотые. Попросим их показать, как из волокна прочесать кудель, а потом спрясть пряжу.
Демонстрация процесса. Рассмотреть различие пуха и шерсти.
Итог: в маршрутном листе отметьте последовательность усовершенствования предметов труда. Проверка.
Просмотр видео материала «Оренбургский пуховый платок»
Учитель: Объясните сочетание слов:
Паутинка бабьего лета | Паутинка из козьего пуха |
-Какое высказывание употребляется в прямом, а какое в переносном значении?
-Уважаемые бабушки нашего класса большое вам спасибо.
Дети:
У меня есть бабушка любимая,
Добрая, хорошая, красивая!
Только с ней уютно, словно в гнёздышке,
И светло, как будто бы от солнышка.
Спасибо, бабушка, за сказки,
Что подарила в детстве мне!
Внимать тебе, закрывши глазки,
Приятно было при луне.
Девочки и мальчики!
Давайте вместе с нами
“ Спасибо” скажем бабушке.
Посудите сами:
За хлопоты, за ласки,
За песенки и сказки.
За вкусные ватрушки,
За новые игрушки,
За сладкое варенье,
За долгое терпенье.
Спасибо, бабушки, вам!
И вашим умелым рукам!
Всех ваших достоинств не счесть.
Спасибо, что вы у нас есть.
Для бабушки внуки её – не помеха.
Что нужно ещё для души ей, скажи?
Немножечко счастья, немножечко смеха
И много тепла доброй детской души.
Желаю вам быть рядом с внуками вечно,
Не волнуйтесь, наши мамы,
Мы нигде не пропадем!
Желаем неприятности забыть,
И веселей на белом свете жить!
Хорошим настроеньем дорожить,
И с каждым новым днём счастливей быть!
Как благодарить Вас, высказать признанье
За любовь и нежность, чуткость и вниманье?
Мы вас очень ценим, помним, понимаем,
Бесконечно любим, просто обожаем!
Наша бабушка – старушка
Очень любит нас внучат.
Покупает нам игрушки
И гулять нас водит в сад.
Вот хорошая какая,
Наша бабушка родная.
Ну, какие бабушки – старушки?
Это наши старшие подружки!
Сколько будет дважды два?
Что такое острова?
Для чего медведь залез в берлогу?
Где Снегурочка живёт?
Как летает самолёт?
Бабушки на всё ответить могут.
Мы едва успели встать с постели,
Как наши бабушки успели
Нам косички заплести,
Пол в квартире подмести,
Кашу вкусную сварить,
В магазине хлеб купить.
С бабушками очень повезло нам!
Учитель: Уважаемые наши, примите песню в подарок!
Песня: «Когда приходит бабушка…»
Дети дарят приготовленные поздравительные открытки.
Любимые наши бабушки приглашаем вас на концерт в конце ноября отметить с нами день матери.
-А вы, мальчики и девочки при встрече не забывайте здороваться – ведь вы теперь знакомы с нашим старшими мамами.
Учитель: Ну а теперь возвращаемся к теме урока.
-Ребята, кто такая пряха? Дети: Женщина умеющая прясть.
А вы хотели бы попробывать?
Эксперимент: Вата в тубе. Как вы думаете можно назвать её куделью или уже пряжей?
Расчесана, значит кудель. Растягиваем и скатываем в ниточку. У нас получилась пряжа? Нет, она рыхлая.
В маршрутном листе отметьте что сначала, что потом…
- Учитель: Если бы вы сделали тонко и прочно, то получили бы это..
Демонстрация: Бинт, кусочки х\б ткани.
Учитель: Легко ли быть пряхой? Ценен ли этот труд?
Учащиеся: Трудно, но был необходим, нужно было шить одежду.
2 часть.
Работа с текстом.
Ребята в маршрутном листе прочитайте информацию.
К ней у вас есть задание:
Прочитай текст. Подчеркни в тексте ответы на вопросы: Как получают пух? В чем особенность Оренбургских коз? | Прочитай текст. Подчеркни в тексте ответ на вопрос: Почему мы гордимся женщинами Оренбургского края? | Опиши опыт : какие операции нужно совершить чтобы получить их пуха пуховый платок? (дети 7 программы составляют последовательность обработки материала у доски). |
Читаем – размышляем
-Почему женщины 30-35 лет занимались этим рукоделием усиленно?
(Чтобы прокормить семью после смерти мужа.)
Домашнее задание :
-Как ещё мы можем поработать с текстом?
Составить план и пересказ.
Верно, ваше домашнее задание: Пересказать текст, так чтобы ваши гости, знакомые люди могли узнать о нашем Оренбургском промысле.
Рефлексия:
Учитель: В завершении нашего урока оцените себя смайликом в табличке
Кроссворд | Бабушкин урок. | Видео - урок | Эксперимент Я пряха! | Ищу информацию в тексте. | Синквейн. |
| | | | | |
Итог урока: Синквейн «Пряха» Нам в помощь с 31 рабочей тетради.
Пряха
Спокойная аккуратная
Чешет, прядет, сматывает
Это тяжелый труд!
Работяга!
Вывод: Как приятны наши семейные встречи, сегодня бабушки научили нас Оренбурскому промыслу. Мы познакомились с бабушками одноклассников и подарили им подарки. Ждем всегда вас в гости. Скажем бабушкам «спасибо».
Литература.
Н.Ф.Дик. Классные часы и нестандартные уроки.
Н.К.Соловьева. 8 - мартовский калейдоскоп
Т.Н.Максимова. Классные часы. 1 класс.
Л.Н.Яровая, О.Н.Жиренко, Л.П.Барылкина. Внеклассные мероприятия. 2 класс.
Учебники:
1. Литературное чтение. 2 класс. В 2 частях - Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.,
2. Литературное чтение на родном русском языке. 2 класс. Александрова О.М., Беляева Н. В., Кузнецова М.И., Романова В.Ю., Рябинина Л.А., Соколова О.В
6.Видео песни https://vk.com/video25297293_456239018
Видеоматериал: https://ok.ru/video/3177729100432
Приложение 1.
Сочинение – представление о бабушке.
1. Мою бабушку зовут:
2. Профессия моей бабушки….
3. Любимое занятие….
4. Я люблю её за…
Приложение 2
История оренбургского пухового промысла.
Казак –представитель самоуправляемого вооруженного населения.
Вдова –женщина, потерявшая своего супруга на войне или от несчастного случая.
В Южный Урал казаков переселили для охраны государственной границы. А семьи – жены, дети, старики – были переселены вместе с ними. И пока казаки службу военную несли, вся остальная семья на хозяйстве оставалась. К земледелию приучены не были. Казаки - переселенцы, общаясь с местными чабанами, заметили, что козы грязные и нечесаные. И предложили свою помощь. «Мы вам коз почешем, и даже все, что счешем с собой заберем». Чабаны подивились такой помощи, и коз почесать дали. С тех пор чабаны стали чесать коз каждую весну и обменивать пух на деньги и продукты. А казаки завели своих коз.
Женщины, умеющие вязать из шерсти , нашли здесь прекрасное сырье для нового рукоделия – уникальный оренбургский пух местной породы коз. Особенность этого пуха позволили спрясть из него тончайшую нить и связать необычный платок – полупрозрачный, воздушный с ажурными узорами, словно паутинка, прилетевшая из бабьего лета. Так платок в Оренбургском крае стал называться «паутинкой». В основу узоров первых пуховых платков легли мотивы природы. Бескрайняя оренбургская степь, морозные узоры на окнах, гроздья рябины.
В те времена из года в год численность женского населения превышало мужское, и большая часть вязальщиц были казачьими вдовы в возрасте 30-35 лет. И женщины для обеспечения себя и своих детей, чтобы не допустив нищеты, брали в руки спицы, пух и вязали пуховые платки для продажи.
В результате сложилась технология и приемы вязания, которые и составили основу оренбургского пухового платка.
В 1851 году на первой Всемирной выставке в Лондоне состоялось первое знакомство европейцев с Оренбургскими пуховыми изделиями. Разумеется, платки были удостоены внимания и отмечены наградами.
Уже в начале 19 века французы – законодатели моды, объявили пуховую шаль модным аксессуаром, дополнением для наряда. В 1858 году Большой серебряной медалью поощрили оренбургских мастериц за платки на выставке в Брюсселе.
А в 1862 платки из Российской глубинки блистали на второй Всемирной выставке в Лондоне! Связанные казачкой Марией Николаевной Усковой, они завоевали сердца чопорных англичан и не только. Прошение Марии Николаевны об участии в выставке в Англии губернатор удовлетворил, и мастерица отправила на выставку шесть своих платков. Все они были моментально раскуплены, как только выставка закончилась. Мастерица же получила медаль «За шаль из козьего пуха», диплом и 125 серебряников!
В 1897 году, на выставке в Чикаго, Оренбургские пуховые платки заработали заслуженные медали.
На московской выставке художественной промышленности в 1882 году также было представлено 6 платков из Оренбуржья. 2 из них были удостоены особым вниманием и денежным вознаграждением – платки Усковой М.Н. и Владимировой Н.Р. – по 100 рублей за каждый!
И в наше время Оренбургский пуховый промысел не угасает, он передаётся как семейный опыт от матери к дочери.
Приложение 5.
Маршрутный лист
1 группа | 2 группа | 3 группа |
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» стр 5. Что делали девицы? | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». С.90 учебника. Чем занималась жена рыбака? | Русская народная сказка. «Гуси-лебеди». с. 50 учебника. Что делали Баба – Яга, потом девочка, а затем и мышка. Какие предметы использовали? С 214. |
Приложение 3.
Что сначала , что потом?
Что сначала, что потом?
Приложение к рефлексии.
Кроссворд | Бабушкин урок. | Видео - урок | Эксперимент Я пряха! | Ищу информацию в тексте. | Синквейн. |
| | | | | |