СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок литературного чтения и технологии на краеведческой основе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предтавлен конспект интегрированного урока литературного чтения и технологии на краеведческой основе "Оренбургский пуховый платок". Возможно приурочить ко дню пожилого человека, праздникам : "Дню матери " или "Покрова Пресвятой Богородицы"

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок литературного чтения и технологии на краеведческой основе.»

МБОУ «Дмитриевская средняя общеобразовательная школа »

Сакмарский район Оренбургская область









Интегрированный урок литературного чтения и технологии на краеведческой основе.

Тема: Погружение в историю. Слова обозначающие предметы трудовой деятельности женщин : пряха, кудель, чески, пряжа, веретено, прялка (электрическая, механическая).





Автор:

учитель высшей категории

Петлевская Наталия Михайловна















2024

П. Жилгородок

Тема: Погружение в историю. Слова обозначающие предметы трудовой деятельности женщин : пряха, кудель, чески, пряжа, веретено, прялка (электрическая, механическая).

Цель: познакомить с краеведческими основами промысла, изучить слова, используемые в процессе прядения, сблизить сообщество – дети, родители, бабушки и дедушки, показать преемственность поколений в реальной жизни.

Планируемые результаты:

Метапредметные:  учащиеся научатся определять последовательность событий, строить устные сообщения, формировать ответ на основе пережитого и увиденного, ориентироваться в тексте, находить необходимую информацию, формировать потребность быть чуткими и внимательными к родным людям, узнают о промысле края, в котором живут (расширение темы «Народные промыслы» в технологии ).

Личностные: умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей, обеспечить ценностно-смысловую ориентацию учащихся, а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Подготовительная работа: 

Дети: пишут сочинения о бабушке, готовят открытки, разучивают стихи, песню.

Учитель: видео – фрагмент «Оренбургский пуховый платок», вещи для демонстрации деятельности и эксперимента: прялка, веретено, пучок шерсти – пуха, спицы, зубчики, паутинки, вата, бинт, кусочки хлопчатобумажной ткани. Маршрутные листы.

Ход занятия. (60 мин).

1 Организационный момент. Приветствие гостям и бабушкам.

- Все расселись по местам,

Никому не тесно.

По секрету вам скажу,

Будет интересно!

2. Введение в тему урока «Погружение в историю». Давайте разгадаем кроссворд и узнаем, что мы сегодня изучим.

На доске карточки:




п


р


я


х


а



1. «Старший мужчина в семье» -первая буква.

2. Буква согласного звука, который не выговаривают дети.

3.Последняя буква алфавита.

4.Синоним слова « изба» - первая буква.

5.Первая буква алфавита.

Учитель: Что обозначает это слово? Может это родственник слова, обозначающий предмет, который лежит на вашем столе. Пряжка – пряха. (Версии детей.)

Работа по теме урока: Давайте уточним наши выводы: групповая работа.

1 группа

2 группа

3 группа

А.С.Пушкин

«Сказка о царе Салтане…» стр 5.


Что делали девицы?

А.С.Пушкин

«Сказка о рыбаке и рыбке». С.90 учебника.


Чем занималась жена рыбака?

Русская народная сказка. «Гуси-лебеди». с. 50 учебника.

Что делали Баба – Яга, потом девочка, а затем и мышка. Какие предметы использовали? С 214.




Вывод: пряха, прясть пряжу -синонимы, а пряжка – это застежка.

Учитель: Прясть пряжу с помощью кудели и веретена. А как? А кто может нам помочь уточнить этот вопрос?

Дети : Бабушки.

Учитель: Сегодня в гости к нам пришли наши любимые, смелые, умелые бабушки. Будем знакомиться. Внуки представляют бабушку по плану и вручают бейджик.

Устное высказывание ученика по плану:

Имя бабушки, профессия и хобби. Лучшие качества бабушки.



Стихи – приветствие бабушкам.

1. Очень бабушку мою –
Маму мамину люблю!
У неё морщинок много, 
А на лбу – седая прядь. 
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.

2.Может быть, и я такою
Буду доброю, седою, 
Будут у меня внучатки, 
И тогда, надев очки, 
Одному свяжу перчатки,  
А другому башмачки

3. Бабушкины руки 

Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно.
Она во всех затеях
Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,
Мне всё приятно в ней.
Но бабушкины руки
Люблю всего сильней.

Ах, сколько руки эти
Чудесного творят!
Латают, вяжут, метят,
Всё что-то мастерят.

Так вкусно жарят гренки,
Так густо сыплют мак,
Так грубо трут ступеньки,
Ласкают нежно так…

Учитель: Да, руки наших бабушек точно золотые. Попросим их показать, как из волокна прочесать кудель, а потом спрясть пряжу.

Демонстрация процесса. Рассмотреть различие пуха и шерсти.

Итог: в маршрутном листе отметьте последовательность усовершенствования предметов труда. Проверка.

Просмотр видео материала «Оренбургский пуховый платок»

Учитель: Объясните сочетание слов:

Паутинка бабьего лета

Паутинка из козьего пуха



-Какое высказывание употребляется в прямом, а какое в переносном значении?

-Уважаемые бабушки нашего класса большое вам спасибо.

Дети:

У меня есть бабушка любимая, 
Добрая, хорошая, красивая!

Только с ней уютно, словно в гнёздышке, 
И светло, как  будто бы от солнышка.

Спасибо, бабушка, за сказки,
Что подарила в детстве мне!

Внимать тебе, закрывши глазки, 
Приятно было при луне.

Девочки и мальчики! 
Давайте вместе с нами
“ Спасибо” скажем бабушке. 
Посудите сами: 
За хлопоты, за ласки, 
За песенки и сказки. 
За вкусные ватрушки,
За новые игрушки, 
За сладкое варенье,
За долгое терпенье.

Спасибо, бабушки, вам!
И вашим умелым рукам! 
Всех ваших достоинств не счесть.
Спасибо, что вы у нас есть.

Для бабушки внуки её – не помеха.
Что нужно ещё для души ей, скажи?
Немножечко счастья, немножечко смеха
И много тепла доброй детской души.
Желаю вам быть рядом с внуками вечно,
Не волнуйтесь, наши мамы,
Мы нигде не пропадем!

Желаем неприятности забыть, 
И веселей на белом свете жить!
Хорошим настроеньем дорожить,
И с каждым новым днём счастливей быть!

Как благодарить Вас, высказать признанье
За любовь и нежность, чуткость и вниманье?

Мы вас очень ценим, помним, понимаем,
Бесконечно любим, просто обожаем!

Наша бабушка – старушка
Очень любит нас внучат.

Покупает нам игрушки
И гулять нас водит в сад.

Вот хорошая какая, 
Наша бабушка родная.

Ну, какие бабушки – старушки?
Это наши старшие подружки!
Сколько будет дважды два?
Что такое острова?
Для чего медведь залез в берлогу?
Где Снегурочка живёт?
Как летает самолёт?
Бабушки на всё ответить могут.

Мы едва успели встать с постели,
Как наши бабушки успели
Нам косички заплести,
Пол в квартире подмести,
Кашу вкусную сварить,
В магазине хлеб купить.
С бабушками очень повезло нам!

Учитель: Уважаемые наши, примите песню в подарок!

Песня: «Когда приходит бабушка…»

Дети дарят приготовленные поздравительные открытки.

Любимые наши бабушки приглашаем вас на концерт в конце ноября отметить с нами день матери.

-А вы, мальчики и девочки при встрече не забывайте здороваться – ведь вы теперь знакомы с нашим старшими мамами.

Учитель: Ну а теперь возвращаемся к теме урока.

-Ребята, кто такая пряха? Дети: Женщина умеющая прясть.

А вы хотели бы попробывать?

Эксперимент: Вата в тубе. Как вы думаете можно назвать её куделью или уже пряжей?

Расчесана, значит кудель. Растягиваем и скатываем в ниточку. У нас получилась пряжа? Нет, она рыхлая.

В маршрутном листе отметьте что сначала, что потом…

- Учитель: Если бы вы сделали тонко и прочно, то получили бы это..

Демонстрация: Бинт, кусочки х\б ткани.

Учитель: Легко ли быть пряхой? Ценен ли этот труд?

Учащиеся: Трудно, но был необходим, нужно было шить одежду.

2 часть.

Работа с текстом.

Ребята в маршрутном листе прочитайте информацию.

К ней у вас есть задание:

Прочитай текст. Подчеркни в тексте ответы на вопросы:

Как получают пух?

В чем особенность Оренбургских коз?

Прочитай текст. Подчеркни в тексте ответ на вопрос: Почему мы гордимся женщинами Оренбургского края?

Опиши опыт : какие операции нужно совершить чтобы получить их пуха пуховый платок?

(дети 7 программы составляют последовательность обработки материала у доски).

Читаем – размышляем

-Почему женщины 30-35 лет занимались этим рукоделием усиленно?

(Чтобы прокормить семью после смерти мужа.)

Домашнее задание :

-Как ещё мы можем поработать с текстом?

Составить план и пересказ.

Верно, ваше домашнее задание: Пересказать текст, так чтобы ваши гости, знакомые люди могли узнать о нашем Оренбургском промысле.

Рефлексия:

Учитель: В завершении нашего урока оцените себя смайликом в табличке

Кроссворд

Бабушкин урок.

Видео - урок

Эксперимент

Я пряха!

Ищу информацию в тексте.

Синквейн.









Итог урока: Синквейн «Пряха» Нам в помощь с 31 рабочей тетради.

Пряха

Спокойная аккуратная

Чешет, прядет, сматывает

Это тяжелый труд!

Работяга!

Вывод: Как приятны наши семейные встречи, сегодня бабушки научили нас Оренбурскому промыслу. Мы познакомились с бабушками одноклассников и подарили им подарки. Ждем всегда вас в гости. Скажем бабушкам «спасибо».





Литература.

  1. Н.Ф.Дик. Классные часы и нестандартные уроки.

  2. Н.К.Соловьева. 8 - мартовский калейдоскоп

  3. Т.Н.Максимова. Классные часы. 1 класс.

  4. Л.Н.Яровая, О.Н.Жиренко, Л.П.Барылкина. Внеклассные мероприятия. 2 класс.

  5. Учебники:

1. Литературное чтение. 2 класс. В 2 частях - Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.,

2. Литературное чтение на родном русском языке. 2 класс. Александрова О.М., Беляева Н. В., Кузнецова М.И., Романова В.Ю., Рябинина Л.А., Соколова О.В

6.Видео песни https://vk.com/video25297293_456239018

  1. Видеоматериал: https://ok.ru/video/3177729100432



Приложение 1.

Сочинение – представление о бабушке.

1. Мою бабушку зовут:

2. Профессия моей бабушки….

3. Любимое занятие….

4. Я люблю её за…



Приложение 2

История оренбургского пухового промысла.

Казак –представитель самоуправляемого вооруженного населения.

Вдова –женщина, потерявшая своего супруга на войне или от несчастного случая.

В Южный Урал казаков переселили для охраны государственной границы. А семьи – жены, дети, старики – были переселены вместе с ними. И пока казаки службу военную несли, вся остальная семья на хозяйстве оставалась. К земледелию приучены не были. Казаки - переселенцы, общаясь с местными чабанами, заметили, что козы грязные и нечесаные. И предложили свою помощь. «Мы вам коз почешем, и даже все, что счешем с собой заберем». Чабаны подивились такой помощи, и коз почесать дали. С тех пор чабаны стали чесать коз каждую весну и обменивать пух на деньги и продукты. А казаки завели своих коз.

Женщины, умеющие вязать из шерсти , нашли здесь прекрасное сырье для нового рукоделия – уникальный оренбургский пух местной породы коз. Особенность этого пуха позволили спрясть из него тончайшую нить и связать необычный платок – полупрозрачный, воздушный с ажурными узорами, словно паутинка, прилетевшая из бабьего лета. Так платок в Оренбургском крае стал называться «паутинкой». В основу узоров первых пуховых платков легли мотивы природы. Бескрайняя оренбургская степь, морозные узоры на окнах, гроздья рябины.

В те времена из года в год численность женского населения превышало мужское, и большая часть вязальщиц были казачьими вдовы в возрасте 30-35 лет. И женщины для обеспечения себя и своих детей, чтобы не допустив нищеты, брали в руки спицы, пух и вязали пуховые платки для продажи.

 В результате сложилась технология и приемы вязания, которые и составили основу оренбургского пухового платка.

В 1851 году на первой Всемирной выставке в Лондоне состоялось первое знакомство европейцев с Оренбургскими пуховыми изделиями. Разумеется, платки были удостоены внимания и отмечены наградами.

Уже в начале 19 века французы – законодатели моды, объявили пуховую шаль модным аксессуаром, дополнением для наряда. В 1858 году Большой серебряной медалью поощрили оренбургских мастериц за платки на выставке в Брюсселе.

А в 1862 платки из Российской глубинки блистали на второй Всемирной выставке в Лондоне! Связанные казачкой Марией Николаевной Усковой, они завоевали сердца чопорных англичан и не только. Прошение Марии Николаевны об участии в выставке в Англии губернатор удовлетворил, и мастерица отправила на выставку шесть своих платков. Все они были моментально раскуплены, как только выставка закончилась. Мастерица же получила медаль «За шаль из козьего пуха», диплом и 125 серебряников!

В 1897 году, на выставке в Чикаго, Оренбургские пуховые платки заработали заслуженные медали.

На московской выставке художественной промышленности в 1882 году также было представлено 6 платков из Оренбуржья. 2 из них были удостоены особым вниманием и денежным вознаграждением – платки Усковой М.Н. и Владимировой Н.Р. – по 100 рублей за каждый!

И в наше время Оренбургский пуховый промысел не угасает, он передаётся как семейный опыт от матери к дочери.

Приложение 5.

Синквейн

1


2


3


4


5








Маршрутный лист

1 группа

2 группа

3 группа

А.С.Пушкин

«Сказка о царе Салтане…» стр 5.


Что делали девицы?

А.С.Пушкин

«Сказка о рыбаке и рыбке». С.90 учебника.


Чем занималась жена рыбака?

Русская народная сказка. «Гуси-лебеди». с. 50 учебника.

Что делали Баба – Яга, потом девочка, а затем и мышка. Какие предметы использовали? С 214.




Приложение 3.

Что сначала , что потом?




Что сначала, что потом?






Приложение к рефлексии.

Кроссворд

Бабушкин урок.

Видео - урок

Эксперимент

Я пряха!

Ищу информацию в тексте.

Синквейн.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!