СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок литературы и психологии «Величие простых сердец» (по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок литературы и психологии «Величие простых сердец» (по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)»









Интегрированный урок литературы и психологии


«Величие простых сердец»

(по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)





















Интегрированный урок литературы и психологии

Тема: «Величие простых сердец»

( По рассказу А.П.Платонова «Юшка»).

Задачи урока:

Обучающая:

  • развивать навыки анализа литературного произведения; способствовать обогащению словаря учащихся путем лексической работы с незнакомыми словами;

  • Осмыслить содержания рассказа Платонова «Юшка»;

  • Подтолкнуть учеников к размышлению о природе любви к ближнему, о добре и зле;

  • Выделить основные проблемы, поднятые автором в произведении.

Развивающая:

  • помочь ребятам обнаружить противоречие между видимой внешностью и сущностью героя;

  • развивать мыслительные процессы: умения выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать воображение, используя задания творческого характера.

  • Развивать коммуникативные навыки- умение работать в группе, ясно излагать свою мысль;

Воспитательная:

  • Воспитывать толерантность, эмпатию;

  • показать детям ценность жизни человеческой;

  • вызвать сочувствие к герою рассказа «Юшка»

  • на примере литературного образа помочь ученикам проанализировать собственные внутренние качества, прочувствовать характер героя.

  • научить умению различать Добро и Зло, милосердие и жестокость в разных их проявлениях.

Материалы и оборудование:

Компьютер, медиапроектор, экран, презентация к уроку, задания для групп, сердечки из цветной бумаги, рисунки учеников к рассказу, магниты,

фонограмма инструментальной музыки.

Продолжительность урока- 1час.


Ход урока:

Эпиграф к уроку (слайд №2)

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»

Л.Н. Толстой

  1. Оргмомент.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок, потому что проведем мы его вместе со школьным психологом. На уроке мы с вами поразмышляем о милосердии, сострадании, любви и уважении ко всему живому, о добре и зле, попытаемся ответить на вопрос: в чем заключается величие простых сердец? В этом нам поможет рассказ А.П. Платонова «Юшка».


  1. Словарная работа.

Психолог: Прежде, чем рассуждать об этих нравственных категориях, давайте уточним их значение и обратимся к словарю психологических качеств.

Слайд №3

Посмотрите на слайд, и скажите, что общего между этими словами, в написании этих слов? (ответы детей: одинаковые корни слов, похожие значения. Это нравственные качества человека, положительные характеристики человека). Никто не рождается преступником, жестоким, бессердечным, эгоистом и т.д. Ребенок рождается с чистой душой, не различает национальностей, понятий «добро и зло». Постепенно, глядя на мир, реакции окружающих его людей, он теряет свою непосредственность, доверчивость, наивно добрый взгляд на мир. К подобному своему состоянию человек приходит постепенно, по мере получения им жизненного опыта и под влиянием обстоятельств, воспитания, воздействия окружающей среды.

Слайд № 4 «Портрет Платонова»

Учитель: А.П.Платонов в большинстве произведений предстает перед нами как писатель, которого волнуют проблемы нравственной чистоты и морального уродства. Именно об этом идет речь в его рассказе «Юшка», где художник слова прикасается к самому острому и чувствительному нерву жизни – взаимоотношению человека с человеком.

Информация об авторе. (Сообщение ученика)

Беседа по вопросам.

Учитель: Какова на ваш взгляд проблема рассказа? (взаимоотношения между людьми)

А какова идея рассказа? (Побеждай зло добром).


Слайд № 5. Портрет Юшки.


Одна из несомненных удач Платонова – главный герой рассказа - Юшка.

Какие чувства вызвал у вас герой рассказа Платонова Юшка? (Д: жалость, сострадание, удивление, симпатия)

Платонов - мастер деталей. Найдите в тексте описание внешности Юшки. Какая деталь помогает острее и глубже представить нам внешний облик персонажа. (На что обращает внимание автор? Почему особо выделяет глаза?)

(Д: у Юшки глаза наполнены влагой. Если глаза – зеркало души, то душа Юшки плачет. Разумом мы мыслим, а именно душой мы любим, сострадаем, ненавидим.)

Слепец со зрячим сердцем, есть зрячие со слепыми сердцами.

Какими чувствами переполнено сердце Юшки?


Слайд №6. Сердце Юшки


Как проявляется его чувства через речь? (Д: часто повторяет слова «любовь» и «любить»)


Демонстрация слайда № 7«Сердце Юшки». С картинками.

Учитель: Почему же люди потешаются, обижают его, жестоко мучают его? Чем отвечает он обидчикам? Почему на зло он не отвечает злом? Кто прав? Бывали в трудной жизни Юшки счастливые моменты? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим, из скольких эпизодов состоит композиция рассказа.

(Д: «Юшка и дети», «Юшка и взрослые», «Юшка и труд», «Юшка и природа», «Юшка и девочка»).


  1. Работа в группах.

Слайд №8 «Задания группам»

Задания группам: выполнить задание, опираясь на текст (3-4 минуты)

  1. группа «Дети и Юшка»(найти в тексте фрагменты, характеризующие чувства и состояния героев. Прочитайте эпизод по ролям).

Психолог: (для всего класса): Как себя ведут дети и Юшка в этом психологическом поединке? (Дети отвечают, затем слайд № 9 «Психологический этюд чувств и состояний героев»)

Дети

Юшка

Переставали играть, бежали, кричали

Ничего не отвечал и не обижался

Поднимали ветки и бросали

Шел тихо и не закрывал лицо

Снова окликали, бросали, трогали и толкали

Шел и молчал

Опять толкали и кидали комьями земли

Не трогал и не отвечал

Сильнее толкали…Кричали вокруг Юшки

Говорил

Делали слишком больно

Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем нужен?..

Радовались

Радовался


Краткий комментарий психолога: Что еще является злом для детей? Вспомните себя? Что вами движет, когда вы "доводите" слабого, "проверяете" новенького? Это трудно – дать ответ. Но попытайтесь. Интересно "поддевать" того, кто отвечает на обиду. Юшка же – не такой - он даже рад своей нужности.

Зачитайте мне текст со слов: "Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить и не знают, что делать для любви, и тиранят его.

Не злоба, не ненависть к Юшке движут детьми. Дети ждут нормальной, естественной реакции зла в ответ на зло. Зло для детей – проявление нормы и естества жизни человека. Более того, зло - источник радости и веселья. Им хочется, чтобы Юшка «отозвался им злом и развеселил их». Юшка верил, что дети любят его, потому что для Юшки, несомненна добрая природа человека и любовь как источник тяготения людей друг к другу.

  1. группа «Отношение Юшки к работе».

Учитель: Найдите в тексте фразы, с помощью которых мы узнаем об отношении к труду Юшки. (Ученики зачитывают.)

Психолог: выберите из словаря психологических качеств те, которые характеризуют отношение Юшки к труду.

(трудолюбие, стремление быть полезным людям, непритязательность, неприхотливость)

Краткий комментарий учителя: обобщение ответов детей.

  1. группа «Юшка и природа». Как Юшка чувствует себя наедине с природой? Найдите в тексте описание чувств и состояний Юшки. Выберите из словаря психологических качеств те, которые характеризуют отношение Юшки к природе.


Беседа по вопросам:

Учитель:

Как часто бывал Юшка наедине с природой? (раз в год, когда ходил к девочке – сироте и относил ей деньги на учебу)

Как Юшка чувствует себя на природе? (Он видит и ценит красоту окружающего мира, любит все живое: цветы, деревья, птиц, радуется чистому воздуху, теплу. Он жалеет каждую мертвую бабочку, жука. Юшка «всматривался в их лица», - для него и бабочки имели лица. Юшка считал, что в божьем мире каждое существо, каждая тварь рождается, чтобы жить и радоваться жизни).

Бывали в трудной жизни Юшки счастливые моменты? (Когда он был на природе). Почему? (Д: герой чувствовал единство происхождения человека и природы, единый источник всего доброго родную природу, все живое).

Комментарий психолога: Юшка воплощает первоначальное единство человека с природой, является частицей природы. Он как дерево или цветок, над которым человек может сколько угодно издеваться, а он никогда не ответит ударом на удар и всегда останется бессловесным .Что случится, если ударить топором по березе или сосне? (выступает смола, бежит сок) А что же у Юшки? (У него на глазах постоянная влага).

О чем заставляет задуматься автор, когда мы читаем этот эпизод? (надо любить все живое, беречь, как частицу самого себя. Человек - не властелин природы, а часть.)


  1. группа «Взрослые и Юшка». Расскажите, опираясь на текст, как относились взрослые к Юшке. Выберите из словаря психологических качеств те, которые характеризуют отношения между Юшкой и взрослыми.

Беседа по вопросам.

Учитель:

        • Какие чувства вызывают у вас взрослые из рассказа Платонова «Юшка»? Почему?

      • Расскажите, опираясь на текст, как относились взрослые к Юшке. Почему? Как сам Юшка объяснял отношение односельчан к себе? Найдите слова Юшки, процитируйте (У них сердца слепые…)

      • Почему Юшка впервые в жизни «осерчал», а не разгневался на «веселого прохожего»? (слово «осерчал» больше соответствует его образу, он не мог быть другим. Он – очень добрый человек. Все время терпеть нельзя, ему нужно было осерчать.) Юшка осерчал потому, что прохожий, как и все остальные не хотел понять, что каждый человек, каждое существо «по надобности все равны», и каждый «всему свету нужен». Прохожий – один из людей, который потерял веру в бога, потерял человеческий облик.

      • Почему человек, убивший Юшку, назван «веселым прохожим»? (видимо потому, что этот человек, как и дети, ждал, чтоб Юшка «отозвался им злом и развеселил их».

      • Прав ли Юшка, когда говорит: «Мы все равны…»? Может ли кто-то распоряжаться чужой жизнью? (Да, Юшка прав. Все люди рождены для жизни, поэтому они равны. Никто не имеет права лишать другого жизни, так как она дана свыше.)

      • Хотел ли веселый прохожий смерти Юшки? (Нет, не хотел. В данный момент Юшка был единственным, на ком он мог сорвать свою злобу.)

      • Какая заповедь нарушается в этом эпизоде? (Не убий.)

Психолог: Мы прослушали описания качеств Юшки и взрослых людей.

Почему же люди так жестоко относились к нему? (Был не похож на них). Почему не мог ответить на зло? Просто люди не знают, как любить. Как называется качество личности, выражающееся в непринятии других точек зрения? (Нетерпимость).

Ребята, а в своей жизни вы сталкивались с проявлениями жестокости и насилия по отношению к людям, природе, животным? Очень часто с экранов телевизоров и в реальной жизни мы встречаем похожие ситуации. А сколько зла мы приносим, иногда того даже не понимая, друг другу? Но правильно ли отвечать злом на зло? Может, стоит на зло ответить добром, человеческим участием, прощать и просить прощения? Этот путь намного тяжелее и требует подвига души. Для Юшки это было естественным, он и не представлял, как можно жить по-другому. Вот этим и отличался Юшка от односельчан.

Краткий комментарий учителя: Все понимали, что он лучше их, и этого они не могли ему простить. Когда же Господь открыл глаза людям? Почему только после смерти Юшка стал Ефимом Дмитриевичем? (Господь открыл глаза только после смерти Юшки. Люди впервые попросили у него, уже мертвого, прощения: «пришли проститься с ним все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку, и потешался над ним, и мучал его при жизни».) (Он стал Ефимом Дмитриевичем после смерти, потому что появилась его приемная дочь, которая продолжила его дело, дело добра).


Психолог: Ученые считают, что имя определяет судьбу человека. Значение имени (слайд № 10). Ефим – «благочестивый, благожелательный, священный».

Дмитрий – восходит к имени греческой богини плодородия Деметры. Благие зерна, взращенные на плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.

А почему Юшка? Какие ассоциации вызывает у вас это слово? У Платонова это – «кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью. Юшка - воплощенное добро, утрата его губительна для людей.

5 группа « Юшка и приемная дочь».

Учитель:

Как мы узнаем о том, что у Юшки есть приемная дочь? Подтвердите цитатами из текста (экономит, откладывает весь год заработанные деньги, пьет чай без сахара, раз в году он уходит на месяц из села, после смерти она вернулась в его село и продолжила доброе дело).

Что общего между Юшкой и его приемной дочерью? (сеять добро, бескорыстно помогать людям, нуждающимся в помощи, смысл жизни в одном – любить людей и все живое и помогать им).

Краткий комментарий учителя: Народная мудрость гласит: «Добрые умирают, а дела их живут». Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Мы рассмотрели жизнь Юшки с разных сторон. Это помогло нам лучше узнать его, понять его мировоззрение.


3. Творческая работа в группах «Сердце Юшки глазами детей»

Слайд №11 (Сердце Юшки)

Психолог: Давайте пофантазируем. Подумайте и скажите, как будет выглядеть сердце Юшки, каким бы его вы изобразили? Подберите ассоциации. (ответы детей).

Учитель: Давайте вернемся к эпиграфу, с которого мы начали урок. (слайд № 12 Эпиграф) Как вы понимаете его?

Психолог: Перед вами на столах маленькие сердечки – частицы сердца Юшки. Напишите слова, которые характеризуют сердце Юшки, его чувства, качества характера. (Дети пишут, прикрепляют сердечки на доску) Пусть Ваши маленькие сердечки с добрыми чувствами сольются в одно большое сердце, наполненное любовью и добром к людям.

Учитель.

В чем заключается величие простого сердца Юшки? Почему его можно назвать великим? (оно вмещает в себя много качеств, украшающих человека) Вывод сделает каждая группа.

Учитель : Оно велико еще и потому, что вмещает в себя любовь ко всему живому, ко всей планете, к людям, окружающим его.


4. Упражнение «Исцеляющий свет нашего сердца»

Психолог: Оказывается, любовь можно дарить не только тому, кто рядом с вами, но и тому, кто живет в другом городе или другом конце нашей планеты, потому что у любви нет границ, ведь любовь — могущественная и великая сила жизни.

Сейчас я предлагаю выполнить упражнение, которое называется «Исцеляющий свет нашего сердца». Когда так говорят? Кого мы можем исцелить? От чего? (От боли, ненависти, зла, страдания и т.д.)

(вкл. лирическая мелодия).

Встаньте в круг и положите свою руку в ладонь сосе­да. Закройте глаза и загляните в глубь своего сердца. Постарайтесь там разглядеть крошечный, размером с булавочную головку, цветной огонек. Цвет этого огонька восхитительно красив. Это источник вашей любви и исцеляющей энергии. Наблюдайте за тем, как огонек начинает пульсировать, постепенно увеличива­ясь в размерах и заполняя собой ваше сердце. Рассмотрите, как этот прекрасный свет пронизывает все ваше тело — от кончиков пальцев ног до макушки. От вас исходит поразительное по красоте и богатству оттенков свечение. Это — ваша любовь и исцеляющая энергия.

Позвольте прекрасному свету коснуться окружающих вас людей. Позвольте своей исцеляющей энергии кос­нуться каждого, кто в ней нуждается. Давайте пошлем любовь тем, у кого нет крыши над головой, тем, кому некуда обратиться за помощью. Давайте поделимся сво­ей любовью с теми, кто испытывает гнев, кто напуган, кому причинили боль. Каждому человеку. Всем тем, кто в данный момент покидает нашу планету или уже оста­вил ее.

Давайте поместим в свое сердце всю планету, жи­вотных, птиц, рыб, растения и, конечно, всех людей. По­смотрите, на Земле воцаряются мир и покой. Знайте, в этом есть и ваша заслуга. Радуйтесь тому, что у вас есть возможность что-то сделать, для того чтобы этот мир стал счастливым. Вы прекрасный человек. Вы — чудесны. Знайте, что это — правда. Пусть всегда будет так.

Анализ упражнения

  • Получилось ли послать исцеляющий свет сердца?

  • Почему вы так думаете?


5. Работа в группах «Ситуации из жизни».

Попробуем применить свои знания на практических ситуациях из жизни подростков.

Ситуация 1

У тебя в классе есть косоглазая девочка. Твои одно­классники высмеивают ее, дразнят. Найдите слова автора или самого Юшки отражающие их отношение к данной ситуации.

Ситуация 2

Ты идешь по поселку. На лавочке сидит плохо одетый пожилой человек, возле него валяется сумка. Он ти­хонько стонет и плачет. Твои действия?

Ситуация 3.

В вашем классе появился новичок из другого региона. Он говорит со смешным акцентом, не понимает некоторых русских слов, очень скромно одевается.

Если бы ты встретился с такими людьми, как Юшка, как бы ты поступил, или поступишь. Это психологический тест. Ответы не озвучиваются… Это внутренний душевный труд. Возможно вы не найдете ответа сейчас. Это долгий путь. Когда вам придется сделать выбор, вспомните Юшку.

6.Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Передавая это сердечко друг другу, ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Что вы взяли в свою душу и сердце из платоновского рассказа?

Какой урок вы извлекли из этого рассказа?

Изменилось ли ваше отношение к людям после прочтения рассказа?

Какие нравственные заповеди оставил Платонов своим потомкам?

(Конечно. Нужно всегда помнить о других и не причинять никому зла. Нужно быть добрым, уметь прощать).


Психолог: Мы сегодня много размышляли о составляющих души Юшки и других персонажей рассказа Платонова. Дома, наедине с самими собой, выполните психологическое задание, проведите ревизию своей души, своего характера. Опишите случай из вашей жизни о том ,как ваша(или чья-то) любовь помогла другому человеку.

Спасибо вам за плодотворную работу! Урок закончен.



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!