Интегрированный урок (математика + экология). Тема: Систематизация знаний об умножении и делении на однозначное число. Цели урока:
- Обобщение и систематизация знаний учащихся об умножении и делении на однозначное число в решении задач и выражений;
- Активизация устных приёмов вычисления;
- Повторение алгоритмов решения задач на нахождения площади;
- Осуществление межпредметной связи с уроком ЭКОЛОГИЯ;
- Формирование умения работать в парах, группах.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: учебники «Математика 3 класс», тетради, карточки с индивидуальными заданиями, мультимедийный проектор, компьютер.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Актуализация знаний.
а) Индивидуальная работа (1-2 ученика решают задания на карточках)
1. В книге 56 страниц. Коля читал каждый день по 8 страниц. За сколько дней он прочитал эту книгу? а) за 7 дней; в) за 9 дней;
б) за 8 дней; г) за 3 дня.
2. В одной коробке 30 карандашей, а в другой 10 карандашей. Во сколько раз в первой коробке карандашей больше, чем во второй? а) в 10 раз; в) в 3 раза
б) в 5 раз; г) в 2 раза
3. Ширина обложки книги прямоугольной формы 8 см, а длина 12 см. Чему равен периметр этого прямоугольника? а) 20 см; в) 40 см;
б)60 см; г) 80 см.
б) Фронтальная работа.
«Беглый счёт». (Составляется слово ЭКОЛОГИЯ)
- Расшифруйте слово, расположив ответы в порядке возрастания. (Слайд 1)
(45 – 15) · 3 = … (Я)
80 : 8 · 2 = … (Л)
96 – 4 · 20 =… (О)
0 : (25 + 31) =… (Э)
9 · 10 : 3 =… (О)
8 · 4 + 8 =… (Г)
63 : 9 – 54 : 9 = … (К)
3 · 6 + 7 · 5 =… (И)
- Какое слово получилось? ЭКОЛОГИЯ (Слово вывешивается на доску).
- Как вы понимаете значение этого слова? Ответы детей.
-“Экология” в переводе с греческого “изучение дома”. Наш дом природа и экология изучает и охраняет природу, а чтобы её охранять её надо знать. Вот и сегодня на уроке математике мы узнаем много нового и интересного, а в конце мы поделимся тем, кто, что узнал нового для себя на этом уроке.
3. Работа по теме урока. Применение полученных знаний на практике.
а) Устное решение задач.
- Начнём мы с решения задач.
1) В 1984 году в нашей стране было 143 заповедника. За последние годы создано ещё 56. сколько заповедников стало в нашей стране? 143 + 56 = 199 (заповедников)
- Что такое ЗАПОВЕДНИК?
- Какие заповедники вы знаете? (Слайд 2)
Окский заповедник находится на стыке трех областей: Владимирской, Рязанской и Московской. Своё название получил по реке Оке. Живут в нём зубры и редкие виды журавлей. (Слайд 3)
- Мы кратко познакомились с обитателями Окского заповедника, а теперь продолжаем решать задачи.
2) - Ребята, а как вы думаете, какое животное на Земле самое сильное? Муравей
Самые трудолюбивые санитары леса – муравьи. В среднем за 1 минуту муравьи переносят в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых муравьи перенесут за 15 минут? 20 х 15 = 300 (Н.) (Слайд 4)
- Кстати, обыкновенный человек может поднять груз равный приблизительно грузу своего тела. Муравей способен поднимать груз в 20 раз больше, чем весит сам!
3) В Окском заповеднике зарегистрировано 800 видов растений. Из них не занесено в Красную книгу 746. Сколько видов растений нуждается в охране? 800 – 746 = 244
- Назовите несколько растений, которые занесены в Красную книгу? (Слайд 5)
- Молодцы! С устными задачами вы справились, а сейчас закрепим, работая в тетради.
б) Письменное решение задач.
- Разбор и запись краткой записи на доске одним учеником, а решение задачи самостоятельно в тетрадях.
За сутки поползень съедает 150 гусениц. Дятел - в 2 раза больше, чем поползень. А скворец - на 20 гусениц больше, чем дятел. На сколько больше гусениц съедает скворец, чем поползень? (Слайд 6)
Поползень – 150 гусениц.
Дятел - ? в 2 раза больше, чем поползень.
Скворец - ? на 20 гусениц больше, чем дятел.
Учащиеся составляют план решения задачи, решение записывают самостоятельно в тетради.
Самопроверка на мультимедийном проекторе. (Слайд 7)
150 · 2 = 300 (г) – дятел
300 + 20 = 320 (г) – скворец
320 - 150 = 170 (г) – съедает больше скворец, чем поползень
- На слайде информация о птицах (поползень, дятел, скворец). (Слайд 8,9,10)
4. Физкультминутка.
5. Отработка вычислительных навыков.
а) Работа на карточках (взаимопроверка в парах) (Слайд 11)
(24 + 36) : 6 … 24 : 6 + 36
(72 + 8) : 8 … 72 : 8 + 8 : 8
(20 + 7) : 3 … 21 : 3 + 6 : 3
б) Решение уравнений по рядам
1 ряд 4 · x = 28 + 52 а) 22; б) 10; в) 20.
2 ряд 42 : x = 63 : 3 а) 2; б) 12; в) 20.
3 ряд 75 : x = 17 + 8 а) 10; б) 3; в) 7.
ПРОВЕРКА.
На экране фотографии животных: ОЛЕНЬ, БОБР, ТЕТЕРЕВ. (Слайд 12)
Около каждого животного стоят цифры.
ОЛЕНЬ (20)
БОБР (3)
ТЕТЕРЕВ (2)
- Кто сможет рассказать о животном, которому соответствует ответ уравнения?
6. Задача на нахождение площади.
- Ребята, кто знает, чем питаются зубры?
- Действительно, этим животным чтобы выжить приходится много кочевать в поисках пищи.
- Давайте попробуем определить, какая площадь пастбища ещё пригодна для зубров, она заштрихована. (Слайд 13)
ПРОВЕРКА: S = 5 · 5 + 6 · 3 = 25 + 18 = 43 – 2 · 2 = 39 км²
7. Итог урока. Рефлексия.
- Чему учились на уроке?
- Кто, что узнал нового на уроке? Ответы детей.
- Ребята, у вас на столах лежат карточки с изображением птичек, с одной стороны карточки у птички грудка желтая, а с другой – красная. Если вам понравился урок, прикрепите птичку на дерево жёлтой стороной к нам, если не понравился, то красной.
- Кроме знаний по математике мы говорили об экологии. Человек неотделим от природы, он учится у неё.
Уважайте законы природы!
Только в содружестве с ней мы можем быть счастливы!
Берегите её!
8. Домашнее задание.
Дома самостоятельно составьте и решите задачу, связанную с экологией.
5