Интегрированный урок математики и экологии
в 1 классе.
Тема урока: Путешествие по лесному царству.
Цель: повторить и закрепить изученные приёмы сложения, вычитания, решения задач.
Задачи:
Образовательные:
- активизировать знания о приёмах сложения и вычитания;
- закреплять умение выполнять вычисления чисел первого десятка,, сравнивать их;
- использовать математическую терминологию .
Развивающие:
-активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать память, мышление, речь .
Воспитательные:
-воспитывать мотивацию к учению, культуру поведения на уроке, любовь к природе , бережное отношение к ней.
УУД:
Предметные УУД:
-повторить изученные приёмы сложения, вычитания, сравнения в пределах чисел первого десятка, ; умение составлять и решать задачи изученных видов; выполнять задания творческого характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Регулятивные УУД:
- понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
Коммуникативные УУД:
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
- выполнять правила работы в группе и в паре.
Познавательные УУД:
- проводить анализ объектов с целью выделения признаков, их сравнение, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи;
Личностные УУД:
- проявлять интерес к содержанию занятия.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
-повторят изученные приёмы сложения, вычитания, сравнения чисел, продолжится работа с двузначными числами, продолжится формирование умения составлять и решать задачи изученных видов; выполнят задания творческого характера; будут контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Метапредметные результаты:
Проявят интерес к новым знаниям
Личностные результаты:
Интерес к дальнейшему изучению математики и окружающего мира
Слайд 1.
Ӏ. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
Учиталь привлекает внимание к перебинтованному глобусу
Смотрю на глобус-шар земной
И вдруг вздохнул он, как живой
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах как слеза
И тихо просят родники-
Ты береги нас, береги
Остановит олень свой бег-
Будь человеком человек
В тебя мы верим-не солги,
Ты береги нас береги!
Е. Шиловский
-Но что же может угрожать нашему дому?
браконьеры ловят много рыбы,
люди разводят костры в лесу-пожар может уничтожить всё живое,
люди разбивают пустые бутылки–можно порезаться,
люди ловият птиц и диких зверей,
люди выдергивают с корнем цветы, уничтожают бабочек,
надо чтобы был чистым воздух,
люди разбрасывают мусор,
если не беречь природу- может исчезнуть все живое
ӀӀ. Организация начала урока.
- Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Можно за партой тихонько сидеть,
А можно всем вместе отправиться в лес,
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать.
- Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? Чем будем заниматься?
- Сегодня на уроке мы будем закреплять умения вычислять, решать задачи. Мы будем учиться, как правильно вести себя на природе, как стать защитниками и друзьями зверей, птиц, растений.
- Ребята, приглашаю вас отправиться в путешествиеСлайд 2 по лесному царству. Посмотрите, как здесь красиво: вот стоит высокий могучий дуб Слайд 3, словно былинный богатырь, а за ним пушистые маленькие ёлочки, совсем рядом белоствольные красавицы - берёзки в зелёных платочках.
ӀӀӀ. Работа над темой урока.
1) - Начнем наше путешествие Слайд 4.с лесной полянки чисел. На этой поляне мы вспомним числа, с которыми познакомились на уроках.
- Как много здесь красивых цветов! Смотрите, какой замечательный цветок расцвёл на полянеСлайд 4а.Выполнив задание (арифметический диктант), мы узнаем очень важное слово, спрятанное в этом цветке.
-Из какого числа надо вычесть 1, чтобы получилось 17? (18-К)
-Какое число находится между числами 24 и 26? (25-О)
-Назовите число, следующее при счете за числом 16. (17-Э)
-Увеличьте число 75 на 1 (76-Я)
-Назовите число, предшествующее числу 33. (32-Л)
-Ккакому числуприбавили2 и получили 55? (53-Г)
-Назовите число, которое на 2 меньше 46. (44-О)
-Уменьшите число 67 на 2. (65- И)
- Расположите ответы в порядке увеличения и запишите их в тетрадь правильно и красиво. К доске пойдёт….. А теперь давайте расшифруем слово.
17 18 25 32 44 53 65 76
Слайд 4б.
- Какое слово у вас получилось?ЭКОЛОГИЯСлайд 4в.
- Ребята, а что такое «экология»?
Слайд 5а.Экология- это наука о природе, о бережном отношении к окружающему миру, к Земле.
Слайд 5б. Давайте рассмотрим календарь экологических дат.
3 марта — Всемирный день дикой природы
1 апреля — Международный день птиц
22 апреля — Всемирный день Земли
5 июня — Всемирный день охраны окружающей среды
11 сентября — День рождения Всемирного фонда дикой природы
16 сентября — Международный день охраны озонового слоя
4 октября — Всемирный день защиты животных
5 октября — День образования Международного союза охраны природы (с 1990 г. — Всемирный союз охраны природы)
15 декабря — День образования организации ООН по охране окружающей среды
Назовите двузначные числа. Представьте их в виде суммы разрядных слагаемых.
Дети читают стихи:
Природа - наш огромный дом,
И всем найдется место в нем.
Букашке, зверю и побегу,
И дереву и человеку.
Хоть дом большой, но хрупок он -
Ему все хуже с каждым днем.
Не враг вредит из века в век,
Природу губит человек.
- А как человек губит природу? (вырубает леса, убивает животных, загрязняет воду, воздух и почву)
- С нашей планетой произошла беда. Ее здоровью угрожает опасность. SOS!Слайд 6. Природа посылает нам сигнал о помощи. И есть на планете люди, которые услышали этот сигнал.
Эти люди экологи. Они защищают природу, оберегают растения и животных от вымирания.
- Сегодня мы с вами будем помощниками экологов. На поляне мы установим экологические знаки. Выберите их у себя на столе и объясните, что они означают (нельзя: рвать цветы и растения, ловить насекомых, топтать траву, разорять муравейник, мусорить).
2) - Ну, а сейчас мы с вами Слайд 7.отправляемся в лес - полный тайны и чудес. Это лес из нерешённых задач.
- Я попрошу вас сейчас закрыть глаза и представить то, что вы услышите. Откройте глаза, что вы услышали? (голоса птиц)
- Дети, каких птиц вы знаете?
- Молодцы! Птиц вы знаете очень много. Давайте поможем птицам, для этого нам надо решить задачу.
Ученики 1-ых и 2-ых классов повесили на деревьях скворечники. Ученики 1-ых классов повесили 14 скворечников, ученики 2-ых классов– 15 скворечников.Слайд 8.Сколько всего скворечников повесили ученики?
- Прочитайте условие. Что обозначает число 14? Что обозначает число 15? Прочитайте вопрос.
- Как мы сможем ответить на вопрос задачи? Назовите решение.
- Ответьте на вопрос задачи.
Ответ: 29 скворечников повесили ученики.
- Молодцы ребята! Теперь наши пернатые друзья заселяться в новые домики. А как мы можем помочь им зимой?
- Давайте решим логическую задачу:Слайд 9.
Дети повесили кормушки с угощением: семечки, пшено, хлебные крошки. К кормушкам прилетели синицы, снегири и зяблики.У каждой птицы свое лакомство. Зяблики сели не на 1-ую, снегири не на 1-ую и не на 2-ую, синицы не на 3-ю. Подумайте, какая птица что любит (снегирь - 3, зяблик - 2, синица - 1).Слайд 9а.
- Молодцы ребята! А теперь поможем экологам в лесу установить экологические знаки. Объясните, что они означают (нельзя: разводить костер, ломать деревья и кусты, разорять гнезда, трогать диких животных, портить кору деревьев, рубить деревья).
ӀV. Физкультминутка.
V. Работа над темой урока (продолжение)
3) - Продолжаем наше путешествие. Перед нами Лесная речка. Слайд 10а.Посреди леса, окруженная травами да кустарниками, текла речка - чистая и прозрачная со студеной водой. К речке спешили животные, чтобы напиться; дети - чтобы искупаться, рыбаки - наловить рыбы. Все любили эту реку. Слайд 10б.Но вот однажды река загрустила, потому что она стала… Вот такой!
- Ребята, как вы думаете, почему речка стала такой? Что же нам делать?
- Давайте экологам поможем почистить речку. Для этого нам нужно решить примеры.
-Вставьте пропущенные числа, которые покажут нам, сколько мусора мы собрали: бутылок, консервных банок, пакетов, пластиковой посуды и шин. К доске пойдёт….. Остальные работают в тетрадях.
Бутылки: 7-3=⍜-6 Консервные банки: 5-3+⍜=6 Пакеты: 4-⍜+1=2 Пластиковая посуда: ⍜-3-1=1 Шины: 4-⍜+2=5 | Бутылки: 10 Консервные банки: 4 Пакеты: 3 Пластиковая посуда: 5 Шины: 1 |
- Молодцы ребята! Мы спасли речку, и она снова стала чистой и прозрачной. Слайд 10в.
Дети читают стихи:
Пусть на Земле не исчезают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
- На берегу реки мы тоже установим эклогические знаки. Объясните, что они означают. (нельзя: загрязнять водоемы, бить бутылки, рвать кувшинки, мыть машину в реке, ловить рыбу сетью). Молодцы!
VӀ. Подведение итогов. Релаксация.
- Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. Мы с удовольствием слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шёпот лесов. Мы с наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек и красотой цветов. Всё это нам щедро дарит планета Земля. А взамен просит только одного - бережного доброго отношения.
Дети читают стихи:
Мы речь свою ведём о том,
Что вся Земля - наш общий дом,
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нём живём.
Земля не спит, и каждый день
Глядит в глаза своих детей.
Тебе и мне глядит в глаза,
И нам с тобой молчать нельзя.
Ещё о том ведём мы речь,
Что мы наш дом должны сберечь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым лучшим своим друзьям.
Давайте будем беречь планету,
Во всей вселенной похожей нету:
Во всей вселенной совсем одна…
Что будет делать без нас она?...
2)- Скоро прозвенит звонок,
Надо подвести итог.
Наше солнышко смеется,
А у вас как сердце бьется.
Наш урок подошел к концу. Чем он вам запомнился? Достигли ли мы цели урока, закрепили решение примеров и задач?
- А сейчас мыс вами украсим дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: Слайд 11.зеленый - я все сделал правильно, желтый - мне встретились трудности, красный - у меня много ошибок. Выберите нужный листочек и повесьте его на дерево успеха.
- Посмотрите, на наших деревьях больше (только) зеленые листья. Это значит, что наш урок прошёл успешно. Молодцы! Теперь вы можете считать себя защитниками окружающей среды.
- Слайд 12.Посмотрите, ребята, и наша планета тоже повеселела. Значит, мы сегодня все сделали правильно, чтоб защитить Землю от катастрофы. Давайте будем своими знаниями добавлять лучики добра, тепла и успехов.
3)Прозвенел звонок с урока,
Вот домой уже пора.
Что узнали на уроке,
Вы запомните друзья.Слайд 13
Путешествие по лесному царству
Лесная полянка чисел
Лес полный тайны и чудес
Лесная речка
22 апреля. |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
· | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Задача Ученики 1-ых и 2-ых классов повесили на деревьях скворечники. Ученики 1-ых классов повесили 14 скворечника, ученики 2-ых классов – 15 скворечников. Сколько всего скворечников повесили ученики? |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Решение: | · | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Ответ: | · | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
7 | - | 3 | = | | | - | 6 | | | | | Бутылки | |
| | | | | | | | | | | |
5 | - | 3 | + | | = | 6 | | | | | | Консервные банки | |
| | | | | | | | | | | |
4 | - | | + | 1 | = | 2 | | | | | | Полиэтиленовые пакеты | |
| | | | | | | | | | | |
| - | 3 | - | 1 | = | 1 | | | | | | Пластиковая посуда | |
| | | | | | | | | | | |
4 | - | | + | 2 | = | 5 | | | | | | Шины | |
| | | | | | | | | | | |