СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок на тему: "Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения на основе стихотворения И.А. Бунина «Листопад»"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрируемые предметы:

№ 43  урок  Русский язык

№ 32  урок  Литературное чтение 

 

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок на тему: "Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения на основе стихотворения И.А. Бунина «Листопад»"»

Интегрируемые предметы:

43 урок Русский язык

32 урок Литературное чтение

Тема: Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения на основе стихотворения И.А. Бунина «Листопад».


Цели предмета русского языка : отрабатывать умение распознавать имена существитель­ные 1 -го и 2-го склонения; познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения; развивать умение прове­рять написание безударных окончаний ударными.

Формируемые УУД по русскому языку : п. —Ученики научатся: определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению.

Ученики получат возможность научиться: развивать орфографическую зоркость; подбирать примеры имён существительных 2-го склонения, самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка про­цесса и результатов деятельности; моделирование; анализ, сравне­ние, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;

Цели предмета литературного чтения : познакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина; учить чувствовать поэтический мир; пополнять словарный запас; развивать речь, память, мышление, воображение.

Планируемые результаты по литературному чтению : предметные: участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения; отбирать средства художественной выразительности для создания картин природы. Ученики получат возможность научиться: определять ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте, читать вслух с постепенным пере­ходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправ­ляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение;

ОБЩИЕ метапредметные: Р - формулирова­ние учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебни­ка в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — умение ориентироваться в учебной и худо­жественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах

Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. высказывать свою точку зрения (7−8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы и ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); лич­ностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом., формирование системы нравственных ценностей (лю­бовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества И.А. Бунина., установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Оборудование: портрет и выставка книг И.А. Бунина, видео- или фотоматериалы, репродукции картин по теме урока, аудио-приложение к учебнику.

Ход урока

  1. Этап целеполагания

Ученики первой команды получают задание :

Расшифруйте имя поэта, чье стихотворение мы будем читать. (Бунин Иван Алексеевич.)

НИНУБ НАВИ ЧИВЕЕСКЕЛА

— Что вы можете сказать об авторе Иване Бунине? (Дети вспоминают, что уже знают.).

Ученики второй команды должны найти щшибки. Прочитайте.

1-е скл 2-е скл.

Папа лето

волка платье

трава огонь

Миша дороге

- Что вы заметили? (В первом столбике ошибочно записано сло­во окна, во втором — дороге.) Выделите окончания в этих словах.

- В чём Причина ошибок? (Склонение имени существительного определяется по начальной форме.) Назовите слова с безударными окончаниями.

- Как проверить правописание безударных окончаний? (По ударному окончанию в этом же падеже.)

— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в распо­знавании существительных 1-го и 2-го склонения, научиться писать безударные падежные окончания существительных 2-го склонения и познакомиться с произведением Ивана Алексеевича Бунина «Листопад»)

- Определите тему и цели урока

II Продуктивная деятельность

Работа по учебнику

Упр. 166 (с. 95).

— Рассмотрите таблицу.

— Какое слово в таблице имеет ударное окончание?

— Какие слова имеют безударные окончания?

— Прочитайте слова в каждом падеже, назовите окончания.

— Как пишутся ударные и безударные окончания?

— В каких падежах в словах 2-го склонения окончания оди­наковы!?

— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» нас. 96.

— Как проверить безударные падежные окончания имён су­ществительных? (По ударным окончаниям имён существи­тельных 2-го склонения в этом же падеже.)

-А сейчас познакомимся с новым произведением И.А.Бунина в исполнении актера (аудиоприложение к учебнику)

Что вы представили, когда слушали стихотворение? (Словарная работа.)

— Объясните значение слова «завороженный». (Очарованный, околдованный.)

— Подберите синонимы к словам «лиловый», «золотой», «ба­гряный».

— Подберите антоним к слову «замирает». (Возрождается.)

— Объясните слова поэта: «И Осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой».

— Почему слово «Осень» поэт пишет с большой буквы?

— Чего он достигает необычным изображением осени?

— Прочитайте стихотворение на с. 150—151 учебника про себя и скажите, что напомнил осенний лес Бунину.

— Как подчеркнутые сравнения помогают нарисовать образ леса-терема?

— А какие эпитеты использует для этого автор?

— Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина?

— Как образ шуршащего листика усиливает ощущение насту­пающей тишины?

— Как можно догадаться, что красота осени недолговечна?

— Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово «сегодня»?

— Что хотел сказать Бунин своим читателям? (Выразительное чтение произведения учащимися.)

— Какое настроение вы передадите при чтении? Почему?

- Найдите и выпишите из текста стихотворения «Листопад» имена существительные второго склонения в той форме, в которой они употребляются в тексте, определите падеж выделите падежные окончания. Поставьте в начальную форму эти имена существительного второго склонения

(Лес, клёнами-клён, в небо-небо, оконце, дубом-дуб, от солнца-солнце, за лето,в терем,двора-двор, из серебра-серебро, день, мотылёк, лепесток, теплом- тепло, молчанье, листика- листик,)

Физкультминутка

III. Рефлексивная деятельность

(оценочно-отметочная деятельность педагога, домашнее задание)

Графический диктант

(Учитель читает словосочетания, учащиеся записывают толь­ко окончания имён существительных.)

Вылечить лекарством, учится в институте, птенец ястреба, писать о мужестве, гордиться городом, плыть морем, прощаться с летом.

(Самопроверка по образцу на доске.)

- Оцените свою работу на уроке.

— Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

- Чему вы научились сегодня на уроке?

- Как проверить безударные падежные окончания имён су­ществительных?

— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что лег­ко удавалось выполнить?

Найти и прочитать другие стихи И.А. Бунина, подготовить выразительное чтение одного их них, подобрать иллюстрации к нему и просклонять два имени существительных второго склонения.


Материал для учителя

Краткий обзор биографии И.А. Бунина

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 г. в Воронеже в ро­довитой, но обедневшей дворянской семье. Детские годы Бунин провел частью в Воронеже, частью в наследственном поместье под Ельцом (ныне Липецкой области). Впитывая от родителей, от дворовых предания и пес­ни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатли­тельность. Поступив в 1881 г. в Елецкую гимназию, Бунин был вынужден в 1886 г. ее оставить: не хватало денег, чтобы платить за обучение. Курс гимназии, а частью и университета проходил дома под руководством стар­шего брата, народовольца Юлия. Первый сборник стихотворений Бунин выпустил в 1891 г., а через 5 лет напечатал перевод поэмы американско­го поэта-романтика Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», который, вместе с более поздним стихотворным сборником «Листопад» (1901), принес ему в 1903 г. Пушкинскую премию Петербургской академии наук.

На исходе XIX в. он все чаще выступает с рассказами, поначалу по­хожими на живописные зарисовки. Постепенно Бунин становится все более заметен и как поэт, и как прозаик.

В январе 1920 г. вместе с женой Верой Николаевной Муромцевой писатель из Одессы отплыл в Константинополь. С этих пор Бунин жил во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современ­ных русских писателей.

В годы Второй мировой войны Бунин жил в Грассе, жадно следил за военными событиями, бедствовал, прятал от гестапо в своем доме ев­реев, радовался победам советских войск.

Последние годы Бунин провел в бедности, работая над книгой о сво­ем литературном учителе А.П. Чехове. Умер 8 ноября 1953 г. в Париже, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. (Подробнее см. школьный словарик «Писатели в учебной литературе».)