Интегрируемые предметы:
№ 43 урок Русский язык
№ 32 урок Литературное чтение
Тема: Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения на основе стихотворения И.А. Бунина «Листопад».
Цели предмета русского языка : отрабатывать умение распознавать имена существительные 1 -го и 2-го склонения; познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения; развивать умение проверять написание безударных окончаний ударными.
Формируемые УУД по русскому языку : п. —Ученики научатся: определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению.
Ученики получат возможность научиться: развивать орфографическую зоркость; подбирать примеры имён существительных 2-го склонения, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;
Цели предмета литературного чтения : познакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина; учить чувствовать поэтический мир; пополнять словарный запас; развивать речь, память, мышление, воображение.
Планируемые результаты по литературному чтению : предметные: участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения; отбирать средства художественной выразительности для создания картин природы. Ученики получат возможность научиться: определять ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение;
ОБЩИЕ метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах
Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. высказывать свою точку зрения (7−8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы и ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом., формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества И.А. Бунина., установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Оборудование: портрет и выставка книг И.А. Бунина, видео- или фотоматериалы, репродукции картин по теме урока, аудио-приложение к учебнику.
Ход урока
Этап целеполагания
Ученики первой команды получают задание :
Расшифруйте имя поэта, чье стихотворение мы будем читать. (Бунин Иван Алексеевич.)
НИНУБ НАВИ ЧИВЕЕСКЕЛА
— Что вы можете сказать об авторе Иване Бунине? (Дети вспоминают, что уже знают.).
Ученики второй команды должны найти щшибки. Прочитайте.
1-е скл 2-е скл.
Папа лето
волка платье
трава огонь
Миша дороге
- Что вы заметили? (В первом столбике ошибочно записано слово окна, во втором — дороге.) Выделите окончания в этих словах.
- В чём Причина ошибок? (Склонение имени существительного определяется по начальной форме.) Назовите слова с безударными окончаниями.
- Как проверить правописание безударных окончаний? (По ударному окончанию в этом же падеже.)
— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в распознавании существительных 1-го и 2-го склонения, научиться писать безударные падежные окончания существительных 2-го склонения и познакомиться с произведением Ивана Алексеевича Бунина «Листопад»)
- Определите тему и цели урока
II Продуктивная деятельность
Работа по учебнику
Упр. 166 (с. 95).
— Рассмотрите таблицу.
— Какое слово в таблице имеет ударное окончание?
— Какие слова имеют безударные окончания?
— Прочитайте слова в каждом падеже, назовите окончания.
— Как пишутся ударные и безударные окончания?
— В каких падежах в словах 2-го склонения окончания одинаковы!?
— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» нас. 96.
— Как проверить безударные падежные окончания имён существительных? (По ударным окончаниям имён существительных 2-го склонения в этом же падеже.)
-А сейчас познакомимся с новым произведением И.А.Бунина в исполнении актера (аудиоприложение к учебнику)
Что вы представили, когда слушали стихотворение? (Словарная работа.)
— Объясните значение слова «завороженный». (Очарованный, околдованный.)
— Подберите синонимы к словам «лиловый», «золотой», «багряный».
— Подберите антоним к слову «замирает». (Возрождается.)
— Объясните слова поэта: «И Осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой».
— Почему слово «Осень» поэт пишет с большой буквы?
— Чего он достигает необычным изображением осени?
— Прочитайте стихотворение на с. 150—151 учебника про себя и скажите, что напомнил осенний лес Бунину.
— Как подчеркнутые сравнения помогают нарисовать образ леса-терема?
— А какие эпитеты использует для этого автор?
— Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина?
— Как образ шуршащего листика усиливает ощущение наступающей тишины?
— Как можно догадаться, что красота осени недолговечна?
— Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово «сегодня»?
— Что хотел сказать Бунин своим читателям? (Выразительное чтение произведения учащимися.)
— Какое настроение вы передадите при чтении? Почему?
- Найдите и выпишите из текста стихотворения «Листопад» имена существительные второго склонения в той форме, в которой они употребляются в тексте, определите падеж выделите падежные окончания. Поставьте в начальную форму эти имена существительного второго склонения
(Лес, клёнами-клён, в небо-небо, оконце, дубом-дуб, от солнца-солнце, за лето,в терем,двора-двор, из серебра-серебро, день, мотылёк, лепесток, теплом- тепло, молчанье, листика- листик,)
Физкультминутка
III. Рефлексивная деятельность
(оценочно-отметочная деятельность педагога, домашнее задание)
Графический диктант
(Учитель читает словосочетания, учащиеся записывают только окончания имён существительных.)
Вылечить лекарством, учится в институте, птенец ястреба, писать о мужестве, гордиться городом, плыть морем, прощаться с летом.
(Самопроверка по образцу на доске.)
- Оцените свою работу на уроке.
— Какие чувства выразил поэт в стихотворении?
- Чему вы научились сегодня на уроке?
- Как проверить безударные падежные окончания имён существительных?
— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?
Найти и прочитать другие стихи И.А. Бунина, подготовить выразительное чтение одного их них, подобрать иллюстрации к нему и просклонять два имени существительных второго склонения.
Материал для учителя
Краткий обзор биографии И.А. Бунина
Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 г. в Воронеже в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детские годы Бунин провел частью в Воронеже, частью в наследственном поместье под Ельцом (ныне Липецкой области). Впитывая от родителей, от дворовых предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Поступив в 1881 г. в Елецкую гимназию, Бунин был вынужден в 1886 г. ее оставить: не хватало денег, чтобы платить за обучение. Курс гимназии, а частью и университета проходил дома под руководством старшего брата, народовольца Юлия. Первый сборник стихотворений Бунин выпустил в 1891 г., а через 5 лет напечатал перевод поэмы американского поэта-романтика Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», который, вместе с более поздним стихотворным сборником «Листопад» (1901), принес ему в 1903 г. Пушкинскую премию Петербургской академии наук.
На исходе XIX в. он все чаще выступает с рассказами, поначалу похожими на живописные зарисовки. Постепенно Бунин становится все более заметен и как поэт, и как прозаик.
В январе 1920 г. вместе с женой Верой Николаевной Муромцевой писатель из Одессы отплыл в Константинополь. С этих пор Бунин жил во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей.
В годы Второй мировой войны Бунин жил в Грассе, жадно следил за военными событиями, бедствовал, прятал от гестапо в своем доме евреев, радовался победам советских войск.
Последние годы Бунин провел в бедности, работая над книгой о своем литературном учителе А.П. Чехове. Умер 8 ноября 1953 г. в Париже, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. (Подробнее см. школьный словарик «Писатели в учебной литературе».)