СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок «О стрекозах, нимфах и адмиралах».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок создан по русскому языку и биологии.

Просмотр содержимого документа
«Документ Microsoft Office Word»

Интегированный урок по русскому языку и биологии « О стрекозах, нимфах и адмиралах»

Бабенко Татьяна Валентиновна, учитель русского языка и литературы

Дата проведения: 12 февраля 2018 года

Цели урока:

- показать значение русского языка в освоении биологии; вызвать интерес к изучению гуманитарных и естественных науках.

Планируемые результаты : понимание значения русского языка для изучения разных наук, проявление интереса к исследовательской работе; умения выполнять лингвистические задачи, работать со словарями, добывать информацию из разных источников, в том числе из Интернета.

Ход урока

  1. Оргмомент

Доброе утро!

Все готовы к работе? Начиная урок, улыбнёмся друг другу и пожелаем друг другу и гостям, прекрасного настроения!

Тема нашего урока необычна (слайд №1)

Что объединяет стрекоз, нимф и адмиралов? А объединяет их одно русское слово- энтомология

Энтомология – отдел зоологии, изучающий насекомых.

Как правило, мы не задумываемся, какое значение в изучении самых разных наук имеет русский язык. Это наш родной язык. Мы говорим, пишем, читаем по – русски. Но достаточно ли этих умений, чтобы свободно оперировать научными понятиями чтобы глубоко разбираться в многообразии окружающего мира? Давайте подумаем и попытаемся определить цели нашего сегодняшнего урока (ученики формулируют цели)

-Хорошо, но можно поставить ещё одну цель (слайд №2)





2.Роль русского языка в изучении природы.

Давайте попытаемся показать роль русского языка в изучении природы на примере биологии.

Что означает слово биология? –Заглянем в словарь (работа со словарями)

Итак в переводе с греческого bios- жизнь, logos- учение. Значит, биология – это наука о жизни, о живом.

Точнее, это совокупность наук о живой природе.

В словарях отводится целый блок для слов, начинающихся с греч. корня –био-

Биогеография, биография, бионика, биосфера, биофизика, биохимия.

2. Работа со словарями. Проясним значение этих слов.

(Слайд №4)

Как мы видим, все эти термины относятся к наукам, изучающим явления и закономерности природы, т.е. к естественным наукам.

3. Слово учителя с элементами беседы.

Конечно, в рамках одного-двух уроков невозможно даже бегло представить связь биологии с русским языком. Остановимся лишь на одной из наук, являющейся частью биологических,- на зоологии, которую вы изучаете в 7 классе. Возьмём хотя бы один из разделов зоологии - энтомологию, науку, которая изучает класс насекомых: их анатомию, эмбриологию, физиологию, экологию, их распространение, методы борьбы с вредителями. Насекомые – пионеры в мире животных. Они первыми вышли на сушу, первыми научились летать и первыми создали сложнейшие общественные населения (слайд№5)

Насекомых на Земле больше, чем всех остальных видов животных и растений, вместе взятых. Насекомые – это самая многочисленная группа животных, насчитывающая около полутора миллионов видов.

4 Запись на доске и работа в тетрадях.

Запишите это предложение на доске и в тетрадях объясните орфограммы, знаки препинания, укажите грамматические характеристики причастий (ученики осуществляют взаимопроверку)

Обратите внимание: в предложении есть слово»насекомые». Давайте поговорим о происхождении этого слова. Снова обратимся к словарям и выясним, откуда пришло в наш язык это слово. Энтомология-слово греческого происхождения. Entomon -насекомое. Насекомые-это название класса беспозвоночных членистоногих животных, к которым относятся мухи пчёлы ,муравьи и другие.

Что же означает русское слово « насекомое? Своё название насекомых получили за насечки на брюшке.

5.Сообщения учеников.

Одной из самых характерных черт насекомых является рассечение тела на сегменты, которые соединены короткими перемычками.

Понятно что слова «насечки» и «насекомые»-какие? Конечно, однокоренные. Мы наблюдаем обычное для русского языка чередование согласных в корне-сек-, -сеч-.(запись на доске).

А вы никогда не задумывались о том, какой частью речи является слово «насекомые»? (ответы учеников).

Оно восходит к глаголу «насекать» -делать насечки. Получается, что это слово «насекомые» -страдательное причастие настоящего времени ,как ,например, «ведомый»-от глагола»вести».

Замечу что причастие» насекомое» давно перешло в разряд имён существительных. Впрочем, слово «животное» тоже воспринимается только как существительное, хотя по происхождению оно прилагательное, от существительного живот в устаревшем значении «жизнь»

Поговорим о некоторых латинских терминах энтомологии. Мы выяснили уже, что многие слова, связанные с биологией, имеют греческое происхождение. Необходимо отметить и значение другого классического языка-латыни. Латынь-язык науки.

Проясним значение лат. слова insеkarе (Выступление ученика)

Поучается, что русское слово насекомое - это так называемая калька с латыни.

Приведём примеры заимствованных слов и освоенных русским языком латинских слов (слайд №7)

Обратимся вновь к русскому языку и, используя термины биологии, напишем небольшой объяснительный диктант.(Объяснительный диктант)

Насекомые освоили наземную, воздушную, водную, почвенную среды жизни. Среди этих животных немало прекрасных летунов, бегунов, пловцов, землекопов и других «специалистов». Есть насекомые, предпочитающие жить в одиночку: например, хищные жуки наездники. Есть общественные насекомые, живущие большими семьями: муравьи, термиты, пчёлы.

Задание: дать характеристику причастий предпочитающие, живущие. (слайд №8)

6.Сообщения учеников «Развитие насекомых». Согласитесь, тот, кто давал насекомым эти названия, обладал богатым воображением. (слайд№10)

Из лексики энтомологии (сообщения учеников) (слайд №)

- Конечная стадия развития насекомых – ИМАГО - дословный перевод с латыни – образ. Насекомые, находящиеся в состоянии куколки или на последней стадии развития личинки, часто называют нимфой. В греческой мифологии нимфы это -полубогини , которые всегда остаются милыми и прекрасными. Греки так называли и молодых девушек. В биологии же это название применяется к насекомому, пока оно не завершило стадию своего развития до взрослой особи.

Как видим, образное мышление присуще не только гуманитариям, но и естествоиспытателям.

7.Минута релаксации.

8.Беседа о роли насекомых в природе ( сообщения учеников)

Многие из вас, наверное, читали книгу Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали». В ней рассказывается, как брат и сестра, выпив чудесной жидкости в кабинете профессора Ивана Гермогеновича Енотова, стали крошечными и отправились в путешествие в мир насекомых, где их подстерегали не только смертельные опасности, но и удивительные открытия. (Эпизоды экранизации книги)

9.Игра « В мире насекомых» (слайд №10)

10.Рефлексия. Ребята, на доске прикреплены два конверта. На одном из них восклицательный знак. На другом-вопросительный. На столе лежат кружочки синего и красного цвета. Если у вас остались какие-то вопросы, вы кладёте в конверт с вопросительным знаком кружочки синего цвета, а если вопросов нет и вам всё понятно, вы кладёте в конверт с восклицательным знаком кружочки красного цвета.

11.Подведение итогов урока.

Мы лишь перелистали несколько страниц книги, которая, называется жизнью и которая хранит в себе множество загадок, разгадать которые можно только в тесном сотрудничестве гуманитарных и естественных наук.















Просмотр содержимого презентации
«Интегрированный урок О стрекозах,нимфах и админиралов»

Тема:  интегрированный урок   «О стрекозах, нимфах и адмиралах»

Тема: интегрированный урок

«О стрекозах, нимфах и адмиралах»

Цели урока:  1. Показать значение русского языка в освоении биологии. 2. Вызвать интерес к изучению гуманитарных и естественных наук.

Цели урока:

1. Показать значение русского языка в освоении биологии.

2. Вызвать интерес к изучению гуманитарных и естественных наук.

Биология - наука о живой природе, о закономерностях органической жизни.
  • Биология - наука о живой природе, о закономерностях органической жизни.
Энтомология- это отдел зоологии, изучающий насекомых

Энтомология- это отдел зоологии, изучающий насекомых

Биогеогра́фия  — наука на стыке  биологии  и  географии ; изучает закономерности географического распространения и распределения  животных ,  растений  и  микроорганизмов .  Био́ника  (от  др.-греч .  βίον — живущее) — прикладная  наука  о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур  живой природы , то есть формы живого в природе и их  промышленные  аналоги.  Биосфе́ра  (от  др.-греч .  βιος — жизнь и σφαῖρα — сфера, шар) — оболочка  Земли , заселённая живыми  организмами , находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «плёнка жизни»; глобальная  экосистема  Земли.  Биофи́зика  (от  др.-греч .  βίος — жизнь,  др.-греч .  φύσις — природа)  Биохи́мия  ( биологическая химия , или  физиологическая химия ) —  наука  о химическом составе живых  клеток  и  организмов , а также о лежащих в основе их  жизнедеятельности  химических процессах.

Биогеогра́фия  — наука на стыке  биологии  и  географии ; изучает закономерности географического распространения и распределения  животных растений  и  микроорганизмов . Био́ника  (от  др.-греч .  βίον — живущее) — прикладная  наука  о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур  живой природы , то есть формы живого в природе и их  промышленные  аналоги. Биосфе́ра  (от  др.-греч .  βιος — жизнь и σφαῖρα — сфера, шар) — оболочка  Земли , заселённая живыми  организмами , находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «плёнка жизни»; глобальная  экосистема  Земли. Биофи́зика  (от  др.-греч .  βίος — жизнь,  др.-греч .  φύσις — природа) Биохи́мия  ( биологическая химия , или  физиологическая химия ) —  наука  о химическом составе живых  клеток  и  организмов , а также о лежащих в основе их  жизнедеятельности  химических процессах.

Происхождение слова «насекомые»

Происхождение слова «насекомые»

  • insecure означает «нарезать, насекать». Причастие прошедшего времени от этого глагола insectum. От него и произошло научное название insecta – насекомые.
insecure означает «нарезать, насекать». Причастие прошедшего времени от этого глагола insectum. От него и произошло научное название insecta – насекомые .

insecure означает «нарезать, насекать». Причастие прошедшего времени от этого глагола insectum. От него и произошло научное название insecta – насекомые .

Латинские термины энтомологии  Инсектициды (от лат. insectum - насекомое и сaedo - убиваю) – химические средства борьбы с вредными насекомыми. Инсектарий – помещение для содержания, выведения и разведения насекомых; разновидность вивария. В инсектарии наблюдают за жизнью насекомых; разводят полезных энтомофагов (животных, питающихся насекомыми) для биологических методов борьбы с вредителями, насекомых – для лабораторных экспериментов (в области токсикологии, генетике, биофизике и др.)

Латинские термины энтомологии

  • Инсектициды (от лат. insectum - насекомое и сaedo - убиваю) – химические средства борьбы с вредными насекомыми.
  • Инсектарий – помещение для содержания, выведения и разведения насекомых; разновидность вивария. В инсектарии наблюдают за жизнью насекомых; разводят полезных энтомофагов (животных, питающихся насекомыми) для биологических методов борьбы с вредителями, насекомых – для лабораторных экспериментов (в области токсикологии, генетике, биофизике и др.)

Для наблюдения за жизнью муравьёв пользуются особым инсектарием – формикарием (от лат. Formica - муравей), в котором устраиваются гнездо и выгул, куда муравьи выходят за кормом. Такое особое отношение к муравьям вызвано, вероятно, уважением к трудолюбию этих животных.

Для наблюдения за жизнью муравьёв пользуются особым инсектарием – формикарием (от лат. Formica - муравей), в котором устраиваются гнездо и выгул, куда муравьи выходят за кормом. Такое особое отношение к муравьям вызвано, вероятно, уважением к трудолюбию этих животных.

Характеристика причастий Предпочитающие – действительное причастие настоящего времени, несовершенного вида. Оказывать предпочтение кому-л., чему-л., признавать лучшим в сравнении с кем-л., чем-л. другим.  Живущие – действительное причастие, настоящего времени,несовершенного. Каждому человеку, живущему на земле, дана судьба или предначертанность всех событий, которые он переживет, а также всех возможных деяний, которые он сможет совершить.

Характеристика причастий

Предпочитающие – действительное причастие настоящего времени, несовершенного вида. Оказывать предпочтение кому-л., чему-л., признавать лучшим в сравнении с кем-л., чем-л. другим.

Живущие – действительное причастие, настоящего времени,несовершенного. Каждому человеку, живущему на земле, дана судьба или предначертанность всех событий, которые он переживет, а также всех возможных деяний, которые он сможет совершить.

Интересные названия: Вислокрылка

Интересные названия:

Вислокрылка

Черная жужелица

Черная жужелица

Жук - вертячка

Жук - вертячка

Водолюб

Водолюб

Короед

Короед

Усач

Усач

Листоед

Листоед

Щитоноска

Щитоноска

Есть даже адмирал

Есть даже адмирал

Из лексики энтомологии Незрелая форма насекомого называется по латыни larvae (ларвэ), что означает «злой дух, привидение, призрак»  Сocon – французское слово, означающие что-то полое с толстыми стенками куда что-то закладывается.  Гистолиз – от греческого histos (гистос) – ткань и lysis (лизис) – разложение.  Имаго – так на языке науки называется конечна стадия развития насекомого, а дословный перевод этого слова с латыни - образ .  Последнею стадию развития личинки часто называют нимфой.

Из лексики энтомологии

Незрелая форма насекомого называется по латыни larvae (ларвэ), что означает «злой дух, привидение, призрак»

Сocon – французское слово, означающие что-то полое с толстыми стенками куда что-то закладывается.

Гистолиз – от греческого histos (гистос) – ткань и lysis (лизис) – разложение.

Имаго – так на языке науки называется конечна стадия развития насекомого, а дословный перевод этого слова с латыни - образ .

Последнею стадию развития личинки часто называют нимфой.

Роль насекомых в природе?!

Роль насекомых в природе?!

Ян Ларри   «Необыкновенные приключения Карика и Вали»  «Верхом на стрекозе»

Ян Ларри

«Необыкновенные приключения Карика и Вали»

«Верхом на стрекозе»

Игра «В мире насекомых».

Игра «В мире насекомых».

1.Что мы называем осиной талией? 1)талию осы 2)Перемычку осины 3)Очень тонкую женскую талию 4)Ось вращения 2.Откуда взялось название бабочки «махаон»? 1)Из греческой мифологии 2)Из римской мифологии 3)От глагола махать 4)От фамилии энтомолога

1.Что мы называем осиной талией?

1)талию осы

2)Перемычку осины

3)Очень тонкую женскую талию

4)Ось вращения

2.Откуда взялось название бабочки «махаон»?

1)Из греческой мифологии

2)Из римской мифологии

3)От глагола махать

4)От фамилии энтомолога

3.Эвмены-это: 1)Культурное наименование подземных богинь родовой мести 2)подсемейство насекомых из группы одиночных ос 3)Пункты обмена валюты восточных стран 4)слово, родственное слову эврика 4.Водолюб-это: 1)Семейство насекомых отряда жуков 2)Любитель воды 3)Знак зодиака 4)Семейство насекомых отряда прямокрылых

3.Эвмены-это:

1)Культурное наименование подземных богинь родовой мести

2)подсемейство насекомых из группы одиночных ос

3)Пункты обмена валюты восточных стран

4)слово, родственное слову эврика

4.Водолюб-это:

1)Семейство насекомых отряда жуков

2)Любитель воды

3)Знак зодиака

4)Семейство насекомых отряда прямокрылых

5.Какому поэтому принадлежат эти строки: Ох, лето красное! Любил бы я тебя, Когда б не зно, да пыль, да комары, да мухи.... 1)М.Ю. Лермонтову 2)Н.А. Некрасову 3)А.А. Фету 4)А.С. Пушкину

5.Какому поэтому принадлежат эти строки:

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,

Когда б не зно, да пыль, да комары, да мухи....

1)М.Ю. Лермонтову

2)Н.А. Некрасову

3)А.А. Фету

4)А.С. Пушкину