СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок обобщения и систематизации знаний по химии и Истории Башкортостана на тему "Соединения щелочных и щелочноземельных металлов".

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение и систематизация знаний по щелочноземельным металлам и истории присоединения Башкирии к Русскому государству.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок обобщения и систематизации знаний по химии и Истории Башкортостана на тему "Соединения щелочных и щелочноземельных металлов".»

Автор: учитель химии Гнездилова Валентина Петровна.

Предмет: Химия.

Класс: 9.

Тема урока: Соединения щелочных и щелочноземельных металлов.

Тип урока: интегрированный урок обобщения и систематизации знаний по химии и Истории Башкортостана.

Форма урока: игровая.

Цель: обобщение и систематизация знаний по щелочноземельным металлам и истории присоединения Башкирии к Русскому государству.

Задачи:

образовательная – закрепление и совершенствование знаний по щелочным и щелочно-земельным металлам, их расширение и развитие;

воспитательная – воспитание патриотических чувств к истории родного края; формирование умений осуществлять взаимосотрудничество, взаимоконтроль, развитие коммуникативных навыков;

развивающая – развитие умения переносить знания в новую ситуацию;

формирование умений анализировать, устанавливать связи и отношения, строить логическую цепочку рассуждений, ведущую к формированию умозаключения.

Оборудование и материалы: карточки с заданиями для команд, ключи к заданиям для жюри, ребусы, коллекция щелочных и щелочноземельных металлов и их минералов, видео- и фотоматериалы по теме на диске «Химия для всех -21 век» и «Истрия Башкортостана», презентация к уроку.

Подготовка к уроку начинается за неделю. Учащимся раздают сообщения (ребята должны подготовить презентации к ним, подобрать наглядный материал по их применению), объявляется тема урока и вопросы, которые нужно повторить к уроку: §§11,12.

Ход урока:

1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок: он пройдет в форме игры, в нем мы объединим две темы: «Соединения щелочных и щелочноземельных металлов» и «Добровольное присоединение Башкортостана к Русскому государству». Класс делится на две команды «Щелочники» и «Щелочноземельники». На уроке повторим строение, свойства, применение металлов у нас в Башкортостане, а на основе ваших знаний по химии мы раскроем основные моменты присоединения Башкортостана к Русскому государству. Итак, приступим к игре.

2. Ход игры.

1 задание. «Домашнее задание». Вначале представим сообщения с презентациями по теме «Применение соединений щелочных и щелочноземельных металлов в Башкортостане».

Задание для команд: объясните происхождение ваших названий команд. 2 балла за правильный ответ.

2 задание. «С чего все начиналось?» Присоединение Башкортостана к Русскому государству не случайно. Этому способствовали причины, которые вы узнаете, исходя из своих умений правильно составлять химические реакции.

1 команда: соотнесите уравнение реакций (исходные вещества и продукты), затем по правильным ответам сложите отдельные фразы в целое предложение и вы узнаете причину присоединения башкир к Русскому государству.

Исходные вещества

Продукты

Причина (фраза из предложения)

1. Na + O2=

а) K2O

ханствами Золотой Орды

2. K2O2 + K =

б) Cs SO4 + H2O

над Башкирией

3. Rb + H2O =

в) Na2O2

борьба между

4. CsOH + H2SO4 =

г) RbOH + Н2

за власть


д) K2O2

феодалы


е) Cs SO4 + H2

за Башкирию


ж) Rb(OH)2 + О2

соперничество


з) Na + H2O

в середине 15 века

Ответ: 1-в, 2-а, 3-г, 4-б. Оформить в виде цветка курая.

2 команда: соотнесите уравнение реакций (исходные вещества и продукты), затем по правильным ответам сложите отдельные фразы в целое предложение и вы узнаете причину присоединения башкир к Русскому государству.

Исходные вещества

Продукты

Причина (фраза из предложения)

1. Сa + Н2O=

а) MgO + V

ханствами Золотой Орды

2. V2O5 + Мg =

б) Ca(OH)2 + H2

борьба между

3. BaCO3(t0C)=

в) CaO+ H2O

феодалы

4. CaSO4 + H3PO4=

г) BaO + Н2O

соперничество


д) Ca3(PO4)2 + H2SO4

над Башкирией


е) BaO + CO2

за власть


ж) Mg(OH)2 + V

в середине 15 века


з) H2SO4 + Ca

за Башкирию

Ответ: 1-б, 2-а, 3-е, 4-д.

Таким образом, причиной была борьба ханов Золотой Орды за власть над землями Башкирии, гнет феодалов и ханов над башкирами, набеги врагов на территорию.

3 задание. «Угадай-ка!»

Расшифровав этот код, вы узнаете официальную дату принятия башкирами Русского подданства. Нужно соотнести название вещества и их формулу, соответствующую букву или цифру выпишите.


Формула



Название

MgO


Ca(OH)2

K2CO3

NaOH

CaSO4*2Н2O

KOH

NaHCO3

а

б

в

г

д

е

ж

1

Гашеная известь

3

1

5

11

8

33

7

2

Гипс

а

3

4

у

5

к

л

3

Жженая магнезия

5

2

3

а

б

3

2

4

Пищевая сода

1

8

17

к

у

п

7

5

Карбонат калия

2

4

г

е

н

о

8

6

Каустическая сода

5

2

6

о

7

л

м

7

Едкое кали

у

ф

ц

2

4

д

6

Ответ: 1-б, 2-д, 3-а, 4-ж, 5-в, 6-г, 7-е.

Таким образом, официальная дата принятия башкирами Русского подданства является 1557год.

4 задание. «Выбери правильное утверждение». Присоединение осуществлялось на взаимных уступках, а какие они были, мы сейчас узнаем: 1 команда выбирает те условия, на которые пошло Российское подданство, а 2 команда – Башкирия.

Выберите те утверждения, которые верны:

1 команда:

1. степень окисления у бария равна +1 – в)

2. радий – это радиоактивный металл – д)

3. все щелочно-земельные металлы сгорают с образованием оксидов – д)

4. щелочные металлы взаимодействуют с водой с образованием их оксидов и водорода – а)

5. Са + Н2(tºС) = СаН2е)

2 команда:

1. название лития происходит от греческого слова «литос», что означает «камень»-в)

2. NaHCO3 – это пищевая сода – б)

3. 2Li + O2 = Li2O2д)

4. степень окисления у натрия равна +1 – а)

5. у щелочных металлов наиболее ярко выражены металлические свойства – г)

Далее выберите условия присоединения, соответствующие вашим выпавшим буквам по правильному утверждению:

а) Русское государство не трогает религию башкир;

б) Русское государство не вмешивается во внутреннюю жизнь местного населения;

в) Русское государство сохраняет вотчинное право на землю башкир;

г) Русское государство обещает защищать башкир от набегов врагов;

д) башкиры обещали нести военную службу;

е) башкиры обязались платить ясак – поземельную подать, которую нужно было везти в Казань, по этой причине и построили город – крепость Уфа.

Ответы: Команда, которая выписывала условия со стороны Русского государства: а, б, в, г. Команда, которая выписывала условия со стороны Башкирии: д, е.

Таким образом, мы выяснили, какие условия присоединения были представлены.

5 задание. «Реши задачу»

Присоединение Башкирии к Русскому государству имело свои положительные и отрицательные стороны. Вам предстоит решить задачу, если вы её правильно решите, то узнаете, какое значение имело присоединение для Башкирии – 1 команде, и для Российского государства – 2 команде.

1 команда:

Какая масса гашеной извести может быть получена из 200 кг известняка на предприятии «Сода», содержащего 5% примесей? Какова молярная масса гашеной извести и карбоната кальция? Какова масса чистого карбоната кальция?

Ответ: масса чистого карбоната кальция – 190 кг, молярная масса карбоната кальция – 100 кг/кмоль, молярная масса гашеной извести – 74 кг/кмоль, масса гашеной извести – 140,6 кг.

2 команда:

Какой объем водорода может быть получен, если при растворении в воде 11,5 кг натрия на предприятии «Каустик», если выход водорода составляет 95% от теоретически возможного? Каков теоретический объем водорода? Какова молярная масса натрия?

Ответ: молярная масса натрия – 23 кг/кмоль, объем теоретический водорода – 56 л, объем практического водорода – 53,3 л.

Выберите те пункты, которым соответствуют ваши ответы в задаче:

а) Русское государство расширило свою территорию; 23 кг/кмоль

б) Русское государство переняло опыт скотоводничества и бортничества у башкир; 56л

в) русские находили убежище в Башкирии от гнета русских феодалов; 53,2 л

г) башкиры стали жить спокойно в первое время, так как прекратились междоусобные войны; 74 кг/кмоль

е) башкиры переняли опыт ведения земледелия и ремесленные навыки у русских; 140,6кг

ж) в истории башкирского народа началась новая историческая эпоха. 100 кг/кмоль.

Ответ: 1 команда – г, ж, д, е. 2 команда – б, в, а.

Дополнительное задание. «Шежере и химия» Раскодируй отрывок из шежере башкирского племени Юрматы (современный Стерлитамакский и Ишимбайский районы) о льготах за добровольное принятие Русского подданства. Каждая цифра соответствует порядковому номеру химического элемента. Соединив начальные буквы названий элементов, вы сложите отрывок, косая линия означает пробел.

Ответ: «Когда во все земли были направлены послы с грамотами, которые известили: пусть никто не убегает, и пусть каждый остается при своей вере, соблюдает свои обычаи».

3. Подведение итогов игры. Жюри подводит итоги. Победителей награждаем «5», другую команду – «4». Также можно отметить личное первенство. Учитель благодарит всех учеников за активное участие и желает удачи при выполнении домашнего задания.

Рефлексия. Учащиеся при выходе из кабинета наклеивают сердечко того цвета, которому соответствует его настроение. (Таким образом, учитель может оценить психологический настрой класса и оценить свою работу на уроке).

4. Задание на дом.

Повышенный уровень: Повторить §13, составить задачу, аналогичную №6 на стр. 57 с использованием знаний о Башкортостане и решить ее.

Средний уровень: Повторить §13, выполнить №6 стр. 57

Творческое задание: Сделать кроссворд по данному уроку, или Придумать сказку, используя химические свойства щелочных и щелочноземельных металлов.


7