Автор: учитель химии Гнездилова Валентина Петровна.
Предмет: Химия.
Класс: 9.
Тема урока: Соединения щелочных и щелочноземельных металлов.
Тип урока: интегрированный урок обобщения и систематизации знаний по химии и Истории Башкортостана.
Форма урока: игровая.
Цель: обобщение и систематизация знаний по щелочноземельным металлам и истории присоединения Башкирии к Русскому государству.
Задачи:
образовательная – закрепление и совершенствование знаний по щелочным и щелочно-земельным металлам, их расширение и развитие;
воспитательная – воспитание патриотических чувств к истории родного края; формирование умений осуществлять взаимосотрудничество, взаимоконтроль, развитие коммуникативных навыков;
развивающая – развитие умения переносить знания в новую ситуацию;
формирование умений анализировать, устанавливать связи и отношения, строить логическую цепочку рассуждений, ведущую к формированию умозаключения.
Оборудование и материалы: карточки с заданиями для команд, ключи к заданиям для жюри, ребусы, коллекция щелочных и щелочноземельных металлов и их минералов, видео- и фотоматериалы по теме на диске «Химия для всех -21 век» и «Истрия Башкортостана», презентация к уроку.
Подготовка к уроку начинается за неделю. Учащимся раздают сообщения (ребята должны подготовить презентации к ним, подобрать наглядный материал по их применению), объявляется тема урока и вопросы, которые нужно повторить к уроку: §§11,12.
Ход урока:
1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок: он пройдет в форме игры, в нем мы объединим две темы: «Соединения щелочных и щелочноземельных металлов» и «Добровольное присоединение Башкортостана к Русскому государству». Класс делится на две команды «Щелочники» и «Щелочноземельники». На уроке повторим строение, свойства, применение металлов у нас в Башкортостане, а на основе ваших знаний по химии мы раскроем основные моменты присоединения Башкортостана к Русскому государству. Итак, приступим к игре.
2. Ход игры.
1 задание. «Домашнее задание». Вначале представим сообщения с презентациями по теме «Применение соединений щелочных и щелочноземельных металлов в Башкортостане».
Задание для команд: объясните происхождение ваших названий команд. 2 балла за правильный ответ.
2 задание. «С чего все начиналось?» Присоединение Башкортостана к Русскому государству не случайно. Этому способствовали причины, которые вы узнаете, исходя из своих умений правильно составлять химические реакции.
1 команда: соотнесите уравнение реакций (исходные вещества и продукты), затем по правильным ответам сложите отдельные фразы в целое предложение и вы узнаете причину присоединения башкир к Русскому государству.
Исходные вещества | Продукты | Причина (фраза из предложения) |
1. Na + O2= | а) K2O | ханствами Золотой Орды |
2. K2O2 + K = | б) Cs SO4 + H2O | над Башкирией |
3. Rb + H2O = | в) Na2O2 | борьба между |
4. CsOH + H2SO4 = | г) RbOH + Н2 | за власть |
| д) K2O2 | феодалы |
| е) Cs SO4 + H2 | за Башкирию |
| ж) Rb(OH)2 + О2 | соперничество |
| з) Na + H2O | в середине 15 века |
Ответ: 1-в, 2-а, 3-г, 4-б. Оформить в виде цветка курая.
2 команда: соотнесите уравнение реакций (исходные вещества и продукты), затем по правильным ответам сложите отдельные фразы в целое предложение и вы узнаете причину присоединения башкир к Русскому государству.
Исходные вещества | Продукты | Причина (фраза из предложения) |
1. Сa + Н2O= | а) MgO + V | ханствами Золотой Орды |
2. V2O5 + Мg = | б) Ca(OH)2 + H2 | борьба между |
3. BaCO3(t0C)= | в) CaO+ H2O | феодалы |
4. CaSO4 + H3PO4= | г) BaO + Н2O | соперничество |
| д) Ca3(PO4)2↓ + H2SO4 | над Башкирией |
| е) BaO + CO2↑ | за власть |
| ж) Mg(OH)2 + V | в середине 15 века |
| з) H2SO4 + Ca | за Башкирию |
Ответ: 1-б, 2-а, 3-е, 4-д.
Таким образом, причиной была борьба ханов Золотой Орды за власть над землями Башкирии, гнет феодалов и ханов над башкирами, набеги врагов на территорию.
3 задание. «Угадай-ка!»
Расшифровав этот код, вы узнаете официальную дату принятия башкирами Русского подданства. Нужно соотнести название вещества и их формулу, соответствующую букву или цифру выпишите.
№ | Формула Название | MgO | Ca(OH)2 | K2CO3 | NaOH | CaSO4*2Н2O | KOH | NaHCO3 |
а | б | в | г | д | е | ж |
1 | Гашеная известь | 3 | 1 | 5 | 11 | 8 | 33 | 7 |
2 | Гипс | а | 3 | 4 | у | 5 | к | л |
3 | Жженая магнезия | 5 | 2 | 3 | а | б | 3 | 2 |
4 | Пищевая сода | 1 | 8 | 17 | к | у | п | 7 |
5 | Карбонат калия | 2 | 4 | г | е | н | о | 8 |
6 | Каустическая сода | 5 | 2 | 6 | о | 7 | л | м |
7 | Едкое кали | у | ф | ц | 2 | 4 | д | 6 |
Ответ: 1-б, 2-д, 3-а, 4-ж, 5-в, 6-г, 7-е.
Таким образом, официальная дата принятия башкирами Русского подданства является 1557год.
4 задание. «Выбери правильное утверждение». Присоединение осуществлялось на взаимных уступках, а какие они были, мы сейчас узнаем: 1 команда выбирает те условия, на которые пошло Российское подданство, а 2 команда – Башкирия.
Выберите те утверждения, которые верны:
1 команда:
1. степень окисления у бария равна +1 – в)
2. радий – это радиоактивный металл – д)
3. все щелочно-земельные металлы сгорают с образованием оксидов – д)
4. щелочные металлы взаимодействуют с водой с образованием их оксидов и водорода – а)
5. Са + Н2(tºС) = СаН2 – е)
2 команда:
1. название лития происходит от греческого слова «литос», что означает «камень»-в)
2. NaHCO3 – это пищевая сода – б)
3. 2Li + O2 = Li2O2 – д)
4. степень окисления у натрия равна +1 – а)
5. у щелочных металлов наиболее ярко выражены металлические свойства – г)
Далее выберите условия присоединения, соответствующие вашим выпавшим буквам по правильному утверждению:
а) Русское государство не трогает религию башкир;
б) Русское государство не вмешивается во внутреннюю жизнь местного населения;
в) Русское государство сохраняет вотчинное право на землю башкир;
г) Русское государство обещает защищать башкир от набегов врагов;
д) башкиры обещали нести военную службу;
е) башкиры обязались платить ясак – поземельную подать, которую нужно было везти в Казань, по этой причине и построили город – крепость Уфа.
Ответы: Команда, которая выписывала условия со стороны Русского государства: а, б, в, г. Команда, которая выписывала условия со стороны Башкирии: д, е.
Таким образом, мы выяснили, какие условия присоединения были представлены.
5 задание. «Реши задачу»
Присоединение Башкирии к Русскому государству имело свои положительные и отрицательные стороны. Вам предстоит решить задачу, если вы её правильно решите, то узнаете, какое значение имело присоединение для Башкирии – 1 команде, и для Российского государства – 2 команде.
1 команда:
Какая масса гашеной извести может быть получена из 200 кг известняка на предприятии «Сода», содержащего 5% примесей? Какова молярная масса гашеной извести и карбоната кальция? Какова масса чистого карбоната кальция?
Ответ: масса чистого карбоната кальция – 190 кг, молярная масса карбоната кальция – 100 кг/кмоль, молярная масса гашеной извести – 74 кг/кмоль, масса гашеной извести – 140,6 кг.
2 команда:
Какой объем водорода может быть получен, если при растворении в воде 11,5 кг натрия на предприятии «Каустик», если выход водорода составляет 95% от теоретически возможного? Каков теоретический объем водорода? Какова молярная масса натрия?
Ответ: молярная масса натрия – 23 кг/кмоль, объем теоретический водорода – 56 л, объем практического водорода – 53,3 л.
Выберите те пункты, которым соответствуют ваши ответы в задаче:
а) Русское государство расширило свою территорию; 23 кг/кмоль
б) Русское государство переняло опыт скотоводничества и бортничества у башкир; 56л
в) русские находили убежище в Башкирии от гнета русских феодалов; 53,2 л
г) башкиры стали жить спокойно в первое время, так как прекратились междоусобные войны; 74 кг/кмоль
е) башкиры переняли опыт ведения земледелия и ремесленные навыки у русских; 140,6кг
ж) в истории башкирского народа началась новая историческая эпоха. 100 кг/кмоль.
Ответ: 1 команда – г, ж, д, е. 2 команда – б, в, а.
Дополнительное задание. «Шежере и химия» Раскодируй отрывок из шежере башкирского племени Юрматы (современный Стерлитамакский и Ишимбайский районы) о льготах за добровольное принятие Русского подданства. Каждая цифра соответствует порядковому номеру химического элемента. Соединив начальные буквы названий элементов, вы сложите отрывок, косая линия означает пробел.
Ответ: «Когда во все земли были направлены послы с грамотами, которые известили: пусть никто не убегает, и пусть каждый остается при своей вере, соблюдает свои обычаи».
3. Подведение итогов игры. Жюри подводит итоги. Победителей награждаем «5», другую команду – «4». Также можно отметить личное первенство. Учитель благодарит всех учеников за активное участие и желает удачи при выполнении домашнего задания.
Рефлексия. Учащиеся при выходе из кабинета наклеивают сердечко того цвета, которому соответствует его настроение. (Таким образом, учитель может оценить психологический настрой класса и оценить свою работу на уроке).
4. Задание на дом.
Повышенный уровень: Повторить §13, составить задачу, аналогичную №6 на стр. 57 с использованием знаний о Башкортостане и решить ее.
Средний уровень: Повторить §13, выполнить №6 стр. 57
Творческое задание: Сделать кроссворд по данному уроку, или Придумать сказку, используя химические свойства щелочных и щелочноземельных металлов.
7