Интегрированный урок.
Окружающий мир. «Весёлая шахматная доска». 1 класс, Сугушлинская ООШ
Тема: Деревья возле школы. Распознавание деревьев по листьям.
Тип урока: изучение нового материала
Цели: познакомить с деревьями, растущими возле школы;
Задачи:
Предметные:
познакомить детей со строением листа, разнообразием листовых пластин;
учить детей распознавать листья наиболее распространённых пород деревьев;
Метапредметные:
развивать познавательный интерес, речь обучающихся, обогащать словарный запас;
расширять кругозор детей;
развивать умение выражать свои мысли, рассуждать, обучение шахматным терминам: шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Коммунакативные:
воспитывать наблюдательность и умение слушать,
воспитывать бережное отношение к природе. воспитание чувства, такта, уважения к своему партнёру.
Планируемые результаты:
Оборудование:
Листья разных пород деревьев, цветные карандаши, разноцветные фишки;
Иллюстрации с изображением деревьев, шахматная доска, квадратики белого цвета.
Техническое обеспечение:
Учебно-методическое обеспечение:
Учебник “Окружающий мир. Часть 1”, 1 класс, М.: Просвещение,2011; автор: А.А.Плешаков;
Рабочая тетрадь “Окружающий мир. Часть 1” для 1 класса; М.: Просвещение, 2012; автор: А.А.Плешаков.
Ход урока
1. Организационный момент. (Слайд 1)
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Поскорей проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте.
Всё ль в порядке:
Ручки, книжка и тетрадка?
- Повернулись, всем улыбнулись, настроились на работу.
II. Актуализация знаний.
1 .Беседа.
- О чём мы говорили с вами на прошлом уроке?
- На какие две группы можно разделить все растения?
Назовите растения, которые растут на подоконнике(ответы детей)
Назовите растения, которые украшают наши сады, парки(ответы детей).
III. Самоопределение к деятельности.
- Муравьишка Вопросик принёс для вас загадки. Отгадайте их.
Летом вырастают,
А осенью опадают. (Листья)
***
Падают с ветки
Золотые монетки. (Осенние листья) (Слайд 2)
- Почему листья названы золотыми монетками?
- А сейчас мы узнаем, кто у нас самый внимательный: кто может перечислить деревья, которые растут около школы, которые мы видели во время экскурсии?
- О чём мы будем говорить на уроке?(Слайд 3)
- Послушайте одну удивительную историю. Сегодня утром я обнаружила на столе карту, посмотрите на нее (Показывает карту, на которой написано «Путь в Черно-белое Королевство») Что это за королевство такое и где оно находится, я не знаю. А вы, ребята, знаете? (Предположения детей)
- Давайте внимательно посмотрим, может быть, из карты мы что-то поймем. (Рассматривают, обнаруживают сходство предметов и названий с групповым помещением) Кажется, я догадалась. Черно-белое Королевство находится где-то здесь, неподалеку. Давайте отыщем его.
Дети по карте ищут дорогу и находят большую демонстрационную шахматную доску с названием Черно-белое Королевство.
- Вот мы его и отыскали, вы узнали, что это за королевство?
Дети: Да, это шахматная доска.
- Верно, это шахматная доска, но почему же Королевство называется Черно-белым?
Дети: Потому что на доске черные и белые клетки.
- Правильно эти клетки в шахматах называются полями, на доске есть черные поля и белые поля, они располагаются определенным образом, кто скажет как именно.
Дети: По порядку, поочередно, белые и черные чередуются.
- А кто из вас сможет сосчитать, сколько на доске белых полей?
Дети: 32.
- А черных?
Дети: Тоже 32.
- А каких полей больше черных или белых?
Дети: Одинаково, их равное количество, поровну, белых полей столько же, сколько и черных.
- Правильно. Белых – 32 и черных – 32, а всего 64 поля. В шахматном Королевстве есть улицы. Те улицы, которые идут слева направо, называются Горизонталями и обозначаются цифрами, а те улицы, которые расположены сверху вниз – Вертикалями и обозначаются буквами. Сосчитайте, сколько вертикальных улиц?
Дети: 8.
- А сколько горизонтальных?
Дети: 8.
- Кто сможет показать 1 вертикаль?
- Какого цвета 1-я клетка во второй горизонтали? (белая)
- А последняя? (чёрная)
Дети тренируются показывать сначала вертикали, потом горизонтали.
- Очень хорошо. Но есть в Королевстве еще и переулки, большие и маленькие, и они называются Диагоналями. Проходят они наискосок, и они всегда одного цвета или белые или черные.
- Покажите самую длинную черную диагональ, самую длинную белую диагональ, самые короткие белые диагонали. Сколько их? Самые короткие черные диагонали. Сколько их?
Дети тренируются показывать диагонали.
- Черные и белые диагонали пересекаются в центре шахматной доски. Это Центральная площадь Королевства, из скольких полей она состоит?
Дети: Из четырех.
- Сколько в центре белых полей?
Дети: 2.
- А черных?
Дети: 2.
- Правильно. Ребята, почему-то Королевство совершенно пустое и никто из жителей нас не встречает, может быть, здесь что-то случилось? (Предположения детей)
- Но кто-то для нас оставил шахматную доску, только она какая-то странная, вся чёрная. Наверное, жители Черно-белого Королевства просят нас о помощи, и хотят, чтобы мы раскрасили доску, правильно чередуя черные и белые поля. Справитесь?
Для того, чтобы помочь жителям нам нужно превратить Королевство в Черно-белый цвет, но для этого нужно ответить на вопросы, который нам приготовил Муравьишка.
IV. Работа по теме урока.
1. Практическая работа (дети отвечают и на доске прикрепляют белые квадратики)
(На каждой парте листья разных пород деревьев, собранные уч-ся на прогулки, белые квадратики, на школьной доске чёрная бумажная квадратная доска)
- Муравьишка Вопросик принёс на урок очень много листьев. По каким признакам их можно разделить на группы? (По форме, цвету, размеру).
- Ребята, а можно по листу узнать дерево? Как это сделать?
- А сейчас проведем игру “Какое дерево потеряло эти листочки”. Внимательно слушайте загадки, стихи, отгадывайте название дерева и по сигналу показывайте мне его листочки. За каждый правильный ответ на черной доске по горизонтали ставим 4 белых квадратиков.(Слайд 4)
1. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч,
Я кормлю свиней и белок-
Ничего. Что плод мой мелок.
“Красавец” - так переводится латинское, научное название этого дерева. Но оно не только красиво: это дерево - богатырь. Что это за дерево? (Дуб). Покажите его листочки.
- Приготовьтесь отгадать следующую загадку. О каком дереве идет речь? (Слайд 5)
2. Стоит Алёна:
Платок зелёный,
Тонкий стан,
Белый сарафан.
- Покажите листочки этого дерева, как оно называется? (Берёза)
- Отгадайте следующую загадку. О каком дереве идет речь? (Слайд 6)
Он встречает самым первым осени приход. Кружит в воздухе весёлый
3. Листьев хоровод.
Землю быстро укрывает
Золотым ковром –
Пусть родная засыпает
Долгим зимним сном.
Покажите листочки этого дерева, как оно называется? (Клён)
-Догадайтесь, о каком дереве говорится в этой загадке? (Слайд 7)
4. Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла. Здесь дрозды, скворцы снуют.
И, галдя, его клюют.
Как оно называется, объясните, как вы догадались? (Рябина)
- Послушайте и отгадайте ещё загадку. (Слайд 8)
5. Дерево чудесное,
Листья интересные,
Веерочки, веерки,
Белой свечкою цветки.
- Покажите листочки этого дерева, как оно называется? (Каштан)
- Следующая загадка. (Слайд 9)
Никто не пугает, а вся дрожит.
6. - Покажите листочки этого дерева, как оно называется? (Осина)
- А про это дерево попробуйте отгадать загадку: (Слайд 10)
7. С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня всё ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
8. Ветка в грозди разодета, фиалкового цвета. Это в летний жаркий день,
Расцвела в саду …….. (сирень.)
Черно-белая доска -
Родственница сетки,
Бело-черные цвета
Чередуют клетки.
-Вы справились с заданием. Мы помогли жителям Черно-белого королевства. Перед нами шахматная доска. Это поле сражения, состоящее из белых и чёрных клеток. Всего на доске их 64 — 32 белых и 32 чёрных. По краям доски сверху и снизу буквы, а справа и слева цифры.
Как правильно поставить шахматную доску? Тебе надо запомнить одно важное правило: поле а1 должно находиться у того, кто играет белыми фигурами под левым локтем, оно всегда (!) чёрного цвета.
- Отлично, все справились с заданием, но что случилось в Черно-белом Королевстве, мы узнаем только на следующем занятии.
- Давайте еще раз повторим названия деревьев, которые мы отгадали.
- (Слайд 11) Ребята, посмотрите внимательно на листья, которые лежат на ваших столах. Каждый лист имеет листовую пластинку и черешок. Кто догадался и может показать, что такое “листовая пластинка”, что такое “черешок”? (Один из учеников выходит к доске и показывает. Остальные дети выполняют задание на партах)
- Листовая пластинка может быть простой. Например, у дуба, у берёзы листовая пластинка простая. У некоторых деревьев листовая пластинка сложная
- (Слайд 12) Рассмотрите листья и подумайте, а у каких из них листовая пластинка сложная, а у каких - простая.
- А теперь проверим: правильно ли вы определили вид листовой пластинки (Слайд 13, 14)
ФИЗМИНУТКА
Упражнения для глаз.
Пальминг. Одели "черные очки". Перед вами черный бархатный занавес. Увидели его. Теперь представим, что вы гуляете по саду. Постарайтесь увидать эту картинку. Кругом тишина, ветер шуршит опавшими листьями. Сняли ладошки с глаз, поморгали глазками. Теперь делаем упражнения. Делайте их очень плавно, медленно, без напряжения, резких движений.
1. Подняли глазки вверх, вниз, вверх, вниз, вверх, вниз. Поморгали-поморгали-поморгали.
2. Скосили глазки вправо, влево, вправо, влево, вправо, влево. Поморгали.
3. «Диагональ». Смотрим вправо вверх - влево вниз, вправо вверх - влево вниз, вправо вверх - влево вниз. Поморгали. Обратная «диагональ». Влево вверх - вправо вниз. Так же 3 раза. Поморгали.
4. Поставили пальчик перед носом. Смотрим на кончик, затем вдаль . 3 раза
V. Работа в учебнике и тетрадях.
1. Работа по учебнику.
- Рассмотрите фотографии на с.29.
- Вы узнали эти листья? С каких они деревьев?
2. Выполнение заданий в рабочей тетради, с. 16-17.
VI. Рефлексия.
- Оцените свои достижения на уроке:
- Что нового вы узнали сегодня на уроке? Продолжите предложение, выбрав начало
Я узнал...
Я повторил...
Я запомнил...
- Что запомнилось больше всего? У кого появилось желание сделать что-нибудь из осенних листьев, чтобы подольше сохранить эту красоту? Посмотрите, какие красивые работы сделали ребята нашего класса из осенних листьев. Помните, что собирать нужно только опавшие листья, так как, срываю листья с дерева, можно поломать ветку и этим нанести дереву вред.
Приложение к уроку.
