необходимо знать их происхождение.
I. Организационный момент | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку |
II. Актуализация опорных знаний. Звучит стихотворение С.Я.Маршака | Читает подготовленный ученик. Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне, С цифрой 5 на медной бляшке, В синей форменной фуражке? Это он, Это он, Ленинградский почтальон. У него сегодня много Писем в сумке на боку, - Из Ташкента, Таганрога, Из Тамбова и Баку. В семь часов он начал дело, В десять сумка похудела, А к двенадцати часам Все разнес он по местам. |
III. Ввод в тему: изучение нового материала. Как вы думаете, почему сегодняшний урок мы начинаем именно с этого стихотворение? |
Учитель: мы с вами на уроках знакомились с разными видами и жанрами, а сегодня познакомимся с эпистолярным жанром. - Что такое эпистолярный жанр? - Знаете ли вы? А хотите узнать? - А зачем нам знакомиться с эпистолярным жанром? Ведь в век электронной почты и мобильной связи этот жанр, кажется, становится неактуальным. Правда. - Скажите, вы любите получать письма от родных и близких? Вам нравится их читать? - Чем отличаются короткие электронные сообщения или мобильные звонки от писем? - Прочитайте эпиграф. Как вы понимаете высказывание ученого? | Записываем тему урока. Это жанр писем. Ответы учащихся. Учащиеся отвечают. |
Обобщение учителя: Люди знают, кто придумал электродвигатель и антибиотики, компьютер. Но эти изобретения, изменившие жизнь человечества, никогда не состоялись бы, если бы в древности кто-то, их имен мы никогда не узнаем, не изобрел письменность. Времена, когда не существовало письменности, называют доисторическим. |
- Как вы думаете, всегда ли люди умели читать и писать? - Легко ли было сохранить таким образом точную информацию? - Как развивалось бы человечество, если бы ему пришлось передавать всю информацию только устным способом? | Ответы учащихся. |
Вывод: Давным-давно люди не умели ни читать, ни писать, все хранилось в памяти людей. Информацию передавали в устной форме, знаний накопилось больше, чем люди могли удержать в памяти и устно передавать друг другу, речь не могла служить единственным средством общения. |
- Какие еще способы передачи письменной речи вы знаете? - В чем, на ваш взгляд, несовершенство данного письма? | Слайд № 1. Ученик показывает и рассказывает (на русском и английском языках) как люди передавали в древности информацию. При помощи звука Жестов Цвета Дыма костра Огня Стрел Узелков (…) Иероглифов Рисунков 10) Предметов (топорик, трубка, табак, хлеб-соль) Ответы учащихся: 1) нельзя передавать на большое расстояние. 2) понять такое письмо можно по-разному. Обедняет язык |
Обобщение: Именно поэтому предметное письмо не могло просуществовать долго. И возникло совсем другое письмо. |
Учитель: Между первой весточкой в бумажном конверте и современной электронной почтой – столетия, а сегодня они рядом. Молодые люди с нетерпением ждут электронных сообщений (не сводя глаз с монитора компьютера), старшее поколение – каждый день открывает почтовый ящик. Прошлое, настоящее и будущее – рядом в нашей жизни. |
- Как вы думаете, почему до сих пор люди пишут письма? | Ответы учащихся. |
Обобщение: В письмо человек вкладывает свою душу. По письму можно узнать характер его автора. Современные формы переписки сложились около двухсот лет назад. Их родина – Англия. Оттуда берут начало основные правила – этикет составления корреспонденции. Но эпистолярное искусство (от латинского слова «эпистола» - письмо, послание) существует с древних времен. |
- Давайте посмотрим, какие термины нам могут встретиться в эпистолярном жанре, объясним их. | Слайд № 2 о возникновении письма (на английском языке) Слайд № 3. Проводится в форме игры «Соотнеси понятия» |
1) Эпистола - | Место, куда отправляют письмо |
2) Конверт - | грамотка, уведомление, сообщение на бумаге, лист, письменная речь, беседа, посылаемая одним лицом другому |
3) Почтальон- | тот человек, кому отправляют письмо |
4) Адрес - | Человек, который доставляет почту по указанному адресу. |
5) Адресат - | Бумажный пакет квадратной или прямоугольной формы, в который вкладывают письмо. |
- Почтовый ящик придумали моряки в XVI веке. | Слайд № 4. О появлении первого почтового ящика ( стр. 15-16) |
- А теперь послушайте об истории возникновения конверта | Слайд № 5.стр. 16. |
- Существует несколько видов писем - Какие вам известны? Деловое Поздравление Просьба Любовное Благодарственное Обращение Рассказ - Как видите, видов писем достаточно много, но есть правила, которые являются общим для написания любого письма. - Вы их знаете? | (на русском и английском языках) в форме игры (карусель) Учащиеся отвечают. Слайд № 6. Сравнить правила написания русских и английских писем |
запись в тетрадях: 1. Сообщить, оповестить 2. Поздравить 3. Извиниться 4. Поделиться чувствами, впечатлениями 5. Поблагодарить. |
- Перед вами лежат конверты. Как нужно правильно написать адрес, чтобы письмо дошло по назначению? - Кому бы вы хотели написать письмо? Почему именно им? | (демонстрация конверта) Учащиеся подписывают конверт. |
- Подписывать конверт вы научились, а что представляет собой текст письма? Каковы его основные признаки? | Слайд № 8. – План письма (русский и английский) Зачин. Вступление. Информационная часть. Основная часть. Концовка. Заключение. PS «после написанного» Учащиеся выполняют задание под руководством учителя. |
- Скоро вы закончите школу и уедете учиться. Наверняка будете скучать по дому, по маме, захотите ей написать письмо. - Давайте посмотрим, как это делал С.Есенин. Мы посмотрим структуру письма и речевые формулы, используемые в стихотворении «Письмо к матери» - Выразительное чтение стихотворения учителем. |
Анализируем стихотворение, составляем таблицу: |
Части речи | Содержание | Речевые формулы |
1) Зачин | 1) Место и дата назначения - 2) Приветствие - 3) Обращение - | - Город, 1924 г. - Привет тебе, привет. - Моя старушка; родная |
2)Информационная часть | Основная информация | строки 2-8 |
3) Концовка | Благодарность, наказы, приветы | Забудь, не грусти, не уходи. |
IV. Закрепление изученного материала. Задания: Прочитайте тексты. Определите, какой из них можно назвать письмом и почему? Кто отправитель (адресант) письма; Что вы узнали об этом человеке? Молодцы! Вы верно определили, что здесь 2 текста писем и они имеют сходную структуру: обращение, зачин письма, основную часть, концовку, подпись, дату А знаете ли вы, что в Хабаровске, существует такое местечко, где для всех желающих проводят занятия по истории открытого письма, учат основам письменного этикета и даже обучают каллиграфии. Посетитель может выбрать реплику почтовой открытки начала прошлого века, подписать ее настоящим пером и, опустив открытку в винтажный почтовый ящик, отправить ее в любой уголок России. Эта экспозиция называется «Письма с утеса». Вы можете посетить утес в г. Хабаровске и приобщиться к стилистике написания писем. | слайд № 9. (тексты для анализа) стр. 17. слайд 10. |
Обобщение: теперь, когда вы знаете, какие бывают письма, каким стилем их надо написать, вы сами попробуете написать письмо. Это Д/З. |
V. Рефлексия. - Кому из вас понравилось работать в эпистолярном жанре? - С каким видом письма познакомились на уроке? - Где пригодится нам умение писать письма? | Ответы учащихся. |