СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок письма английский и русский язык

Категория: Русский язык
Тема: 7. Текст

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке рассматриваются правила написания писем на русском и английском языках. Проводится сравнения в правилах, раскрывается история создания письма и его артибутики

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок письма английский и русский язык»

Тема: Урок письма (интегрированный, для учащихся 5-7 классов, русский и английский языки).

Цель:

  1. дать учащимся представление об эпистолярном жанре и письме, как о тексте, его видах по цели общения;

  2. ознакомить с историей возникновения письменности, доказать необходимость возникновения письменности в жизни людей;

  3. ознакомить с правилами написания письма и особенностями, композицией и историей развития этого жанра;

  4. показать значение переписки в жизни человека;

  5. развивать навыки логически последовательной устной письменной речи;

  6. обогащать словарный запас по данной теме;

  7. воспитывать интерес к предметам и эпистолярному жанру; бережное отношение к языку, любовь и уважение к истории разных стран.


Эпиграф:

Чтобы воспринимать культурные

ценности во всей их полноте,

необходимо знать их происхождение.

Д.С.Лихачев



Ход урока:

I. Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку

II. Актуализация опорных знаний.

Звучит стихотворение С.Я.Маршака

Читает подготовленный ученик.

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

Это он,

Это он,

Ленинградский почтальон.

У него сегодня много

Писем в сумке на боку, -

Из Ташкента, Таганрога,

Из Тамбова и Баку.

В семь часов он начал дело,

В десять сумка похудела,

А к двенадцати часам

Все разнес он по местам.

III. Ввод в тему: изучение нового материала.

Как вы думаете, почему сегодняшний урок мы начинаем именно с этого стихотворение?

Учитель: мы с вами на уроках знакомились с разными видами и жанрами, а сегодня познакомимся с эпистолярным жанром.

- Что такое эпистолярный жанр?

- Знаете ли вы? А хотите узнать?

- А зачем нам знакомиться с эпистолярным жанром?

Ведь в век электронной почты и мобильной связи этот жанр, кажется, становится неактуальным. Правда.

- Скажите, вы любите получать письма от родных и близких? Вам нравится их читать?

- Чем отличаются короткие электронные сообщения или мобильные звонки от писем?

- Прочитайте эпиграф. Как вы понимаете высказывание ученого?

Записываем тему урока.



Это жанр писем.

Ответы учащихся.















Учащиеся отвечают.

Обобщение учителя: Люди знают, кто придумал электродвигатель и антибиотики, компьютер. Но эти изобретения, изменившие жизнь человечества, никогда не состоялись бы, если бы в древности кто-то, их имен мы никогда не узнаем, не изобрел письменность. Времена, когда не существовало письменности, называют доисторическим.

- Как вы думаете, всегда ли люди умели читать и писать?

- Легко ли было сохранить таким образом точную информацию?

- Как развивалось бы человечество, если бы ему пришлось передавать всю информацию только устным способом?

Ответы учащихся.

Вывод: Давным-давно люди не умели ни читать, ни писать, все хранилось в памяти людей. Информацию передавали в устной форме, знаний накопилось больше, чем люди могли удержать в памяти и устно передавать друг другу,

речь не могла служить единственным средством общения.

- Какие еще способы передачи письменной речи вы знаете?














- В чем, на ваш взгляд, несовершенство данного письма?

Слайд № 1. Ученик показывает и рассказывает (на русском и английском языках) как люди передавали в древности информацию.

  1. При помощи звука

  2. Жестов

  3. Цвета

  4. Дыма костра

  5. Огня

  6. Стрел

  7. Узелков (…)

  8. Иероглифов

  9. Рисунков

10) Предметов (топорик, трубка, табак, хлеб-соль)

Ответы учащихся:

1) нельзя передавать на большое расстояние.

2) понять такое письмо можно по-разному. Обедняет язык

Обобщение: Именно поэтому предметное письмо не могло просуществовать долго. И возникло совсем другое письмо.

Учитель: Между первой весточкой в бумажном конверте и современной электронной почтой – столетия, а сегодня они рядом. Молодые люди с нетерпением ждут электронных сообщений (не сводя глаз с монитора компьютера), старшее поколение – каждый день открывает почтовый ящик. Прошлое, настоящее и будущее – рядом в нашей жизни.

- Как вы думаете, почему до сих пор люди пишут письма?

Ответы учащихся.

Обобщение: В письмо человек вкладывает свою душу. По письму можно узнать характер его автора. Современные формы переписки сложились около двухсот лет назад. Их родина – Англия. Оттуда берут начало основные правила – этикет составления корреспонденции. Но эпистолярное искусство (от латинского слова «эпистола» - письмо, послание) существует с древних времен.

- Давайте посмотрим, какие термины нам могут встретиться в эпистолярном жанре, объясним их.

Слайд № 2 о возникновении письма (на английском языке)

Слайд № 3. Проводится в форме игры «Соотнеси понятия»

1) Эпистола -

Место, куда отправляют письмо

2) Конверт -

грамотка, уведомление, сообщение на бумаге, лист, письменная речь, беседа, посылаемая одним лицом другому

3) Почтальон-

тот человек, кому отправляют письмо

4) Адрес -

Человек, который доставляет почту по указанному адресу.

5) Адресат -

Бумажный пакет квадратной или прямоугольной формы, в который вкладывают письмо.

- Почтовый ящик придумали моряки в XVI веке.

Слайд № 4. О появлении первого почтового ящика ( стр. 15-16)

- А теперь послушайте об истории возникновения конверта

Слайд № 5.стр. 16.

- Существует несколько видов писем

- Какие вам известны?

  • Деловое

  • Поздравление

  • Просьба

  • Любовное

  • Благодарственное

  • Обращение

  • Рассказ


- Как видите, видов писем достаточно много, но есть правила, которые являются общим для написания любого письма.

- Вы их знаете?

(на русском и английском языках)





в форме игры (карусель)









Учащиеся отвечают.

Слайд № 6. Сравнить правила написания русских и английских писем

запись в тетрадях:

1. Сообщить, оповестить

2. Поздравить

3. Извиниться

4. Поделиться чувствами, впечатлениями

5. Поблагодарить.

- Перед вами лежат конверты. Как нужно правильно написать адрес, чтобы письмо дошло по назначению?

- Кому бы вы хотели написать письмо? Почему именно им?

(демонстрация конверта)




Учащиеся подписывают конверт.

- Подписывать конверт вы научились, а что представляет собой текст письма?

Каковы его основные признаки?

Слайд № 8. – План письма (русский и английский)

  1. Зачин. Вступление.

  2. Информационная часть. Основная часть.

  3. Концовка. Заключение.

  4. PS «после написанного»









Учащиеся выполняют задание под руководством учителя.

- Скоро вы закончите школу и уедете учиться. Наверняка будете скучать по дому, по маме, захотите ей написать письмо.

- Давайте посмотрим, как это делал С.Есенин. Мы посмотрим структуру письма и речевые формулы, используемые в стихотворении «Письмо к матери»

- Выразительное чтение стихотворения учителем.

Анализируем стихотворение, составляем таблицу:

Части речи

Содержание

Речевые формулы

1) Зачин

1) Место и дата назначения -

2) Приветствие -


3) Обращение -

- Город, 1924 г.

- Привет тебе, привет.

- Моя старушка; родная

2)Информационная часть

Основная информация

строки 2-8

3) Концовка

Благодарность, наказы, приветы

Забудь, не грусти, не уходи.

IV. Закрепление изученного материала.

Задания: Прочитайте тексты.

  1. Определите, какой из них можно назвать письмом и почему?

  2. Кто отправитель (адресант) письма;

  3. Что вы узнали об этом человеке?

Молодцы! Вы верно определили, что здесь 2 текста писем и они имеют сходную структуру: обращение, зачин письма, основную часть, концовку, подпись, дату

А знаете ли вы, что в Хабаровске, существует такое местечко, где для всех желающих проводят занятия по истории открытого письма, учат основам письменного этикета и даже обучают каллиграфии. Посетитель может выбрать реплику почтовой открытки начала прошлого века, подписать ее настоящим пером и, опустив открытку в винтажный почтовый ящик, отправить ее в любой уголок России. Эта экспозиция называется «Письма с утеса». Вы можете посетить утес в г. Хабаровске и приобщиться к стилистике написания писем.

слайд № 9. (тексты для анализа) стр. 17.















слайд 10.

Обобщение: теперь, когда вы знаете, какие бывают письма, каким стилем их надо написать, вы сами попробуете написать письмо. Это Д/З.

V. Рефлексия.

- Кому из вас понравилось работать в эпистолярном жанре?

- С каким видом письма познакомились на уроке?

- Где пригодится нам умение писать письма?


Ответы учащихся.