Чудеса творят не компьютеры, а учителя! Крейг Барретт
«
Михалицына Татьяна Викторовна
Учитель : биологии
е-mail: [email protected]
профессиональное кредо:
« Любите то, что преподаете, и тех, кому преподаете»
здравствуйте!
Я вам предлагаю улыбнуться!
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и искать.
Интегрированный урок
…
А определить тему нашего урока вам помогут стихотворные строки…
осень
Группа 17 и 18
Тема
урок а?
Министерство образования Нижегородской области Краснобаковский филиал ГБПОУ «Варнавинский технолого-экономический техникум»
Предмет: Биология и литература
Тема :
Преподаватели : Михалицына Татьяна Викторовна
«Здравствуй, осень золотая!»
Интегрированный урок
Ребята, а как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Цель урока:
познакомить учащихся с изображением осенней природы (в русской поэзии XIX века, расширение и углубление знаний учащихся о процессах протекающих с наступлением осени у растений, с многообразием растительного мира родного края; развивать интерес к изучению природы, к поэзии; воспитывать любовь к природе, стремление охранять ее.
Приветствие команд
Наш урок мы
посвящаем
Прекрасному
времени года –
осени
и
все конкурсы
будут
связаны
с этой
чудесной порой
1 конкурс чтецов Тема осени часто звучит в песнях, стихах и прозе.
Почему А.С. Пушкину так нравилось это время года?
- Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
Давайте вспомним, как выглядит природа в период ,многими любимый .Такими словами поэты воспевают осень :
рябины пламень, пламенеющие осины, бронзовые серьги, желтая резьба. Уже в конце августа наступает расцвечивание листьев, в сентябре оно нарастает, а к концу сентября достигает максимума – начало осени переходит в золотую осень.
Проблема
Что за волшебство происходит с листьями осенью?
Отличительные особенности строения клеток растений
наличие хлоропластов, крупной вакуоли и клеточной стенки
Пластиды
Зеленые пластиды разной формы (овальная, спиралевидная и т.д); содержат хлорофилл .
Желтые, оранжевые и красные пластиды трубчатой, сферической формы. Привлечение опылителей и распространителей семян и плодов.
Белые или бесцветные пластиды в основном круглой или овальной формы; содержат в основном крахмал. Запасающая функция .
Конкурс -2«Работа с текстом» Прочитайте текст и найдите ответ на вопросы : Почему листья падают? Почему листья меняют цвет?
- При понижении температуры воздуха и уменьшении световой части дня начинается разрушение хлорофилла . При этом проявляются другие пигмента (желтого и оранжевого цвета) – ксантофилл и каротин . В клеточном соке некоторых растений накапливается антоциан, который является признаком прекращения поступления веществ в лист и его отмирание. Этот пигмент меняет свой цвет в зависимости от реакции клеточного сока: кислая среда определяет красную и малиновую окраски, нейтральная – фиолетовую, щелочная – синюю. При этом возможны и все оттенки переходов. Между листом и стеблем образуется особый отделяющий слой (пробковый). Клетки этого слоя легко теряют между собой связь и лист отрывается
Каждая порода деревьев имеет свою осеннюю раскраску листьев :
- – клены, грабы и березы ;
- – дубы;
- – вишня, рябина, барбарис ;
- – черемуха;
- – бирючина, бересклет ;
- – осина;
- Какой цвет имеют хромопласты?
Каждая порода деревьев имеет свою осеннюю раскраску листьев :
- светло-желтую – клены, грабы и березы;
- пунцово-красную – вишня, рябина, барбарис;
- пурпуровую – черемуха;
- фиолетовую – бирючина, бересклет;
- мутно-буро-зеленую – ольха.
Клен, береза (30 сентября)
Как вы думаете :о каком явлении мы сейчас говорим?
- К 30 сентября отмечается полная осенняя раскраска листьев клена остролистного, у черемухи обыкновенной, липы, осины.
- Спустя 5–10 дней осеннюю окраску принимают березы, рябина обыкновенная, дуб черешчатый.
- Еще через день-два полностью окрашивается в желтый цвет хвоя лиственницы сибирской, затем примерно через 2 недели – лиственницы европейской.
- Травянистые растения также приобретают красные, фиолетовые и желтые тона и оттенки – всюду виден яркий прощальный наряд.
Дуб, вишня, рябина (5-10 октября)
Как вы думаете :о каком явлении мы сейчас говорим?
В октябре проходит листопад у березы бородавчатой, сбрасывают последние листья липа мелколистная и клен остролистный. Через 3–7 дней после конца листопада у березы бородавчатой это явление наступает у рябины обыкновенной и заканчивается хвоепад у лиственницы сибирской. Несколько позже сбрасывает хвою лиственница европейская.
Работа с текстом Прочитайте текст и найдите ответ на вопросы : Почему листья падают? Почему листья меняют цвет?
- При понижении температуры воздуха и уменьшении световой части дня начинается разрушение хлорофилла . При этом проявляются другие пигмента (желтого и оранжевого цвета) – ксантофилл и каротин . В клеточном соке некоторых растений накапливается антоциан, который является признаком прекращения поступления веществ в лист и его отмирание. Этот пигмент меняет свой цвет в зависимости от реакции клеточного сока: кислая среда определяет красную и малиновую окраски, нейтральная – фиолетовую, щелочная – синюю. При этом возможны и все оттенки переходов. Между листом и стеблем образуется особый отделяющий слой (пробковый). Клетки этого слоя легко теряют между собой связь и лист отрывается
Схема листопада.
Почему листья падают?
- Между листом и стеблем образуется особый отделяющий слой (пробковый). Клетки этого слоя легко теряют между собой связь и лист отрывается…
Назовите те процессы, которые сопровождают листопад.
Процессы листопада
ненужные вещества.
- Лист меняет цвет.
- Между листом и
стеблем образуется
пробковый слой.
- Лист отрывается.
- В листьях разрушается
хлорофилл
бурым.
Конкурс – 3 Разместите в данном перечне элементы в порядке протекания процессов
Не от добра дерево
лист роняет.
Какое значение имеет листопад в жизни растений ?
Листопад позволяет :
- -экономить воду
- -удаляет ненужные вещества
- -предотвращает обламывание ветвей в зимний период
Процессы листопада
- 1В листьях разрушается хлорофилл.
- 2 Лист меняет цвет.
- 3 Лист накапливает ненужные вещества.
- 4 Между листом и стеблем образуется пробковый слой.
- 5 Лист становится бурым.
- 6 Лист отрывается.
- 7 Лист падает.
Конкурс- 4 Осень в работах художников
Уж небо осенью дышало…
Творческое задание Синквейн
Синквейн
- На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это тема синквейна - листопад .
- На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
- На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
- На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого высказывается свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная фраза в контексте с темы.
- Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Народные приметы
- Листья осины лежат на земле
кверху лицом -зима будет холодная .
-Прежде времени лист
опадает –к долгой зиме .
-Если листья березы
осенью начнут
желтеть с верхушки,
то следующая
весна будет ранняя,
а если снизу – то поздняя.
- Пока лист с вишневых деревьев
не опал, сколько бы снегу
не выпало,
оттепель его сгонит.
……
Синквейн 1-листопад
2 Прекрасный, оберегающий. 3 Отрывается, кружится, падает, 4 Растение готовится
к зиме. 5 Лист
Сегодня мы обратили внимание на осеннее явление природы – листопад. Рассмотрели его физиологические основы и определили биологическое значение. Познакомились с изображением природы в русской поэзии
Стадия «Рефлексия»
- Ребята, заканчивается наш урок, давайте подведём итоги. У меня освободился микрофон, и поэтому у вас есть возможность высказаться по поводу того, что…
- - Для меня стало новым…
- - Меня удивило…
- - Я научился…
- - Я понял, что могу…
- - Мне понравилось
Для меня стало новым… - Меня удивило… - Я научился… - Я понял, что могу… - Мне понравилось -Мне пригодится в жизни …
Задание на дом
Эссе «осень золотая!»
кластер-листопад
Биология
- « Человека не может не занимать природа. Он связан с ней тысячью неразрывных нитей, он сын её»
Спасибо за внимание !
Работа с текстом Прочитайте текст и найдите ответ на вопросы : Почему листья меняют цвет? Почему листья падают?
При понижении температуры воздуха и уменьшении световой части дня начинается разрушение хлорофилла . При этом проявляются другие пигмента (желтого и оранжевого цвета) – ксантофилл и каротин . В клеточном соке некоторых растений накапливается антоциан, который является признаком прекращения поступления веществ в лист и его отмирание. Этот пигмент меняет свой цвет в зависимости от реакции клеточного сока: кислая среда определяет красную и малиновую окраски, нейтральная – фиолетовую, щелочная – синюю. При этом возможны и все оттенки переходов.
Цель занятия :
- Обобщение и закрепление знаний об осени в литературе
- расширение и углубление знаний учащихся о процессах протекающих с наступлением осени у растений; о листопаде как приспособлении растений к неблагоприятным условиям.
- систематизирование творческой
активности, создание условий для ее
проявления
- развитие коммуникативных умений
- формирование умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать;
- формирование навыков работы в группе.
Цель занятия :
- Обобщение и закрепление знаний об осени в литературе
- расширение и углубление знаний учащихся о процессах протекающих с наступлением осени у растений; о листопаде как приспособлении растений к неблагоприятным условиям.
- систематизирование творческой
активности, создание условий для ее
проявления
- развитие коммуникативных умений
- формирование умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать;
- формирование навыков работы в группе.