СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по биологии и литературе для студентов 1 курса ГБПОУ Варнавинского технолого-экономического техникума

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство  учащихся с изображением русской природы в русской поэзии 19 века и процессами, протекающими с наступлением осени,  у растений (после изучения темы:  "Строение клетки")

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по биологии и литературе для студентов 1 курса ГБПОУ Варнавинского технолого-экономического техникума»

Чудеса творят не компьютеры, а учителя!  Крейг Барретт « Михалицына Татьяна Викторовна Учитель : биологии е-mail: tatavicta@mail.ru профессиональное кредо: « Любите то, что преподаете, и тех, кому преподаете»

Чудеса творят не компьютеры, а учителя! Крейг Барретт

«

Михалицына Татьяна Викторовна

Учитель : биологии

е-mail: [email protected]

профессиональное кредо:

« Любите то, что преподаете, и тех, кому преподаете»

здравствуйте! Я вам предлагаю улыбнуться! С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и искать.

здравствуйте!

Я вам предлагаю улыбнуться!

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и искать.

Интегрированный урок …

Интегрированный урок

А определить тему нашего урока вам помогут стихотворные строки… осень Группа 17 и 18

А определить тему нашего урока вам помогут стихотворные строки…

осень

Группа 17 и 18

Тема урок а?

Тема

урок а?

  Министерство образования Нижегородской области  Краснобаковский филиал  ГБПОУ «Варнавинский технолого-экономический техникум»      Предмет:  Биология и литература Тема :     Преподаватели : Михалицына Татьяна Викторовна   «Здравствуй, осень золотая!» Интегрированный урок

Министерство образования Нижегородской области Краснобаковский филиал ГБПОУ «Варнавинский технолого-экономический техникум»  

Предмет: Биология и литература

Тема :

Преподаватели : Михалицына Татьяна Викторовна

«Здравствуй, осень золотая!»

Интегрированный урок

Ребята, а как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Ребята, а как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Цель урока: познакомить учащихся с изображением осенней природы (в русской поэзии XIX века, расширение и углубление знаний учащихся о процессах протекающих с наступлением осени у растений, с многообразием растительного мира родного края; развивать интерес к изучению природы, к поэзии; воспитывать любовь к природе, стремление охранять ее.

Цель урока:

познакомить учащихся с изображением осенней природы (в русской поэзии XIX века, расширение и углубление знаний учащихся о процессах протекающих с наступлением осени у растений, с многообразием растительного мира родного края; развивать интерес к изучению природы, к поэзии; воспитывать любовь к природе, стремление охранять ее.

Приветствие команд Наш урок мы  посвящаем Прекрасному  времени года – осени  и все конкурсы  будут связаны  с этой чудесной порой

Приветствие команд

Наш урок мы

посвящаем

Прекрасному

времени года –

осени

и

все конкурсы

будут

связаны

с этой

чудесной порой

1 конкурс чтецов  Тема осени часто звучит в песнях, стихах и прозе.

1 конкурс чтецов Тема осени часто звучит в песнях, стихах и прозе.

Почему А.С. Пушкину так нравилось это время года?   Унылая пора! Очей очарованье!  Приятна мне твоя прощальная краса —  Люблю я пышное природы увяданье,  В багрец и в золото одетые  леса,  В их сенях ветра шум и свежее дыханье,  И мглой волнистою покрыты небеса,  И редкий солнца луч, и первые морозы,  И отдаленные седой зимы угрозы.

Почему А.С. Пушкину так нравилось это время года?

  • Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
 Давайте вспомним, как выглядит природа в период  ,многими любимый .Такими словами поэты воспевают осень : рябины пламень, пламенеющие осины, бронзовые серьги, желтая резьба. Уже в конце августа наступает расцвечивание листьев, в сентябре оно нарастает, а к концу сентября достигает максимума – начало осени переходит в золотую осень.

Давайте вспомним, как выглядит природа в период ,многими любимый .Такими словами поэты воспевают осень :

рябины пламень, пламенеющие осины, бронзовые серьги, желтая резьба. Уже в конце августа наступает расцвечивание листьев, в сентябре оно нарастает, а к концу сентября достигает максимума – начало осени переходит в золотую осень.

Проблема Что за волшебство происходит с листьями осенью?

Проблема

Что за волшебство происходит с листьями осенью?

 Отличительные особенности строения клеток растений наличие хлоропластов, крупной вакуоли и клеточной стенки

Отличительные особенности строения клеток растений

наличие хлоропластов, крупной вакуоли и клеточной стенки

Пластиды

Пластиды

Зеленые пластиды разной формы (овальная, спиралевидная и т.д); содержат хлорофилл . Желтые, оранжевые и красные пластиды трубчатой, сферической формы. Привлечение опылителей и распространителей семян и плодов. Белые или бесцветные пластиды в основном круглой или овальной формы; содержат в основном крахмал. Запасающая функция .

Зеленые пластиды разной формы (овальная, спиралевидная и т.д); содержат хлорофилл .

Желтые, оранжевые и красные пластиды трубчатой, сферической формы. Привлечение опылителей и распространителей семян и плодов.

Белые или бесцветные пластиды в основном круглой или овальной формы; содержат в основном крахмал. Запасающая функция .

  Конкурс -2«Работа с текстом»   Прочитайте текст и найдите ответ на вопросы : Почему листья падают? Почему листья меняют цвет?    При понижении температуры воздуха и уменьшении световой части дня начинается разрушение хлорофилла . При этом проявляются другие пигмента (желтого и оранжевого цвета) – ксантофилл и каротин . В клеточном соке некоторых растений накапливается антоциан, который является признаком прекращения поступления веществ в лист и его отмирание. Этот пигмент меняет свой цвет в зависимости от реакции клеточного сока: кислая среда определяет красную и малиновую окраски, нейтральная – фиолетовую, щелочная – синюю. При этом возможны и все оттенки переходов. Между листом и стеблем образуется особый отделяющий слой (пробковый). Клетки этого слоя легко теряют между собой связь и лист отрывается

Конкурс -2«Работа с текстом» Прочитайте текст и найдите ответ на вопросы : Почему листья падают? Почему листья меняют цвет?

  • При понижении температуры воздуха и уменьшении световой части дня начинается разрушение хлорофилла . При этом проявляются другие пигмента (желтого и оранжевого цвета) – ксантофилл и каротин . В клеточном соке некоторых растений накапливается антоциан, который является признаком прекращения поступления веществ в лист и его отмирание. Этот пигмент меняет свой цвет в зависимости от реакции клеточного сока: кислая среда определяет красную и малиновую окраски, нейтральная – фиолетовую, щелочная – синюю. При этом возможны и все оттенки переходов. Между листом и стеблем образуется особый отделяющий слой (пробковый). Клетки этого слоя легко теряют между собой связь и лист отрывается

Каждая порода деревьев имеет свою осеннюю раскраску листьев : – клены, грабы и березы ; – дубы; – вишня, рябина, барбарис ; – черемуха; – бирючина, бересклет ; – осина; – ольха. Какой цвет имеют хромопласты?

Каждая порода деревьев имеет свою осеннюю раскраску листьев :

  • клены, грабы и березы ;
  • дубы;
  • вишня, рябина, барбарис ;
  • черемуха;
  • бирючина, бересклет ;
  • осина;
  • ольха.
  • Какой цвет имеют хромопласты?
Каждая порода деревьев имеет свою осеннюю раскраску листьев : светло-желтую – клены, грабы и березы; буровато-желтую – дубы;  пунцово-красную – вишня, рябина, барбарис;  пурпуровую – черемуха;  фиолетовую – бирючина, бересклет; оранжевую  – осина; мутно-буро-зеленую – ольха.

Каждая порода деревьев имеет свою осеннюю раскраску листьев :

  • светло-желтую – клены, грабы и березы;
  • буровато-желтую – дубы;
  • пунцово-красную – вишня, рябина, барбарис;
  • пурпуровую – черемуха;
  • фиолетовую – бирючина, бересклет;
  • оранжевую – осина;
  • мутно-буро-зеленую – ольха.

Клен, береза  (30 сентября)

Клен, береза (30 сентября)

Как вы думаете :о каком явлении мы сейчас говорим? К 30 сентября отмечается полная осенняя раскраска листьев клена остролистного, у черемухи обыкновенной, липы, осины.  Спустя 5–10 дней осеннюю окраску принимают березы, рябина обыкновенная, дуб черешчатый. Еще через день-два полностью окрашивается в желтый цвет хвоя лиственницы сибирской, затем примерно через 2 недели – лиственницы европейской. Травянистые растения также приобретают красные, фиолетовые и желтые тона и оттенки – всюду виден яркий прощальный наряд.

Как вы думаете :о каком явлении мы сейчас говорим?

  • К 30 сентября отмечается полная осенняя раскраска листьев клена остролистного, у черемухи обыкновенной, липы, осины.
  • Спустя 5–10 дней осеннюю окраску принимают березы, рябина обыкновенная, дуб черешчатый.
  • Еще через день-два полностью окрашивается в желтый цвет хвоя лиственницы сибирской, затем примерно через 2 недели – лиственницы европейской.
  • Травянистые растения также приобретают красные, фиолетовые и желтые тона и оттенки – всюду виден яркий прощальный наряд.
Дуб,   вишня, рябина    (5-10 октября)

Дуб, вишня, рябина (5-10 октября)

Как вы думаете :о каком явлении мы сейчас говорим? В октябре проходит листопад у березы бородавчатой, сбрасывают последние листья липа мелколистная и клен остролистный. Через 3–7 дней после конца листопада у березы бородавчатой это явление наступает у рябины обыкновенной и заканчивается хвоепад у лиственницы сибирской. Несколько позже сбрасывает хвою лиственница европейская.

Как вы думаете :о каком явлении мы сейчас говорим?

В октябре проходит листопад у березы бородавчатой, сбрасывают последние листья липа мелколистная и клен остролистный. Через 3–7 дней после конца листопада у березы бородавчатой это явление наступает у рябины обыкновенной и заканчивается хвоепад у лиственницы сибирской. Несколько позже сбрасывает хвою лиственница европейская.

  Работа с текстом  Прочитайте текст и найдите ответ на вопросы : Почему листья падают? Почему листья меняют цвет?    При понижении температуры воздуха и уменьшении световой части дня начинается разрушение хлорофилла . При этом проявляются другие пигмента (желтого и оранжевого цвета) – ксантофилл и каротин . В клеточном соке некоторых растений накапливается антоциан, который является признаком прекращения поступления веществ в лист и его отмирание. Этот пигмент меняет свой цвет в зависимости от реакции клеточного сока: кислая среда определяет красную и малиновую окраски, нейтральная – фиолетовую, щелочная – синюю. При этом возможны и все оттенки переходов. Между листом и стеблем образуется особый отделяющий слой (пробковый). Клетки этого слоя легко теряют между собой связь и лист отрывается

Работа с текстом Прочитайте текст и найдите ответ на вопросы : Почему листья падают? Почему листья меняют цвет?

  • При понижении температуры воздуха и уменьшении световой части дня начинается разрушение хлорофилла . При этом проявляются другие пигмента (желтого и оранжевого цвета) – ксантофилл и каротин . В клеточном соке некоторых растений накапливается антоциан, который является признаком прекращения поступления веществ в лист и его отмирание. Этот пигмент меняет свой цвет в зависимости от реакции клеточного сока: кислая среда определяет красную и малиновую окраски, нейтральная – фиолетовую, щелочная – синюю. При этом возможны и все оттенки переходов. Между листом и стеблем образуется особый отделяющий слой (пробковый). Клетки этого слоя легко теряют между собой связь и лист отрывается

Схема листопада.

Схема листопада.

Почему листья падают? Между листом и стеблем образуется особый отделяющий слой (пробковый). Клетки этого слоя легко теряют между собой связь и лист отрывается… Назовите те процессы, которые сопровождают листопад.

Почему листья падают?

  • Между листом и стеблем образуется особый отделяющий слой (пробковый). Клетки этого слоя легко теряют между собой связь и лист отрывается…

Назовите те процессы, которые сопровождают листопад.

Процессы листопада Лист накапливает  ненужные вещества. Лист меняет цвет. Между листом и  стеблем образуется  пробковый слой. Лист отрывается. В листьях разрушается  хлорофилл -Лист становится бурым.

Процессы листопада

  • Лист накапливает

ненужные вещества.

  • Лист меняет цвет.
  • Между листом и

стеблем образуется

пробковый слой.

  • Лист отрывается.
  • В листьях разрушается

хлорофилл

  • -Лист становится

бурым.

Конкурс – 3  Разместите в данном перечне элементы в порядке протекания процессов

Конкурс – 3 Разместите в данном перечне элементы в порядке протекания процессов

Не от добра дерево  лист роняет.

Не от добра дерево

лист роняет.

Какое значение имеет листопад в жизни растений ?

Какое значение имеет листопад в жизни растений ?

Листопад позволяет : -экономить воду -удаляет ненужные вещества -предотвращает обламывание ветвей в зимний период

Листопад позволяет :

  • -экономить воду
  • -удаляет ненужные вещества
  • -предотвращает обламывание ветвей в зимний период
Процессы листопада 1В листьях разрушается хлорофилл. 2 Лист меняет цвет. 3 Лист накапливает ненужные вещества. 4 Между листом и стеблем образуется пробковый слой. 5 Лист становится бурым. 6 Лист отрывается. 7 Лист падает.

Процессы листопада

  • 1В листьях разрушается хлорофилл.
  • 2 Лист меняет цвет.
  • 3 Лист накапливает ненужные вещества.
  • 4 Между листом и стеблем образуется пробковый слой.
  • 5 Лист становится бурым.
  • 6 Лист отрывается.
  • 7 Лист падает.
Конкурс- 4  Осень в работах художников Уж небо осенью дышало…

Конкурс- 4 Осень в работах художников

Уж небо осенью дышало…

Творческое задание Синквейн

Творческое задание Синквейн

Синквейн   На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это тема синквейна - листопад . На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого высказывается свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная фраза в контексте с темы. Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Синквейн

  • На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это тема синквейна - листопад .
  • На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
  • На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
  • На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого высказывается свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная фраза в контексте с темы.
  • Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Народные  приметы - Листья осины лежат на земле  кверху лицом -зима будет холодная . -Прежде времени лист опадает –к долгой зиме . -Если листья березы осенью начнут желтеть с верхушки, то следующая  весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя. Пока лист с вишневых деревьев не опал, сколько бы снегу  не выпало, оттепель его сгонит.

Народные приметы

- Листья осины лежат на земле

кверху лицом -зима будет холодная .

-Прежде времени лист

опадает –к долгой зиме .

-Если листья березы

осенью начнут

желтеть с верхушки,

то следующая

весна будет ранняя,

а если снизу – то поздняя.

  • Пока лист с вишневых деревьев

не опал, сколько бы снегу

не выпало,

оттепель его сгонит.

……

……

Синквейн  1-листопад   2 Прекрасный, оберегающий.  3 Отрывается, кружится, падает,  4 Растение готовится  к зиме.  5 Лист

Синквейн 1-листопад

2 Прекрасный, оберегающий. 3 Отрывается, кружится, падает, 4 Растение готовится

к зиме. 5 Лист

Сегодня мы обратили внимание на осеннее явление природы – листопад. Рассмотрели его физиологические основы и определили биологическое значение. Познакомились с изображением природы в русской поэзии   .

Сегодня мы обратили внимание на осеннее явление природы – листопад. Рассмотрели его физиологические основы и определили биологическое значение. Познакомились с изображением природы в русской поэзии

  • .
Стадия «Рефлексия» Ребята, заканчивается наш урок, давайте подведём итоги. У меня освободился микрофон, и поэтому у вас есть возможность высказаться по поводу того, что… - Для меня стало новым… - Меня удивило… - Я научился… - Я понял, что могу… - Мне понравилось

Стадия «Рефлексия»

  • Ребята, заканчивается наш урок, давайте подведём итоги. У меня освободился микрофон, и поэтому у вас есть возможность высказаться по поводу того, что…
  • - Для меня стало новым…
  • - Меня удивило…
  • - Я научился…
  • - Я понял, что могу…
  • - Мне понравилось
Для меня стало новым…  - Меня удивило…  - Я научился…  - Я понял, что могу…  - Мне понравилось  -Мне пригодится в жизни …

Для меня стало новым… - Меня удивило… - Я научился… - Я понял, что могу… - Мне понравилось -Мне пригодится в жизни …

Задание на дом Эссе «осень золотая!» кластер-листопад Биология

Задание на дом

Эссе «осень золотая!»

кластер-листопад

Биология

« Человека не может не занимать природа. Он связан с ней тысячью неразрывных нитей, он сын её» И.С. Тургенев
  • « Человека не может не занимать природа. Он связан с ней тысячью неразрывных нитей, он сын её»
  • И.С. Тургенев
Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !

  Работа с текстом  Прочитайте текст и найдите ответ на вопросы : Почему листья меняют цвет?  Почему листья падают?    При понижении температуры воздуха и уменьшении световой части дня начинается разрушение хлорофилла . При этом проявляются другие пигмента (желтого и оранжевого цвета) – ксантофилл и каротин . В клеточном соке некоторых растений накапливается антоциан, который является признаком прекращения поступления веществ в лист и его отмирание. Этот пигмент меняет свой цвет в зависимости от реакции клеточного сока: кислая среда определяет красную и малиновую окраски, нейтральная – фиолетовую, щелочная – синюю. При этом возможны и все оттенки переходов.

Работа с текстом Прочитайте текст и найдите ответ на вопросы : Почему листья меняют цвет? Почему листья падают?

При понижении температуры воздуха и уменьшении световой части дня начинается разрушение хлорофилла . При этом проявляются другие пигмента (желтого и оранжевого цвета) – ксантофилл и каротин . В клеточном соке некоторых растений накапливается антоциан, который является признаком прекращения поступления веществ в лист и его отмирание. Этот пигмент меняет свой цвет в зависимости от реакции клеточного сока: кислая среда определяет красную и малиновую окраски, нейтральная – фиолетовую, щелочная – синюю. При этом возможны и все оттенки переходов.

Цель занятия : Обобщение и закрепление знаний об осени в литературе расширение и углубление знаний учащихся о процессах протекающих с наступлением осени у растений; о листопаде как приспособлении растений к неблагоприятным условиям. систематизирование творческой активности, создание условий для ее  проявления развитие коммуникативных умений формирование умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать; формирование навыков работы в группе.

Цель занятия :

  • Обобщение и закрепление знаний об осени в литературе
  • расширение и углубление знаний учащихся о процессах протекающих с наступлением осени у растений; о листопаде как приспособлении растений к неблагоприятным условиям.
  • систематизирование творческой

активности, создание условий для ее

проявления

  • развитие коммуникативных умений
  • формирование умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать;
  • формирование навыков работы в группе.
Цель занятия : Обобщение и закрепление знаний об осени в литературе расширение и углубление знаний учащихся о процессах протекающих с наступлением осени у растений; о листопаде как приспособлении растений к неблагоприятным условиям. систематизирование творческой активности, создание условий для ее  проявления развитие коммуникативных умений формирование умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать; формирование навыков работы в группе.

Цель занятия :

  • Обобщение и закрепление знаний об осени в литературе
  • расширение и углубление знаний учащихся о процессах протекающих с наступлением осени у растений; о листопаде как приспособлении растений к неблагоприятным условиям.
  • систематизирование творческой

активности, создание условий для ее

проявления

  • развитие коммуникативных умений
  • формирование умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать;
  • формирование навыков работы в группе.