Тип – урок комплексного применения знаний. Вид – практикум (работа с научным и художественным текстом). Межпредметные связи литературы и географии.
Цель – показать взаимодействие природы и человека с научной точки зрения и на основе художественного текста (развивать читательскую грамотность детей).
1.Обеспечение мотивации и ситуации целеполагания учащимися в учебной деятельности.
2. Установление преемственных связей прежних и новых ЗУН.
3. Формирование умения у учащихся определять и решать проблемный вопрос через анализ языкового материала.
4. Формирование навыка применения уже имеющихся ЗУН в новой нестандартной учебной ситуации.
5. Организация и координирование познавательной активности учащихся на решение проблемной ситуации.
- Знать алгоритм работы при смысловом (изучающем) чтении.
- Знать виды художественно-изобразительных средств текста, знать понятие «психологический параллелизм». Уметь находить в тексте и определять их роль в идее всего произведения
-Уметь интерпретировать и переводить текст сплошного вида в несплошной (в кластер).
- Уметь применять выработанный алгоритм в учебной задаче.
2. Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности, осознание и принятие духовно-нравственных ценностей: любовь, восхищение красотой окружающего мира (умение видеть необычное в обычном), бережное отношение к природе.
- Регулятивные: целеполагание, планирование деятельности, оценка, самоконтроль, коррекция.
- Познавательные: анализ, синтез, сравнение – сопоставление, обобщение языковых фактов и явлений; самостоятельное создание алгоритмов деятельности.
- Коммуникативные: учебное сотрудничество, умение полно и точно выражать свои мысли, формулировать и аргументировать собственное мнение.
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Результаты |
1.Орг. момент. | Проверить готовность детей к уроку. Настроить благоприятную психологическую атмосферу | Посмотрите на тему урока и попробуйте отгадать по определению « Что находится в черном ящике? А как вы думаете, как торф связан с темой урока? | Высказывают предположения. Рисуют смайлик. | Личностные - самоопределение ученика – отношение ученика к учебной деятельности, активизация познавательного интереса |
2.Целеполагание и мотивация | Подготовить учащихся к восприятию темы урока и принятию ими целей урока. | Организация актуализации знаний. Создание 1 этапа проблемной ситуации. Почему М. Пришвин назвал сказку «Кладовая солнца», а не « Мужичок в мешочке», « Золотая курочка? Посмотрите на тему урока, поставим цели урока ЗНАТЬ-УМЕТЬ | Дети работают с темой урока, определяют, что уже знают, что нет. Из темы урока формулируют цели урока (ЗНАТЬ –УМЕТЬ). Дети затрудняются и размышляют. Дети выполняют задание (пишут в тетради). 2 человека рассказывают. | Предметный – знакомятся с частицей НЕ. Познавательный – прогнозирование, целеполагание. Коммуникативный – умение формулировать цели урока исходя из темы, также проблему урока. Личностный – смотивировать себя на решение проблемы. Понимание « Я НЕ ЗНАЮ –НЕ УМЕЮ». |
3.Актуализация знаний, постановка проблемы | Установить преемственность старых и новых знаний. Сформулировать проблемный вопрос. | А вы считаете, что природа и человек взаимосвязаны? Может ли выжить человек без природы? Этот урок мы посвятим ответу на этот вопрос. Сегодня мы будем работать с научным текстом по теме « Болото» | Дети выполняют задание (пишут в тетради). 2 человека рассказывают. Осознают и определяют проблему урока. | Познавательный - анализ, сопоставление, абстракция языкового материала. Коммуникативный – адекватное восприятие и осмысление информации. Личностный – осознание нравственных ценностей – нерушимая связь между человеком и природой. Понимание – я не знаю. |
4. Работа над смысловым чтением. Научный текст «БОЛОТО» Обобщение знаний. | На основе анализа языкового материала выработать алгоритм работы с научным текстом. | Детям дается задание по микрогруппам (по 2 парты объединяются). Делимся на 6 групп. Будет выдана карточка с текстом и заданием. Вы должны составить КЛАСТЕР. Лист А3 и маркер. 5 минут. 1 группа- Понятие «БОЛОТО» 2 группа – ВОЗНИКНОВЕНИЕ БОЛОТ 3 группа – РОЛЬ БОЛОТ 4 группа –КЛАССИФИКАЦИЯ БОЛОТ 5 группа- РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ. Группа 6- СВОЙСТВА БОЛОТ. Вы прослушали сообщения. Сделаем вывод: «Как вы считаете, болото – это благо или зло для человека? Эти знания вам пригодятся в жизни при ЧС. | Ученики анализируют текст, выделяют микротемы, отбирают ключевые слова и обобщают. Составляют опорный конспект (схему) по тексту, защищают свой конспект (КЛАСТЕР) у доски. Дети высказывают свои мнения, обобщают. | Предметный – совершенствуют умение в нахождении главной информации, переформатирования сплошного текста в несплошной. Познавательный – применение таких мыслительных операций как: анализ - синтез, сопоставление, классификация (схема-кластер), обобщение. Коммуникативный- учебное сотрудничество, грамотное связное высказывание по проблемному вопросу урока. Личностный – понимание – Я узнал, мне эта информация пригодится в жизни. |
5.Работа с художественным текстом « Кладовая солнца» М Пришвина. | На основе анализа языкового материала выработать алгоритм работы с художественным текстом. Совершенствование навыков в определении темы и идеи текста, роли эпизодов в контексте произведения, художественных средств, микротем (выделять главную информацию), определять авторский замысел и авторское отношение. | А как же показывает взаимосвязь природы и человека М Пришвин в художественном тексте? Продолжаем работать в группах. Вы получите карточки с заданием. Вам нужно найти в тексте ответ на вопрос. Но условие: вспомните выступления учащихся и сопоставьте сведения с сказкой-былью « Кладовая солнца» Работа в тетрадях. Составляют КЛАСТЕР. 1 группа - МЕСТО И ВРЕМЯ СОБЫТИЙ, рассказ о героях (выбрать все данные). Выписать все реальные события. 2 группа - ОБРАЗОВАНИЕ БОЛОТА 3 глава с 161-162. 3 группа - РОЛЬ БОЛОТ. СМЫСЛ НАЗВАНИЯ СКАЗКИ-БЫЛИ 8 глава с. 170. 4 группа - КАК ПРИРОДА ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ ГЕРОЕВ? Худ. средства (выписать примеры). С.161-166. 4 глава 5 группа - РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ болот (3 ряд, 2 парт) с.159 рассказ о КЛЮКВЕ. ОВЗ (Поляков Д, Губин А) работа в паре-пересказ эпизода «Травка спасает Митрашу». с.180-182. 6 группа - готовят ответ об идее произведения «Чему учит сказка-быль?» ( рисуют кластер « Роль природы в жизни человека») | Ученики анализируют текст, выделяют микротемы, отбирают ключевые слова и обобщают. Составляют опорный конспект (схему) по тексту, защищают свой конспект (КЛАСТЕР) у доски. | Предметный – умение определять тему и идею художественного текста, роли эпизодов в контексте произведения, художественных средств выразительности ( эпитет, сравнение, олицетворение, метафора), микротем (выделять главную информацию), определять авторский замысел и авторское отношение. Познавательный – анализ, сопоставление,обобщение. Регулятивный – планирование своей работы, выбор альтернативных способов деятельности. Коммуникативный -умение доказывать, аргументировать мнение. Личностный – я – умею, я -гражданин, Я –часть природы |
6.Обобщение по уроку. | | А теперь нам необходимо обобщить всю информацию по теме урока. Природа и человек всё-таки ЕДИНЫ? Как людям нужно относиться к природе? Да, человек - это частичка природы, мы ,люди, тоже дети природы, всё взаимосвязано и необходимо в природе. Нужно природу любить, уважать и беречь. | | Предметные – умение применять выработанный алгоритм при работе над смысловым чтением. Познавательные – анализ, обобщение. Регулятивные – планирование деятельности по решению учебных задач, контроль и коррекция ЗУН. Коммуникативные – учебное сотрудничество. Личностные - понимание « я умею», размышление на философские и экологические темы. |
7. Самооценка, взаимооценка | Дать самооценку и взаимооценку. | Организует самооценку и взаимооценку. Комментарий по критериям Устного ответа. | Высказывают мнения , аргументируют. | Личностные – умение оценивать собственную деятельность, выявлять причины неудач. |
8. Рефлексия. | Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить проблемы в учении. | Организует самоанализ и самооценку. | Осуществляют самоанализ и самооценку. | Личностные – умение оценивать собственную деятельность, выявлять причины неудач. Осознавать свою гражданскую позицию, соблюдать морально-этические нормы в жизни. |
9.Дом.задание | Написать сочинение-рассуждение « Природу охранять-значит родину защищать» | | | |