СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по формированию читательской грамотности (литература и география).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по формированию читательской грамотности (литература и география).»

Конструкт интегрированного урока по теме «Природа и люди – едины. Сказка – быль М. Пришвина «Кладовая солнца». Урок- практикум (работа с научным и художественным тексом)

Учитель - Петрова Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы 1 кв.кат.

Тип – урок комплексного применения знаний. Вид – практикум (работа с научным и художественным текстом). Межпредметные связи литературы и географии.

Цель – показать взаимодействие природы и человека с научной точки зрения и на основе художественного текста (развивать читательскую грамотность детей).

Задачи:

1.Обеспечение мотивации и ситуации целеполагания учащимися в учебной деятельности.

2. Установление преемственных связей прежних и новых ЗУН.

3. Формирование умения у учащихся определять и решать проблемный вопрос через анализ языкового материала.

4. Формирование навыка применения уже имеющихся ЗУН в новой нестандартной учебной ситуации.

5. Организация и координирование познавательной активности учащихся на решение проблемной ситуации.

Формируемые УУД:

  1. Предметные:

– Знать и уметь разграничивать понятия «Научный и художественный стиль речи »

- Знать алгоритм работы при смысловом (изучающем) чтении.

- Знать виды художественно-изобразительных средств текста, знать понятие «психологический параллелизм». Уметь находить в тексте и определять их роль в идее всего произведения

-Уметь интерпретировать и переводить текст сплошного вида в несплошной (в кластер).

- Уметь применять выработанный алгоритм в учебной задаче.

2. Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности, осознание и принятие духовно-нравственных ценностей: любовь, восхищение красотой окружающего мира (умение видеть необычное в обычном), бережное отношение к природе.

3.Метапредметные:

- Регулятивные: целеполагание, планирование деятельности, оценка, самоконтроль, коррекция.

- Познавательные: анализ, синтез, сравнение – сопоставление, обобщение языковых фактов и явлений; самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

- Коммуникативные: учебное сотрудничество, умение полно и точно выражать свои мысли, формулировать и аргументировать собственное мнение.

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Результаты

1.Орг. момент.


Проверить готовность детей к уроку. Настроить благоприятную психологическую атмосферу

Посмотрите на тему урока и попробуйте отгадать по определению « Что находится в черном ящике?

А как вы думаете, как торф связан с темой урока?


Высказывают предположения. Рисуют смайлик.

Личностные - самоопределение ученика – отношение ученика к учебной деятельности, активизация познавательного интереса

2.Целеполагание и мотивация

Подготовить учащихся к восприятию темы урока и принятию ими целей урока.

Организация актуализации знаний. Создание 1 этапа проблемной ситуации.


Почему М. Пришвин назвал сказку «Кладовая солнца», а не « Мужичок в мешочке», « Золотая курочка?


Посмотрите на тему урока, поставим цели урока ЗНАТЬ-УМЕТЬ


Дети работают с темой урока, определяют, что уже знают, что нет.

Из темы урока формулируют цели урока (ЗНАТЬ –УМЕТЬ).

Дети затрудняются и размышляют.


Дети выполняют задание (пишут в тетради). 2 человека рассказывают.




Предметный – знакомятся с частицей НЕ.

Познавательный – прогнозирование, целеполагание.

Коммуникативный – умение формулировать цели урока исходя из темы, также проблему урока.

Личностный – смотивировать себя на решение проблемы.

Понимание « Я НЕ ЗНАЮ –НЕ УМЕЮ».

3.Актуализация знаний, постановка проблемы

Установить преемственность старых и новых знаний. Сформулировать проблемный вопрос.

А вы считаете, что природа и человек взаимосвязаны? Может ли выжить человек без природы?


Этот урок мы посвятим ответу на этот вопрос.


Сегодня мы будем работать с научным текстом по теме « Болото»


Дети выполняют задание (пишут в тетради). 2 человека рассказывают.




Осознают и определяют проблему урока.



Познавательный - анализ, сопоставление, абстракция языкового материала.

Коммуникативный – адекватное восприятие и осмысление информации.

Личностный – осознание нравственных ценностей – нерушимая связь между человеком и природой. Понимание – я не знаю.

4. Работа над смысловым чтением. Научный текст «БОЛОТО»

Обобщение знаний.

На основе анализа языкового материала выработать алгоритм работы с научным текстом.

Детям дается задание по микрогруппам (по 2 парты объединяются).

Делимся на 6 групп. Будет выдана карточка с текстом и заданием. Вы должны составить КЛАСТЕР. Лист А3 и маркер. 5 минут.


1 группа- Понятие «БОЛОТО»

2 группа – ВОЗНИКНОВЕНИЕ БОЛОТ

3 группа – РОЛЬ БОЛОТ

4 группа –КЛАССИФИКАЦИЯ БОЛОТ

5 группа- РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ.

Группа 6- СВОЙСТВА БОЛОТ.

Вы прослушали сообщения. Сделаем вывод: «Как вы считаете, болото – это благо или зло для человека? Эти знания вам пригодятся в жизни при ЧС.

Ученики анализируют текст, выделяют микротемы, отбирают ключевые слова и обобщают.

Составляют опорный конспект (схему) по тексту, защищают свой конспект (КЛАСТЕР) у доски.













Дети высказывают свои мнения, обобщают.

Предметный – совершенствуют умение в нахождении главной информации, переформатирования сплошного текста в несплошной.


Познавательный – применение таких мыслительных операций как: анализ - синтез, сопоставление, классификация (схема-кластер), обобщение.

Коммуникативный- учебное сотрудничество, грамотное связное высказывание по проблемному вопросу урока.

Личностный – понимание –

Я узнал, мне эта информация пригодится в жизни.

5.Работа с художественным текстом « Кладовая солнца» М Пришвина.

На основе анализа языкового материала выработать алгоритм работы с художественным текстом. Совершенствование навыков в определении темы и идеи текста, роли эпизодов в контексте произведения, художественных средств, микротем (выделять главную информацию), определять авторский замысел и авторское отношение.

А как же показывает взаимосвязь природы и человека М Пришвин в художественном тексте?

Продолжаем работать в группах. Вы получите карточки с заданием. Вам нужно найти в тексте ответ на вопрос.

Но условие: вспомните выступления учащихся и сопоставьте сведения с сказкой-былью « Кладовая солнца»

Работа в тетрадях. Составляют КЛАСТЕР.


1 группа - МЕСТО И ВРЕМЯ СОБЫТИЙ, рассказ о героях (выбрать все данные). Выписать все реальные события.

2 группа - ОБРАЗОВАНИЕ БОЛОТА 3 глава с 161-162.

3 группа - РОЛЬ БОЛОТ. СМЫСЛ НАЗВАНИЯ СКАЗКИ-БЫЛИ 8 глава с. 170.

4 группа - КАК ПРИРОДА ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ ГЕРОЕВ? Худ. средства (выписать примеры). С.161-166. 4 глава

5 группа - РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ болот (3 ряд, 2 парт) с.159 рассказ о КЛЮКВЕ.

ОВЗ (Поляков Д, Губин А) работа в паре-пересказ эпизода «Травка спасает Митрашу». с.180-182.

6 группа - готовят ответ об идее произведения «Чему учит сказка-быль?» ( рисуют кластер « Роль природы в жизни человека»)

Ученики анализируют текст, выделяют микротемы, отбирают ключевые слова и обобщают.

Составляют опорный конспект (схему) по тексту, защищают свой конспект (КЛАСТЕР) у доски.


Предметный – умение определять тему и идею художественного текста, роли эпизодов в контексте произведения, художественных средств выразительности ( эпитет, сравнение, олицетворение, метафора), микротем (выделять главную информацию), определять авторский замысел и авторское отношение.


Познавательный – анализ, сопоставление,обобщение.

Регулятивный – планирование своей работы, выбор альтернативных способов деятельности.

Коммуникативный -умение доказывать, аргументировать мнение.

Личностный – я – умею, я -гражданин, Я –часть природы

6.Обобщение по уроку.




А теперь нам необходимо обобщить всю информацию по теме урока.

Природа и человек всё-таки ЕДИНЫ? Как людям нужно относиться к природе?


Да, человек - это частичка природы, мы ,люди, тоже дети природы, всё взаимосвязано и необходимо в природе. Нужно природу любить, уважать и беречь.


Предметные – умение применять выработанный алгоритм при работе над смысловым чтением.

Познавательные – анализ, обобщение.

Регулятивные – планирование деятельности по решению учебных задач, контроль и коррекция ЗУН.

Коммуникативные – учебное сотрудничество.

Личностные - понимание « я умею», размышление на философские и экологические темы.


7. Самооценка, взаимооценка

Дать самооценку и взаимооценку.

Организует самооценку и взаимооценку. Комментарий по критериям Устного ответа.

Высказывают мнения , аргументируют.

Личностные – умение оценивать собственную деятельность, выявлять причины неудач.

8. Рефлексия.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить проблемы в учении.

Организует самоанализ и самооценку.

Осуществляют самоанализ и самооценку.

Личностные – умение оценивать собственную деятельность, выявлять причины неудач. Осознавать свою гражданскую позицию, соблюдать морально-этические нормы в жизни.

9.Дом.задание

Написать сочинение-рассуждение « Природу охранять-значит родину защищать»








1 группа - МЕСТО И ВРЕМЯ СОБЫТИЙ , о героях (выбрать все данные).Выписать все реальные события.

-----------------------------------------------------------------------

2 группа - ОБРАЗОВАНИЕ БОЛОТА с 161-162. Выписать кратко о возникновении Блудова болота.

-----------------------------------------------------------------------

3 группа - РОЛЬ БОЛОТ. Выписать кратко ответ «СМЫСЛ НАЗВАНИЯ СКАЗКИ-БЫЛИ» с. 170.

-----------------------------------------------------------------------

4 группа Красота пришвинской природы. Выписать примеры «КАК ПРИРОДА ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ ГЕРОЕВ?» Выписать художественные средства- эпитеты, олицетворение, сравнения, метафоры (выписать примеры). С.161-166.

-----------------------------------------------------------------------

5 группаРАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ болот (3 ряд, 2 парта) с.159 Выписать сведения о КЛЮКВЕ. Вспомнить животных в сказке-были.


Поляков Д, Губин А- пересказ эпизода «Травка спасает Митрашу») с.180-182.

----------------------------------------------------------------------

6 группа - готовят ответ об идее произведения «Чему учит сказка-быль?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!