СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по истории и литературе. "Эпоха Николая I. Л.Н. Толстой - обличитель жестокости и насилия" (по повести "Хаджи-Мурат и рассказу "После бала")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: показать идейно-нравственную позицию автора в рассказе об армии и в описании войны на Кавказе; научить учащихся отбирать необходимые эпизоды и анализировать их в соответствии с темой будущего сочинения; воспитывать у учащихся негативное отношение к проявлению жестокости и к войне; воспитание гуманизма; формирование нравственных качеств по морально-этическим понятиям.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по истории и литературе. "Эпоха Николая I. Л.Н. Толстой - обличитель жестокости и насилия" (по повести "Хаджи-Мурат и рассказу "После бала")»

Интегрированный урок по истории и литературе

« Эпоха Николая I. Л.Н. Толстой – обличитель жестокости и насилия» (по повести «Хаджи-Мурат» и рассказу «После бала»)

«Моя цель…добро, которое я могу сделать своими произведениями»

Л.Н. Толстой

«Что человек без гордости?

Гора без высоты,

Цветок без аромата,

Без влаги русло.

Но если гордость попадает в гордость

И горло схвачено за горло,

То не нужна мне высота,

И аромат не нужен,

И русло пусть усохнет,

Ибо горло, то и другое,

Принадлежит человеку!

О гордость! Не коснись в полёте

Гордости соседней,

Иначе рухнете на землю вместе

И взорвётесь…

А. Ткаченко «Крик»



Цель урока: показать идейно-нравственную позицию автора в рассказе об армии и в описании войны на Кавказе; научить учащихся отбирать необходимые эпизоды и анализировать их в соответствии с темой будущего сочинения; воспитывать у учащихся негативное отношение к проявлению жестокости и к войне; воспитание гуманизма; формирование нравственных качеств по морально-этическим понятиям.

Прежде, чем мы приступим к анализу произведений Л.Н. Толстого давайте определим лексическое значение слов: обличитель, жестокость, насилие, долг, честь, достоинство. Сегодня мы рассмотрим эти качества на примере произведений «После бала» и «Хаджи-Мурат».

Эти произведения несмотря на то, что были написаны в разные годы, не были напечатаны при жизни Толстого, т.к. цензура не могла допустить к печати произведения, обнажающие сущность режима, его лицемерие по отношению к народу, к русскому солдату. Толстой снимает маски с политиков, генералов, самого царя, говорит об их стремлении к власти любой ценой, даже ценой гибели ни в чём не повинных людей. И то и другое произведение обнажает сущность эпохи Николая I.

Учитель истории:

Будущий император Николай I родился в Царском селе 25 июня 1796 года. Он был третьим сыном великого князя Павла Петровича и его жены Марии Фёдоровны. Рождённый был наречён Николаем – именем, которого не было прежде в русском императорском доме.

В раннем детстве особое внимание на Николая оказала его гувернантка – шотландка Евгения Васильевна Лайон. Она смогла внушить воспитаннику понятия о долге, чести, но она не передала мальчику и некоторые свойственные ей предрассудки.

Известно, как непросты были отношения Павла I с его старшим сыном Александром, будущим императором. Павел ненавидел свою мать, которая переносила свою любовь на старшего внука – Александра. Павел не без оснований подозревал, что Екатерина хочет, минуя его, передать права на российский престол – Александру. В таких условиях о близости Павла и Александра не могло быть и речи. Иное дело – младшие дети. Павел страстно любил их, отдавая особое предпочтение Николаю. Характерно, что первой игрушкой, купленной Николаю, было деревянное ружьё. Затем купили и четыре деревянных шпаги. В апреле 1799 года Николай I впервые надел военный мундир. Словом, военный обиход окружал Николая с самых первых шагов. Николаю не было и пяти лет, когда он лишился отца. Вскоре после этого события воспитание Николая переходит из женских рук в мужские. Главным воспитателем был назначен генерал М.И. Ламздорф. Он не обладал способностями по воспитанию детей, он старался только, чтобы переломить характер воспитанника на свой лад. Будущий император рос вспыльчивым, упрямым и непослушным.

Все сыновья Павла I унаследовали от отца страсть к армии. Но особенно отличился Николай. Страсть к армии сохранилась у Николая на всю жизнь. Хотя среди наставников Николая были известные учёные, Николай испытывал отвращение ко многим наукам.

Через всё царствование Николая проходит стремление не допустить даже намёка на повторение мятежа, подобного выступлению декабристов. Николай I подробно изучал показания декабристов, в том числе и их критику современного состояния России. Основную задачу своего царствования Николай видел в том, чтобы сохранить и укрепить существующий строй. При Николае создавалась продуманная система государственного контроля над политической, экономической, культурной жизнью страны. Николай стремился сам контролировать всё и всех в империи. Он никогда не забывал, что, когда и кому приказывал.

- Ребята, что вы можете рассказать о детстве Николая?

- В чём вы видите противоречивость политики этого императора?

- Как вы думаете, о чём было запрещено писать или упоминать в царствование

Николая I?

Учитель литературы:

В рассказе «После бала» слышна перекличка двух эпох – той, которую непосредственно изображает Толстой (40-е годы XIX столетия, время Николая), и той, которая присутствует незримо, обуславливая постановку вопросов (это 90-е года). Поэтому писатель в этом рассказе восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут в настоящем, лишь слегка изменив свои формы. Изучая этот рассказ, мы должны дать оценку героям, событиям, нарисованным великим писателем.

Давайте обратимся к рассказу и рассмотрим на конкретных примерах проявление жестокости.

- Какое событие описано в рассказе?

- Сравните поведение и внешность полковника на балу и после бала.

- Чем объяснить, что в сцене бала всё окружающее герой рассказа воспринимает с

«восторженным умилением»?

- Сопоставьте полковника и наказываемого.

- Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?

Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как высокий, красивый полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьёт по лицу малорослого, слабосильного солдата.

Иван Васильевич испытывает физическую, доходящую до тошноты боль.

- На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивает его поведение

по отношению к дочери на балу?

- Искренен ли он к другим гостям бала?

- Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее?

Л.Н. Толстой в рассказе показывает не только злые и добрые начала в человеке, не только осуждает жестокость, но и разоблачает социальную несправедливость, искажающую натуру человека, имеющую ложные, искажённые понятия о долге, чести, достоинстве, а также снимает маски с николаевской России. Беззаботная, сытая, праздничная жизнь одних, бесправие, угнетение, попрание человеческого достоинства других – вот истинное «лицо» русской действительности. Писатель заставляет нас задержаться над проблемой ответственности человека за всё, что происходит.

Юноша горячий, впечатлительный, даже восторженный, впервые в жизни столкнувшись с несправедливостью, даже по отношению не к нему, резко изменил свой жизненный путь, отказался от всякой карьеры и в дальнейшем посвятил свою жизнь служению другим людям. На вопрос, могут ли условия жизни повлиять на взгляды человека, мы прямого ответа дать не можем, но здесь очень важно сделать вывод о том, что человек не может и не должен быть равнодушным к жизни близких, да и вообще к жизни других людей.

Тему насилия и жестокости Толстой продолжает в своей повести «Хаджи-Мурат». Описанные в повести события произошли в начале 50-х годов девятнадцатого столетия. Повесть «Хаджи-Мурат» ставит вопросы о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о жестокости и бессмысленности войны, о губительной силе самовластия. Всё это животрепещущие вопросы нашей жизни, над которыми бьётся современное человечество, а уж о чеченском вопросе и событиях на Северном Кавказе мы слышим почти каждый день из сообщений средств массовой информации.

Учитель истории:

Военный конфликт на Кавказе имеет давнюю историю. Продвигаясь на юг, осваивая плодородные земли Северного Кавказа, русские поселенцы столкнулись с племенами горцев. Горцы – собирательное название, данное официальными властями различным народам Северного Кавказа.

Каковы же причины Кавказкой войны?

- набеги чеченцев на оседлые русские поселения

- работорговля

- царское правительство привлекало местное население на постройку крепостей

- усмирительные походы генерала Ермолова привели к уничтожению селений

горцев

- раздача земель казакам, чиновникам

- строительство военных укреплений

В такой ситуации среди горцев нередко вспыхивали волнения. Поначалу сопротивление горцев не было организованным, сплотила же горцев идеология мюридизма. В 1816 году начальником Кавказского края был назначен генерал Ермолов. Он вёл решительную борьбу с набегами и для этого приказал оборонительную линию перевести на юг на р. Сунжу. Начало Кавказской войны связывают с 1817 годом, когда началось исполнение плана Ермолова. В 1818 году была основана на р. Сунжа крепость Грозная. Постепенно Ермолову удалось перетянуть на сторону России некоторых горских князей, а непокорных вытеснить из их владений. Но появление русских войск на горских землях, насильственное переселение горцев на равнину, под присмотр крепостных гарнизонов – всё это вызвало подъём освободительного движения. Оно развивалось под знаменем ислама. В Чечне и Дагестане сложилось теократическое государство – имамат. В 1834 году имамом Чечни стал Шамиль. Освободив враждебных ему князей, Шамиль ещё больше укрепил своё положение. В начале 40-х годов ему удалось нанести ряд поражений русским войскам. Не удалось, однако, поднять против русских весь Кавказ. Война приобретала затяжной характер. Сам Шамиль был деспотичен и жесток. Иной раз его кара обрушивалась на целые селения, заподозренные в измене. Постепенно имам стал терять своё влияние. Положение горцев становилось всё тяжелее. В 1859 году Шамиль с небольшим отрядом мюридов потерпел поражение у аула Гуниб. Имамат распался, но война на Кавказе продолжалась ещё пять лет. Полностью война завершилась в 1864 году. В развязывании войны были виноваты многие горские князья, но горе и страдания она принесла прежде всего рядовым горцам.

В 90-х годах XX столетия начинается новый этап вооружённого противостояния в Чечне. В этой республике получило распространение новое религиозное течение – ваххабизм. Основные задачи ваххабитов – отделение Чечни от России и исполнение законов шариата. В 1995 году чеченские боевики захватили 3,5 тыс. заложников больницы в городе Буддёновск. Федеральные власти вынуждены были начать переговоры. Несколько лет спустя чеченские террористы захватили мьюзикл «Норд-Ост» в Москве. Ну и конечно трагической страницей борьбы с терроризмом явился захват школы в Беслане. Боевики убили 386 детей.

Война в Чечне стала крупнейшим военным столкновением на территории России со времён Великой Отечественной войны.

- Давайте подумаем, какие идеи лежат в основе мюридизма?

- Какой план был у генерала Ермолова?

- Дайте объяснение определению слова «имам»

- Что явилось итогом Кавказской войны в девятнадцатом столетии?

Учитель литературы:

Перейдём к анализу повести, в которой главный герой аварский хан Хаджи-Мурат.

-Каким перед нами предстаёт Хаджи-Мурат? Опишите детали его портрета.

-Почему такой хороший человек ведёт себя не совсем понятно, сначала служит русским, затем уходит от них, потом уходит от Шамиля, и опять убегает от русских?

- О чём мечтает Хаджи-Мурат?

- Главная цель – власть. Огромная, распространяющаяся на большое пространство.

Как вы думаете, иметь власть для человека хорошо или плохо?

- А если человек обладает огромной властью, какими качествами он должен обладать?

- Есть ли в повести герои, обладающие огромной властью?

- Только ли обладание огромной властью делает их похожими друг на друга?

- В каких произведениях вы сталкивались с описанием военных действий? Какой вы представляете себе войну?

- Чью гибель напомнила вам смерть Хаджи-Мурата?

Работа с текстом

“Куст “татарина” состоял из трех отростков. Один был оторван, и, как отрублена рука, торчал остаток ветки. На других двух было на каждом по цветку. Цветки эти когда-то были красные, теперь же были черные. Один стебель был сломан, и половина его, с грязным цветком на конце, висел книзу; другой, хотя и вымазанный черноземной грязью, всё еще торчал кверху. Видно было, что весь кустик был переехан колесом и уже после поднялся и поэтому стоял боком, но все-таки стоял. Точно вырывали у него кусок тела, вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи глаза...”



“Пуля пробила ему плечо... Еще пуля попала Хаджи-Мурату в левый бок... А между тем его сильное тело продолжало делать начатое. Он собрал последние силы, поднялся из-за завала и выстрелил из пистолета в подбегающего человека и попал в него. Потом он совсем вылез из ямы и с кинжалом пошел прямо, тяжело хромая навстречу врагам. Раздалось несколько выстрелов, он зашатался и упал... Но то, что казалось им мертвым телом, вдруг зашевелилось. Сначала поднялась окровавленная, без папахи, бритая голова, потом поднялось туловище, и, ухватившись за дерево, он поднялся весь. Он так казался, страшен, что подбегавшие остановились. Но вдруг он дрогнул, отшатнулся от дерева и со всего роста, как подкошенный репей, упал на лицо и уже не двигался...”

- Перед вами отрывки из текста. Найдите ключевые слова, которые подтверждают схожесть этих эпизодов. Какой художественный приём использует Л.Н. Толстой?

- Есть в повести ещё примеры данного художественного приёма?

- Какова композиция повести?

- Встречались ли вы с подобной композицией в других произведениях?

- Кто виноват в гибели цветка?

- А кто виноват в гибели Хаджи-Мурата?

- Кем бы мог стать Хаджи-Мурат, если бы не было войны?

- Так почему же в произведениях, написанных Толстым в последние годы его жизни, нет открытого высказывания о пагубности войны и насилия?

Не случайно одним из эпиграфов к нашему уроку является: «Моя цель – добро, которое я могу сделать своими произведениями». Именно доброте и человечности учат читателей произведения Толстого, учат чувствовать ответственность за содеянные поступки, добрые или злые, нравственные или безнравственные, учат ненавидеть жестокость и насилие, решать политические проблемы дипломатично, а не путём войны.

Домашнее задание:

Написать сочинение на тему: «Что такое честь, долг, совесть в моём понимании? Не устарели ли эти понятия сегодня?»

Сравните, каким показан Кавказ в повести «Хаджи-Мурат» и в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Кавказ».