СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по изобразительному искусству и технологии «Пасхальные традиции».

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка интегрированного урока (ИЗО,технология) "Пасхальные традиции"

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по изобразительному искусству и технологии «Пасхальные традиции».»










План интегрированного урока по изобразительному искусству и технологии

«Пасхальные традиции».

6 класс















Выполнила: Попикова В.В.

МКОУ Новокриушанская СОШ

Калачеевский район

План интегрированного урока по изобразительному искусству и технологии

«Пасхальные традиции».



Тема урока: «Пасхальные традиции»

Тип урока: интегрированный урок.

Форма проведения: Работа в группах.

Используемые методы: элементы проблемного обучения, частично-поисковый, практический, словесный, наглядный ( с применением ИКТ средств)

Цель: обеспечить усвоение учащимися материала о традициях православного праздника Пасхи.

Задачи:

  • Расширять объем знаний учащихся о традициях православного праздника Пасхи.

  • Прививать интерес к народным обычаям.

  • Воспитывать сострадание, терпение, любовь и дружбу.

  • Развивать графические умения и навыки в росписи и украшении пасхального яйца, навык работы в технике «Квиллинг».

  • Обучающие:

  • Познакомить детей с историей возникновения символа праздника Светлой Пасхи; показать и познакомить с видами росписи и покраски яиц; выполнить роспись и украшение яиц.

  • Научить изготавливать сувенирную коробочку для пасхального яйца.

  • Закрепить навык работы в технике «Квиллинг»

  • Изучить технологию проращивания зерна.




Развивающие:

  • Развивать воображение, мелкую моторику рук, получить эмоциональную разрядку

  • Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.

  • Развивать самовыражение посредством художественных символов.

  • Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к религиозным праздникам; уважение друг к другу.

  • Приобщение учащихся к эстетической культуре.

  • Обогатить духовный мир учащихся

  • Воспитывать художественный вкус на основе изучения произведений художников;

  • Формировать умение трудиться и творить;

  • Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям.


Универсальные учебные действия:


Личностные:

- положительное отношение к самостоятельной творческой деятельности;

- уважительное отношение к труду;

- положительное отношение к творческой преобразовательной деятельности;

- интерес к творческой работе.

Познавательные:

- анализировать последовательность действий;

- постановка и формирование проблемы;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- понимать, анализировать и сравнивать новую информацию.

Коммуникативные:

-формулировать свои затруднения;

- проявлять активность для решения познавательных задач;

- выслушивать мнения других, отвечать на вопросы по содержанию презентации;

- задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю.

Регулятивные:

- адекватно использовать речь;

- контролировать себя в процессе работы;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- руководствоваться правилами при выполнении работы.

Оборудование для учителя:

  1. Презентация «Пасхальные традиции»;

  2. Презентация «Зеленый росток»;

  3. Компьютер, проектор;

  4. Классная доска;

  5. Плакат «Этапы работы техники квиллинг»

  6. Образцы пасхальных яиц (деревянные, папье-маше, работы мастеров земли Калачевской).

Оборудование для учащихся:

  1. Альбом;

  2. Гуашевые краски, акриловые;

  3. Заготовки основы (пустая яичная скорлупа);

  4. Палитра;

  5. Банки с водой;

  6. Кисти.

  7. Цветная бумага

  8. Заготовки полосок.

  9. Ножницы

  10. Клей



Используемая литература:

 Учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Н.А. Горяева, О.В. Островская Москва  «Просвещение» 2011г

 Программы ФГОС

« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.

Автор: Б.М. Неменский. Москва «Просвещение» 2011г.

Источники информации:

1.www.myizh.ru › ... › Праздники православной церкви

2.traditio-ru.org/wiki/Пасха

3.www.istorya.ru/articles/paskha.php

4. http://www.google.ru/search?q – картинки Пасха






Технологическая карта (приложение 1)



Приложение №2

Долгожданный дан звонок - это начался урок.

Улыбнитесь друг другу. Садитесь.

Улыбка - универсальный знак доброты. Начинай и заканчивай день улыбкой.
1. Актуализация знаний

Сегодня наше занятие будет необычным. Мы совершим не большое путешествие во времени, к русским народным традициям великого праздника. Для этого закройте все глаза и досчитайте до 3.

Звучит праздничный колокольный звон «Благовест» (Слайд 2,3,4).

А сейчас я хочу предоставить слово девочкам, которые на уроке технологии познакомились с этим праздником, когда делали проект «Зеленый росток»

Девочки, назовут приметы праздника, а вы должны узнать праздник по описанию.

Назовите приметы праздника (участницы проекта по очереди называют приметы) (Слайд 5).

- Христиане считают этот праздник самым главным из всех праздников.

- Праздник проходит всегда в воскресенье.

- Празднуется не раньше 22 марта и не позднее 25 апреля.

- В этот праздник в больших городах совершается крёстный ход.

- В этот праздник люди целуются и угощают друг друга.

- Одни люди говорят: « Христос воскрес!», другие отвечают: « Воистину воскрес!».

- О каком празднике идёт речь? ( Пасха) (Слайд 6).

Определить с детьми цели урока(Слайд 7)

2. Беседа о традициях празднования Пасхи

Поэтому девиз нашего урока: « Любить , уважать, чтить!»

- кого любить? (праздники, семью, изготовлять сувениры)

- кого уважать? (предков, их веру)

- кого чтить? (традиции)( Слайд8).

– Самым главным праздником у христиан считается Пасха «Светлое Воскресение Христово».
– Как отмечают этот праздник наши люди, ваши родители?
– Почему в этот день красят яйца?
– Какие русские народные сказки про яйцо вы знаете?
– Кто знает, что такое Пост?
– Для чего люди постятся?

Издавна православные люди заранее начинали готовиться к празднованию Пасхи.48 дней был Пост, когда запрещалось, есть мясо, масло, яйца и т.д.
В четверг до Пасхи люди топили баню, а в пятницу – пекли куличи, пасхи, красили яйца.
Пасхальный стол отличался от других праздничных столов   обилием вкусных и красивых блюд. Богатые люди подавали 48 блюд – по числу дней поста. Дети и взрослые вырезали из яркой бумаги цветы, ими же украшали стол, иконы, дом. В домах зажигали все свечи, лампады, люстры, светильники.
Обязательными на столе  –  пасха, кулич и крашенные яйца, пророщенная пшеница (Слайд 9).
«Дорого яичко ко Христову дню» – гласит народная пословица.
Но к Пасхе оно на самом деле дорого: без него и праздник не праздник.
Встречаясь утром, люди целуются, дарят крашеные яйца и говорят: «Христос Воскрес – Во истину Воскрес!».

(Чтение стихов учащимися)

1 ученик:

Повсюду благовест гудит
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес
Христос воскрес! Христос воскрес!

2 ученик:

С полей уж снят покров снегов
И реки рвутся из оков, 
И зеленеет ближний лес…
Христос  воскрес! Христос  воскрес!

3 ученик:

Вот просыпается земля, 
И одеваются поля, 
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!

3.Выступление учащихся

Девочки на уроке технологии нам приготовили доклад с презентацией «Виды росписи пасхальных яиц»

– В этот день не нужно забывать об инвалидах, старых людях, больных. Обязательно к ним нужно сходить или пригласить к себе, их нужно  пожалеть, сострадать им. 
– Яйца преподносятся в подарок всем родным и близким в знак любви и прощения всех обид.
(Слайд 1)

Красят яйца обычно в Чистый четверг, и именно ваши мамы, бабушки будут этим заниматься.

Существует множество видов росписи пасхальных яиц. По способу окраски и росписи можно выделить 5 видов. 

В нашей славянской культуре известны: крашенки, драпанки, крапанки, писанки.

(слайд 2)

Название «крашенка» произошло от слова «красить». В средние века крашенки, освященные в церкви, становились святым подарком. Ими благословляли молодых, поминали умерших. Чтобы быть красивым и уберечься от болезней умывались водой, в которой пролежала крашенка.

В старину крашенки готовили в луковой шелухе. Существовал и другой способ изготовления крашенок: яйца обматывали сухими листьями березы, дуба, крапивы, перевязывали нитками и варили. Получались красивые «мраморные яйца».

Сегодня крашенки можно изготовить, отварив яйца в растворе теплой воды с пищевым красителем.

(Слайд 2)

Название «драпанка» произошло от слова «драпать». На окрашенное темной краской яйцо наносили карандашом узор. Затем с помощью какого-нибудь острого предмета-ножа, толстой иглы выцарапывали на яйце нанесенный рисунок.

(Слайд 3)

Название «крапанка» произошло от украинского слова «крапать». На окрашенное каким-либо цветом яйцо наносили капли горячего воска. Как только воск застывал, яйцо опускали в раствор другого цвета. После высыхания краски яйцо помещали в горячую воду. Воск таял, и получалась красивая крапанка.

(Слайд 4)

Малёванка – это более сложный вид. Используется воск и специальные кисти или же просто кисточки, которыми разрисовывалось яичко. Женщина или дети рисовали на яичке всё, что захочется.




(Слайд 5)

Яйца «писанки» - это искусно расписанные яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Узоры и орнаменты строго передавались из поколения в поколение. Писанки – это обереги. В красном Углу избы всегда лежали эти чудесные яички. Ими лечили, оберегали скот от сглаза. Писанку закапывали в поле по весне. Их писали на рождение детей. С писанками существовало много обрядов, но ими никогда нельзя было навредить. Если мастерица берётся писать Писанку, при этом она злая и недовольная, ничего не выйдет.

Предназначались писанки лишь для дарения. Красить писанки полагалось с первым ударом колокола, только в хорошем настроении, читая специальную молитву.

Основные цвета орнамента Писанок – белый, жёлтый, красный, чёрный.

Сначала на яйцо наносится сетка из разных пересекающихся фигур. Сетка называется разводом.

Развод – основа орнамента Писанки. Позволяющий легко и просто нанести на поверхность яйца самый сложный узор.

Носик кисточки макают в растопленный воск и покрывают горячим воском, те части орнамента, которые на Писанке должны быть белыми. После нанесения воска яйцо окунают в жёлтую краску на 1-2 минуты. Вынув яйцо из краски. Промачивают мягкой салфеткой. Потом покрывают те части узора. Которые должны быть жёлтыми, и окунув яйцо в красную краску. рисуют линии и поля, которые должны быть красными и красят яйцо в чёрный цвет. Завершив крашение и роспись, яйцо помещают тёплую духовку или нагревают над пламенем свечи. Когда воск на скорлупе растает. Стирают салфеткой, и ярче огня вспыхнет Писанка. Смазывают жиром или покрывают тонким слоем лака.

Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные Писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. Это интересно! (Слайд 6-13).
Динамическая пауза. Посмотреть на фото мимикой показать настроение, увиденное на фото (Слайд 10,11,12)

4. Систематизация знаний

Учитель: Цвет и рисунок на Писанке имели свое значение. 

Сейчас я предлагаю их внимательно рассмотреть и вспомнить их значение.
(Слайд 13)

Солнце означало символ света и жизни.

Крест – знак четырех сторон света.

Ветка – символ вечной жизни.

Треугольник – символ огня.

Красный цвет означал радость жизни.

Волнистые линии (меандр) – знак воды

Зигзагообразная линия – это знак молнии

Треугольник или ромб с точкой – это символ достатка и богатства

Ромб – символ урожая

Круг – символ солнца

Завитки и спирали - это знаки космической силы.

Точки - знаки плодородия

Желтый – звезды, хлеб.

Голубой – здоровье.

Зеленый – пробуждение природы.

А сейчас я хочу предоставить слово нашим девочкам. На уроке технологии они узнали еще об одной традиции светлого праздника пасхи.

5.Доклад учащихся (презентация «Зеленый росток»)

Традиция украшать праздничный пасхальный стол тарелкой с так называемой «Пасхальной горкой» существует во многих европейских странах. На эту тарелку, в ее центр, укладывают пророщенные зерна овса или пшеницы, а вокруг – 12 расписных пасхальных яиц, по числу апостолов. Еще одно яйцо, некрашеное, кладут в центр блюда, поверх пророщенной пшеницы. Это яйцо символизирует Христа.

Зерно, обретающее новую жизнь в молодых ростках, символизирует возрождение, обретение новой жизни. Блюдо было принято украшать цветами, выражая радость; в зелень укладывали крашеные яйца, ставили фигурки птиц, барашков, цыплят. 
В общем, основа всегда была одна – проросшее зерно (пшеница, овес, ячмень), а украшения каждый выбирал на свой вкус. Так вот, если вы хотите, чтобы на праздничном столе красовалась свежая зелень, сейчас самое время поставить зерна на проращивание.

«Пасхальную горку» можно сделать самим, для этого вам потребуется пророщенная пшеница, и мы расскажем, как ее прорастить. Начните проращивать пшеницу за 9-10 дней до Пасхи. Тщательно осмотрите зерна и удалите недоспелые, поврежденные или со следами болезни, удалите мусор. Промойте их в большом количестве кипяченой воды комнатной температуры и поместите в чистую емкость. Для проращивания пшеницы используйте стеклянную, эмалированную или фарфоровую посуду. Смотри презентацию «Зеленый росток»

6. Практическая работа

Пришло время приступить к выполнению работы по группам:

1-группа «Художники» приступают к росписи яиц, 2-группа «Мастера» приступают к украшению яиц в технике «квиллинг», 3-группа «Конструкторы» приступают к изготовлению коробочек для пасхальных яиц.

Во время практической работы звучит музыка (Слайд 14,15,16,17,18).

7. Подведение итогов.

Выставка работ, сравнительный анализ (учащиеся кладут яйца на блюдо)

Молодцы, ребята! Посмотрите, какие красивые сувениры у вас получились.

Скажите, чьи работы вам больше понравились и почему?

Что заполнилось больше всего на сегодняшнем занятии?

В этот праздник принято дарить друг другу подарки. Мы подарим наши сувениры своим любимым и близким, когда наступит Великий праздник Пасха, в этом году она приходится на 12 апреля.

Учитель ставит оценки за работу.

8. Рефлексия.

Учитель: На доске закреплена нарисованная корзина, внутри сделаны прорези (для вставления яиц). На парте у каждого лежат разного цвета пасхальные яички из цветной бумаги. Давайте заполним корзину и узнаем, какое у вас было на уроке настроение. Если хорошее – желтое яичко, отличное – красное, плохое – синее. 

А теперь для того, чтобы вернуться в настоящее время нам необходимо провести не большой ритуал: давайте зажжём свечу. Свеча – это символ тепла и уюта. Встанем в круг, возьмёмся за руки и глядя на горящую свечу произнесём свои искренние пожелания друг другу по кругу, начинает учитель.

Будьте здоровыми, счастливыми, удачливыми, добрыми, отзывчивыми, внимательными, аккуратными, красивыми, послушными, и самостоятельными!

(Слайд 19)

Пора надежд и возрождения

Опять пришла! Душа поёт!

Так пусть Христово Воскресение

Любовь и счастье принесёт!

Урок окончен, спасибо всем. До свидания.

 

 




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!