Вступительное слово учителя Люди веками использовали множество полезных веществ: поваренная соль, сахар, металлы, каучук. И этот перечень можно продолжить. Однако есть вещества, о вреде которых неустанно повторяют десятки лет. И все-таки их употребляют во всех странах люди разных рас, вероисповеданий и культур. Почему это происходит? Что мы знаем и что надо знать об алкоголе? Как алкоголь влияет на организм в целом и отдельные системы органов? На эти и многие другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить. Демонстрация видеофильма или сообщение ученика Главная составляющая любого алкогольного напитка – этиловый спирт или этанол. Химическая формула – C2H5OH Этанол – ядовитое наркотическое вещество, вызывающее тяжелые заболевания нервной, пищеварительной, кровеносной системы. Различают эндогенный или внутренний спирт, который содержится в организме и участвует в окислении питательных веществ. И экзогенный или наружный спирт, который потребляет человек. 50 мл экзогенного спирта снижает количество эндогенного в 10 раз. Этанол действует на организм как любое другое наркотическое вещество. Схема действия наркотического вещества Защитная реакция организма | Психологическая зависимость | Физиологическая зависимость | Абстиненция («ломка», «похмелье») | Слово учителя Почему человек тянется к рюмке? Существуют различные теории, объясняющие употребление алкоголя. Биологическая Существует 5-7% людей с большим содержание эндогенного спирта (северные народы). При употреблении алкогольных напитков его количество резко снижается и организм требует введения спирта извне. Теория неправильного питания При употреблении пищи, перенасыщенной углеводами, понижается количество эндогенного спирта. Теория социальной псевдоадаптации В период неблагоприятных изменений в обществе или жизни человека, он старается отгородиться от внешнего мира. 4. Теория эмоционального комфорта Каждый человек ищет удовольствия: от работы, спорта, культуры, пьянства. 5.Теория удовлетворения потребностей (физиологические, безопасности, любви, уважения, духовные) 6. Генетическая У ребенка пьющих родителей происходят генетические изменения и не вырабатывается эндогенный спирт. 7. Психологическая Традиции, устои. Влияние алкоголя на организм - на пищеварительную систему; - на сердечно-сосудистую систему; - на нервную систему; - на половую систему Статистические данные Таблица «Потребление алкоголя (в расчете на одного человека в год) в разных странах. 1 6 ,литры 12 8 4 0 Срок жизни укорачивается на 10-15 лет. Несчастные случаи в 35 раз чаще: 50% ДТП, 65% тонущих в воде, 83% пожаров. Ежегодно погибает 6 млн. человек. С пьянством связано 50% преступлений, 75 % детской преступности, 45% детской беспризорности, 96% убийств. Вывод: О вредном влиянии алкоголя на организм, много говорят в средствах массовой информации, пишут в книгах и учебниках. С последствиями пьянства мы встречаемся в повседневной жизни. Пить или не пить – каждый делает выбор для себя сам. Но если сегодняшний урок заставит вас задуматься о собственном здоровье перед тем как взять бутылку пива, будем считать, что урок прошел не зря. | Вопросы лучше всего записать на доске Сформировать понятия «наркотик», «эйфория» Основной акцент сделать на то, что этиловый спирт – это наркотическое вещество. Обратить внимание, что к спиртным напиткам относятся не только водка, но и пиво самых различных марок. Отразить психологические, нравственные, экономические, социальные, генетические аспекты пьянства. Перечень теорий записать на доске. Влияние алкоголя на организм можно продемонстрировать с помощью видеофильма, сообщений учащихся, таблиц по анатомии. Обратить внимание на постепенное привыкание организма к спиртному, в результате чего развивается заболевание – алкоголизм. Указать, что пьянство – одна из причин разрушения семьи, рождения детей- инвалидов. |