Белик Светлана Ивановна
ГОУ ЛНР «Беловодская средняя школа №1»
Интегрированный урок
по математике, окружающему миру и технологии
в 1 классе
«Закрепление нумерации чисел в
пределах 8, составление примеров на сложение.
Упражнения на нахождение пропущенных чисел в
равенствах. Состав чисел 7,8.»
Цель: - закреплять знания учащихся о нумерации чисел в пределах 8, их составе;
- совершенствовать умение считать предметы, развивать умение употреблять порядковые числительные; развивать речевые навыки и мышление, внимательность, наблюдательность, память;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, животным, птицам родного края.
Оборудование: Таблицы для устного счета, карточки с заданиями, предметные рисунки, макет поезда, рисунки с изображением зимующих птиц, животных, сигнальные карточки этапов урока, смайлики, шаблоны для изготовления синички, короны, иллюстрация светлячка, шаблон ягодки рябины, дубового листочка, музыкальное сопровождение,интерактивная панель.
Ход урока
І. Организационный момент
А) Учитель: – Вот звенит для нас звонок.
Начинаем наш урок.
Необычный, непростой,
– Он веселый и крутой.
Гости к нам пришли сюда,
Пожелали нам добра .
К ним сей час мы повернемся ,
Приветливо улыбнемся
И дружно скажем: «Добрый день!»
Дети: – Добрый день!
Учитель: Поприветствовать гостей сумели.
Молодцы! За парты сели.
Мы урок наш начинаем,
Математику изучаем.
.
Б) – Покажите свою готовность к уроку с помощью значков-смайликов.
Я заинтересован уроком
. Я безразличен к уроку
.
Я не желаю работать
.
II. Объявление темы урока, мотивация учебной деятельности.
Вводная беседа учителя по вопросам.
Метод «Кубирование» (на кубе рисунки, условные обозначения)
- Дети, какое сейчас время года?
– Какой последний месяц осени?
- Какое настанет после осени время года?
– Назовите первый месяц зимы.
- По каким признакам узнаем зиму?
– А вы любите путешествовать?
-2-
– Сегодня на уроке мы отправляемся в сказочное путешествие в Лесное королевство математики на веселом поезде.
- А поедем мы на нем для того, чтобы повторить и закрепить наши знания о нумерации чисел в пределах 8, состав чисел; для того, чтобы помочь сказочным обитателям леса. Мы с вами побываем на станциях –
(каллиграфии),
(устного счета),
(помощи),
(отдыха),
(творческой),
( вычислительной),
(таинственной),
(итоговой).
(на интерактивной панели только эмблемы этапов урока).
III. Повторение изученного материала.
1. Каллиграфическая минутка.
- Начнём наш дорогу со станции «Каллиграфической»
– Какое сегодня число? (16)
- Мы еще не изучали двухзначные числа, то скажите, сколько будет, если сложить эти числа (7). Эта цифра и будет нашей каллиграфической минуткой.
- Из каких элементов состоит число 7 ?
(Семь состоит из волнистой горизонтальной линии, длинной наклонной линии и короткой горизонтальной линии).
– Расскажите все об этом числе.
Дети рассказывают: ( Число 7 стоит после числа 6 и перед числом 8, соседи числа 7 – 6 и 8, оно больше 6 на 1 и меньше 8 на 1, в неделе 7 дней и радуге 7 цветов и др.….)
- Пишем в воздухе, затем 1 строчку в тетради.
«Конкурс красавиц»
– А теперь давайте проведем «Конкурс красавиц». Обменяйтесь тетрадью с соседом по парте, и среди написанных цифр выберите ту, которая станет королевой каллиграфической минутки и нарисуйте над ней корону.
– Вот такие короны
сегодня будете получать и вы, за правильно выполненные задания на уроке.
2. Устный счет.
– Но наш поезд еще не готов, чтобы уехать. Нам нужно правильно назвать номера вагонов, которые будут уезжать.
-Я называю пример, а вы поднимаете номер карты с правильным ответом.
(1 ученик выставляет вагоны на обратной стороне доски, дети показывают карточки с ответом и выкладывают на партах цифры; за правильный ответ ребенок получает корону).
- К 6 прибавить 2(8);
- какой вагон предшествует вагону 2?(1);
- соседи вагона 5 (4 и 6);
- какой вагон следует за вагоном 2(3);
- найдите сумму чисел 3 и 2(5);
-3-
- какое число находится между числами 6 и 8(7);
- 1 плюс 1(2)?
( Учитель называет, а дети проверяют, поднимают сигнальную карточку зеленого цвета, у кого ответы правильные и получают корону)
8 1 4 6 3 5 7 2
– И получился у нас состав поездов не простой, а цифровой. Но поезд не может отправиться, надо все вагоны расставить по порядку, начиная с самого маленького.
- Запишите, пожалуйста, в своих тетрадях цифры по порядку, начиная с меньшего , а один ученик расставляет вагончики по порядку у доски.
( Все учащиеся записывают в тетради – записывают числа от 1 до 8, один ученик работает у доски).
1 2 3 4 5 6 7 8
- Какое наименьшее число в натуральном ряду?(1)
- А какое следующее? (2)
– Как получить следующее число? (1+2), предыдущее (1+1)?
- Назовите все числа от 8 до 5; от 2 до7.
- Молодцы, хорошо справились. Наш поезд начал свое путешествие.
Все: – Рельсы-рельсы,
- Шпалы -шпалы,
- Едет поезд запоздалый.
- Ехать вместе веселей,
- Покупай билет скорей!
- Мы вагончик прицепили,
-Пассажиров посадили.
-Ту-ту-ту зовет гудок,
- Отправляемся ,дружок!
( Сопровождается музыкой, дети поют вместе с учителем)
– Приехали!
3.Наша станция «Помощь».
- Мы выполним упражнения на развитие внимания, повторим состав чисел.
– Вот мы приехали на следующую остановку в лесную школу, где занимаются птицы.
– Какие вам знакомы? (Работа с картинками птиц).
– Какие из них остаются у нас зимовать, а какие улетают в теплые края?
– А возможно, это те птички, которым мы недавно помогли в нашей акции «Помощь птицам», где вы вместе с родителями сделали кормушки и развесили их возле своих домов.
– Одна из этих птичек загадает вам о себе загадку:
«Желтую грудочку имею и за день столько съедаю сколько сама вешу.» (Синичка).
- А что вы знаете, детки, об этой птичке? ( Ответы детей)
– Вот, что она о себе рассказывает:
«У меня желтая рубашка, черный галстук, зеленоватая спинка. Я очень подвижная. Острым клювом я достаю из трещины на деревьях насекомых, личинок. Зимой я люблю семена проса, овса, крохи хлеба, кусочки сала»
-4-
– Итак, чем мы можем помочь зимой птицам? (Ответы детей).
– Но наша синичка числа здесь оставила и попросила их прочесть. Чтобы ей помочь,
нужно состав числа найти.
- Давайте поможем нашей синичке и в тетрадях самостоятельно напишем состав числа.
Мальчики: состав числа 7.
7 7 7
6 1 5 2 3 4
Девочки: состав числа 8.
8
8 8 8
7 1 6 2 5 3 4 4
Проверка: – Наша синичка летела и ягодку рябины уронила.
( Тот ученик/ученица, на парту которого/ой падает ягодка читает состав числа , записанный в тетради).
4. Станция "Отдых". ( Сопровождается музыкой, дети поют вместе с учителем)
– Отправляемся дальше в путешествие.
Все: – Чук-чук-чук-чук
- Поезд едет-ух-ух
– По горам, по степям.
– По русским лесам.
- Следующая станция "Отдых".
Физкультминутка (с выполнением упражнений под музыку).
Танцевальные упражнения
Каждый день у нас, ребятки,
Начинается с зарядки.
Сделать нас сильней немного
Упражнения помогут.
Раз-два? едва
Наклонилась голова
Что у нас по сторонам?
Очень интересно нам!
Наклоним ее вперед,
А назад сама пойдет.
И еще круг большой
Сделаем мы головой.
Мы на плечи переходим,
Вверх и вниз плечами водим.
А теперь вперед, назад
- Получилось у ребят!
- 5-
А потом попеременно,
Это необыкновенно!
И еще разок по кругу,
Можно улыбнуться другу.
- Отправляемся дальше в путешествие.
Все: – Рельсы-рельсы,
- Шпалы -шпалы,
- Едет поезд запоздалый.
- Ехать вместе веселей,
- Покупай билет скорей!
- Мы вагончик прицепили,
-Пассажиров посадили.
-Ту-ту-ту зовет гудок,
5.Изготовление синички по шаблону.
– Наш поезд притормаживает на станции «Творческой».
- Нашей синичке очень одиноко, поэтому давайте, малыши, попробуем
изготовить с вами по шаблону синичек – подружек для нашей пернатой гости.
(Дети под руководством учителя по шаблону изготавливают птичку, работа сопровождается музыкой).
– Детки, посмотрите сколько синичек слетелось к нам на урок и вместе с нами продолжают путешествовать (поднимают птичек вверх, демонстрируя их).
– Наше путешествие продолжается.
Все: – Чук-чук-чук-чук
- Поезд едет-ух-ух
– По горам, по степям.
– По русским лесам.
– Ой, а кто это здесь плачет? Это Котик, потому что вы не справляетесь с равенствами. Вам нужно подобрать такие числа, чтобы равенство было верным.
6. Следующая наша остановка – это станция «Вычислительная».
1. -Ребята, перед каждым из вас лежит карточка с примерами. Вам нужно подобрать и вставить в пустое окошечко число, при сложении которого, получите записанный уже ответ. Работаем по рядам.
І ряд – 1-й вираз : 7+ 1=8 ІІ ряд – 2-й вираз : 2+1=5
ІІІ ряд -3-й вираз: 4+3=7
Самопроверка по записи на доске.
- Примеры записаны на доске, на правильный ответ упал осенний листик и прикрыл его. -Давайте проверим и откроем наши примеры.
-6-
(Ученик каждого ряда читает пример, записанный в тетради, а остальные проверяют).
2.Сравнение чисел.
– Но кто это здесь стучит? Кто спорит? А это белочки выражения вычисляют. Надо им помочь. Задание на доске.
3+2 5 + 2 4+2 6-3 6-1+2
Дети записывают в тетради примеры на сложение и вычитание с комментированием.
– Мы справились и с этой задачей, двигаемся дальше.
Все: – Рельсы-рельсы,
- Шпалы -шпалы,
- Едет поезд запоздалый.
- Ехать вместе веселей,
- Покупай билет скорей!
- Мы вагончик прицепили,
-Пассажиров посадили.
-Ту-ту-ту зовет гудок,
- Отправляемся ,дружок!
8. Минутка интересного.
- Вот мы и подъехали к станции „Тайна”.
Чтение рассказа В.Приходько „Живые фонарики”.
- Однажды засиделся я с удочкой допоздна. Но что это?
Из темноты передо мной светились два глаза!
Подошел я поближе и чуть не расхохотался. Оказалось, что в траве зажгли свои фонарики жучки-светлячки.
Через неделю пришел я снова к озеру на ночлег. Жучки-светлячки горели уже не так ярко, как в прошлый раз.
Утром пошел затяжной дождь и испортил всю рыбалку. Не понял я тогда, что жучки предупреждали меня о непогоде. Ведь перед солнечным днем жучки-фонарики светят ярче, а перед непогодой тускнеют.
Беседа по содержанию.
– О какой тайне вы узнали из рассказа?
- Кто такие "Живые фонарики?"
- Оказывается, дети, что птички, животные, букашки о нас с вами заботятся и иногда предостерегают нас с вами от разных неприятностей.
Все: – Чук-чук-чук-чук
- Поезд едет-ух-ух
– По горам, по степям.
– По русским лесам.
-7-
VI. Итог урока.
- Вот наш с вами сказочный поезд прибыл на станцию "Итоговую".
– Покажите мне свое настроение на конец нашего урока.
– Вам понравилось наше путешествие по лесному королевству математики?
- Мы прощаемся со сказочным лесом, с веселым влечением, с королевством математики.
– Или на всех станциях мы успели побывать?
- Посчитайте свои короны и кто больше всех получил корон? (Дети называют)
- Оказывается, вы являетесь у нас настоящими королями и королевами страны математики. Я обмениваю ваши короны на одну большую корону.
- Благодарю вас, дорогие детки, за отличную, плодотворную работу, а вам, уважаемые гости, за внимание и поддержку.
Наш урок окончен.
-8-