Экскурсия по школьному музею
«Наш земляк ветеран Великой Отечественной войны и герой литературного произведения Вениамина Васильевича Тихомирова « Подвиг «Тумана»»
Цель: Цель: повышать уровень духовно-нравственного развития, формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, сохранение памяти о подвигах защитников Отечества, воспитание патриота малой Родины.
Музей в школе №5 был создан в 2003году .
Начало музею положила работа по краеведению учителя русского языка и литературы Покосенко Г.Е., систематизировала материал и возглавила работу поисковых групп Васильева В.А.
Одна из экспозиций посвящена нашим землякам, участникам Великой Отечественной войны.
Один из экспонатов посвящен Егунову Дмитрию Капитоновичу ветерану Великой Отечественной войны и герою литературного произведения Вениамина Васильевича Тихомирова « Подвиг «Тумана»»
11.10.1915-21.04.2000гг.
Воевал на Северном флоте, в Заполярье. Служил на корабле «Туман». Командир кормового орудия. Закончил службу на Тихоокеанском флоте. В общей сложности отдал Родине 10 лет службы. Награды: Орден отечественной войны первой степени, медаль Нахимова, медаль Жукова, медаль «За отвагу», медаль «За победу над Германией», медаль «За победу над Японией»
Проходя мимо острова Кильдин, корабли Краснознаменного Северного флота приспускают флаги и дают протяжный гудок. 69°33'6" северной широты и 33°40'20" восточной долготы — координаты места, где 10 августа 1941 года геройски погиб сторожевой корабль «Туман».
Задача1. До войны это был рыболовный траулер РТ-10 «Лебедка» водоизмещением около 1000 т. Его максимальная длина — 55 м, ширина — 9,06 м при средней осадке 4,15 м. Имея двигатель 700 л. с., он развивал скорость 10 узлов . С 1931 года десять лет на «Лебедке» ловили рыбу в Баренцевом море и Северной Атлантике.
В первый же день войны РТ-10 был мобилизован и переоборудован в сторожевой корабль «Туман». С него сняли часть промыслового оборудования и установили две 45-мм пушки — на полубак и кормовую надстройку. На крыльях мостика разместились два зенитных пулемета «максим». На корме, у самого среза гакаборта, установили стеллажи с глубинными бомбами и дымовые шашки.
Задание : Узел - это единица измерения скорости на воде и равна 1 миле в час, другой вопрос, какому расстоянию равна миля, поскольку они бывают разные. Но принято считать что один узел это 1,85 км/ч.
Переведите скорость сторожевого корабля из узлов в км/ч
Задача 2. С 4 по 10 августа 1941 года "Туман" находился в дозоре и курсировал от мыса Цып-Наволок до острова Кильдин. Этот район находился в зоне действия нашей авиации и простреливался береговыми батареями. Медленно текли будни сторожевой службы. Каждый день в корабельном журнале появлялись новые записи: "Обнаружена подводная лодка противника. Сброшено десять глубинных бомб". "С оста появились два самолета противника. Выпущено по 8 снарядов каждым орудием".
Задание: Расстояние от мыса Цып-Наволок до острова Кильдин 50,9 км. Найдите масштаб карты.
Задача3 отрывок из книги В.В. Тихомирова «Подвиг «Тумана»»
«Сквозь открытый иллюминатор донесся нарастающий гул самолетов.
- Юнкерсы! - Шестаков первым бросился к выходу.
Когда командир и комиссар выскочили на верхнюю палубу, пулеметчики уже вели огонь по самолету, внезапно появившемуся из-за скал.
- Правее! Правее! - кричал лейтенант Рыбаков, не отрывая глаз от бинокля. - Еще правее! - и он поспешил на левое крыло мостика к пулеметчикам. Но было уже поздно. Промчавшись почти над самыми мачтами, самолет скрылся за многогорбыми сопками. С «Тумана» он наблюдался всего лишь несколько секунд.
- Эх, упустили фашиста! - сказал, обращаясь к пулеметчикам, Рыбаков. - А как низко шел, - и он огорченно махнул рукой.
Артиллеристы «Тумана» даже не успели открыть огонь. На кормовом орудии снаряд так и остался в руках у заряжающего Тимофея Мироненко. Досылать его в ствол было уже поздно. Цель скрылась.
- Разве так подают снаряды! - выговаривал командир кормового орудия старшина 2-й статьи Дмитрий Егунов подносчику Петру Ефанову. Его светло-серые глаза блестели холодной сталью. - Тут, Ефанов, некогда прохлаждаться, каждая секунда на вес золота. Быстрота и разворотливость! Одна нога здесь, другая - там. Вот так! - И старшина, ловко схватив из ящика снаряд, быстро подбежал к пушке. - Заряжай! - крикнул он и снова обратился к Ефанову: - А ты? Будто не завтракал сегодня. Медленнее черепахи двигаешься. Так воевать нельзя!
К артиллеристам подошел комиссар Стрельник.
- Правильно, Егунов, так воевать нельзя. Фашисты ждать не будут, пока мы в них стрелять соберемся. Скорость самолета вон какая. Опоздать на секунду - значит упустить врага. А он за это время по кораблю бомбами ударит.
- Уж очень мала она, эта самая секунда, товарищ комиссар, - сказал Мироненко, щурясь от яркого солнечного света. - Никак ее и не поймаешь. Моргнул глазом - вот тебе и секунда!
Заряжающий говорил тихо, не спеша, мешая русские слова с украинскими. Стараясь, чтобы его лучше поняли, сопровождал свою речь жестикуляцией. Руки у него были подвижные, как у дирижера.
- Это верно, Мироненко, - улыбнулся комиссар. - Давайте посчитаем, займемся немного бухгалтерией.
Матросы недоуменно переглянулись. Но старшина Егунов, видимо, догадался, о чем пойдет речь. Его румяное лицо расплылось в широкой улыбке.
- Какова средняя скорость современных самолетов? Ну, вот хотя бы того, что сейчас пролетел? - начал комиссар.
- Около шестисот километров, - ответил раньше других старшина Егунов.
- Значит, шестьсот километров в час? - повторил Стрельник. - А если перевести в минуты?.. Ну, кто быстрее подсчитает?
-……………………….,…..! - выкрикнули одновременно несколько голосов.
- А в секунду?
Наступило короткое молчание.
- Около ………………………., - подсказал комиссар. - А теперь посмотрим, какова ширина залива в том месте, где мы сейчас идем.
- Не больше двух километров, - робко произнес молчавший до сих пор Ефанов.
- И сколько же времени потребуется самолету для того, чтобы пролететь над заливом, обстрелять нас и сбросить бомбы? Оказывается, всего лишь около……………….. Представляете себе, что это такое? Не успеешь до двадцати сосчитать - и десять секунд пролетели. Понятно?
Никто не проронил ни слова.
- Вот, товарищи, что такое для нас с вами секунда. Ну как, Мироненко?
- Вроде бы ясно теперь, что она за птичка-невеличка, эта секунда.
- Запомните это, товарищи. Мы обязаны научиться действовать так, чтобы с толком использовать каждую секунду. От этого будут зависеть наши победы в боях, - комиссар оглядел обступивших его моряков и укоризненно покачал головой: - А что получилось сейчас? На секунду опоздал наблюдатель, на две - подносчик, на три - заряжающий... А самолет за это время успел пролететь над кораблем. А как низко шел! Чуть за мачту не зацепился. Влепить бы ему как следует, чтоб другим неповадно было. А мы упустили... Так воевать нельзя, моряки!..»
Задание: прочитать текст, заполнить пропуски
отрывок из книги В.В. Тихомирова «Подвиг «Тумана»»
«Командир орудия старшина Егунов после каждого выстрела приговаривал:
- На, сволочь, получай!.. Вот тебе еще гостинчик, Адольф проклятый!..
- Эх, бить так бить гадов! - кричал подносчик снарядов Петр Ефанов.
Возле вражеских кораблей выросли водяные султаны.»
В 4 часа 25 минут СКР "Туман" обнаружил три эсминца противника. "Туман" отвернул влево, увеличив ход, с расчетом подойти ближе к своим береговым батареям. На корабле была сыграна боевая тревога и дано донесение в базу.
Эсминцы резко увеличили ход и пошли на сближение. Когда расстояние сократилось до 25 кабельтов, они открыли огонь из шести орудий (по два с каждого корабля). Первый залп лег с перелетом, но им была сбита радиоантенна. "Туман" круто повернул вправо и поставил дымовую завесу. Один снаряд второго залпа попал в центральную часть а, третий залп накрыл корму корабля. Взрывная волна сбросила кормовое орудие за борт. Был перебит штуртрос рулевого управления. На корабле начался пожар. Эсминцы буквально расстреливали беззащитное судно.
Последующими залпами эсминцев была снесена дымовая труба, разбиты мостик, рулевая рубка и полубак. Корабль потерял управление и лишился хода. Был убит командир, комиссар, несколько офицеров и матросов. Пламя разрасталось и приближалось к стеллажам с глубинными бомбами.
В 5 часов 30 минут с корабля были спущены шлюпки, на которые едва успели разместить раненых и эвакуировать остальных членов экипажа. Вскоре корабль начал быстро крениться на правый борт и в 5 часов 50 минут затонул. Из 52 человек экипажа на двух шлюпках спаслись 37 человек.
Задание: найти процент спасшихся матросов.
Задание: Перевести 25 кабельтов в метры, километры. Округлить до целого
1 кабельтов равно 219,456004 метра . 1 метр равно 0,004557 кабельтов.